Написание строчной буквы «ц»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по нашей сказочной стране «Букволандии». И вместе с нами путешествует Незнайка, который тоже хочет знать с каждым уроком все больше и больше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изучение строчной буквы "ц" и написание слов с буквой "ц". | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мещеринская СОШ №1»
«Технологическая карта урока»
Тема : «Написание строчной буквы «ц».
Выполнила: Кравчук Лариса Николаевна,
учитель начальных классов
Методика обучения В.А.Илюхиной
(пропись №3, Москва «Просвещение» 2019г)
Мещерино-1, 2020г
«Написание строчной буквы «ц» (1 урок)
Этапы урока | Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя | Ожидаемый результат со стороны учеников |
Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке. - С добрым утром начат день Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать - Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку, приведите в порядок свое рабочее место, ведь аккуратность и чистота залог успеха. - Сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по нашей сказочной стране «Букволандии». И вместе с нами путешествует Незнайка, который тоже хочет знать с каждым уроком все больше и больше. -И мы ему в этом поможем? Д.- (да) | Приветствие, установление зрительного и эмоционального контакта с классом, положительный психологический настрой на урок. Использование здоровьесберегающих технологий. | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Личностные УУД: положительное отношение к учению. Правильная посадка за столом. |
Задача этапа: проверить знания учащихся, стимулировать класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования. Начнем наше путешествие с одной истории. Послушайте. Когда-то давным-давно жила на свете ленивая курица-наседка. Она была такая ленивая, что, снеся однажды яичко, не стала его высиживать, забралась под скамейку и там уснула. А яичко осталось лежать и ему было скучно. Но тут пришла тетя Маша, она подложила яичко ленивой курочки. А наседке так хотелось спать, что она этого даже не заметила. Так во сне и высидела птенчика. Отгадайте загадку: Был белый дом, чудесный дом, Но что-то застучало в нём. И он разбился, а оттуда Живое выглянуло чудо. - Назовите, кто он? У. (Цыплёнок). Приложение: Слайд 2 (учитель показывает цыпленка) - Правильно, знакомьтесь - это цыпленок , произнесите это слово ещё раз. Какой вы услышали первый звук в этом слове? У: Услышали звук [ц] - Какой это звук? произнесём звук хором. - когда вы произносили звук, воздух выходил свободно или во рту встретились преграды? (встретились преграды) - что вам мешало произносить звук? ( губы, зубы, язык) Вывод: звук [ ц ] - согласный. - закройте ушки пальчиками, произнесите звук. - как он звучит: с голосом и шумом или только с шумом? (только с шумом) Вывод: звук [ ц ] – глухой. - назовите слоги: (на доске) ЦЫ, ЦИ - что заметили? (произносим одинаково) Вывод: звук [ ц ] - всегда твёрдый. - как будем обозначать звук [ ц ] ? (синим квадратиком) У.- Дайте характеристику звуку? [Ц] - сог., тв., глух. - Молодцы, а какой буквой обозначается этот звук? У: Он обозначается буквой ц. - Назовите слова, которые начинаются со строчной буквы ц. У: цапля, цып-цып, цирк, цветок , циркуль, цифры и др. Физминутка. Киска Анфиска закрыла глаза. | Форма организации деятельности – фронтальная, т. к. здесь необходима работа со всем классом. Развитие логического мышления Классификация Репродуктивный метод Использование здоровьесберегающих технологий. Воспитания здорового образа жизни. | Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: повышается эмоциональный настрой. Профилактика утомляемости глаз. |
3. Мотивация учебной деятельности. Задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. У- Молодцы ребята, а вы можете придумать слова, так что бы они начинались на букву ц? Д.- (могут дать разные варианты) Какой первый звук в первом слове? У: Звук [ц] - Какой буквой мы обозначим этот звук? У: Этот звук обозначается прописной строчной буквой ц. - Можем ли мы написать эти слова? У: Нет. - Почему? У: Мы не можем написать так, как еще не знаем, как пишется прописная строчная буква ц. | Операционный компонент учебной деятельности. Целеполагание. Проблемная ситуация Частично-поисковый метод | Регулятивные УУД: уметь определять учебную задачу с помощью учителя. Познавательные УУД: Постановка и решение проблемы |
4. Формирование новых знаний. Задача этапа: дать учащимся конкретное представление об изучаемом, добиться от них осознания. Приложение: (Учитель демонстрирует таблицу форм букв Ц,ц: печатной, прописной строчной и заглавной. - Посмотрите на доску. Сравните печатную и прописную письменную буквы «ц». Как вы думаете, чем они похожи? Чем отличаются? У: (могут дать разные ответы) - Откроем прописи стр.29, найдите в тетради строчную букву ц. Я тетрадочку открою, уголочком положу, И от вас друзья не скрою, Ручку правильно держу! Работа с тетрадью. Приложение: ( слайд №4) (учитель показывает строчную букву ц на интерактивной доске) - Посмотрите на интерактивную доску, как мы будем прописывать строчная буква ц. У: Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии вниз, качалочка, крючок до середины, секрет, по секрету наклонная линия вниз, качалочка, крючок