Учебно - методический комплект. 3 класс. УМК "Школа России" Тема: "Предложный падеж имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

конспект урока+презентация+ раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhnyy.docx21.44 КБ
Файл predlozhnyy.pptx638.75 КБ
Файл razd.docx12.67 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 д

Тема урока: «Предложный падеж имени существительного»

Цели урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении)

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  1. Понимать для чего служит предложный падеж.
  2. Уметь находить сова ,стоящие в предложном падеже ( по его признакам) .
  3. Знать признаки предложного падежа.
  • Личностные:
  1. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.
  2. Интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник Русский язык; 3 класс; Канакина В,П., Горецкий В.Г., Ч 2, стр. 54 – 55, рабочие тетради.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Организационый

1 мин

- Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь на свои места.

- Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Проверять свое рабочее место

Приветствовать учителя

К: настрой на урок

Мотивация к учебной деятельности

Словсеный: беседа

2 мин

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

 Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Актуализация знаний

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: формулирование темы и цели  урока

Словесный: беседа

Словесный: слово учителя

Словесный: ответы на вопросы

5-8 мин

- Посмотрите на доску. Что вы заметили? (не верно поставлены вопросы)

И. п. кто? что?

Р. п. кому? чему?

Д. п. кого? что?

В. п. кого? чего?

Т. п. кем? чем?

- Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого? (Пр.п)

- Какова тема нашего урока? (Предложный падеж)

- Какая будет цель урока? (Узнать подробнее о предложном падеже)

- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям. Маршрут движения.

 1. Название падежа.

2. Вспомогательное слово.

3. Вопросы падежа.

4. Предлоги падежа.

 5. Член предложения

- Работаем по 1 пункту маршрутного листа.

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный, потому что он употребляется только с предлогами

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? (употребляется с предлогами)

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (предлог)

Выполнять задание

Отвечать на вопросы

Формулировтаь тему и цель урока

Участвовать в беседе

Слушать учителя

Высказывать собственное мнение

П.:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

П.: построение

логической цепи рассуждений, доказательств

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

Л.: смыслообразование

Решение частных задач

Практический: работа с учебником

Словесный: ответы на вопросы

Практический: выполнение письменного упражнения

Практический: чтение стихотворения

Праткический: задание в рабочей тетради

Словесный: беседа

Словесный: ответы на вопросы

Практический: проверка

Практический: чтение отрывков

Практический: работа по учебнику

Практический: самостоятельная работа в парах

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа в парах

Словесный: ответы на вопросы  

25 мин

- Откройте учебники на с. 54. Найдите сведения о языке. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже.

 - Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа. (о ком? О чем? При, о, об, на, в, во; дополнение)

- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? (вопросами, предлогами)

- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов?(и.п.) А какой только с предлогами? (п.п.)

Работа по учебнику. Найдите упр.97.

- Работаем  по «цепочке» у доски. Задать вопрос, указать падеж всех выделенных существительных.

- С какими предлогами употреблены?

- А сейчас выполним упражнение в Р.Т. упр.86.

- Даша, прочитай стихотворение выразительно.

- Какие слова указывают на признаки данного падежа? Подчеркните их.

- Впишите в сигнальную карточку вопросы, на которые отвечает предложный падеж.

Выполним упр.98 из учебника.

Прочитайте задание. Что нужно сделать? (выписать словосочетания с им.сущ.в П.п.)

- Как определить падеж имен существительных? (нужно задать вопрос от главного слова)

- Настя, какое словосочетание ты выпишешь? (работал на почте – П.п.)

- Как ты узнала, что это П.п.? (задала вопрос: работал на чем?)

- Данил, какое словосочетание выпишешь ты? (сказал при товарище)

- Докажи, что это П.п. (сказал при ком? при товарище)

- Хорошо. Остальные словосочетания выпишите самостоятельно.

- Давайте проверим. Лиза, прочитай, какие словосочетания ты выписала. Молодец. У кого получилось не так?

