Конспект урока русского языка «Словосочетание» (УМК "Перспектива"4 класс)
материал по русскому языку (4 класс)

Останина Алена Юрьевна

Цель: повторение темы «Словосочетание», умение выделять словосочетания из предложения.

Тип урока: повторение пройденного.

Планируемые результаты:

- устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании;                 

- находить словосочетания в предложении;                                                                             

- выделять главное и зависимое слово в словосочетании.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с тестом, карточки с алгоритмом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 11.11.2019                                                                                                              ФИО учителя: Сафонова Луиза Фуатовна

Школа: МОУ «Береговская СОШ»                                                                                ФИО студента: Останина Алена Юрьевна

Класс: 4А                                                                                                                           ФИО методиста: Кошкарова Л.С..

Кабинет: 9        

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Словосочетание»

Цель: повторение темы «Словосочетание», умение выделять словосочетания из предложения.

Тип урока: повторение пройденного.

Планируемые результаты:

- устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании;                  

- находить словосочетания в предложении;                                                                              

- выделять главное и зависимое слово в словосочетании.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с тестом, карточки с алгоритмом.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1мин

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, подарите и мне свои улыбки

Учащиеся готовятся к уроку

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

II. Актуализация знаний и мотивация

5 мин

Начать наш урок мне бы хотелось со стихотворения Сабира Абдуллы.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь ограды цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре-

Выучи русский язык!

- К чему призывает нас автор стихотворения?

-  Для чего мы должны учить русский язык?

- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотным.

- Поднимите руки, кто из вас хочет быть грамотным?

Предполагаемые ответы

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

III. Постановка учебной задачи

5 мин

Продолжаем наш путь по ступенькам к грамотности. Проведем орфографическую разминку.

На доске слова с пропущенными буквами. Ваша задача- определить пропущенную букву, называя орфограмму.

Слова:  Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

Задание: из первых букв данных слов составьте слово, тему нашего урока.

- Итак, тема нашего урока «Словосочетание».

Прочитайте предложение с доски.

- Тяжёлая туча закрыла небо.

- Спишите это предложение и выпишите из него словосочетания.

Какие словосочетания вы записали?

- У кого другой ответ?

- У нас получились разные ответы, с чем мы столкнулись?

Если сталкиваемся с затруднением, что нужно сделать?

Какое задание было дано?

- Раньше мы выписывали словосочетания из предложения?

- Почему же мы столкнулись с затруднением?

Значит, какую цель мы должны поставить перед собой на урок?

Итак, цель нашего урока: вспомнить, что такое словосочетание, вспомнить как находить словосочетание в предложении и развивать умение находить словосочетания в предложении.

Дети работают устно, учитель пишет на доске

Дети читают предложение и выписывают словосочетания

с затруднением

остановиться и подумать

мы забыли как находить словосочетания в предложении

повторить, что такое словосочетание и потренироваться находить словосочетание в предложении

IV. Открытие нового знания

Физминутка

8 мин

1 мин

Что же такое словосочетание?

Послушаем что об этом говорит профессор Самоваров. Откроем страницу учебника 86 нам прочтет вслух…..

Послушайте стихотворение о словосочетании.

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный - без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет

К зависимому слову,

И никогда - наоборот,

Запомни как основу.

- Это стихотворение позволяет нам вспомнить, что мы уже знаем о словосочетании.

Предлагаю вам вспомнить алгоритм « Как найти словосочетание в предложении». Предлагаю поработать в группах. Перед вами шаги алгоритма, но они все перепутаны. Ваша задача- составить алгоритм верно.

  1. Прочитай предложение.
  2. Найди в нем подлежащее и сказуемое.
  3. Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.
  4. Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.
  5. Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.
  6. Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.

Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием?

Посмотрим, как работает этот алгоритм. Вернемся к предложению.

Тяжёлая туча закрыла небо.

Порассуждаем по алгоритму. Найдите подлежащее и сказуемое.

Будет ли это словосочетанием? Почему? Какой второстепенный член относится к подлежащему?

Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену

Какой второстепенный член относится к сказуемому?

Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену

Как вы думаете, если какой-то шаг алгоритма пропустить, получиться правильно найти словосочетание?

Каждый шаг в алгоритме важен. Выполняем шаги алгоритма только в нужной последовательности.

Давайте немного отдохнем!

Если я называю словосочетание, вы хлопаете в ладоши. Если это не словосочетание, то топаете ногами.

