Урок русского языка "Слово, предложение, текст" в 4 классе УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок - обобщение знаний. Используется на этапе повторения раздела "Предложение" в 1 четверти. В уроке представлены фронтальная и групповая работы ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4_klass_russkiy_yaz.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе.
Тема «Слово. Предложение. Текст».
УМК «Школа России»
авторы: В.П.Канакина В.Г.Горецкий
Цель: Повторение и актуализация знаний о языковых единицах языка - слове, предложении, тексте и их существенных признаках
Задачи урока:
- обучающие: систематизировать знания детей о понятиях слово, предложение, текст.
- развивающие: развивать умение работать в парах, в группах, слушать друг друга, аргументировано доказывать своё мнение, контролировать свои действия и действия своих одноклассников, повысить мотивацию с помощью создания проблемной ситуации;
- воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению других; воспитывать интерес к предмету.
Предметные результаты: учащиеся должны распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста, оформлять предложения на письме;
Личностные результаты: умение выделять нравственный аспект поведения; развитие осознанного позитивного эмоционального отношения к себе и окружающим; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: урок-обобщение.
Слово. Предложение. Текст.
- Организационный момент
- Эмоциональный настрой.
Аутотренинг:
- Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я готов (ва) к работе.
- Работаю!
3.Словарный диктант + чистописание (1 ученик работает у доски)
Сапог, пальто, ветер, октябрь, погода
- А следующую минутку мы посвятим чистописанию. Выпишем на следующую строку каллиграфически правильно буквы и соединения :
2 и 3 букву второго слова (полстрочки) ал
3 и 4 букву четвертого слова (полстрочки) тя
4. Актуализация знаний
- Еще раз посмотрите на словарные слова и определите, какой одной темой они объединены. (Осень).
- Многие люди называют осень художницей? Почему?
Игра «Слово - магнит». (вывешивается «магнит» - рисунок)
-А сейчас мы немного поиграем. Перед вами слово-магнит ОСЕНЬ. Какие осенние слова притянет наше слово? Но будьте внимательны к ответам своих одноклассников!( дети называют слова- существительные, прилагательные, глаголы, ассоциации, эпитеты).
-Ребята, кто на ваш взгляд наиболее больше притянул осенних слов? У кого был самое интересное, необычное, оригинальное слово.
Молодцы! Вы славно поработали.
5. Определение темы и целей урока.
- А вот если вы справитесь со следующим заданием, то тогда вы определите тему нашего урока. У вас на партах лежат карточки. Выполняем работу в парах.
1 ряд– слова.
2 ряд– предложения.
3 ряд – текст.
- Над чем же мы будем работать? (Слово. Предложение. Текст.)
- У каждого ряда получилась своя тема урока. Как вы думаете, можно ли их объединить? (Да, потому что из слов составляется предложение, а из предложений образуется текст.)
- Правильно, эти 3 понятия взаимосвязаны друг с другом.
- Мы позанимались в парах, и я попрошу вас оценить работу своего соседа с помощью смайликов (взамооценка)
6. Работа по теме урока.
А сейчас посмотрите на экран. Что нужно сделать, чтобы получился текст?
Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень
(Разделить текст на предложения. Расставить знаки препинания. Каждое предложение начинать писать с заглавной буквы.)
(устно проговорить предложения и знаки препинания)
- Для удобства у вас на парте напечатан этот текст на карточках. Начните писать текст в тетрадь, расставляя знаки препинания.
Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора! Осень - настоящая художница! А вам нравится осень?
-Что вы написали? (текст)
- Докажите. (состоит из связанных по смыслу предложений, имеет тему, главную мысль, можно придумать заголовок)
-Определите тип текста. (повествование, описание, рассуждение)
- Какова тема текста?
-Кто определит главную мысль?
-Придумайте заголовок.
- Из чего состоит текст?
-Найдите третье предложение и прочитайте его.
- Почему оно является предложением? (Имеет законченную мысль)
- Какое оно по цели высказывания? (повествовательное)
-Какое оно по интонации? (невосклицательное)
-Давайте разберем его по членам предложения.