- А теперь выполним упр. 99.

- Ваня, прочитай первое четверостишье. Из какой сказки данный отрывок? (сказка о царе салтане)

- Тимур, прочитай второй отрывок? (сказка о рыбаке и рыбке)

- Посмотрите, как много в этих отрывках устаревших слов. Найдем к каждому толкование (злате – золотые украшения, в палате – большая комната, на престоле – царский трон, в венце – царская корона, душегрейка – теплая женская кофта без рукавов, кичка – головной убор, маковка – макушка головы, парчовая – из плотной ткани)

- Спишите самостоятельно один из отрывков. Укажите падеж над им.сущ.

- А сейчас поработаем в парах. Найдем упр. 100. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Составить предложения)

- Максим, расскажи как будешь составлять из данных слов предложения? (Задавать вопрос от главного слова)

- Приведи пример, разберем первое предложение.  (Люди живут (в чём?) в домах)

- Хорошо. А теперь объеденитесь в пары, составьте предложения из все данных слов. Запишите три предложения.

Выделите окончания им. сущ. в П.п.

Составьте и запишити свое предложения на данную тему.

- В каких предложениях вы употребили слово живет, а в каких находится? Почему? (одушевленный им.сущ – живет, неодушевленный – находится)

 Читать правило

Отвечать на вопросы

Выполнять упражнение

Записывать вопросы

Читать задание

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Выполнять упражнение

Читать отрывки

Разбирать устаревшие слова

Списывать отрывок в тетрадь

Отвечать на вопросы

Работать в парах

Составлять и записывать предложения

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

П.: выполнение действий по алгоритму

П.: осознанное построение речевого высказывания;

П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств

П.: осознанное построение речевого высказывания;

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

Л.: смыслообразование

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

Итог урока. Рефлексия.

2 мин

Какие учебные задачи стояли на уроке?

- Можете ответить на поставленные вопросы?

 - Оцените свои успехи в оценочных листах.

Оценочный лист:

Мне понравилось работать на уроке.

 Мне было трудно.

У меня остались пробелы в знаниях

Запишите домашнее задание: Р.Т. упр. 88, 89 стр.41

Подводить итоги урока.

Записывать д/з

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поз д ний, вокру г , глуш ь , моро з , бле сн ули, окрес т ность, под ъ ехали, И горь И л ь ич, в сторо ж ку, радос т но, зав и лял, пёс Ш арик, зат о пил, печ ь , интере сн ых, ра сс казал.

Слайд 2

И. п. кто? что? Р. п. кому? чему? Д. п. кого? что? В. п. кого? чего? Т. п. кем? чем?

Слайд 3

И. п. кто? что? Р. п. кого? чего? Д. п. кому? чему? В. п. кого? что? Т. п. кем? чем?

Слайд 4

Предложный падеж



Предварительный просмотр:

Маршрут движения.

 1. Название падежа.

2. Вспомогательное слово.

3. Вопросы падежа.

4. Предлоги падежа.

 5. Член предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. «Родительный и винительный падежи имён существительных»

Разработка урока с профориентационным содержанием.Тема урока:  «Родительный  и винительный падежи имён существительных» Тип урока:    урок изучения нового материала. Цель урока:  научить различать род...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Предложный падеж имён существительных»

Урок русского языка давался в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме «Предложный падеж имён существительных»....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Родительный падеж имён существительных"

Данная презентация знакомит учащихся с особенностями существительных в родительном падеже, содержит цели урока, подготовку к письму, задания с проверкой, физминутки и итог урока....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Именительный падеж имён существительных"

Данная презентация знакомит учащихся с особенностями имён существительных в именительном падеже, содержит цели и задачи урока, задания с проверкой, физминутку, рефлексию и итог урока....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Дательный падеж имён существительных".

Данная презентация содержит цели урока, задания с проверкой, физминутки, итог урока....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме:"Предложный падеж имён существительных".

Данная презентация поможет провести урок по теме. (Учебник Т.Г.Рамзаева)....