Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Филиппычева Оксана Георгиевна

Данная методическая разработка поможет организовать работу над картиной с целью написания описательного текста. К конспекту урока прилагается презентация и приложение с отработанным рабочим материалом ( опорными словами и выражениями), который поможет ребятам составить красивый и грамотный текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»

( Слайд к уроку, приложение, примерное сочинение)

18.12.2017

Пр.- Формирование умения писать повествовательный текст.

Р.: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

П.: ставить и формулировать проблемы.

К.: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Л.- Интерес к письму, к созданию собственных текстов.

Ход урока.

  1. Мотивация  и актуализация знаний. Целеполагание.

- Сегодня на уроке нам предстоит важная и интересная работа. Мы превращаемся в писателей.

- Догадались, какой вид работы нам предстоит? (сочинение) ( СЛАЙД 1)

- Послушайте сих-е, которое поможет нам определиться с темой нашего будущего сочинения.

То ли зимний морозный узор,
То ли ветер над полем пшеницы...
Удивляют весь мир до сих пор
Рукодельем своим кружевницы.
Будто слышится пение птиц,
Тихий звон родников потаённых...
Оживает в руках мастериц
То, что каждому сердцу знакомо.
        Вологодские кружева...
        Над коклюшками пальцы летают,
        И узоры, как песни слова,
        Нити тонкие выплетают.

Кружева – к узелку узелок,
Нам родные рисуют картины:
Полевой расцветает цветок
И качает ветвями рябина.
Словно сказка, они хороши!
В них умелой работы прилежность,
Красота нашей русской души,
Терпеливая женская нежность.
        Вологодские кружева...
        Над коклюшками пальцы летают,
        И узоры, как песни слова,
        Нити тонкие выплетают.

- О ком рассказывает поэт? Кто такие кружевницы? Кого так называют?

- А что такое кружево? ( ответы детей)

- Верно, кружево- это декоративные элементы, украшение одежды, скатертей, тюлей, покрывал, нижнего белья. Главная особенность любого кружева- это отверстия-дырочки между нитками, которые образуют красивые причудливые узоры.

( СЛАЙДЫ 2-4)

- Припомните, о каких сюжетах из вологодских кружев говорит с своем стих-и поэт Юдников? ( пение птиц, родники, полевой цветок, рябина и т.д.)

- На с. 129 найдите репродукцию, которая будет сегодня нам помогать в работе. Назовите ее автора. Что же это за картина? ( СЛАЙД 5)

  1. Работа по теме урока
  • Беседа о художнике ( СЛАЙДЫ 6-8)

- Немного расскажу вам о художнике

-Картина «Мальчик, тоскующий по умершей птичке» была замечена самой императрицей.

-Что же касается женского рукоделья, то здесь, возможно, сыграли роль детские воспоминания — художник вырос в большом имении, а в те времена в барских усадьбах девушки-служанки, да зачастую и сами барыни старательно трудились над разнообразными изящными вещицами.

Не исключено, что с женским рукодельем художник связывал — в большей степени, наверное, подсознательно — ощущение домашнего уюта и тепла.

И это предположение лишь крепнет, стоит повнимательнее взглянуть на картину «Кружевница». ( СЛАЙД 9)

  • Беседа по картине

- Рассмотрите внимательно картину. Какое впечатление она на вас произвела? О чем вам захотелось узнать? ( Что она плетет? Как плести кружево?)

- Конечно, чтобы понять картину и задумку автора, нужно понять, как работали кружевницы.

- Итак, на картине изображение молодая девушка, занятая плетением кружев. Сейчас далеко не все знают, как это делается, и что за таинственное приспособление держит в руках мастерица.

Коклюшки — так называются небольшие палочки с заострённой головкой, на которые наматываются нитки.

В зависимости от узора коклюшек может использоваться очень много. Их перебирают в определённой очерёдности, переплетая нитки, затем всё повторяется — так появляется узор.

На картине пучок коклюшек лежит на углу подставки для плетения.

Работа с коклюшками требует немалой сноровки — не спутались бы нитки, не перепутать, какая коклюшка где должна быть.( СЛАЙД 10)

 Во времена Тропинина этому ремеслу начинали учить рано. Маленькая девочка, становясь девушкой, нередко уже была высококлассной мастерицей.

- Что в картине необычно для портретного жанра. Посмотрите на  другие портреты ( СЛАЙД 11) ( девушка за работой)

- Верно, в русской живописи появляется новое произведение, которое воспевает труд человека. Автор хотел показать красоту человека, занятого повседневным трудом.

  • Составление плана текста

- Что мы обычно составляем, прежде, чем писать сочинение или изложение? (план)

- Он нам поможет в работе.