до 1/3 снизу в рабочей строке, без поворота ручки наклонная линия вниз (до 1/3 в дополнительной строке), петелька, перехлест на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины. -Повторим все вместе. -Проанализируйте образец написания строчной буквы ц. (Дети устанавливают, что в ее написании используются элементы, которые имеются в буквах и, у. Величина петли у буквы ц на 1/3 меньше, чем у буквы у.) | Этап выявления места и причины затруднения. Знакомство с новой буквой. Анализ составляющих элементов буквы ц, их пространственного расположения, сравнение. Развитие логического мышления на основе приема анализа и сравнения. Работа в парах Письмо двигательных элементов. Работа в прописи. Самостоятельная работа. Использование здоровьесберегающих технологий. | Познавательные УУД: (знаково-символические) научится сравнению буквы ц с другими буквами, выполнят логические заданий с буквами, научатся анализу объектов с целью выделения в них существенных признаков ПознавательныеУУД Умение ориентироваться в тетради, извлечение нужной информации Регулятивные УУД: умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества,работать с соседом по парте, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом Учить правильной посадке за столом. |
5. Подготовка руки к письму. Задача этапа: развивать мелкую моторику руки. - Молодцы, а сейчас мы вместе с Незнайкой посмотрим на букву ц в тетради, на стр. 29 . Но сначала проведем физкультминутку. Улыбнулись друг другу. «Разминка для пальчиков » Пальцы в гости приходили Тук, тук, тук стучали в дверь, Но мы двери не открыли Думали, что страшный зверь. | Использование здоровьесберегающих технологий. Воспитания здорового образа жизни | Личностные УУД: повышается эмоциональный настрой. Профилактика утомляемости кисти руки и пальцев |
6. Формирование зрительно- двигательного образа буквы в памяти учащихся. Задача этапа: на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки - А сейчас сели все правильно, приложение: плакат (Демонстрируется правильная посадка при письме, дети говорят хором - Обводим в воздухе под счёт букву ц. (Раз – и- два –и) -Обведите теперь буквы ц в прописи и пропишите до конца строки. Поменяйтесь тетрадями, выберите самую красивую букву у соседа, подчеркните её, в своём письме будем ориентироваться на эту красавицу букву «ц». | Аналитический этап Технология начертания заглавной буквы «ц» под счет. Упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради Использование здоровьесберегающих технологий (правильная посадка за столом). Мотивационный компонент учебной деятельности | Познавательные УУД: (знаково-символические) ученик научится письму буквы по алгоритму, по счет и самостоятельно, сформируется зрительно-двигательный образ буквы в памяти учащихся. Регулятивные УУД: осуществлять взаимопроверку. |
7. Этап первичного закрепления Задача этапа: установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы. Приложение: (На доске появляется картинка с записью «цыплёнок» ) слайд 5 - Прочитайте слово, давайте разберем его. У: Количество гласных- 3, количество слогов -3, ударение на 2 слог, это имя нарицательное. -Назовите 1 слог (цып), 2-слог (лё), 3-слог (нок) - Каким соединением их запишем? У: цып-лё – соединение 1/3 снизу в рабочей строке, нок– соединение в середине рабочей строки- секретиком. - впишите в слово изучаемую букву ц. -разобрать виды соединения буквы ц с другими буквами. Прочитайте слог и проанализируйте.(слайд 6) - Слог – слияние пишем без отрыва руки, а также соединения букв, которые нам встретятся при написании слов. ца - цапля, курица, пословица. цо - танцор, кольцо. цу - танцуют, цукат (сваренные плоды (корки) в сахарном сиропе) це - цех, цепь, солнце, полотенце. -Наш Незнайка решил узнать значение слов, которые записаны в прописях: Отгадайте загадку. Все глядят на середину, В середине – волшебство: Там чудак зайчишку вынул Из кармана своего. Там под купол танцовщица Улетела, как синица. Там собачки танцевали, Вы, конечно, там бывали… (Цирк) (слайд 7) цирк, кузнец. - Как вы ребята объяснили бы ему? Запись слов. цирк – 1 слог Самостоятельная работа. -Разобрать самостоятельно слово кузнец( поделить на слоги и поставить ударения). Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильно ли вы разобрали слово. (кузнец- 2 слога, ударение падает на второй слог) А сейчас давайте отдохнем. | Синтетический этап | Познавательные УУД: логические: - установление причинно-следственных связей установить связь между: местом ударения в слове и значением слова; количеством гласных в слове и количеством слогов; использованием прописной буквы в словах, являющихся именами собственными, Регулятивные УУД: осуществлять самопроверку. Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества,работать с соседом по парте, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом |
8. Физкультминутка Задача этапа:уменьшить утомления и снизить отрицательное влияния однообразной позы. Наша елка велика | Использование здоровьесберегающих технологий Изменение вида деятельности детей – релаксация, мышечное расслабление. Мотивационный компонент учебной деятельности. | Личностные УУД: повышается эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся. Психологическая и физическая разрядка. |
