Конспект урока русского языка "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 24.01.2020 ФИО учителя: Маркина С.В.
Школа: 95 ФИ студента: Ивлева В.О.
Класс: 2-5 ФИО методиста: Кондратьева И.И.
Кабинет: 302
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Состав слова»
Цели деятельности учителя: формирование знаний о составе слова; формирование умений использовать алгоритм разбора слов по составу.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: состав слова, алгоритм разбора слов по составу;
Уметь: разбирать слова по составу;
Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения, развивать самостоятельность и самоконтроль.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» учебник Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч./Каленчук М.Л.- М: «Просвещение»\ Учебник, 2016.- Ч.3.; раздаточный материал; презентация.
УМК «Школа России» учебник Русский язык 3 класс. Ч 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.– М.: Просвещение, 2017., презентация, карточки.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формирудемые УУ | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой Словесный: слово учителя | 1 мин. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Василина Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Поднимите руки, кто любит преодолевать трудности? – Хлопните, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке. – Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Улыбнитесь друг другу, пусть наш урок будет таким же ярким, как ваши улыбки.
| Слушают учителя. Поднимают руки. Хлопают. Улыбаются.
| Р: настрой на продуктивную работу. К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация Наглядный: презентация Практический: работа в парах Словесный: рассказ соседу | 5 мин. | - Ребята, посмотрите, что изображено у меня на слайде? -Что такое морфемы? -А какие морфемы вы знаете? -Молодцы. Теперь предлагаю вам рассказать вашему соседу все, что вы знаете о корне и суффиксе. Первый рассказывать будет тот, у кого волосы длиннее. Затем, тот, кто слушал, расскажет своему соседу все, что знает о приставке и основе. Приступайте. -Кто хочет поделиться тем, что рассказал вам ваш сосед? -О какой морфеме никто не сказал? -Верно, окончание. Что вы о нем знаете? | -Морфемы. -Морфемы - это наименьшая значимая часть слова. -Окончание, корень, суффикс, приставка, основа. Один из пары рассказывает о корне и суффиксе. Второй рассказывает о приставке и основе. Рассказывают классу. Рассказывают все об окончании. | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; П: поиск и выделение необходимой информации К: аргументирование своей точки зрения, принимать точку зрения другого |
III. Постановка учебной задачи Наглядный: презентация Практический: выполнение задания Словесный: подводящий диалог | 2 мин. | -Молодцы. Посмотрите на доску. Если вы уберете не парные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока. На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ. -Какое слово получилось? -Как вы думаете, состав чего мы с вами будем сегодня изучать? -Верно. Поставим цели на урок. | Слушают учителя. Убирают непарные буквы, получают слово состав. -Состав слова. -Узнать, что входит в состав слова. Совершенствовать навыки морфемного разбора. | П: построение речевого высказывания Р : целеполагание |
IV.Открытие нового знания Практический: чтение текста, ответы на вопросы, морфемный анализ Наглядный: учебник Словесный: беседа Практический: работа в группах, составление алгоритма | 7 мин. | – Откройте учебники на странице 74. Кто хочет прочитать рассказ на этой странице? -Ребята, как вы думаете, сколько частей в слове проводник? -Как вы поняли, что такое состав слова? -Верно. В состав слова входят морфемы, которые вы знаете. Окончание, приставка, суффикс и корень. -Для того чтобы правильно разобрать слово по составу, что нужно знать? -Правильно. Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получит шаги алгоритма, ваша задача расположить их в правильной последовательности. 1. Выделить окончание (для этого изменяем форму слова) 2. Выделить основу 3. Выделяем корень (называем родственные слова, выделяем общую часть) 4. Выделяем суффикс 5. Выделяем приставку -Кто хочет прочитать свой алгоритм? -Кто согласен, поднимите руку. | Читают рассказ, отвечают на вопрос. -Ряд сцепленных частичек, из которых состоит слово. -Алгоритм. Составляют алгоритм. Читают, проверяют. | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П: анализ П: осознанное произвольное построение речевого высказывания П: извлечение необходимой информации из текста, восприятие текста К: умение работать в группе, договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения, оказывать взаимопомощь. |
V. Первичное закрепление Наглядный: учебник Практический: морфемный анализ Словесный: беседа Практический: выполнение упражнения, морфемный разбор слов Практический: морфемный анализ Наглядный: учебник Словесный: беседа Практический: выполнение упражнения, морфемный разбор слов | 7-9 мин. 1 мин. | -Молодцы. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Выполняем упражнение 79 на странице 75. Для этого нам нужно открыть обратный словарь на букву-А. Найти группу слов на –иха. -Что вы можете сказать о составе этих слов? -Как называются части, из которых состоит каждое слово? -Есть ли в этих словах одинаковые части? Какие именно? -То, что в этих словах один и тот же суффикс, придает им что-то общее? Что именно? -А то, что в этих словах одинаковые окончания, делает их чем-то похожими? Чем именно: какого они все рода? -Выберите любые три слова из словарного списка и разберите их по составу. -Два человека поработают на обратной стороне доски и разберут свои три слова. -Разворачивайте к нам доску. Будем проверять. Называйте нам алгоритм разбора и то, как вы сделали морфемный разбор. -У кого были такие же слова, вы выполнили так же? – Молодцы. Присаживайтесь, я ставлю вам оценку. -Следующее упражнение 80. Обратный словарь на букву –К. Найдите слова на –ик. - Что вы можете сказать о составе этих слов? -И Маша, и Миша уверены, что каждое из этих слов состоит из трех частей. Докажите, правы ли ребята или нет. Назовите части этих слов. -Как называются окончания у предложенных слов? Почему оно так называется? -Скажите, какое значение имеет суффикс –ик? -Верно. Какие суффиксы еще имеют такое значение? -Выберите любые три слова из словарного списка и разберите их по составу. -Два человека поработают на обратной стороне доски и разберут свои три слова. -Разворачивайте к нам доску. Будем проверять. Называйте нам алгоритм разбора и то, как вы сделали морфемный разбор. -У кого были такие же слова, вы выполнили так же? – Молодцы. Присаживайтесь, я ставлю вам оценку. Динамическая пауза -Предлагаю немного размяться. Вставайте со своих мест. Я буду читать вам утверждение, если оно верное – вы поднимаете руки. А если не верное – вы приседаете. 1. Части слова – это приставка, корень, предлог, окончание(-) 2.Суффикс- часть слова , которая стоит перед корнем(-) 3.Приставка –часть слова , которая стоит перед корнем 4. В слове рука, окончание –А(+) 5. Слова хвост и хвостатый –ОДНОКОРЕННЫЕ (+) | Записывают число, классная работа. Открывают учебник. -У каждого слова есть корень, суффикс и окончание. -Суффиксы, окончания. -Название животного ж.р. или лица ж.р. его профессий. -Все слова женского рода. Разбирают слова. Проверяют. Открывают словарь. Отвечают на вопросы. -Нулевое. -Уменьшительно - ласкательное значение. -к, -ик, -ек, -чик. Разбирают слова. Проверяют. Слушают учителя, выполняют разминку. | П: построение речевого высказывания Р: выполнение действий в соответствии с задачей; Р: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания Р: выполнение действий в соответствии с задачей; Р: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: объяснение Практический: самостоятельная работа Наглядный: демонстрация слайдов с эталоном | 5 мин. | -Пора выполнить самостоятельную работу. Посмотрите на слайд, на нем написаны слова. 1 вариант выпишет все слова женского рода и сделает морфемный разбор. 2 вариант выпишет все слова мужского рода и сделает морфемный разбор. Работаем в тетрадях. Слова: рассвет, поземка, лисица, дождик, умный, царская, яблонька, стульчик, холодный, весточка. -Поменяйтесь тетрадями, проверяем работу по эталону с доски. Оцените работу соседа. 1 ошибка – оценка 5 2 ошибки – оценка 4 3 ошибки – оценка 3 -Поднимите руку, у кого 5. Хлопните, у кого 4. -Ребята, что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень? | Выполняют самостоятельную работу. 1 вариант: поземка, лисица, царская, яблонька, весточка. 2 вариант: рассвет, дождик, умный, стульчик, холодный. Оценивают работу соседа. -Подобрать родственные слова. | П: анализ, синтез, обобщение Л: самооценка |
VII. Включение в систему знаний Практический: выполнение задания, морфемный анализ Словесный: диалог Практический: работа на карточках | 3 мин 3 мин | -Ребята, если вы обратили внимание, то по углам кабинета висят схемы морфемного разбора слов. Сейчас я раздам каждому из вас слово, ваша задача- найти подходящую схему и встать в нужный угол. -У кого было слово пальто, почему вы никуда не встали? -Молодцы. А какие слова еще вы знаете, у которых нет окончания? Почему у этих слов нет окончаний? -Сейчас я раздам вам карточки и вы будете работать в парах. На карточках написаны предложения с пропусками. Рядом с пропусками написаны схемы морфемного разбора. Ваша задача подобрать подходящее к схеме и по смыслу слово, и написать его на месте пропуска. 1.Сегодня утром я гулял по _____ (парку, лесу) и увидел маленького ____ (зайчика, ежика). 2. Коля подарил маме _____ цветы. (полевые, красивые) 3. На завтрак я люблю есть _____(кашу, хлопья). -Кто хочет прочитать, что у него получилось? | Получают слова: подберезовик, домик, разговоры, огонек, пальто. Ищут нужную схему, встают. -Не нашли нужную схему. У слова пальто нет окончания. -Кенгуру, шоу, шимпанзе и т.д. Они не изменяются. Выполняют задания на карточках. | П: обобщение и структурирование знаний П: анализ Р: выполнение действий в соответствии с задачей; |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: беседа Наглядный: демонстрация слайдов | 2-3 мин | -Подведем итог. Какая тема нашего урока? -Какие цели мы перед собой ставили? - Как мы достигали этих целей? -Продолжите фразы на слайде. Мне удалось сегодня… Меня удивило… Я могу похвалить себя за… Мне понравилось… Было трудно… -Запишите домашнее задание: рабочая тетрадь страница 39 упражнение 52. | - Состав слова. -Узнать, что входит в состав слова. Совершенствовать навыки морфемного разбора. Продолжают фразу. Записывают дз. | П:Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Л:Самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"
На этом уроке дети познакомятся со словами, отвечающими на вопросы Кто? и Что? В неформальной обстановке сделают для себя новое открытие. На уроке используются парные и групповые методы работы....
Конспект урока русского языка "Слова признаки"
Конспект урока русского языка во 2 классе.УМК "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»
Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»...
Конспект урока русского языка "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"
Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. "Слова - иностранцы"...
Конспект урока русского языка "Слова - помощники" 1 класс ПНШ
Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС НОО...
Конспект урока русского языка "Слова-омонимы"
Конспект урока с презентацией и приложениями по теме "Слова-омонимы. 2 класс. 21 век....