-Сколько частей должно быть? Какие?( Три части: вступление, основная часть, заключение)

- Помним, что основную часть тоже можно разделить на части.

-О чём будете писать во вступительной части? ( Кто автор, какая картина, что изобразил)

- Что вы могли бы сказать о художнике? Как его имя? Как можно назвать художника, рисующего портреты?

- Как можно написать о том, что автор изобразил на картине в целом? (девушку за работой, за плетением кружева, за рукодельем) ( СЛАЙД 12)

- Переходим к основной части.

-Что нужно написать в самой главной части сочинения? (описать кружевницу- героиню картины.)

- Здесь целесообразнее начать с общего образа девушки. С ее внешнего вида, одежды.

- Что можете сказать об одежде мастерицы. Сравните ее с тем богатым шикарным платьем, которое она украшает?

( Простая, голубовато-серая, без узоров и вышивок, накинут платочек) ( СЛАЙД 13)

- Как вы думаете, что самое важное в описании портрета? ( описать лицо)

- Что можете сказать о лице работницы? ( Спокойное, выразительное, доброе)

- Как вы думаете, что придает ему такую выразительность и душевность? ( Глаза)

- Какие глаза у девушки? Подберите эпитеты? ( Добрые, ласковые, темные , большие, смотрит в сторону, отвлеклась от работы)

- Как можно описать нос и губы кружевницы, ведь мы не можем не описать их, когда описываем лицо? ( Нос прямой, губы сомкнуты, слегка в улыбке)( СЛАЙД 13)

- обратите внимание на причёску мастерицы. Что можете сказать? Почему она не распустила свои длинные волосы?

( Гладко зачесаны, собраны в пучок, не мешают работе)

- Как вы думаете, какой детали в портрете автор уделил не меньше внимания , чем лицу героини? Вспомните, это новый виток в живописи, не просто портрет, девушка изображена за работой? ( Руки) (СЛАЙД 14)

- Конечно, это умелые руки кружевницы. Без них не получилось бы волшебное кружево, которое украсило платье барышни- хозяйки. Как бы вы описали руки девушки? Что о них можно сказать? ( Умелые , ловкие, ухоженные,  хорошо прорисованы, видны ноготки, аккуратно подстрижены.( СЛАЙД 14)

- Прежде, чем написать заключительную часть , обязательно нужно сказать о тонах  и красках, которые использовал автор в своей работе, ведь именно колорит картины, так это называется ( от какого слова? Колор- цвет) очень сильно влияет на настроение, которое создает картина у зрителя.

- попробуйте определить и выбрать из двух вариантов цветовой гаммы ту, которая подходит к описанию картины.

( СЛАЙД 15)

-Что обычно пишем в заключительной части? ( Свое отношение, настроение, которое создала картина)

- Какое чувство вызвала картина? ( СЛАЙД 16)

- Попробуйте описать свое отношение к картине, составив красивые предложения, опираясь на подсказки на слайде.

( СЛАЙД 16)

  • Словарная лексическая работа

- Во избежание повторов слов, давайте проясним, какие слова синонимы можно использовать в своих сочинениях. Подберем синонимы к некоторым словам. ( СЛАЙД 17)

  • Примеры работ (зачитать примеры сочинений)
  • Составление текстов, используя Приложение и запись в тетради.

- Вы получите Приложения, где я записала все, о чем мы с вами говорили сегодня.

- Попробуйте составить красивые тексты-описания, используя опорные слова и план, и записать их в тетради.( СЛАЙД 18)

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Как вы считаете, удалось ли вам описать картину?

- Чем работа показалась сложной? Интересной?

  1. ДЗ- с. 126 ( упр. 238)- разборы




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восемнадцатое декабря. Сочинение.

Слайд 5

В.А. Тропинин «Кружевница»

Слайд 6

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) –живописец-портретист родился в семье крепостных, в селе Карповка в Новгородской губернии.

Слайд 7

Отец будущего художника был управляющим графского имения и за добросовестную службу получил вольную, однако дети его остались крепостными и перешли в собственность графа И. И. Моркова в числе прочего имущества, которое было определено в приданое хозяйской дочери , вышедшей замуж за Моркова .

Слайд 8

Первоначально Василия Андреевича отдали в ученики к кондитеру. Однако способности юноши к рисованию были так заметны, что барин разрешил ему посещать занятия в петербургской Академии художеств. Талант молодого человека быстро раскрылся. Но ещё долгие годы он оставался крепостным. Жил на Украине в одном из имений Моркова , писал портреты барина и членов его семьи, расписывал местную церковь… Лишь в возрасте 47 лет получил наконец вольную благодаря усиленным хлопотам ценителей искусства, таких, как генерал А. А. Тучков, герой войны 1812 г.

