Конспект урока русского языка "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ивлева Василина Олеговна

Конспект урока русского языка "Состав слова" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova.docx214.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 24.01.2020                                                                                                                        ФИО учителя: Маркина С.В.

Школа: 95                                                                                                                                ФИ студента: Ивлева В.О.

Класс: 2-5                                                                                                                                ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет: 302

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Состав слова»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о составе слова; формирование умений использовать алгоритм разбора слов по составу.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: состав слова, алгоритм разбора слов по составу;

Уметь: разбирать слова по составу;

Личностные:

принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения, развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: «открытие» нового знания 

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» учебник Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч./Каленчук М.Л.- М: «Просвещение»\ Учебник, 2016.- Ч.3.; раздаточный материал; презентация.

УМК «Школа России» учебник Русский язык 3 класс. Ч 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.– М.: Просвещение, 2017., презентация, карточки.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формирудемые УУ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой 

Словесный: слово учителя

1 мин.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Василина Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Поднимите руки, кто любит преодолевать трудности?

– Хлопните,  кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.

– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Улыбнитесь друг другу, пусть наш урок будет таким же ярким, как ваши улыбки.

 

Слушают учителя.

Поднимают руки. Хлопают.

Улыбаются.

 

Р: настрой на продуктивную работу.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Практический:

работа в парах

Словесный:

рассказ соседу

5 мин.

- Ребята, посмотрите, что изображено у меня на слайде?

-Что такое морфемы?

-А какие морфемы вы знаете?

-Молодцы. Теперь предлагаю вам рассказать вашему соседу все, что вы знаете о корне и суффиксе. Первый рассказывать будет тот, у кого волосы длиннее. Затем, тот, кто слушал, расскажет своему соседу все, что знает о приставке и основе. Приступайте.

-Кто хочет поделиться тем, что рассказал вам ваш сосед?

-О какой морфеме никто не сказал?

-Верно, окончание. Что вы о нем знаете?

-Морфемы.

-Морфемы - это наименьшая значимая часть слова.

-Окончание, корень, суффикс, приставка, основа.

Один из пары рассказывает о корне и суффиксе. Второй рассказывает о приставке и основе.

Рассказывают классу.

Рассказывают все об окончании.

П: анализ объектов с выделением

сущ-х признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

К: аргументирование своей точки зрения, принимать точку зрения другого 

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: презентация

Практический: выполнение задания

Словесный: подводящий диалог

2 мин.

-Молодцы. Посмотрите на доску. Если вы уберете не парные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока.

На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.

-Какое слово получилось?

-Как вы думаете, состав чего мы с вами будем сегодня изучать?

-Верно. Поставим цели на урок.

Слушают учителя.

Убирают непарные буквы, получают слово состав.

-Состав слова.

-Узнать, что входит в состав слова.

Совершенствовать навыки морфемного разбора.  

П: построение речевого высказывания

Р : целеполагание

IV.Открытие нового знания

Практический: чтение текста,

ответы на вопросы,

морфемный анализ

Наглядный: учебник

Словесный: беседа

Практический:

работа в группах,

составление алгоритма

7 мин.

– Откройте учебники на странице 74. Кто хочет прочитать рассказ на этой странице?

xg6-xDil3QM.jpgysFS_GP05VE - копия.jpg

-Ребята, как вы думаете, сколько частей в слове проводник?

-Как вы поняли, что такое состав слова?

-Верно. В состав слова входят морфемы, которые вы знаете. Окончание, приставка, суффикс и корень.

-Для того чтобы правильно разобрать слово по составу, что нужно знать?

-Правильно. Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получит шаги алгоритма, ваша задача расположить их в правильной последовательности.

1. Выделить окончание (для этого изменяем форму слова)

2. Выделить основу

3. Выделяем корень (называем родственные слова, выделяем общую часть)

4. Выделяем суффикс

5. Выделяем приставку

-Кто хочет прочитать свой алгоритм?

-Кто согласен, поднимите руку.

Читают рассказ, отвечают на вопрос.

-Ряд сцепленных частичек, из которых состоит слово.

-Алгоритм.

Составляют алгоритм.

Читают, проверяют.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: анализ

П: осознанное произвольное построение речевого высказывания

П: извлечение необходимой информации из текста, восприятие текста

К:

умение работать в группе, договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения, оказывать взаимопомощь.

V. Первичное закрепление

Наглядный: учебник

Практический:

морфемный анализ

Словесный: беседа

Практический: выполнение упражнения,

морфемный разбор слов

Практический:

морфемный анализ

Наглядный: учебник

Словесный: беседа

Практический: выполнение упражнения,

морфемный разбор слов

7-9 мин.

1 мин.

-Молодцы. Открываем  тетради, записываем число, классная работа. Выполняем упражнение 79 на странице 75. Для этого нам нужно открыть обратный словарь на букву-А. Найти группу слов на –иха.

2sjziQboyzc.jpg

-Что вы можете сказать о составе этих слов?

-Как называются части, из которых состоит каждое слово?

-Есть ли в этих словах одинаковые части? Какие именно?

-То, что в этих словах один и тот же суффикс, придает им что-то общее? Что именно?  

-А то, что в этих словах одинаковые окончания, делает их чем-то похожими? Чем именно: какого они все рода?

-Выберите любые три слова из словарного списка и разберите их по составу.

-Два человека поработают на обратной стороне доски и разберут свои три слова.

-Разворачивайте к нам доску. Будем проверять. Называйте нам алгоритм разбора и то, как вы сделали морфемный разбор.

-У кого были такие же слова, вы выполнили так же? – Молодцы. Присаживайтесь, я ставлю вам оценку.

-Следующее упражнение 80. Обратный словарь на букву –К. Найдите слова на –ик.

