Конспект урока русского языка "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" (УМК «ПНШ», 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Глухих Ирина Владимировна

Цели деятельности учителя: закрепление навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе, закрепление знаний о склонениях имен существительных.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать:

  • алгоритм по определению безударных падежных окончаний существительных в единственном числе,
  • склонения имен существительных

уметь:

  • определять безударные падежные окончания существительных в единственном числе,
  • определять склонение и падеж имен существительных.

Личностные:формирование личностного смысла учения;  способности к самооценке; формирование уважительного отношения к иному мнению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         24.01.2020                                                                                                ФИО учителя:Жилина Наталья Владимировна

Школа: №95                                                                                                        ФИО студента: Васильченкова И., 33 гр.

Класс: 3-3                                                                                                        ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет: 212                                                                                                                

Конспект урока по русскому языку

Тема: Безударные окончания имен существительных в единственном числе

Цели деятельности учителя:закрепление навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе, закрепление знаний о склонениях имен существительных.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать:

-алгоритм по определению безударных падежных окончаний существительных в единственном числе,

- склонения имен существительных

уметь:

- определять безударные падежные окончания существительных в единственном числе,

- определять склонение и падеж имен существительных.

Личностные:формирование личностного смысла учения;  способности к самооценке; формирование уважительного отношения к иному мнению.

Тип урока:общеметодологической направленности

Оборудование: УМК «ПНШ» Н.А. Чуракова. Русский язык. 3 класс, 3 часть,презентация, карточки для выполнения заданий

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

2 мин

-Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Надеюсь, этот урок принесёт нам радость общения. Проверьте готовность к уроку

Глазками прочитайте число.

Запишите в своих тетрадях, помните об орфограммах.

Приветствуют учителя

Настраиваются на работу

Проявляют эмоциональную активность

Проверяют готовность к уроку

В тетради записывают:

Двадцать четвертое января.

Классная работа.

Р: самостоятельно организовывать свое рабочее место

Р: настраивать себя на продуктивную работу

  1. Актуализация знаний и мотивация

Практический: повторение алгоритма

Языковой анализ: морфологический анализ слов

Практический: отгадывание загадок

6 мин

Ребята, с чего начинается любой урок?

Верно. Сейчас выполним небольшое задание. Я буду загадывать загадки, а вы на своих листочках напишите отгадки. Но для начала разделите лист на 3 столбика: 1 столбик – 1 склонение, 2 столбик – 2 склонение, 3 столбик – 3 склонение.

- Давайте вспомним, как определить склонение существительного?

- Как определить, что перед нами существительное 1 склонения?

- Как определить, что перед нами существительное 2 склонения?

- Как определить, что перед нами существительное 3 склонения?

Отлично! Слушаем первую загадку.

По лесу она бежит, 
Не заметишь, не найдёшь,
Любит куриц воровать,
А зовут её ....

В каждом доме есть оно,
Вид чудесный нам даёт,
И прекрасно и чудесно,
И для птичек интересно.

Этот шарик полосатый

Очень любят все ребята.

С виду он зелёный, гладкий,

В середине красный, сладкий. 

Воздух чистый, кругом тишь 
Рада всему этому маленькая, полевая…

Рыхлый снег на солнце тает, 
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла....

Не боюсь я слова "брысь", -

Я  лесная кошка …


Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работупо образцу на доске, оцените работу соседа. Поставьте «Плюс» если все верно.

С повторения

Делят лист на 3 столбика

1)поставить в форму И.п.

2)определить род существительного

3)посмотреть на окончание

- Если существительное мужского или женского рода имеет окончания  –а или -я, то это существительное 1 склонения

- Если существительное мужского или среднего рода имеет окончания  –о, -е или нулевое окончания, то это существительное 2 склонения

- Если существительное женского рода имеет нулевое окончание (оканчивается на мягкий знак), то это существительное 3 склонения

Записывают «лиса» в первый столбик

Записывают «окно» во второй столбик

Записывают «арбуз» во второй столбик

Записывают «мышь» в третий столбик

Записывают «весна» в первый столбик

Записывают «рысь» в третий столбик

Проверяют, оценивают соседа по парте

П: группировать различные объекты

П: ориентироваться в своей системе знаний

П: умение воспроизводить необходимую информацию

К: воспринимать информацию на слух

Р: организовать выполнение заданий учителя.

  1. Постановка учебной задачи

Словесный: чтение стихотворения

Словесный метод: беседа

Языковой анализ: морфемный анализ слов

Словесный: подводящий диалог

Словесный: формирующий диалог

Наглядно-иллюстративный:

формулирование темы и цели на экране

Практический: составление плана деятельности

3 мин

Прочитайте стихотворение.        