- Какой частью речи выражен каждый член предложения?
-Выпишите словосочетания из данного предложения. (Разноцветные листья, шуршат под ногами.)
- Можно ли назвать словосочетанием листья шуршат? Почему?
- Что мы знаем о словосочетании? (есть главное и зависимое слово).
- Определите главное слово в словосочетаниях. Отметьте его. К зависимому слову поставьте вопрос.
- Итак, ребята. Я попрошу вас оценить свою работу. Если вы считаете, что выполнили задания безупречно, безошибочно, встаньте, пожалуйста. Спасибо, садитесь
- А теперь пусть встанут те. Кто допустил 1 или 2 ошибки. Спасибо и вам.
-Ну а те, кто сделал 3 ошибки и больше. Просто помашите мне ручкой! Нам еще есть, над чем работать.
7. Физминутка. Флешмоб под музыку.
8. Продолжение работы по теме урока.
-Продолжаем работать. Вспомните, из чего состоит текст? (из предложений)
- А из чего состоит предложение? (из слов)
- Найдите в четвертом предложении слово, выраженное им. сущ. в И.п. ед. ч. (туман).
Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова. (Туман, туманный, туманность, затуманенный, туманно)
- Почему эти слова являются однокоренными? ( у них один корень и общее лексическое значение)
- Так что же такое слово? (единица речи, которая имеет свое лексическое значение)
- А теперь вернемся к слову – магниту, с которым мы работали в начале урока. Много слов оно примагнитило к слову «осень». Разделимся на 3 группы (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд). Ваша задача – составить из этих или других слов небольшой текст. Используйте для этого мои листочки – помощники.
(На листочках-помощниках даны опорные слова. Тематика опорных слов разная, н-р Золотая осень, Дожди, Первые заморозки)
( Зачитывают текст).
- Молодцы, ребята! Благодаря вашим текстам, мы еще раз вспомнили осенние явления!
9. Рефлексия (Игра «Корзинка вопросов»)
- Перед вами полоски двух цветов – желтые и зеленые. Если вам понравился наш урок, если вы всё поняли и вам было легко работать, возьмите полоску желтого цвета. Если вам сегодня было скучно, вы многое не поняли и не знаете, возьмите полоску зеленого цвета.
- А теперь придумайте и запишите вопрос своему однокласснику по теме нашего сегодняшнего урока «Слово. Предложение. Текст».
Положим их в «Корзинку вопросов» и ответим на некоторые из них.
10. Итог урока.
- Почему на нашем уроке у нас было 3 темы: слово, предложение, текст? ( потому что из слов состоят предложения, а из предложений текст)
11. Оценивание, Д/З
Приложение
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора! Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора! Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора! Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора! Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора! Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора! Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора! Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора! Какая тема урока? |
Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень | Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень |
Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень | Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень |
Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень | Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень |
Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень | Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень |
Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень | Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень |
Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень | Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень |
Составьте текст, используя эти слова и словосочетания: Золотая осень, листья, теплая погода, листопад |
Составьте текст, используя эти слова и словосочетания: Осенние дожди, серое небо, сильный ветер, грязь |
Составьте текст, используя эти слова и словосочетания: Опали листья, холодно, первые заморозки, иней, на лужах ледок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК "России" Тема урока "Дополнение предложения словами"
Материал содержит презентацию к уроку русского языка в 1 классе по те "Дополнение предложений словами"...
Презентация к уроку русского языка "Предложение" (1 класс)
Презентация к уроку русского языка "Предложение" ( 1 класс, УМК "Школа России")...
Презентация к уроку русского языка "Предложение" 1 класс, Школа России
к поурочным разработкам Дмитриевой...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе (Школа России) Русский Алфавит или Азбука.
Презентация к уроку русского языка....
Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)
Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)...
Урок русского языка в 4 классе "Школа России" "Простые и сложные предложения"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Школа России" "Простые и сложные предложения"...