Дополнительная общеобразовательная программа " Занимательный русский язык" 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Маслова Людмила Николаевна

Направленность данной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально - педагогическая; актуальность программы: обладать речевой культурой: владение словом, инструментом общения, мышлением - основой интеллекта ребёнка, научно - познавательное направление программы позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка; отличительные особенности программы: индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полное удовлетворение его познавательных и жизненных интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38

«СОГЛАСОВАНО»

председатель ПС

протокол № ____

«___» _________ 2019

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора

по школе № ____

«___» ________ 2019

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогическая направленности

«Занимательный русский язык» (ознакомительный уровень)

Возраст учащихся: 7 – 9  лет.

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Маслова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов.

Калининград, 2019 год

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Пояснительная записка

направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально – педагогическая;

актуальность программы – обладать речевой культурой: владение словом – инструментом общения, мышлением – основой интеллекта ребёнка, научно – познавательное направление программы позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка;

отличительные особенности программы: индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полное удовлетворение познавательных  и жизненных  интересов  учащихся, в отличие от классных занятий мало пишут и много говорят;

адресат программы – задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка;

???объем и срок освоения программы – рассчитана на 4 года, 130 часов. В 1классе – 28 часов в неделю, 2 – 4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 часов в 1 классе, по 40 минут во 2 – 4 классах курс изучения программы рассчитан  на обучающихся 1 – 4 классов ;

формы обучения – очная;

особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста,  являющиеся основным составом объединения( факуультативный курс), индивидуальная и групповая работа;

состав группы : постоянный;

режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – 30 часов в год;

количество часов и занятий в неделю – 1 раз в неделю,  40 минут;

периодичность и продолжительность занятий  - 1 раз в неделю, 40 минут;

Цель: « Занимательный русский язык» - формирование личности , полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задачи:

  • обучающие:

- развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретать знания, умения и навыки по грамматике русского языка;

- пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развивать мотивацию к изучению русского языка;

- развивать творчество и словарный запас;

- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

- углублять и расширять знания и представления по литературному языку.

  • развивающие:

      - развивать смекалку и сообразительность;

      - приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

      - развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

      - учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;

  • воспитывающие:

     - воспитывать культуру общения;

         - формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.

                                      Содержание программы.

Учебный план:

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

  1.

Наш помощник – язык.

     4

       2

       2

 

  2.

В мире слов и звуков.

   10

       5

       5

  3.

Живые буквы.

   20

     10

     10

Содержания учебного плана:

Содержание программы рекомендуется отражать через краткое (тезисное) описание тем (теоретических и практических видов занятий), при этом оно должно соответствовать целям и задачам программы. Изложение содержания разделов, тем (модулей) должно соответствовать порядку их представления в учебном плане.

Раздел 1 «Наш помощник - язык » Тема № 1.« Фонетика» 

Теория. Расширение знаний о звуках русского языка, « мозговой штурм».

Практика. Игра « Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Планируемые результаты.

Планируемые результаты освоения программы формулируются через причисление знаний, умений, компетенций, которые присвоят учащиеся в процессе освоения теоретической и практической части программы. Планируемые результаты следует соотнести с целью и задачами программы (обучение, воспитания, развития).

Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

Планируемые результаты формулируются на каждый год освоения программы.

1. Результаты обучения (предметные результаты)

В данной группе результатов необходимо указать, какими знаниями, умениями и навыками, характерными для данной предметной области должны овладеть учащиеся в процессе освоения программы.

2. Результат воспитывающей деятельности

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ФЗ гл.1 ст.2 п.2).

3. Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)

Планируемые результаты данной группы ориентированы н развитие ключевых компетенций, а также психических свойств личности учащихся в соответствии с обозначенными задачами.

Пример:

По окончании первого (второго...) года обучения учащиеся:

будут знать/понимать, иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления, будет развита устойчивая потребность к самообразованию…;

будут уметь, будут стремиться, получат навыки, научатся делать, будут развиты творческие способности…;

будет сформирована устойчивая потребность, будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, будет сформирована активная жизненная позиция….

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график.

п/п

Месяц

Число

Время проведения

занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение программы:

  • Сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале и т.д.);
  • сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.);
  • перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
  • перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);
  • перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);
  • перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;
  • перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;
  • учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);
  • требования к специальной одежде обучающихся (спортивная форма, одежда для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).

Методическое обеспечение:

В данном пункте указывается:

  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
  • рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Кадровое обеспечение:

Данный пункт является обязательным, особенно важна полная информация о педагоге, если для реализации дополнительной общеразвивающей программы необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или иные специалисты: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор и т.п. Следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации.

Формы аттестации:

Контроль за реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может проводиться в разных формах: контрольное занятие, итоговое занятие, тестирование, собеседование, зачет, защита творческих работ и проектов, конференция, олимпиада, конкурс, соревнование, смотры, выставки, фестивали, отчетные концерты, в том числе, возможна и итоговая аттестация.

При необходимости можно проверить степень сформированности индивидуально-личностных качеств учащихся, описать их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.

Пример: Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме во время проведения , когда работы учащихся по конкретной теме .

В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных .

В конце года готовится (большая выставка творческих работ), в которой участвуют .

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

продуктивные формы: выставки, фестивали, соревнования, учебно- исследовательские конференции и т. д.;

документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося, к ним относятся: дневники достижений учащихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.

Кроме того, возможно введение системы моральных или материальных стимулов для учащихся, начиная с системы поощрений и почетных грамот, заканчивая ценными подарками или призами.

Учащимся, продемонстрировавшим неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации или не прошедшим промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин, можно предусмотреть перевод на следующий этап дополнительного образования условно (применяя по аналогии норму ФЗ касательно основных общеобразовательных программ).

Оценочные материалы:

Отражается перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов

Методические материалы:

п/п

Название раздела,

темы

Материально-техническое оснащение, дидактико-

методический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения итогов

Список литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательный английский"

  Программа "Занимательный английский" составлена  с учётом требований федерального государственного стандарта и соответствует возрастным особенностям детей 6-7 лет,...

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика»

Описываемая дополнительная общеобразовательная программа интересна тем, что совмещает в себе несколько важных направлений, одновременно необходимых сегодняшнему школьнику. Это знакомство с историей ра...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык»...

дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика»

Цель Программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Занимательная логика"

Актуальность программы состоит в том, что образование детей раннего возраста является важным звеном общей системы образования.  Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных с...