Мастер-класс работа по составлению таблицы на уроке русского языка в 3 классе по учебнику Н.В. Нечаевой. Тема урока: «Глагол» (1-ый урок).
олимпиадные задания по русскому языку (3 класс)

Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим материалом.

Учебник Н.В.Нечаевой дает все понятия о языке дозированно. Через определенный промежуток времени, периодически возвращаясь к тому или иному понятию. Поэтому, когда подходишь к изучению новой темы, часто слышишь от детей: «А мы это уже знаем!». Учителю как таково надо собрать эти разрозненные знания воедино и указать на новое в полученном материале.

Поэтому в своей работе я использую опорные схемы и таблицы, которые составляют сами учащиеся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs_tvor._panushina_1.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                          Мастер Класс

Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим материалом.

Учебник Н.В.Нечаевой дает все понятия о языке дозированно. Через определенный промежуток времени, периодически возвращаясь к тому или иному понятию. Поэтому, когда подходишь к изучению новой темы, часто слышишь от детей: «А мы это уже знаем!». Учителю как таково надо собрать эти разрозненные знания воедино и указать на новое в полученном материале.

Поэтому в своей работе я использую опорные схемы и таблицы, которые составляют сами учащиеся.

На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности.
Использование на уроках русского языка схем и таблиц активизирует познавательную деятельность учеников и развивает их мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению материала. 

Сейчас я постараюсь продемонстрировать работу по составлению таблицы на уроке русского языка в  3 классе по учебнику  Н.В. Нечаевой. Тема урока:  «Глагол» (1-ый урок).

-  Сегодня мы будем работать в группах над составлением наглядного материала - таблица. У вас на столе у каждого лежит листок А-4. Все ребята по команде учителя составляют форму таблицы.

- Посмотрите на слайд и проговорите в течении 1 минуты форму заполнения таблицы. Каждый член группы будет заполнять свою графу.

  У кого есть вопросы по заполнению?

( обсуждение тех вопросов, которые возникли )

  1. Работа над темой.

 Учитель.  Проговорите в группах, что вы знаете о глаголах по  технологии «Говорим друг за другом» (в течении 1 минуты каждый ученик по очереди высказывает 1 какой-либо признак)

Например: это часть речи, отвечает на вопрос что делает?, обозначает действие, изменяется по числам и родам, в предложении является сказуемым, чаще используется в тексте-рассуждения, образован от старославянского слова «глаголить» и т.д.

-  Теперь все то, что вы проговорили, должны записать в отведенной графе и заполнить оставшиеся графы (время работы в группах 5 минут).

-  Можно пользоваться информацией  из учебника на стр.137.

- Проговорите в группах каждый свою запись, начиная с №1. Время на рассуждение 30 секунд.

 (затем после отведенного времени учитель вызывает командира каждого стола, и он обобщает ответы товарищей по одной из граф, а другие группы могут дополнять, отвергать ответы одноклассника; на слайде заполняется по ходу ответов модель наглядности)

Например, защита своего раздела.

Уч.  В обязательные характеристики глагола входят понятия: часть речи, отвечает на вопрос «что делает?», обозначает действие, в предложении является в предложении -  сказуемым, не употребляется с предлогами, в начальной форме отвечает на вопрос «что делать?» и т. д. и т. п.

Уч.  Слово «привлекательный» не является глаголом, т.к. отвечает на вопрос «какой?» и обозначает признак предмета, а не его действие.

Уч.  В необязательные характеристики входят понятия:

Учитель.  Пригодиться ли вам эта табличка. В каких случаях можно ей воспользоваться?

1)Постоянные: вид (совершенный или несовершенный) , спряжение, переходный или непереходный, возвратный или невозвратный
Непостоянные: наклонение (изъявительное, повелительное, условное) , время (в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени) , род (в прошедшем времени) , число

Приложение (таблица для работы в группах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс ( программа Л. В. Занкова ) Тема: Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

Урок открытия новых знаний предполагает получение детьми необходимой и достаточной информации по теме. Учитель не преподносит информацию в чистом виде, а школьники добывают её самостоятельно. На уроке...

Урок русского языка 3 класс Начальная школа ХХI века Тема: «Склонение имен существительных

Урок русского языка3 классНачальная школа ХХI века  Тема: «Склонение имен существительных...

План- конспект урока русского языка (2 класс) коррекционная школа VIIIвида по теме: Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога

Разработка урока по теме: "Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова и слога" На этом уроке дети украшают ёлку к Новому году, но им мешает дед Буквоед....

Урок русского языка 3 класс (автор Н.В. Нечаева) по теме "Знакомство с орфограммой Ь после шипящих на конце существительных"

Презентация к уроку русского языка 3 класс(автор Нечаева Н.В.) по теме "Знакомство с орфограммой Ь после шипящих на конце существительных"Урок начинается со слов, которые будут девизом урока. Повторяю...