На полян… зно...м опалённой ,

Спрятался в траве Скрипач зелёный.

Он сидит и на зелёной скрипк..

Песенк.. выводит без ошибк..

- Где пропущены орфограммы?

- Какая это часть речи?

На окончание падает ударение? Значит, окончание, какое?

Сформулируйте тему урока.

Эта тема для вас новая?

Значит, чем будем заниматься на уроке? Давайте определим цель урока.

На экране появляются тема, цель урока

Как вы думаете, что мы сначала будем делать?

Хорошо, а что дальше?

Один ученик читает стихотворение

- В окончании,

- Имя существительное        - Ударение не падает,значит окончание безударное.

- Безударные окончания существительных в единственном числе.

- Нет

- Закрепить знания о правописании безударных окончаний существительных в единственном числе.

Повторять изученный ранее материал

Будем выполнять упражнения, чтобы закрепить знания

К: слушать и понимать речь других

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели

VII.Включение в систему знаний

Практический: составление алгоритма

Словесный: проговаривание алгоритма

Языковой анализ: орфографический анализ слов

Словесный: чтение задания

Словесный: повторение правила

Словесный: повторение правила

Практический: выполнение упражнения, списывание с орфографическим анализом

Языковой анализ: морфологический анализ слов

Словесный: чтение задания

Практический: выполнение упражнения

Языковой анализ: орфографический анализ слов

Словесный: чтение задания

Языковой анализ: орфографический анализ слов

Словесный: беседа

5 мин

7 мин

2 мин

6 мин

4 мин

3 мин

Что нужно знать, чтобы правильно определить безударное окончание существительного?

Конечно. Разделитесь на группы. Перед вами наш алгоритм. Посмотрите, вы со всем согласны?

Ваша задача - пронумеровать пункты в правильном порядке.

1 группа, назовите 1 пункт алгоритма.

2 группа, назовите 2 пункт алгоритма

3 группа, назовите 3 пункт алгоритма

Скажите, а что можно сделать вместо того, чтобы посмотреть в таблицу?

Отлично. Вернемся к стихотворению. Обсудите в парах, какие окончания вы поставите и почему.

Проверьте по эталону. Поднимите руки те пары, у которых все правильно. Молодцы!

Откройте учебники на странице 28, найдите упражнение 24. Прочитайте задание.

Итак, что нужно сделать?

Прочитайте сам текст.

Давайте для начала вспомним, как проверить безударную гласную в корне слова?

Отлично. А как проверить парный по глухости/звонкости согласный в середине слова?

Отлично! Ну а самое главное, не забывайте алгоритм по определению безударных падежных окончаний существительных в единственном числе.

Приступайте к выполнению упражнения.

Проверьте себя по эталону. Исправьте ошибки, если есть.

Поднимите руку те, у кого не было ошибок. Молодцы!

Давайте объясним выбор окончаний в именах существительных. ОЦЕНКА.

Прочитайте вторую часть упражнения.

Один человек выйдет к доске, чтобы выполнить это задание, остальные выполняют на своих листочках.

Посмотрите на доску.

Все согласны? Отлично. ОЦЕНКА.

Физминутка

Посмотрите на упражнение 25. Прочитайте задание.

Хорошо, но мы немного изменим задание. Перед вами лежат карточки с текстом нашего упражнения, там есть слова с пропущенными буквами.

- Что будете делать?

Хорошо, а над глаголами с безударной гласной в корне слова напишите проверку. Как проверить безударный гласный в корне?

Прочитайте текст упражнения.

Приступайте к выполнению

Давайте проверим. Первое слово с пропущенной буквой – у тети. Объясните выбор окончания.  (ПО 5 СЛОВ ОБЪЯСНЯЮТ 2 УЧЕНИКА – 2 ОЦЕНКИ)

Аналогично проверяем остальные слова.

Встаньте те, у кого было все правильно.

Молодцы.

Прочитайте вторую часть упражнения.

Итак, что нужно сделать сначала?

Подчеркните в карточках.

Посмотрите на слайд. Проверьте, все слова подчеркнули?

В парах объясните друг другу выбор согласного в данных словах (один человек – одно слово).

А что нам теперь нужно сделать? Осталось ли еще задание в упражнении?

Давайте выполним это задание устно. Подумайте, какими словами можно заменить местоимения.

Давайте проверим.

Кто согласен, хлопните в ладоши.

Как вы думаете, для чего мы используем местоимения в речи?

Алгоритм

Нет, пункты алгоритма расположены в неправильном порядке

В группах составляют правильный алгоритм

  1.Поставить слово в начальную форму и определить склонение

2.Определить его падеж

3.Посмотреть в таблице окончания существительных данного склонения в этом падеже.

- Подобрать опорное слово

В паре вставляют окончания существительных

Читает один ученик: спиши текст, вставляя нужные буквы. Устно объясни выбор букв в окончаниях существительных. Выдели окончания.

- Нужно списать, вставить нужные буквы, объяснить выбор букв в окончаниях существительных.

Читают текст упражнения

- Подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Если мы не можем подобрать проверочное слово, значит перед нами словарное слово и его нужно запомнить.

- Подобрать проверочное слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный или сонорный.

Выполняют упражнение

Каждый вечер перед сном

Прячуголову    в подушку:
Из поду
шки лезет гном
И в
езёт на тачке  хрюшку,
А за хрю
шкою дракон,
Длинный, словно макарона.
За драконом кра
сный слон,
На сл
оне сидит ворона,
На ворон
е стрекоза,
На стреко
зке — тётя Даша.
Чуть прижму рукой глаза —
И сейчас же все запляшут!

- Проверяют себя по эталону

Один ученик объясняет выбор окончаний в существительных: из подушки, на тачке, на вороне, на стрекозе.

- Читает ученик: над подчеркнутыми существительными укажи склонение, число и падеж.

Один ученик комментирует

- Голову - I скл., ед.ч., В.п.

- В подушку -   I скл., ед.ч., В.п

- Хрюшку -   I скл., ед.ч., В.п.

- Читают: Запишите текст, вставляя нужные буквы. Перед глаголами с безударным гласным в корне в скобках пиши проверку. Как ты объяснишь выбор букв в окончаниях существительных? Укажи над существительными склонение и падеж.

- Вставлять пропущенные буквы, определять склонение и падеж существительных.

- Подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

- Читают текст упражнения:

Где очки у  тётиВали?
У неё очки пропали!
Ищет бедная старушка
На подушк
е, на кадушке,
В духовк
е, в кладовке,
В старом лукошке,
В миск
е у кошки.
(Ищет) Искала в беседк
е,

(Спросит) Спросила у соседки.
А они на самом деле
У неё на лбу (сидя) сидели

Выполняют упражнение

И.п. – тетя. 1 скл., Р.п. – окончание –и.

Читают: подчеркни все существительные с орфограммой «парный по глухости/звонкости согласный в середине слова». Устно проверь орфограмму.

Запиши последнее предложение еще раз, но вместо выделенных местоимений подставь существительные, которые они заменяют.

- Подчеркнуть все существительные с орфограммой «парный по глухости/звонкости согласный в середине слова».

Подчеркивают орфограммы в словах:  старушка, на подушке, на кадушке, в духовке, в кладовке, в лукошке, у кошки, в беседке, у соседки.

- Нужно записать последнее предложение еще раз, но вместо выделенных местоимений подставь существительные, которые они заменяют.

Один ученик отвечает: А очки на самом деле у старушки на лбу сидели.

Местоимения помогают избежать повторов в речи, упрощают высказывания, указывают на предметы

Р: помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать.

К: работать в группе

П: выполнять действие по заданному образцу и правилу;

К: слушать и понимать речь других

П: ориентироваться в своей системе знаний

Р: организовать выполнение заданий учителя.

Р: оценивать правильность выполнения действия

Р: организовать выполнение заданий учителя.

Р: проводить физическую разгрузку в ходе работы.

К: слушать и понимать речь других

П: ориентироваться в своей системе знаний

П: выполнять действие по заданному образцу и правилу

Р: организовать выполнение заданий учителя.

К: слушать и понимать речь других

Р: организовать выполнение заданий учителя.

К: работа в парах

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выполнение упражнение

Языковой анализ: орфографический анализ слов

6 мин

Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете, как правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе.

Перед вами лежат карточки. Вам необходимо выбрать правильное окончание имен существительных. Аккуратно обведите в кружок о окончание, которое считаете верным.

Рассказывал о жизн(е / и), плескался в фонтан(е / и), грелся на солнц(е / и),  жил в Киев(и / е), думал о фильм( е / и), играл на скрипк(и / е), дыра в забор(е / и), пятно на скатерт(и / е).  

Поменяйтесь карточками. Проверим по эталону.

Оцените своего соседа по парте.

Если все верно, поставьте оценку «5».

Если есть 1-2 ошибки – «4»

Если есть 3-4 ошибки – «3»

А если 5 ошибок и более – «2»

Выполняют задание учителя

Проверяют работу по эталону.

Оценивают работу

Р: организовать выполнение заданий учителя.

