Урок русского языка в 3 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Филиппова Евгения Александровна

Урок русского языка в 3 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Цели:

дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов;

формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость;

воспитывать любовь к Родине, к русскому языку.

Ход урока

  1. Организационный момент

Все сумели мы собраться,

 За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

II. Проверка домашнего задания

—  Прочитайте предложения, которые вы составили.

—  Назовите имена существительные.

—  Поставьте их в начальную форму.

—  Что такое начальная форма имени существительного?

III. Актуализация знаний

Словарная работа

Берёза, ветер, ворона, карандаш, лягушка, лопата, обезьяна, корова, самолёт, заяц, ученик, рисунок.

-Какие слова мы записали?(словарные слова)

-Что вы можете сказать о этих словах?(Имена сущ)

-Что мы знаем об этой части речи?

-На какие группы вы бы их разделили?

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

—  Прочитайте слова.

Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.

—  Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.

—  По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что?)

—  Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?(Одушевлённые имена существительные.)

—  Как называются слова, отвечающие на вопрос что?(Неодушевлённые имена существительные.)

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 15 (с. 12).

—  Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.

—  Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)

—  Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю.)

—  Выполните письменное задание к упражнению.

—  Назовите одушевлённые имена существительные.

—  Назовите неодушевлённые имена существительные.

—  Что обозначают одушевлённые имена существительные?

—  На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

—  Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

—  На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

Упр. 16 (с. 12).

—  Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.

—  Назовите слова, лексическое значение которых вы затруднились определить. Почему?

—  Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?

—  Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются?

—  Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

(туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(туловище в перед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел,

(руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

(покружиться)

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 17 (с. 13).

—  Прочитайте. Объясните лексическое значение каждого слова.

—  Найдите в тексте устаревшие слова.

—  Прочитайте слова, данные в учебнике, и постарайтесь заменить устаревшие слова синонимами.

—  Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

2. Работа над загадками

—  Отгадайте загадки. Запишите в два столбика. В первый столбик одушевленные имена сущ., а во второй неодушевленные имена сущ.

  1.Сидит баба, в сто шуб одета. Кто ее раздевает, тот слезы проливает.

2.Что за птица людей боится. Не летает высоко, а поет "ко-ко-ко"?

3.Снег идет, и ветер свищет.

      А малютка пищу ищет.

      Ты всегда его жалей –

      Это серый...

4. Снег на полях,

      Лед на водах,

      Вьюга гуляет,

      А мороз щипает,

      Когда это бывает?

5.   Гладит всё, чего коснешся, а дотронься – кусанется.

6. Белый камушек похудал сильно, а следы на доске видно.

7. Теремок ползет.

      На себе его везет

      Хозяюшка богатая,

      Рогатая.

-Какие слова вы записали?

VIII. Рефлексия

—  Замените одним словом, запишите.

•   Промежуток времени, равный 60 минутам (час).

•   Военнослужащий, стоящий на посту, на часах (часовой).

•   Лесной доктор (дятел).

•   Модель земного шара (глобус).

—  Какие из этих слов отвечают на вопрос кто ?, а какие — на вопрос что? Почему?

—  Что обозначают одушевлённые имена существительные?

—  Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

—  Что такое устаревшие слова?

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Записать пять одушевлённых и пять неодушевлённых имён существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1.            Формирование понятия «одушевленные...

конспект по русскому языку 2 класс "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"

Тема: "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"...

Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые УМК Начальная школа XI века...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...