PXlJDSBbSiA - копия.jpg

- Что вы можете сказать о составе этих слов?

-И Маша, и Миша уверены, что каждое из этих слов состоит из трех частей. Докажите, правы ли ребята или нет. Назовите части этих слов.

-Как называются окончания у предложенных слов? Почему оно так называется?

-Скажите, какое значение имеет суффикс –ик?

-Верно. Какие суффиксы еще имеют такое значение?

-Выберите любые три слова из словарного списка и разберите их по составу.

-Два человека поработают на обратной стороне доски и разберут свои три слова.

-Разворачивайте к нам доску. Будем проверять. Называйте нам алгоритм разбора и то, как вы сделали морфемный разбор.

-У кого были такие же слова, вы выполнили так же? – Молодцы. Присаживайтесь, я ставлю вам оценку.

Динамическая пауза

-Предлагаю немного размяться. Вставайте со своих мест. Я буду читать вам утверждение, если оно верное – вы поднимаете руки. А если не верное – вы приседаете.

1. Части слова – это приставка, корень, предлог, окончание(-)

2.Суффикс- часть слова , которая стоит перед корнем(-)

3.Приставка –часть слова , которая стоит перед корнем

4. В слове рука, окончание –А(+)

5. Слова хвост и хвостатый –ОДНОКОРЕННЫЕ (+)

Записывают число, классная работа. Открывают учебник.

-У каждого слова есть корень, суффикс и окончание.

-Суффиксы, окончания.

-Название животного ж.р. или лица ж.р. его профессий.

-Все слова женского рода.

 Разбирают слова.

Проверяют.

Открывают словарь.

Отвечают на вопросы.

-Нулевое.

-Уменьшительно - ласкательное значение.

-к, -ик, -ек, -чик.

Разбирают слова.

Проверяют.

Слушают учителя, выполняют разминку.

П: построение речевого высказывания

Р: выполнение действий в соответствии с задачей;

Р: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания

Р: выполнение действий в соответствии с задачей;

Р: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: объяснение 

Практический: самостоятельная работа

Наглядный: демонстрация слайдов с эталоном

5 мин.

 -Пора выполнить самостоятельную работу. Посмотрите на слайд, на нем написаны слова. 1 вариант выпишет все слова женского рода и сделает морфемный разбор. 2 вариант выпишет все слова мужского рода и сделает морфемный разбор. Работаем в тетрадях.

Слова: рассвет, поземка, лисица, дождик, умный, царская, яблонька, стульчик, холодный, весточка.

-Поменяйтесь тетрадями, проверяем работу по эталону с доски. Оцените работу соседа.

1 ошибка – оценка 5

2 ошибки – оценка 4

3 ошибки – оценка 3

-Поднимите руку, у кого 5. Хлопните, у кого 4.

-Ребята, что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень?

Выполняют самостоятельную работу.

1 вариант: поземка, лисица, царская, яблонька, весточка.

2 вариант: рассвет, дождик, умный, стульчик, холодный.

Оценивают работу соседа.

-Подобрать родственные слова.

П: анализ, синтез, обобщение

Л: самооценка

VII. Включение в систему знаний

Практический: выполнение задания, морфемный анализ

Словесный: диалог

Практический: работа на карточках

3 мин

3 мин

-Ребята, если вы обратили внимание, то по углам кабинета висят схемы морфемного разбора слов. Сейчас я раздам каждому из вас слово, ваша задача- найти подходящую схему и встать в нужный угол.

-У кого было слово пальто, почему вы никуда не встали?

-Молодцы. А какие слова еще вы знаете, у которых нет окончания? Почему у этих слов нет окончаний?

-Сейчас я раздам вам карточки и вы будете работать в парах. На карточках написаны предложения с пропусками. Рядом с пропусками написаны схемы морфемного разбора. Ваша задача подобрать подходящее к схеме и по смыслу слово, и написать его на месте пропуска.

1.Сегодня утром я гулял по _____ (парку, лесу) и увидел маленького ____ (зайчика, ежика).

2. Коля подарил маме _____ цветы. (полевые, красивые)

3. На завтрак я люблю есть _____(кашу, хлопья).

-Кто хочет прочитать, что у него получилось?

Получают слова: подберезовик, домик, разговоры, огонек, пальто.

Ищут нужную схему, встают.

-Не нашли нужную схему. У слова пальто нет окончания.

-Кенгуру, шоу, шимпанзе и т.д. Они не изменяются.

Выполняют задания на карточках.

П: обобщение и структурирование знаний

П: анализ

Р: выполнение действий в соответствии с задачей;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

2-3 мин

-Подведем итог. Какая тема нашего урока?

-Какие цели мы перед собой ставили?

- Как мы достигали этих целей?

-Продолжите фразы на слайде.

Мне удалось сегодня…

Меня удивило…

Я могу похвалить себя за…

Мне понравилось…

Было трудно…

-Запишите домашнее задание: рабочая тетрадь страница 39 упражнение 52.

- Состав слова.

-Узнать, что входит в состав слова.

Совершенствовать навыки морфемного разбора.  

Продолжают фразу.

Записывают дз.

П:Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л:Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

На этом уроке дети познакомятся со словами, отвечающими на вопросы Кто? и Что? В неформальной обстановке сделают для себя новое открытие. На уроке используются парные и групповые методы работы....

Конспект урока русского языка "Слова признаки"

Конспект урока русского языка во 2 классе.УМК "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»

Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»...

Конспект урока русского языка "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. "Слова - иностранцы"...

Конспект урока русского языка "Слова - помощники" 1 класс ПНШ

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС НОО...

Конспект урока русского языка "Слова-омонимы"

Конспект урока с презентацией и приложениями по теме "Слова-омонимы. 2 класс. 21 век....