Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница».
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Хлуднева Надежда Владимировна

Конспект урока русского языка на тему: Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница». Класс: 4. УМК "Школа России".

Также прилагается список опорных слов, который можно выдать каждому ученику перед написанием сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Составила учитель начальных классов: Хлуднева Надежда Владимировна

Класс: 4

УМК «Школа России». Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г.  Горецкий

Тема: сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница».

Тип: урок развития речи.

Цель: совершенствовать умение писать сочинение по картине.

Задачи:

1. Развивать умение планировать сочинение и определять содержание частей текста.

2. Учить анализировать картину.

3. Развивать устную и письменную речь.

4. Совершенствовать действие самоконтроля и самопроверки учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

- строить текст сочинения в зависимости от его типа;

- учиться определять содержание частей текста.

Метапредметные:

- продолжать учиться рассматривать картину, определять замысел художника;

- учиться передавать собственные впечатления от картины и отношение к ней;

- развивать внимательность; наблюдательность

- расширять словарный запас.

Личностные:

- продолжать учиться планировать свою деятельность:

- учиться осуществлять самоконтроль, самопроверку.

Ресурсы: учебник УМК «Школа России», тетрадь для сочинений, компьютер, проектор, электронная доска.

        Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Подготовительная работа к восприятию картины

- Где обычно мы можем видеть картины?

- Представьте, что мы сейчас находимся в картинной галерее. Перед нами первая картина.

- Откройте учебник на стр.129. В «Картинной галерее» представлена репродукция.

- Что такое репродукция?

- Прочитайте ее название, автора.

- Вам знаком этот художник?

- Кто из вас может рассказать об авторе этого произведения?

На слайде появляется портрет художника.

Рассказ учителя.

- Василий Андреевич Тропинин – русский живописец-портретист, родился в Новгородской губернии в семье крепостных.

- Кто такие крепостные?

Если ученики затрудняются дать ответ, учитель объясняет значение слова.

Крепостные – крестьяне, которые находились в собственности помещика (богатого человека), жили у него и работали на него.

- Еще мальчиком он проявлял способности к рисованию. Изображал в основном людей. В юности Василия Тропинина отослали в Петербург на обучение к кондитеру. Но его настолько тянуло к живописи, рисованию, что он стал тайно посещать бесплатные классы Академии художеств. Там заметили его талант. Но так как Василий Тропинин был из семьи крепостных, он не мог выбирать, где ему учиться. Благодаря брату хозяина юноши, он все-таки начал учиться в Академии портретному искусству. Картины Тропинина высоко были отмечены самой императрицей. За его талант и картины, которые поражали своим сходством с реальными людьми, он был удостоен звания художника (академика портретной живописи).

Посмотрите, какой у него не простой путь. Он был крепостным, не мог свободно обучаться живописи, но благодаря своему желанию рисовать добился звания художника.

- Какие непонятные слова вам встретились?

- Кто такой портретист?

(Академик - член высшей ступени организации учёных — академии наук).

- А сейчас вновь обратимся к репродукции. Посмотрите на доску.

На слайде репродукция.

- Какой жанр живописи перед нами?

- Что такое портрет?

- Как вы думаете, почему картина называется «Кружевница»?

- Кто такая кружевница?

- А что такое кружево?

- Можно сделать кружевные скатерти, занавески, можно кружевом украсить одежду.

В презентации демонстрируются примеры кружевных изделий.

- Прочитайте в учебнике на стр.130, какие используются инструменты для плетения кружева.

Изображения инструментов появляются на доске.

- Из материалов необходимы нитки, чтобы плести кружева.

- Также посмотрите на репродукцию, что еще изображено? (Подставка.)

- Верно, подставка с мягкой подушечкой, в которую вставляются булавки.

- В музее, картинной галерее.

- Это копия картины.

- Называется «Кружевница». Автор - Василий Андреевич Тропинин.

Ответы детей.

- Это художник, который создает, пишет в основном портреты.

- Портрет.

- Изображение реального человека.

- На ней изображена девушка - кружевница.

- Это мастерица, которая плетет кружева.

- Декоративные элементы из ткани и ниток. Украшение одежды, скатертей.

Читают про инструменты.

Непосредственное восприятие картины

- Рассмотрите внимательно репродукцию картины.

        

- Какие у вас впечатления (чувства) появились? Чем понравилась картина?

Молчаливое рассматривание картины.

- Цветом, красивая девушка, деталями.

«Чтение» картины, обсуждение её содержания

- Плести кружева - сложное ремесло. Мы понимаем это, когда смотрим на картину? Почему?

- Посмотрите на выражение ее лица. Какое оно? Устала кружевница от работы? Почему вы так решили?

- Картина «Кружевница» стала новым явлением в искусстве того времени. Впервые в русской живописи появилось произведение, в котором трудящийся человек показан красивым и неуставшим.

- Опишите одежду кружевницы.

- Что можно сказать про волосы?

- Верно, они убраны, чтобы не мешали при работе.

- Какие у нее руки?

- Что она держит ими?

- Посмотрите, как хрупкие пальчики нежно и аккуратно держат булавку и коклюшки.