Ненастная погода. Пришли гости. Дети играют. Золотая осень. Весело смеются. Снежинка. Льет дождь. Разноцветные листья. Школа. Падают медленно.

Это соединение слов, связанных друг с другом по смыслу.

Ученик читает определение

Слушают стихотворение

Работают в группах

Проверка у доски

Это главные члены, они образуют отдельное предложение

Туча закрыла

Тяжелая

туча (какая?) тяжелая

небо

закрыла (что?) небо

Выполняют движения

Умение выделять информацию, смысловое чтение с анализом частей,

строить высказывание,

обосновывать мнение, выполнять учебные действия , самопроверку по эталону

V.Первичное закрепление во внешней речи

5 мин

Задание: составить и записать предложения, выписать словосочетания. ( Дети у доски )

  1. С, снежинки, неба, падали, легкие.
  2. В, парке, замела, золотая, дорожки, осень.
  3. Поздней, льют, холодные, осенью, дожди.

Работают у доски

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

7 мин

Работа в парах по учебнику с.52 упр.74.

Задание: определить границы предложения , выписать только словосочетания  имен существительных с именами прилагательными.

У кого все сделано так, как мы проверили, поставьте знак +, у кого допущены ошибки – минус.

- Поднимите руки, у кого +. Какой вывод делаем?

Поднимите руки, у кого -. Какой вывод делаем?

Проверка у доски в паре.

мы умеем правильно находить словосочетания

Нам нужно еще потренироваться в нахождении словосочетаний

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

VII. Включение в систему знаний

4 мин

Вы работали в парах, а теперь предлагаю самостоятельно выполнить тест.

ТЕСТ

Обведите правильный ответ

1.Словосочетанием называется….
а) соединение слов, связанных друг с другом по смыслу

б) слова, отвечающие на один и тот же вопрос.
2.
Найди словосочетание
а) глубокое ущелье
б) прилетели грачи
3
. Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
а) сижу и слушаю
б) дальняя дорога
4.Найти словосочетание.

а)тихо падают

б) На прогулке

5 .Являются ли словосочетанием главные члены предложения

а) да

б) нет

Проверка теста вслух

- Кто при выполнении теста не допустил ошибок?

Самостоятельно выполняют тест

Проверка теста

VIII. Рефлексия деятельности            (по продукту)

3 мин

Наш урок заканчивается, подведем итоги. Вспомним, какую цель ставили в начале урока?

- Достигли мы поставленных целей?

- Почему вы считаете, что мы достигли поставленных целей?

- Было ли для вас полезным повторение данной темы?

- Где вам пригодятся знания, полученные на уроке?

Что же такое словосочетание? Как найти словосочетание в предложении?

 Оцените свою работу.

Руки вверх–все понятно, трудностей не возникало.

Руки перед грудью –все понятно, но возникали небольшие трудности.

Руки опущены –нужна помощь учителя.

Какие трудности возникли…?

Домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 89-90.

- Урок окончен. Всем спасибо за работу.

При выполнении заданий к упражнению, в диктанте

Оценивание учащихся.

ЛУУД: формирование основ оптимистического восприятия мира; формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Словосочетание" 4 класс

Урок русского языка "Словосочетание" 4 класс разработан с применением ИКТ. Урок построен с учетом формирования ключевых компетенций учащихся....

Урок русского языка.СЛОВОСОЧЕТАНИЕ 3 класс

Педагог: Клопова Алия ВакильевнаТип урока:  изучение нового материала.Цель: - развитие умения устанавливать связь слов в предложении путём постановки вопроса от данного слова к другому, формирова...

Конспект урока русского языка "Словосочетания" - 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Урок по теме для расширения кругозора учащихся. Цель урока: учащиеся смогут научится отличать словосочетания от сочетаний слов ....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме слово и словосочетание

Цель урока:                          - расширение понятийной базы - знакомс...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Связь слов в словосочетании. Согласование»

Тема: «Связь слов в словосочетании. Согласование»Цель: создать условия для усвоения знаний детей о связи слов в  словосочетании, формирования умения определять тип связи согласование....

Конспект урока русского языка в 4 классе для обучающихся с ОВЗ. Тема урока: «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими косвенный объект».

Конспект урока русского языка в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (обучающиеся с нарушенным слухом).  Тип урока: урок изучения и закрепления новых знанийЦели урока:  - Составлять предложение, с...

Технологическая карта урока Русского языка «Словосочетание" (4 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: обобщение знаний обучающихся о словосочетании и умение выделять и находить словосочетание в предложенииЗадачи урокаДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о словосоч...