Конспект урока по русскому языку "Суффикс" + презентация к конспекту
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
1. Тема урока: Суффикс.
2. Тип урока: Урок открытия нового знания.
3. Цель: актуализировать знания о части слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Ввести понятие «суффикс».
4. Задачи:
Образовательные: «открыть» с детьми, что суффикс – это часть слова, его основные признаки: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем.
Развивающие: развивать у детей чувство слова, мышление, внимание, наблюдательность, умение анализировать; формирова УУД.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к новому учебному материалу, способам решения новой языковой задачи.
5. Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_suffiks_2klass.docx | 403.62 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_po_teme_suffiks_2kl.pdf | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Программа «Перспектива», Русский язык 2 класс, 2 часть.
1. Тема урока: Суффикс.
2. Тип урока: Урок открытия нового знания.
3. Цель: актуализировать знания о части слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Ввести понятие «суффикс».
4. Задачи:
Образовательные: «открыть» с детьми, что суффикс – это часть слова, его основные признаки: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем.
Развивающие: развивать у детей чувство слова, мышление, внимание, наблюдательность, умение анализировать; формирова УУД.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к новому учебному материалу, способам решения новой языковой задачи.
4. Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями.
5. Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | - Приветствие учеников: (слайд 1) - Здравствуйте, дети! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. |
2. Проверка домашнего задания | - Кто подскажет, какое домашнее задание я вам задавала? - Давайте проверим, как вы его выполнили. | Отвечают. |
3. Орфографическая пятиминутка | – Ребята, предлагаю вам отгадать несколько загадок, а ответы записать в тетради. (слайд 2) ПОЯВЛЯЮСЯ ПОСЛЕ КАЖДОЙ ЗАГАДКИ) Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В тёплый край не улетаю, Здесь, под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей). Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Зовут её… (ворона). По полю скачет – Ушки прячет, Встанет столбом – Ушки торчком. (Заяц.) Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь Этот зверь лесной… (медведь). Хоть он совсем не хрупкий, А спрятался в скорлупку. Заглянешь в серединку – Увидишь сердцевинку. Из плодов он твёрже всех, Называется… (орех). Среди поля голубого – Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тут ходит, Землю – матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну конечно, это… (солнце). – Молодцы! Вы смогли отгадать все загадки, а теперь давайте обозначим во всех словах корень и попробуем подобрать к ним однокоренные слова. – Хорошо. Сейчас вам нужно будет составить предложение с одним из этих слов и записать в тетрадь. | – Записывают слова, устно выделяют корни и подбирают однокоренные слова. Записывают предложение с одним из слов. |
4. Актуализация прежних знаний | - Скажите, какие части слова мы с вами уже знаем? (слайд 3) - Что вы знаете о корне?
- А что знаете о приставке? - Верно. Молодцы! | - Корень, приставка. - Корень – это общая часть родственных слов, главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. - Приставка - это морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Приставка находится перед корнем. |
5. Постановка познавательной задачи урока | - А теперь запишите слова: лес, перелесок, лесок, лесник, подлесок. (слайд 4) - Разберите данные слова по составу. - Все ли части слова вы выделили? - Почему не смогли? - На какой вопрос же нам предстоит ответить? - Итак, тема сегодняшнего урока: суффикс. (слайд 5) | Записывают в тетрадь. Разбирают слова: лес, перелесок, лесок, лесник, подлесок. - Нет. - Потому что появилась часть слова, которую мы ещё не учили. - Как называется эта часть слова, какое оно имеет значение, как обозначается? |
6. Открытие «нового» знания | - Давайте попробуем составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения. Прочитайте пары слов на экране. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. (слайд 6) На доске: Слон и слонёнок. Лось и лосёнок. Орёл и орлёнок. Коза и козлёнок. - Давайте выделим корень в данных словах. - Где находится новая часть слова по отношению к корню? - А как вы думаете, для чего она нужна в слове? - Эту часть слова мы будем называть «СУФФИКС». - Что же мы называем суффиксом? Попробуйте сформулировать правило про новую часть слова. (слайд 7) - Обратите внимание, как будем обозначать суффикс – вот таким «уголком». (Можно показать-нарисовать на доске). | Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнок-). (корни: слон; лось – лос; орел – орл; коз) - После корня. - Для образования новых слов. - Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. |
