Написание строчной буквы «ц»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по нашей сказочной стране «Букволандии». И вместе с нами путешествует Незнайка, который тоже хочет знать с каждым уроком все больше и больше. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               МБОУ «Мещеринская СОШ №1»

                                                                                   «Технологическая карта урока»

                                         Тема : «Написание строчной буквы «ц».

                                                                                                                                                           Выполнила: Кравчук Лариса Николаевна,

                                                                                                                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                                                                                                  Методика обучения В.А.Илюхиной                        

                                                                                                                                                        (пропись №3, Москва «Просвещение» 2019г)

Мещерино-1, 2020г

 «Написание строчной буквы «ц» (1 урок)

Этапы урока

Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя

Ожидаемый результат  со стороны учеников

  • Организационный момент.

Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

- С добрым утром начат день

  Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать,

  А работать и писать

 - Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку, приведите в порядок свое рабочее место, ведь аккуратность и чистота залог успеха.

- Сегодня мы с вами  продолжаем путешествовать по нашей  сказочной стране «Букволандии». И вместе с нами  путешествует Незнайка, который тоже хочет знать с каждым уроком все больше и больше.

-И мы ему в этом  поможем?

Д.- (да)

Приветствие, установление зрительного и эмоционального контакта с классом,  положительный психологический настрой на урок.

Использование здоровьесберегающих технологий.

Регулятивные УУД:

организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Личностные УУД:

положительное отношение к учению.

Правильная посадка за столом.

  • Актуализация знаний.

Задача этапа: проверить знания  учащихся, стимулировать класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

 Начнем  наше  путешествие  с одной истории. Послушайте.

Когда-то давным-давно жила на свете ленивая курица-наседка. Она была такая ленивая, что, снеся однажды яичко, не стала его высиживать, забралась под скамейку и там уснула. А яичко осталось лежать и ему было скучно. Но тут пришла тетя Маша, она подложила яичко ленивой курочки. А наседке так хотелось спать, что она этого даже не заметила. Так во сне и высидела птенчика.                              

Отгадайте загадку:                                                                                                  

Был  белый  дом,  чудесный  дом,                                                                         Но  что-то  застучало  в  нём.                                                                          И  он  разбился,  а  оттуда                                                                                 Живое   выглянуло  чудо.

- Назовите, кто он?

У. (Цыплёнок).

Приложение: Слайд 2

(учитель показывает цыпленка)

- Правильно, знакомьтесь -  это цыпленок , произнесите это слово ещё раз. Какой вы услышали первый звук в этом слове?

У: Услышали звук [ц]

- Какой это звук?

произнесём  звук  хором.

-  когда  вы  произносили  звук,  воздух  выходил  свободно  или  во  рту  встретились  преграды?  (встретились  преграды)

-  что  вам  мешало  произносить  звук? ( губы,  зубы, язык)

Вывод:  звук  [ ц ]  -  согласный.

-  закройте  ушки  пальчиками,  произнесите  звук.

-  как  он  звучит:  с  голосом  и  шумом  или  только  с  шумом?  (только  с  шумом)

Вывод: звук [ ц ] – глухой.

-  назовите  слоги: (на  доске)  ЦЫ,  ЦИ

-  что  заметили?  (произносим  одинаково)

Вывод:  звук  [ ц ]  -  всегда  твёрдый.

-  как  будем  обозначать  звук  [ ц ] ?  (синим  квадратиком)

У.- Дайте характеристику звуку? [Ц] - сог., тв., глух.

- Молодцы, а какой буквой обозначается этот звук?

У: Он обозначается буквой  ц.

- Назовите слова, которые начинаются со строчной  буквы ц.

У: цапля,  цып-цып, цирк,  цветок , циркуль, цифры  и др.

Физминутка.

Киска Анфиска закрыла глаза.
Киска Анфиска открыла глаза.
Налево посмотрела, направо посмотрела,
Быстро, быстро поморгала
И работать снова стала.

Форма организации деятельности – фронтальная, т. к. здесь необходима работа со всем классом.

Развитие логического мышления

Классификация

Репродуктивный метод

Использование здоровьесберегающих технологий.

Воспитания здорового образа жизни.

Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

повышается эмоциональный настрой.

 Профилактика утомляемости глаз.

3. Мотивация учебной деятельности.

Задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

У- Молодцы ребята, а вы можете придумать слова, так что бы они начинались на букву ц?

Д.- (могут дать разные варианты)

 Какой первый звук в первом слове?

У: Звук [ц]

- Какой буквой мы обозначим этот звук?

У: Этот звук обозначается прописной строчной   буквой ц.

- Можем ли мы   написать эти слова?

У: Нет.

- Почему?

У: Мы не можем написать так, как   еще не знаем, как пишется прописная строчная  буква ц.
- Сегодня на уроке мы вместе с Незнайкой будем учиться писать строчную  букву ц, слова и предложения с ней.

Операционный компонент учебной деятельности. Целеполагание.

Проблемная ситуация

Частично-поисковый метод

Регулятивные УУД:

уметь определять учебную задачу с помощью учителя.

Познавательные УУД:    Постановка и решение проблемы

4. Формирование новых знаний.

Задача этапа: дать учащимся конкретное представление об изучаемом,  добиться от них осознания.  

Приложение:                                                                                    

(Учитель демонстрирует таблицу форм букв Ц,ц:  печатной, прописной строчной и  заглавной.

- Посмотрите на доску.                                                                     Сравните   печатную и прописную письменную буквы «ц». Как вы думаете, чем они похожи? Чем отличаются?

У: (могут дать разные ответы)

- Откроем прописи стр.29, найдите в тетради строчную  букву ц.

Я тетрадочку открою,

уголочком положу,

И от вас друзья не скрою,

Ручку  правильно держу!

Работа с тетрадью.

Приложение: ( слайд №4)

(учитель показывает строчную букву ц  на интерактивной доске)

- Посмотрите на интерактивную  доску, как мы будем прописывать строчная  буква ц.

У: Ставим ручку на  верхнюю линеечку   рабочей строки,  опускаемся по наклонной линии вниз, качалочка,  крючок до середины, секрет, по секрету наклонная линия вниз, качалочка,  крючок до 1/3 снизу в рабочей строке, без поворота ручки наклонная линия вниз (до 1/3 в дополнительной строке), петелька, перехлест на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины.

-Повторим все вместе.

-Проанализируйте образец написания строчной буквы   ц.

(Дети устанавливают, что в ее написании используются элементы, которые имеются в буквах  и, у. Величина петли у буквы  ц на 1/3 меньше, чем у буквы у.)

 Этап выявления места и причины затруднения.

Знакомство с новой буквой.

Анализ составляющих элементов буквы ц, их пространственного расположения, сравнение.

Развитие логического мышления на основе приема анализа и сравнения.

Работа в парах

Письмо двигательных элементов.

Работа в прописи.

 Самостоятельная работа.

Использование здоровьесберегающих технологий.

Познавательные УУД:

(знаково-символические)  научится сравнению буквы ц с другими буквами, выполнят логические заданий с буквами, научатся анализу объектов с целью выделения в них существенных признаков

ПознавательныеУУД

 Умение ориентироваться в тетради, извлечение нужной информации

Регулятивные УУД:

умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку

Коммуникативные УУД:

навыки сотрудничества,работать с соседом по парте,

выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом

Учить правильной посадке за столом.

5. Подготовка руки к письму.

Задача этапа: развивать мелкую моторику руки.

- Молодцы, а сейчас мы вместе с Незнайкой  посмотрим на   букву  ц  в тетради,   на стр. 29 .

Но сначала проведем физкультминутку. Улыбнулись друг другу.

«Разминка для пальчиков »

Пальцы в гости приходили

Тук, тук,  тук стучали в дверь,

Но мы двери не открыли

Думали, что страшный зверь.  

Использование здоровьесберегающих технологий.

Воспитания здорового образа жизни

Личностные УУД:

повышается эмоциональный настрой.

 Профилактика утомляемости кисти руки и пальцев

6. Формирование зрительно- двигательного образа буквы в памяти учащихся.

Задача этапа: на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки

- А сейчас  сели все правильно, приложение: плакат

(Демонстрируется правильная посадка при письме, дети говорят хором

- Обводим в воздухе под счёт букву ц. (Раз – и- два –и)

-Обведите теперь   буквы  ц в прописи  и пропишите до конца строки.

Поменяйтесь тетрадями, выберите самую  красивую букву у соседа, подчеркните её, в своём письме будем ориентироваться на эту красавицу букву  «ц».

Аналитический этап

Технология начертания заглавной буквы «ц» под счет.

Упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради

Использование здоровьесберегающих технологий (правильная посадка за столом).

Мотивационный компонент учебной деятельности

Познавательные УУД:

(знаково-символические) ученик научится письму буквы по алгоритму, по счет и самостоятельно, сформируется  зрительно-двигательный образ буквы в памяти учащихся.

Регулятивные УУД:

осуществлять взаимопроверку.

7. Этап первичного закрепления

Задача этапа: установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.

Приложение:

(На доске появляется картинка  с записью «цыплёнок»  ) слайд 5

- Прочитайте слово, давайте разберем его.

У: Количество гласных- 3, количество слогов -3, ударение на 2 слог, это имя нарицательное.

-Назовите 1 слог (цып), 2-слог (лё), 3-слог (нок)

- Каким соединением их запишем?

У: цып-лё – соединение 1/3 снизу в рабочей строке,

нок– соединение в середине рабочей строки- секретиком.

- впишите в слово изучаемую букву ц.

-разобрать виды соединения буквы ц с другими буквами.

Прочитайте слог и проанализируйте.(слайд 6)

- Слог – слияние пишем без отрыва руки, а также соединения букв, которые нам встретятся при написании слов.

ца - цапля, курица, пословица.

цо - танцор, кольцо.

цу - танцуют, цукат (сваренные плоды (корки) в сахарном сиропе)

це - цех, цепь, солнце, полотенце.

-Наш Незнайка решил узнать значение слов, которые записаны в прописях:

              Отгадайте  загадку.

      Все  глядят  на  середину,

      В  середине – волшебство:

      Там  чудак  зайчишку  вынул

      Из  кармана  своего.

      Там  под  купол  танцовщица

      Улетела, как  синица.

      Там  собачки  танцевали,

      Вы,  конечно,  там  бывали…

(Цирк) (слайд 7)

цирк, кузнец.

- Как вы ребята объяснили бы ему?

 Запись слов.

цирк – 1 слог

Самостоятельная работа.

-Разобрать самостоятельно  слово кузнец( поделить на слоги и поставить ударения). Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильно ли вы разобрали слово. (кузнец- 2 слога, ударение падает на второй слог)

 А сейчас давайте отдохнем.

Синтетический этап

Познавательные УУД: логические:

- установление причинно-следственных связей установить связь между: местом ударения в слове и значением слова; количеством гласных в слове и количеством слогов; использованием прописной буквы в словах, являющихся именами собственными,

Регулятивные УУД:

осуществлять самопроверку.

Коммуникативные УУД:

навыки сотрудничества,работать с соседом по парте,

выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом

8. Физкультминутка

Задача этапа:уменьшить утомления и снизить отрицательное влияния однообразной позы.

Наша елка велика
(круговое движение руками),
Наша елка высока
(вставать на носочки),
Выше мамы, выше папы
(присесть и встать на носки),
Достает до потолка
(потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!
(пляшут, притопывая ногами, разводя руками в стороны и ставя на пояс)

Здравствуй, здравствуй, Новый год (хлопаем)!
Ёлка в гости к нам придёт (шагаем).
Принесёт нам Дед мороз (шагаем)
смеха, шуток целый воз (улыбаемся)! 

Использование здоровьесберегающих технологий

Изменение вида деятельности детей – релаксация, мышечное расслабление.

Мотивационный компонент учебной деятельности.

Личностные УУД:

повышается эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.

Психологическая и физическая разрядка.

9. Этап включения в систему знаний и повторения.

Задача этапа: закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Приложение: слайд

(задания по развитию речи)

-Что изображено на слайде?

У: Схемы предложения.

У: Предложений 3

-Рассмотрите иллюстрацию.

Что здесь нарисовано? (Цветы)

-Где растут цветы? (В саду)

- Составьте предложение  и найдите  схему к этому предложению.

У: В саду цвели цветы.

- Молодцы!

У: Мы  запишем предложение в пропись. Но сначала давайте разберем.

У: Сколько слов в предложении?

У: В нем 4 слова.

У: В саду цветут       цветы.

- Расскажите своему соседу, что вы знаете о предложении.

- Запишем это предложение с комментарием.

- Найдите основу предложения( подлежащее и сказуемое.)

Работа в прописи.

(учитель демонстрирует лучшую работу)

Восстановление деформированного предложения:

1 группа – работает самостоятельно: у доски  делят слова на слоги.

2 группа – работают с помощью моделей слов: (схема предложения и звукобуквенный анализ слов)

3 группа — ставит в словах ударение.

4 группа – работает с учителем (находят опасные места в предложении и подчёркивают).

Проверка

Игра “Один, много”. (Курица - курицы, петух – петухи, утка – утки, индюк – индюки)

Птица – птицы.

Царица – царицы.

Птенец – птенцы.

- Как образовались слова?

- Запишите самостоятельно.

Давайте посмотрим на еще одни пары слов. Прочитаем: орёл - орлица.

- Что вы можете сказать про эту пару слов?

- Различны ли слова? Чем?

- Запишем слова к словам тигр, медведь.(подпишите род над словами)

Медведь – словарное слово. (Подчеркнуть орфограммы) (словарик)

Фронтальная работа.

Речевое развитие

Наглядный метод

Дифференцированная работа

Познавательные УУД:

Учащиеся анализируют схему текста и составляют рассказ, используя данный рисунок,  научится сравнению текста со схемой

Предметные умения:

научатся создавать  небольшие тексты по рисунку, правильно оформлять предложения, а также замечать орфограммы

Коммуникативные УУД:

Учатся слушать и понимать речь других, развивать речь, используя комментированное письмо

  • Рефлексия. 

Задача этапа: научить производить рефлексию собственной деятельности.

- Ребята, заканчивается наш урок. Чему мы должны были научиться?

У: Писать строчную  букву ц, слова и предложения с ней.

- Посмотрите в свою тетрадь, все ли у тебя получилось, а у твоего соседа? (правильность написания букв)

- А теперь оцените свою работу на уроке ёлочными игрушками.

Скоро Новый год, праздник, который ждут не только дети и взрослые. Все загадывают желания. Но какой Новый год без ёлочки. У меня на доске четыре ёлочки, ваша задача украсить их игрушками. У вас на столах три разных игрушки, ваша задача выбрать игрушку.

            - я очень старался (выберите снеговика);

            - я старался, но делал небольшие ошибки (выберите зелёную игрушку);

            - мне хотелось бы работать лучше (выберите игрушку с домиком).

Вот какие нарядные ёлочки у нас получились.

У кого сегодня немного не получилось, не расстраиваетесь, у нас будет повторение и мы обязательно все правила повторим.

- Мне и Незнайке  тоже сегодня урок- путешествия  понравился, все работали хорошо, спасибо за урок!

Организация рефлексии учебной деятельности.

Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности

Личностные УУД:

способность к самооценке, анализ и оценка своей деятельности

        Список литературы:

  • Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Пособие для учителя. – 2 – е изд. - М.: Просвещение, 2010.  (Стандарты второго поколения)
  •  Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений – 2–е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  • Жиренко О. Е., Обухова Л. А.. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс.-4-е изд., исп. и доп. –М.: ВАКО, 2008.
  • Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987.
  • Подласный И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
  • Методика обучения В.А.Илюхиной «Методическое пособие», 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание строчной буквы «ц». Звук и буква «ц».

Урок письма по теме "Написание строчной буквы "ц". Звук и буква "ц"" направлен на формирование у учащихся знаний о правильном написании строчной буквы "ц", а также слогов слияний с буквой "ц" и с...

Согласный звук [ж], буквы Ж, Х. Слова с буквосочетаниями жи-ши. Написание строчной буквы ж.

Разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС, прописаны все универсальные учебные действия и занесены в технологическую карту урока. Урок обучения грамоте по Образовательн...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Согласные звуки [б], [б’], буква Б. Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б.

Цель: - познакомить с звуками [б], [б’], и строчной буквой б; - учить писать строчную букву б.Задачи:– формируем умение выделять звук в слове;– формируем умение овладевать начертаниями письм...

Согласные звуки [З],[З’],буква З. Написание строчной буквы з,слогов и слов с буквой з

Урок обучения грамоте 1 класс "Согласные звуки [З],[З’],буква З.Написание строчнойбуквы з,слогов и слов с буквой з"...