Урок развития речи. Редактирование текста.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по развитию речи.
Учитель: Кнутова Галина Александровна, ГБОУ СОШ №151
Класс: 3
Предмет: «Русский язык»
Тема урока: Редактирование текста.
Цель урока: проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Развивать воображение ,память, расширить словарный запас .
Задачи урока: редактирование текста, развитие устной и письменной речи учащихся, внимания, развитие навыков анализа и самоанализа; определение общей цели и путей её достижения; освоение и активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Планируемые результаты:
Предметные умения: продолжить формирование навыков построения и редактирования текста, подбирать синонимы и антонимы к словам, учитывая оттенки лексического значения, выбирать наиболее подходящее слово в зависимости от речевой ситуации.
Личностные: формирование ученической компетентности; совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; формировать навыки благожелательного отношения друг с другом во время групповой работы.
Метапредметные:
Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы; умение провести самооценку.
Универсальные познавательные учебные действия: развивать умения применять раннее полученные знания в новых условиях.
Универсальные коммуникативные учебные действия: формирования умения общаться с товарищами, сотрудничая в малой группе.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, конверты, карточки, круги трёх цветов.
1.Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности.
Интеллектуальная минутка.
- Дорогие ребята, я прочитать вам стихотворение. Послушайте.
Кто бы мог написать такое письмо?
К нам пришло
Письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок –
Три снежинки,
А конверт –
Из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке:
— Скоро, скоро
К вам примчу,
На метели прилечу,
Запляшу и закружу,
Снегом землю наряжу,
И деревья, и дома и подписано «Зима» (И.Пивоварова)
- Конечно, зима! Холодное и суровое время года. Но именно зимой мы ждём встречи с волшебным праздником – Новым годом. Вот и наша ёлочка принарядилась. Шарики не- простые.
Загадки.
. (На доске рисунок ёлки ,украшенной шарами. В шариках загадки.)
- Отгадайте загадки.
(Учащиеся по очереди подходят к ёлочке, снимают шар, читают загадку.)
Году начало, зиме середина.(Январь)
Всего зимой боятся-
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос
Ведь на улице … (Мороз)
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идёт. (Снег)
Не снег, не лёд, а серебром уберёт. (Иней)
Может дерево сломать,
Может нас теплом ласкать.
Он сильнее всех на свете,
Потому что это… (Ветер)
Что общего между этими словами?
(Общая тема)
Подберите к словам подходящие по смыслу имена прилагательные.
Учащиеся получают карточку со словами.
Работа в парах. Заполнение карточек.
Январь(какой?)_____( холодный, лютый)
Морозы (какие?)______ (сильные, трескучие, суровые..)
Ветер (какой?) _____(лёгкий, резкий, пронизывающий, обжигающий, северный…)
Снег(какой?)_____ (пушистый, мягкий, белый)
Иней (какой?)_____ серебристый ,хрупкий …
Проверка на доске по слайду.
Объясните фразеологизмы
Зимой снега не выпросишь (об очень жадном человеке)
Зима на носу (очень близко)
Как снег на голову(неожиданно)
Как прошлогодний снег (говорится о чем-н. ненужном, потерявшем уже всякую ценность, значение. ... )
Где раки зимуют (Проучить, жестоко наказать кого либо .Выражение угрозы).
Подбери антонимы.
Тишина-шум
Тяжёлый- лёгкий
Разноцветные- однотонные
3.Постановка цели и задач урока.
У вас на столах лежат конверты.
(Предложения разрезаны на отдельные полоски)
- Прочитайте их.
7.Но вот пробежал ___________________ветерок.
1.Стоит ____________январь.
2.Неподвижен ________________воздух.
3.Кругом тишина.
4.Деревья стоят в _________________инее.
5.Земля покрыта ______________ковром.
8.С веток упали _________________шапки.
9.И снова наступила тишина.
6.Под лучами ___________ солнца снег блестит и переливается _________________огоньками.
- Можно ли составить текст из этих предложений? Почему?