7. Физминутка | - (слайд 8)Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись, И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | - Делают зарядку. |
Первичное закрепление | - Сейчас предлагаю выполнить задания, данные в учебнике на с. 62-63. Делаем первое упражнение. Кто пойдёт к доске? Остальные вместе с нами выполняют в своих тетрадях. У нас есть первое слово (показать – тигр), соединяем его с данным суффиксом. Что у нас получилось? Правильно, тигрёнок. Записали. Суффикс в словах выделяем обязательно. Продолжаем… (так все слова) Хорошо. Молодцы. Теперь давайте перейдём к следующему упражнению. Какое слово нам предлагают? (Дом) Давайте рассмотрим, как данное слово может преобразоваться, если к нему добавить суффикс. Прочитаем части этого слова (указать на первый овал со словом). Дом и Ик. Что у нас получилось? Правильно, домик. (С другими словами аналогично.) - Какие суффиксы мы с вами выделили? - Суффиксы – ёнок-, -онок- помогают образовывать слова – названия детёнышей; суффиксы -ик-; -ин-; -ищ-; -ишк- указывают на размеры предмета (маленькие и большие). (слайд 9) - Следующее упражнение 3 ученика по очереди по одному слову выполняют у доски, остальные записывают в тетрадь. Упражнение 84. (слайд 10) | - 1 упр: тигрёнок, котёнок, слонёнок, страусёнок, мамонтёнок. - дом 2 упр: домик, домище, домишко, домина -ёнок-; -ик-; -ин-; -ищ-; -ишк- 3 ученика работают с комментированием у доски. Барабан – барабанщик; труба – трубач, гитара – гитарист. |
9. Итог урока | - Итак, ребята, давайте подведём с вами итоги урока. - С какой частью слова мы познакомились? - Посмотрим, что вы уже сейчас знаете о суффиксе? На карточках, которые лежат у вас на столе, нужно подчеркнуть только правильные ответы. (В нашем случае, просто вывести на слайд). (слайд 11, 12) - Поменяйтесь карточками. Проверим, какие ответы подчеркнули (комментирует учитель). - Давайте, основываясь на правильно подчёркнутые ответы, ещё раз составим правило и проговорим его. - Молодцы! - У кого все ответы правильные – ставит «5», 1 ответ не верен – «4», половина работы сделана с ошибками – «3». - Встаньте, кто поставил себе… | - С суффикосм. Найди и подчеркни верное утверждение. - Суффикс – это часть слова, которая стоит после слова и служит для образования новых слов. |
10. Домашнее задание | - Стр. 63 учебника, упр. 83(слайд 13) | |
11. Рефлексия | - Что особенно понравилось на уроке? Почему? (слайд 14) - Что вызвало затруднение? Почему? - Оцените себя, как вы потрудились. (у меня на столе лежат звездочки, тот, кто считает, что хорошо поработал на уроке, может взять себе звездочку) | - Отвечают |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конспекту урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные" (УМК "Школа 2100) 4 класс
На слайды вынесены основные моменты из урока по русскому языку по теме: "Несклоняемые имена существительные"....
План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.
Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы в определении спряжения глаголов. К уро...
Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" с презентацией. Тема урока "Учимся писать записки" (ФГОС НОО)
Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. Материалы для презентации взяла из электронного приложения УМК "Гармония"....
Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)
Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...
Конспект урока по русскому языку + презентация "Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель деятельности учителя: - создание условий для ознакомления с правилом написания разделительного мягкого знака в словах; совершенствование умения правильно писать слова с разделительным мягким знак...
Презентация к конспекту урока по русскому языку по теме "Что такое Текст".
Представлен материал по русскому языку по теме "Что такое Текст". Презентация сотавлена про программе "Школа России"Для работы необходим учебник русского языка....
Конспект урока по русскому языку + презентация Презентация Значение суффиксов 2 класс УМК Начальная школа «XXI век». Тема урока:Значения суффиксов.
познакомить учащихся с группой суффиксов ,упражнять в нахождении суффикса в слове, составлении слов из заданных морфем,закрепить знания детей о корне слова и окончании, отрабатывать алгоритм нахождени...