Слайд 9

В настоящее время картина В . А. Тропинина «Кружевница» хранится в знаменитой Третьяковской галерее в Москве.

Слайд 12

Вступление Кто автор картины? Что изобразил художник? Василий Андреевич Тропинин, картина «Кружевница», художник-портретист. Молодая девушка, занята плетением изящного кружева, за рукодельем, у крашение для модного платья.

Слайд 13

Образ девушки Одежда 2. Лицо Одета просто, голубовато-серое платье, короткие рукава, нет вышивки и узоров, накинут легкий платочек. В ыразительное, спокойное , чёрные дугообразные брови, большие тёмные глаза, взгляд ласковый, добрый, смотрит в сторону, отвлеклась, н ос прямой, губы слегка тронула улыбка.

Слайд 14

Образ девушки 3. Волосы 4 . Руки Гладко зачёсаны, сзади стянуты в узел, не мешают в работе. Тщательно прорисованы, умелые, ловкие, ногти аккуратно подстрижены, чтобы не задеть нити и не испортить работу.

Слайд 15

Колорит( краски) картины Краски тёплые, тона спокойные, гармоничные. Нет резких переходов, пестроты, использованы золотисто-коричневые тона. Краски холодные, тона кричащие, привлекающие внимание, используется приём контраста.

Слайд 16

Заключительная часть Мое отношение к картине: ….возникает ощущение умиротворения, спокойствия, когда я смотрю на эту картину. … автор очень талантливо показал естественную красоту простой русской девушки за работой. … в своей работе воспевает любовь к труду, старается привить её зрителям.

Слайд 17

Картина Художник Изобразил Кружевница произведение живописи, полотно, холст автор картины, художник- портретист, В.А. Тропинин показал, запечатлел, передал, нарисовал д евушка, работница, мастерица

Слайд 18

В.А. Тропинин «Кружевница»



Предварительный просмотр:

Пишем сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»

( Картинная галерея)

О чем напишем в сочинении                        Рабочие материалы

  1. Кто автор картины

  1. Что изображено на картине?

Василий Андреевич Тропинин, картина «Кружевница», художник-портретист.

Молодая девушка, занята плетением изящного кружева, за рукодельем, украшение для модного платья.

Образ девушки

  1. Одежда

  1. Лицо

  1. Волосы

  1. Руки

  1. Колорит( краски) картины

Одета просто, голубовато-серое платье, короткие рукава, нет вышивки и узоров, накинут легкий светлый платочек.

Выразительное, спокойное, чёрные дугообразные брови,

большие тёмные глаза, взгляд ласковый, добрый,  смотрит в сторону, отвлеклась,  нос прямой, губы слегка тронула улыбка.

Гладко зачёсаны, сзади стянуты в узел, не мешают в работе.

Тщательно прорисованы, умелые, ловкие, ногти аккуратно подстрижены, чтобы не задеть нити и не испортить работу.

Краски тёплые, тона спокойные, гармоничные. Нет резких переходов, пестроты,  использованы золотисто-коричневые тона.

  1. Моё отношение к картине.

Мне понравилась работа мастера потому, что…

….возникает ощущение умиротворения, спокойствия, когда я смотрю на эту картину.

… автор очень талантливо показал естественную красоту простой русской девушки за работой.

… в своей работе воспевает любовь к труду, старается привить её зрителям.

Слова-синонимы для избегания повторов.

Картина

Произведение живописи, полотно, холст

Художник

Автор картины, художник- портретист, В.А. Тропинин

Изобразил

Показал, запечатлел, передал, нарисовал

Кружевница

Девушка, работница, мастерица, труженица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, "Сочинение по картине К. Юона "Волшебница зима"

Русский язык, 4 класс, урок развития речи, тема "Сочинение по картине К. Юона "Волшебница зима"...

Урок русского языка 3 класс Тема:Сочинение по картине В.Д.Поленова "Золотая осень"

Подробный конспект урока по русскому языку в третьем классе. Сочинение - описание по картине художника В.Д. Поленова "Золотая осень". Кратко знакомятся с биографией художника, учатся составлять устный...

Урок русского языка 3 класса "Сочинение-отзыв по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь"

УМК Школа РоссииТехнологическая карта урокаПрезентация к уроку...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: сочинение по репродукции картины А.А. Рылова "В голубом просторе"....

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: сочинение басни по картине «Кошка в клетке».Планируемые результатыПредметные: знать, что такое басня, ее основные признаки; уметь составлять басню, исходя из пла...

Конспект урока русского языка: " Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст ...

Конспект урока русского языка Тема: Составление текста описания по картине Ф. П Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» ( 2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений описывать картину (натюрморт); совершенствование умений подбирать нужные слова для описания картины; развитие умения писать связный текст.Планируемые рез...