9. Этап включения в систему знаний и повторения. Задача этапа: закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Приложение: слайд (задания по развитию речи) -Что изображено на слайде? У: Схемы предложения. У: Предложений 3 -Рассмотрите иллюстрацию. Что здесь нарисовано? (Цветы) -Где растут цветы? (В саду) - Составьте предложение и найдите схему к этому предложению. У: В саду цвели цветы. - Молодцы! У: Мы запишем предложение в пропись. Но сначала давайте разберем. У: Сколько слов в предложении? У: В нем 4 слова. У: В саду цветут цветы. - Расскажите своему соседу, что вы знаете о предложении. - Запишем это предложение с комментарием. - Найдите основу предложения( подлежащее и сказуемое.) Работа в прописи. (учитель демонстрирует лучшую работу) Восстановление деформированного предложения: 1 группа – работает самостоятельно: у доски делят слова на слоги. 2 группа – работают с помощью моделей слов: (схема предложения и звукобуквенный анализ слов) 3 группа — ставит в словах ударение. 4 группа – работает с учителем (находят опасные места в предложении и подчёркивают). Проверка Игра “Один, много”. (Курица - курицы, петух – петухи, утка – утки, индюк – индюки) Птица – птицы. Царица – царицы. Птенец – птенцы. - Как образовались слова? - Запишите самостоятельно. Давайте посмотрим на еще одни пары слов. Прочитаем: орёл - орлица. - Что вы можете сказать про эту пару слов? - Различны ли слова? Чем? - Запишем слова к словам тигр, медведь.(подпишите род над словами) Медведь – словарное слово. (Подчеркнуть орфограммы) (словарик) | Фронтальная работа. Речевое развитие Наглядный метод Дифференцированная работа | Познавательные УУД: Учащиеся анализируют схему текста и составляют рассказ, используя данный рисунок, научится сравнению текста со схемой Предметные умения: научатся создавать небольшие тексты по рисунку, правильно оформлять предложения, а также замечать орфограммы Коммуникативные УУД: Учатся слушать и понимать речь других, развивать речь, используя комментированное письмо |
Задача этапа: научить производить рефлексию собственной деятельности. - Ребята, заканчивается наш урок. Чему мы должны были научиться? У: Писать строчную букву ц, слова и предложения с ней. - Посмотрите в свою тетрадь, все ли у тебя получилось, а у твоего соседа? (правильность написания букв) - А теперь оцените свою работу на уроке ёлочными игрушками. Скоро Новый год, праздник, который ждут не только дети и взрослые. Все загадывают желания. Но какой Новый год без ёлочки. У меня на доске четыре ёлочки, ваша задача украсить их игрушками. У вас на столах три разных игрушки, ваша задача выбрать игрушку. - я очень старался (выберите снеговика); - я старался, но делал небольшие ошибки (выберите зелёную игрушку); - мне хотелось бы работать лучше (выберите игрушку с домиком). Вот какие нарядные ёлочки у нас получились. У кого сегодня немного не получилось, не расстраиваетесь, у нас будет повторение и мы обязательно все правила повторим. - Мне и Незнайке тоже сегодня урок- путешествия понравился, все работали хорошо, спасибо за урок! | Организация рефлексии учебной деятельности. | Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности Личностные УУД: способность к самооценке, анализ и оценка своей деятельности |
Список литературы:
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Пособие для учителя. – 2 – е изд. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
- Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений – 2–е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Жиренко О. Е., Обухова Л. А.. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс.-4-е изд., исп. и доп. –М.: ВАКО, 2008.
- Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987.
- Подласный И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
- Методика обучения В.А.Илюхиной «Методическое пособие», 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Написание строчной буквы «ц». Звук и буква «ц».
Урок письма по теме "Написание строчной буквы "ц". Звук и буква "ц"" направлен на формирование у учащихся знаний о правильном написании строчной буквы "ц", а также слогов слияний с буквой "ц" и с...
Согласный звук [ж], буквы Ж, Х. Слова с буквосочетаниями жи-ши. Написание строчной буквы ж.
Разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС, прописаны все универсальные учебные действия и занесены в технологическую карту урока. Урок обучения грамоте по Образовательн...
Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.
Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....
Урок обучения грамоте на тему «Согласные звуки [х], [х , ], буква Х. Слова-междометия. Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х»
Данный урок разработан в системе УМК "Школа 2100"....
Согласные звуки [б], [б’], буква Б. Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б.
Цель: - познакомить с звуками [б], [б’], и строчной буквой б; - учить писать строчную букву б.Задачи:– формируем умение выделять звук в слове;– формируем умение овладевать начертаниями письм...
Согласные звуки [З],[З’],буква З. Написание строчной буквы з,слогов и слов с буквой з
Урок обучения грамоте 1 класс "Согласные звуки [З],[З’],буква З.Написание строчнойбуквы з,слогов и слов с буквой з"...
Согласные звуки [б], [б’], буква Б. Написание строчной буквы Б, слогов, слов с буквой Б.
мультимедийный урок по обучению грамоте...