- Куда обращен взгляд рукодельницы?

- Какие цвета использовал художник?

- Вся картина в светлых, но не ярких тонах.

- Нет.

Потому что кружевница улыбается.

- Доброе, светлое.

- Нет, она не устала, потому что у нее улыбка на лице, она спокойна.

- Она одета в простое голубое, чистое и аккуратное платье. На ее плечи наброшена белая косынка.

- Тёмного цвета. Убраны в пучок.

- Нежные, изящные.

- В одной руке у неё булавка, в другой коклюшки.

- На художника.

- Светлые: белый, голубой.

Создание речевой ситуации

- А кто в музее рассказывает о картинах или каких-то экспонатах?

- Верно, экскурсовод – сотрудник музея, который рассказывает посетителям об экспонатах.

- Я предлагаю вам побыть сегодня в роли экскурсоводов и описать для посетителей картину В.А. Тропинина «Кружевница».

- Экскурсовод.

Составление плана текста

- Какой тип текста получится?

- Сколько частей в тексте? Какие?

- Каким выражением вы бы начали свой рассказ о картине, как экскурсоводы?

- Что обязательно должно быть в вводной части?

- Как тогда назовем первый пункт плана текста?

- О чем напишем в основной части?

- Верно. То есть мы должны описать образ кружевницы и ее труд.

- На какие детали следует обратить внимание при описании кружевницы?

- Как можно описать труд девушки? Что она делает?

- Как назовем следующий пункт плана?

- О чем сообщим в заключительной части?

 

- Название 3 пункта?

Пункты плана записываются по ходу их называния детьми.

Примерный план:

1. Картина В.А. Тропинина «Кружевница».

2. Образ и труд кружевницы.

3. Мои впечатления от картины.

- Описание.

- 3 части: вводная, основная, заключительная.

- Перед нами картина…

- Название и автор картины.

- Картина В.А. Тропинина. Картина «Кружевница».

- Кто изображен, что изображено, как выглядит девушка, что она делает.

- На лицо, взгляд, одежду, руки, волосы.

- Она плетет кружева.

- Образ и труд кружевницы.

- О своих впечатлениях от картины. Какие чувства у нас вызвала картина.

- Мои впечатления от картины.

Орфографическая подготовка. Лексическая работа

- Какие есть способы, чтобы избежать повторов?

- Какими синонимами можно заменить слово кружевница?

Художник?

- Переверните листы, которые я вам выдала. На них опорные слова, которые помогут вам в написании сочинения. Прочитайте их. Для какой части текста они подходят?

Опорные слова:

Портрет

Кружевница, мастерица, рукодельница, девушка

Приветливый, добрый, открытый взгляд

Улыбка

Плетёт кружева

Изящные, нежные, ловкие руки

Коклюшки, булавки

- Какие слова вам непонятны?

- Подчеркните те, которые будете использовать в своем сочинении.

Некоторые ученики называют слова, которые подчеркнули.

- При написании сочинения вы также будете использовать и свои слова,  подбирать синонимы к написанным на листе. А не только опорные слова.

- Сейчас подумайте немного, какой примерно текст вы составите.

- Кто готов рассказать устно?

Выслушивается один ученик. Учитель вносит коррективы.

- Но у вас будут другие сочинения, у каждого получится свое описание.

Не забудьте про опорные слова, списывайте их без ошибок.

- После написания сочинения проверьте его.

- Подобрать синонимы, использовать местоимения.

- Девушка, мастерица, работница.

- Автор, Василий Тропинин.

- Для второй, основной.

Запись сочинения

Ученики записывают сочинение в тетрадь.

Кто написал, самостоятельно проверяет орфографию и пунктуацию.

Итог урока

- Какую картину сегодня описывали?

- Какая задача перед вами стояла?

- Какого типа текст сочинения получился?

- Картину Василия Андреевича Тропинина «Кружевница».

- Описать для школьников картину В.А. Тропинина «Кружевница» как на экскурсии.

- Описание.

Организационное завершение урока

- Передавайте свои тетради с последних парт.

Сдают тетради с сочинениями.



Предварительный просмотр:

  1. Вступление (1-2 предложения).

Перед вами картина … .

  1. Основная часть.

Опорные слова:

портрет

кружевница, мастерица, рукодельница, девушка, юная красавица

волосы убраны

косынка

приветливый, добрый, открытый взгляд

улыбка

плетёт кружева

изящные, нежные, ловкие руки

коклюшки, булавки

  1. Заключение.

Мне картина ……, потому что…… . Она меня удивила … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2классе по теме "Сочинение по картине С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство"

Данная презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе  по учебнику В. П. Канакиной УМК "Школа России"(отредактированная)....

Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")

Данный материал содержит технологическую карту, конспект  с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"

В презентации содержиться весь необходимый материал для проведения урока русского языка по теме...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»"

Данная методическая разработка поможет организовать работу над картиной с целью написания описательного текста. К конспекту урока прилагается презентация и приложение с отработанным рабочим материалом...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: сочинение по репродукции картины А.А. Рылова "В голубом просторе"....

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Сочинение по картине "Иван Царевич на Сером волке"" ("УМК Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование ...