Одушевленные и неодушевленные имена существительные 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хертек Алина Монгун-ооловна

Урок по русскому языку по теме "Одушевленные и неодушевленные именв существительные". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам.

Задачи:

- активизировать ранее изученную лексику;

- учить употреблять имена существительные в словосочетаниях

- определять грамматические признаки имени существительного;

- систематизировать знания детей об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. 

Планируемые результаты.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

Метапредметные.

Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ решения, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в электроном учебнике, преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные УУД: различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по лексико – грамматическим признакам.

Оборудование: учебник: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник «Русский язык 3 класс» , карточки для парной и групповой работы. Картинки щенков спасателей-Скай, Крепыш, Рокки, Зумма.

Формы учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: субъективизация, репродуктивный, частично-поисковый, аналитический.

Технологическая карта.

Тапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемы е УУД

Организационный момент

Здравствуйте.   Начнем наш урок.   Посмотри готов ли ты к уроку мой, дружок.

 Начинается урок,

  он пойдет ребятам впрок.

  Постараюсь все понять

  и внимательно писать.

Рассказывают стихотворение и проверяют готовность к уроку

Регулятивные УУД: готовятся к уроку.

Мотивация

Если человек все делает с хорошим настроением,  то у него все получится. Давайте послушаем себя, какое настроение у вас сейчас.

Каждый выберет одно из двух: солнце – хорошее настроение, не радостное – туча. На доске висят рисунки – солнца и тучи.

Вижу у вас хорошее настроение. Выполним все задания  с хорошим настроением.

Дети показывают свое настроение. Пытаются понять свое состояние. Если у кого-то плохое настроение  – ободрить.

Личностные УУД:   выделять существенную информацию из сказанного.

Запись числа

Минутка чистописания

Откройте тетради и запишем число:

 Девятнадцатое ноября.

 Классная работа.

 Какие орфограммы есть в числе?

В качестве минутки чистописания написаны слова: солнце и  тучка.

Какие орфограммы есть в словах?

-Объясняют все орфограммы в числе: заглавные буквы, ДЦ – пиши без мягкого знака, безударная гласная О в корне слова, удвоенные СС и конечно же точки.

-Объясняют все орфограммы в  словах.

Солнце – непроизносимый согласный звук. Тучка- чк – пиши без мягкого знака.

Личностные УУД:    осуществлять актуализацию личного опыта на знание орфограмм.

Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке, мы отправимся в лес, и посмотрим, как живут  животные и чем, мы можем им помочь.

Но прежде отгадайте загадки про жителей леса.

Отгадайте загадки:

Что за зверь лесной

1.Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (заяц)

2. Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане (береза)

3. Говорят, в степи без края

Хищник знает в дружбе толк,

Для него семья – есть стая,

Потому опасен...   (Волк)

- Какой частью речи являются слова заяц, береза, волк?

 - Правильно, эти слова являются  именами существительными.

 -  Что такое имя существительное?

- на какие группы можно разделить эти слова?

 

- Как называются слова, которые отвечают на вопрос что?

- Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто?

(На экране слова заяц, береза, волк).

   

- отгадывают загадки

- отгадкой будет  - заяц

- отгадкой будет  - береза

- волк

-имена существительным

- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?

-Три слова можно разделить на две группы:  слова, которые отвечают на вопрос что? И слова которые отвечают на вопрос   кто?

 - На вопрос что?  отвечают неодушевлённые существительные.

 - Одушевленные  существительные.

-  слово «береза» отвечает на вопрос что? И является неодушевлённым существительным.

А слова волк и заяц отвечает на вопрос

кто? – одушевлённые существительные.  

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные УУД: отгадывают загадки, и дать правильную отгадку.

Формулировка темы урока

 - Определите тему урока?

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Личностные УУД:  принимать и сохранять  тему урока.

Работа по теме урока

Физминутка

(Заиграет музыка, где гремит гром).

 - Ох, беда зайчик один остался в лесу и не может добраться домой. Потому что он боится грозы.   Поможем ему, ребята.

 -если задание правильно выполнить он станет на один шаг ближе  к своему дому. И в этом нам помогут щенки спасатели.  (Скай, Крепыш, Рокки, Зумма).

1 задание-карточка. Показать Скай).

-Прочитай задание, Санчай.

 Выбери одушевленное существительное.

(Юноша).

 - Молодцы, правильно нашли.

 -  Сейчас сделаем зарядку.

 - Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожке прыг-прыг-прыг!

Вот лиса идет по лесу.

Кто там скачет,  интересно?

Что б ответить на вопрос,

Тянет лисенка свой нос.

Но зайчата быстро скачут,

И зайчата убегают.

А сейчас вторую карточку выполним вместе с Крепышом.

2 задание-карточка (Крепыш)  Это задание парное. Нужно выполнить со своим одноклассником.

Распредели одушевленные и неодушевленные существительные в два столбика.

 задать вопрос и определяет в соответствующую группу.

 

 - Третье задание выполните вместе с Рокки.

3 задание-карточка. (Рокки)  Групповое задание.

Отметь неодушевлённые имена существительные в словосочетаниях.

1 группа читают словосочетания и находят слова с неодушевленными  существительными.  

2 группа читают словосочетания и находят слова с одушевленными существительными.

А четвертое задание выполним с Зуммой.

4 задание-карточка.  (Зумма).  Вместе с Зуммой  найдите лишнее слово.

Один ученик читает слова, и находить лишнее слово.

 

-  Да, конечно же, поможем.

 

-  задает вопросы к словам и выбирает правильный ответ – юноша.  

- Кто? Житель, кот, капитан.  Эти существительные неодушевлённые.

Что? Стол, велосипед, край. Эти существительные одушевлённые

 -  1 группа: открытка, ветер, пальто.

 - 2 группа: мужчина, пассажир.

 - Слово – еж – одушевленное слова, а все остальные слова – неодушевленные.

Личностные УУД:  осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.

Коммуникативные УУД:  Слушать собеседника и вместе отвечать на вопросы. Внимательно слушать ответы других учеников и не перебивать.

Рефлексия

 -Хорошо выполнили задания.

-К концу подходит наш урок – «Путешествие по лесу».

 -  Все задания выполнили и помогли зайчонку добраться домой.

 - Сделаем итог нашего урока.

 Если урок понравился, покажи –  большое солнце.

Если остались вопросы, покажи –  среднее солнышко.

Думаешь, ничего не понял и мне нужно повторить тему. Покажи -  самое маленькое солнышко.

Поднять соответствующее солнышко

Регулятивные УУД:  осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

Домашняя работа

Напишите  в дневниках домашнюю работу.

Нужно  написать 10 слов: 5 одушевленных, 5 неодушевленных. Выучить правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Урок русского языка во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

В материалах вы можете познакомиться с разработкой урока с использованием развивающих методов и приемов.А также прилагается слайд-презентация, соответствующая плану урока....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Урок русского языка в 3 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок русского языка в 3 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"...

Мастер-класс по русскому языку во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Материал данного масер-класса можно использовать на всех уроках в начальной школе с использованием системно-деятельностного подхода, так как здесь подробно описаны задачи  каждого этапа....

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....