- Продолжите фразу. Сегодня на уроки мы будем …
(Составлять текст.)
Составление плана работы.
- Что для этого нужно сделать?
- Расставить предложения по порядку.
- Подобрать заголовок.
- Дополнить текст словами.
Игра «Да-нет»
Текст состоит из одного предложения (нет)
Текст состоит из нескольких любых предложений (нет)
Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и в определённой последовательности (да)
Текс обязательно имеет заголовок (нет)
Текс не всегда имеет заголовок (да)
Текс – обязательно всегда должен быть большим по объёму (нет)
Текст может быть не большим по объёму (да)
Текст всегда состоит из одного абзаца (нет)
Стихотворение является текстом (да)
Работа в парах. Составление текста.
- Расставьте предложения так, чтобы у вас получился связный текст.
Дети собирают текст из предложений.
Проверка.
- С какого предложения начать повествование?
Дети читают. Сравните с образцом. (Слайд на доске)
Подбор заголовка.
- Озаглавьте текст.
- Как же выбрать заголовок?
- Что отражает заголовок?
- В заголовке заключена тема или главная мысль текста.
(Зима в лесу. Январь. Деревья в лесу. Снежная зима.)
-Выберете заголовок. Обоснуйте свой выбор.
Подбор эпитетов.
-Чего же не хватает в нашем тексте? Обратите внимание на пробелы.
- Не хватает ярких красок, слов-эпитетов.
- Дополните описание зимнего леса. Можно использовать слова, которые мы подбирали вначале урока, придумать свои образные выражения или воспользоваться карточкой со словами из конверта.
Стоит холодный январь. Неподвижен морозный воздух. Кругом тишина. Деревья стоят в серебристом инее. Земля покрыта белоснежным ковром . Под лучами яркого солнца снег блестит и переливается разноцветными огоньками. Но вот пробежал лёгкий ветерок. С веток упали тяжёлые снежные шапки. И снова наступила тишина.
- Есть ли в вашем рассказе повторы одинаковых слов?
- Подумайте, что можно сделать, чтобы одинаковые слова не повторялись.
Проверка. 2-3 ученика читают тексты.
- Запишите текст.
- Кому понравились текст, который вы записали? Почему?
- Проиллюстрируйте ваш текст маленьким кадром.
Осуществление рефлексии.
- Наш урок подошёл к концу. Что вам больше всего запомнилось?
- Закончите предложения. (Слайд на доске)
- Больше всего мне понравилось задание…
- Самым трудным на занятии для меня было…
-Оцените свою деятельность на уроке.
-Вначале урока мы с вами любовались новогодней ёлочкой. Отгадывали загадки. Я предлагаю дополнить украшение класса праздничной гирляндой.
-В конвертах вы найдёте разноцветные фонарики. Пусть каждый выберет фонарик для гирлянды нужного цвета:
-золотой (если у меня всё получилось, работал хорошо)
-серебряный (допускал ошибки, не был достаточно активен)
-красный (ничего не понял, ничего не получилось)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. Типы текстов.
Урок развития речи "Типы текстов (повествование, описание, рассуждение)" 2 класс....
Урок развития речи «Составление текста-повествования по серии картинок"
Тема: «Составление текста-повествования по серии картинок и опорным словам» - 2 класс. ...
Урок развития речи. Редактирование текста.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является обучение учащихся полноценно общаться, точно выражать свои мысли.Основная цель данного урока - научить детей понимать текст, ...
Урок развития речи. Тема: «Текст, тема, основная мысль, опорные слова».
«Текст, тема, основная мысль, опорные слова»...
Урок развития речи: "Редактирование текста"
Урок развития речи...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Развитие речи. Редактирование текста изложения
Дата: 05.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ» ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Каби...
Презентация по русскому языку на тему Развитие речи. Редактирование текста, восстановление деформированного повествовательного текста. Ч.2 стр.112 (2класс)(1)
Презентация по русскому языку на тему Развитие речи. Редактирование текста, восстановление деформированного повествовательного текста. Ч.2 стр.112 (2класс)(1)...