Мягкий знак в именах существительных, оканчивающихся на шипящий звук.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный урок русского языка представлен с презентацией. Используется в 3 классе. В основе урока положен личностно-ориентированный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мягкий знак в именах существительных, оканчивающихся на шипящий звук. | 537.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мягкий знак в существительных, оканчивающихся на шипящий звук. (3 класс)
Задачи:
Научить учащихся применять правило правописания мягкого знака на конце существительных после шипящих;
Составить алгоритм правописания существительных с мягким знаком на конце после шипящих;
Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;
Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.
Ход урока.
Организационный момент.
- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. А что вы знаете об этих людях. Чем они занимаются? Мы с вами тоже будем открывать тайны РУССКОГО ЯЗЫКА.
Начнем с определения темы урока. Она прячется в стихотворении. Мой голос слушайте внимательно.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На «отлично» напишу.
- Вопрос: какие согласные встречаются чаще других?
Верно (ж, ш, ч, щ) Давайте вспомним всё, что вы о них знаете.
СЛАЙД- 1, 2. (презентация)
II. Минутка чистописания. На минутку чистописания запишите эти буквы, но в соединении с теми буквами, с которыми они «Дружат», т.е. с которыми могут стоять. Думай, каким соединением нужно их соединять.
Наш урок мы продолжаем,
Тему дальше развиваем.
Актуализация знаний.
СЛАЙД- 3.
Знакомимся дальше с сюрпризами шипящих звуков.
СЛАЙД -4
- Прочитайте слова, подумайте, что общего у этой группы слов?
(имена существительные, оканчиваются на шипящий)
- Какое слово «лишнее»? Почему? (сущ.,-сущ., на шипящ.,-на шипящ.,) !!! – РОД. (щелчок)
СЛАЙД – 5
-Давайте уточним, у какого рода пишется Ь? (ж.р.)
У существительных какого рода мягкий знак НЕ пишется?
Первичное закрепление.
-Да, ребята, вы действительно правы. В этом вы убедитесь выполняя следующие задания.
Пользуясь правилом, выполним задание. СЛАЙД - 6
- Прочитайте слова на доске: вещи, плащи, овощи, броши.
- К какой части речи они относятся?
- В каком числе стоят? (Существительные множественного числа).
- Образуйте от них имена существительные в единственном числе и распределите их в два столбика.
м. р. ж. р.
… …
-Взаимопроверка. Укажите своему партнеру на ошибки, если они есть. Расскажите, каким правилом вы пользовались, чтоб не допустить ошибок.
Физминутка.
Потрудились – отдохнём,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаём,
Выполним движения.
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.
Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.
Зрительный диктант.
- Тренируем свою фотографическую память.
Презентация «Зрительный диктант»
- Ребята, внимательно вчитайтесь ещё раз предложения, которые вы написали. Как бы вы их назвали? Подумайте над их смыслом дома и обсудите их с родителями.
- Скажите, глядя на зрительный диктант, что вы можете рассказать о роли «Ь»?
- Спасибо! СЛАЙД – 7.
-А о какой еще функции «Ь» вы узнали? (Щелчок)
Упражнения для закрепления. (Дифференцированное задание)
Тему урока все поняли?
Ответьте с помощью нескольких слов
Из ваших карточек разных цветов.
Главное, правило вспомните!
Белая карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Желтая карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
Розовая карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.
- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.
Проверка (Ответ – у 3-х карточек одинаковый)
VIII. Обобщение.
- Ребята, какое важное ОТКРЫТИЕ вы сделали?
- Значит, когда на конце существительных после шипящих пишется Ь?
СЛАЙД – 5 (назад, повтор)
IX. Рефлексия.
- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся смайликами, которые лежат у вас на партах. Подумайте, что вы сегодня испытываете после урока.
1. Если было интересно, вы сделали для себя открытие на уроке – «открытие»
2. Если развеялись сомнения, появилась уверенность –
«удача, уверенность»
3. Если не разобрались в теме, трудности – «тревога!».
Встаньте и прикрепите свой смайлик под соответствующим флагом.
-Спасибо за работу! Я вижу, основная часть класса уходят уверенными в себе.
- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.
X. Оценивание. Д.з.
- Пользуясь словарями, найти 10 слов –сущ., соответствующих нашему сегодняшнему открытию, подписать над каждым из них РОД, выделить орфограмму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...
Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Открытый урок русского языка с применение технологии проблемного обучения...
урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"...
Правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих
урок с использование ЭОР...
«Правописание мягкого знака в именах существительных женского рода на шипящий».
Конспект урока по русскому языку. Целью урока является знакомство учащихся с правописанием имен существительных женского рода, заканчивающихся на шипящий, учить пользоваться правилом учебника (с опоро...
урок русского языка "Написание мягкого знака в именах существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящую."
знакомство с новым правилом – письмо мягкого знака в именах существительных мужского и женского рода...