Р: оценивать правильность выполненных действий

VIII.Рефлексия деятельности

Частично-поисковый:

Самоанализ

Словесный:

обобщение учителя

1 мин

- Вспомним,  какие цели мы ставили в начале урока.

Давайте повторим алгоритм определения гласной в окончании существительного в единственном числе.

Продолжите высказывания.

У меня получилось …

Было трудно…

Спасибо за урок!

- Закрепить знания о правописании безударных окончаний существительных в единственном числе.

1.Поставить слово в начальную форму (И.п., ед. ч.) и определить склонение

2.Определить его падеж

3.Посмотреть в таблице окончания существительных данного склонения в этом падеже

ИЛИ  подобрать опорное слово

Продолжают высказывания

К: строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей

Р: анализировать и оценивать результаты своей деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

Двадцать четвёртое января. Классная работа.

Слайд 3

1 скл . 2 скл . 3 скл .

Слайд 4

1) Поставить в форму именительного падежа 2)Определить род имени существительного 3) Посмотреть на окончание Как определить склонение имени существительного?

Слайд 6

1 скл . 2 скл . 3 скл . лиса весна о кно арбуз мышь рысь

Слайд 7

На полян… зно...м опалённой , Спрятался в траве Скрипач зелёный. Он сидит и на зелёной скрипк .. . Песенк … выводит без ошибк …

Слайд 8

Цель: Тема урока: Безударные окончания имен существительных в единственном числе закрепить знания о правописании безударных окончаний имен существительных в единственном числе

Слайд 9

1) Поставить слово в начальную форму и определить склонение Алгоритм: 2 ) Определить его падеж 3 ) Посмотреть в таблице окончания существительных данного склонения в этом падеже ИЛИ 3) Подобрать опорное слово

Слайд 10

На полян… зно...м опалённой , Спрятался в траве Скрипач зелёный. Он сидит и на зелёной скрипк .. . Песенк … выводит без ошибк …

Слайд 11

На поляне зноем опалённой , Спрятался в траве Скрипач зелёный. Он сидит и на зелёной скрипке Песенку выводит без ошибки.

Слайд 12

Каждый вечер перед сном Пря чу гол о ву в поду ш ку : Из поду ш к и лезет гном И в е зёт на та чке хрю ш ку , А за хрю ш кою дракон, Длинный, словно макарона . За драконом кра сн ый слон, На сл о не с и дит в о рона, На ворон е стрекоза, На стреко з к е — тётя Даша. Чуть прижму рукой гл а за — И сейчас же все запляшут! Упражнение 24.

Слайд 13

Каждый вечер перед сном Прячу голову в подушку : Из подушки лезет гном И везёт на тачке хрюшку , А за хрюшкою дракон, Длинный, словно макарона . За драконом красный слон, На слоне сидит ворона, На вороне стрекоза, На стрекозке — тётя Даша. Чуть прижму рукой глаза — И сейчас же все запляшут! Упражнение 24.

Слайд 14

Где очки у тёт ... Вал…? У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушк …, на кадушк …, В духовк …, в кладовк …, В старом лукошке, В миск … у кошк …. Искала в беседк …, Спросила у соседк …. А они на самом деле У неё на лбу сидели. Упражнение 25.

Слайд 15

Где очки у тёти Вали? У неё очки пропали! Ищет бедная старушка На подушке, на кадушке, В духовке, в кладовке, В старом лукошке, В миске у кошки. Искала в беседке, Спросила у соседки. А они на самом деле У неё на лбу сидели. Упражнение 25.

Слайд 16

Где очки у тёти Вали? У неё очки пропали! Ищет бедная стару ш ка На поду ш ке, на каду ш ке, В духо в ке, в кладо в ке, В старом луко ш ке, В миске у ко ш ки. Искала в бесе д ке, Спросила у сосе д ки. А они на самом деле У неё на лбу сидели. Упражнение 25.

Слайд 17

Цель: закрепить знания о правописании безударных окончаний имен существительных в единственном числе

Слайд 18

У меня получилось … Было трудно …

Слайд 19

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе.Цели урока: познакомить с изменением имён существительных во множественном чи...

Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе", 4 класс

Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Цель: организовать исследовательскую деятельнос...

Конспект урока для 3 класса "Безударные окончания имен существительных в единственном числе". +презентация, раздаточный материал

Цель: повторить безударные окончания существительных в единственном числе.Планируемы результаты:-Личностные: учиться положительно относиться к изучаемому предмету-русскому языку; -Предметные: уме...

Конспект урока русского языка. «Род имен прилагательных в единственном числе» (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Решение задач» Цели деятельности учителя: создание условий для повторения и систематизации знаний об умножении и делении на число 6; повторение «массы» и единиц её ...