Рабочая программа ВУД "Удивительный мир слов" 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА на заседании МО ___________________ «01» июля 2020 года | СОГЛАСОВАНА зам. директора по УВР ____________________ «01» июля 2020 года | УТВЕРЖДЕНА директор ГБОУ лицей №533 Кунц М.Ю. приказ № 278-д _________________ «01» июля 2020 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Удивительный мир слов- 4 (2ч)
(научно-познавательное направление)
Класс/параллель_4а,_4б, 4в, 4г, 4д, 4е_
учитель Исауленко И.В.-высшая категория,
Волкова Е.А.- высшая категория,
Батурина О.А.-высшая категория,
Александрова Н.А.-высшая категория,
Дебердеева Т.К.-высшая категория
Орлова О.Н.- высшая категория
Количество часов: 68ч
2020 – 2021 учебный год
Программа курса
«Удивительный мир слов»
Пояснительная записка
Общая характеристика программы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» для 1-4 классов разработана на основе программы «Удивительный мир слов» под редакцией Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Программа модифицированная.
Исходными документами для составления рабочей программы по предмету являются:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009. № 373;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Данная рабочая программа может быть частично или полностью реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, с использованием сайтов и порталов, рекомендованных Министерством образования и Комитетом образования Санкт-Петербурга.
Цель программы внеурочной деятельности
-осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;
Задачами программы являются:
- Обучающие:
- формирование представлений о языке как универсальной ценности изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
Воспитательные:
воспитание устойчивого познавательного интереса к русскому языку; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования
Развивающие:
- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);
Актуальность программы
Актуальность, педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует овладению обучающихся универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными),позволяет включить обучающихся в практическую деятельность по изучению русского языка
Место программы в учебном плане.
В соответствии с планом внеурочной деятельности 1-4 классов, реализующих образовательную программу начального общего образования на программу внеурочной деятельности ««Удивительный мир слов» предусмотрено в 4 классе 68 часов в год (34 учебных недели по 2 часа в неделю).
.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Особенности содержания программы.
В процессе изучения данного курса обучающиеся получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры обучающегося.
. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение обучающихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
— обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где обучающийся должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
— использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе боль- шой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у обучающихся потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Формы работ
-индивидуальная
-групповая
-парная
-коллективная
-беседы
-практикум
-викторины
-круглый стол
-диспуты
-ролевые игры
-исследовательские игры
-экскурсии
Содержание программы
4 класс
Из истории языка
Устаревшие слова.
Почему слова устаревают.
Значения устаревших слов.
Использование устаревших слов в современном языке.
Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);
— проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);
—игра «В музее слов»;
— проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова». Загадки простого предложения
Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.
Интонация предложения. Логическое ударение.
Зачем нужны второстепенные члены предложения.
Художественные определения (эпитеты).
Знакомство со словарём эпитетов.
Описание предметов в художественных текстах.
Внешность и характер в портретах мастеров слова.
Распространение простого предложения с помощью обстоятельств.
Когда необходимы обстоятельства.
Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.
Распространение простого предложения с помощью дополнений.
Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).
Однородные члены предложения.
Распространение предложения с помощью однородных членов.
Какие члены предложения бывают однородными?
Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.
Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов?
Знаки препинания при однородных членах.
—работать с информацией, представленной в виде модели;
—соотносить схемы предложений с их моделями;
— анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой. Практическая и игровая деятельность:
— лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения;
— творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»; — игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»;
—проект «Безопасный маршрут»;
—творческая работа «Приглашение на праздник»;
—конкурс «Самый длинный однородный ряд»;
—конструирование предложений с однородными членами по моделям;
— игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи». Лабиринты грамматики
Слово в грамматике.
Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.
О существительных по существу.
Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.
От чего зависит род имени существительного.
Употребление в речи существительных общего рода.
Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке.
Нормы употребления существительных во множественном числе.
Как определить число несклоняемых существительных.
Всегда ли существительные имели только два числа?
Для чего существительные изменяются по падежам?
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Наоборот», «Кто больше»;
— проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».
Такие разные признаки предметов
Значение имён прилагательных.
Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.
Как в старину использовали прилагательные в обращениях.
Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.
Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.
Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.
Значение относительных прилагательных. Что называют притяжательные прилагательные.
Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…). Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.
Практическая и игровая деятельность:
— проект «Значения цветовых прилагательных»;
— игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»;
— викторина «Самый-самый»;
— игра-соревнование «Подбери словечко».
Поиграем со звуками, словами и предложениями
Фонетические и графические правила и закономерности.
Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями
Практическая и игровая деятельность:
— фонетические и графические задачи;
— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;
— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;
— шутливые лингвистические вопросы;
— отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.
Пора действовать!
Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания.
Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи.
Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.
Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Практическая и игровая деятельность:
— лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
— игра «Меняемся ролями»;
— творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;
— ролевая игра «Просить или приказывать?»;
— составление загадок с помощью глаголов;
— игра-соревнование «Орфографический поединок».
Числа и слова
Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Нормы употребления имён числительных.
Исправление речевых ошибок.
Практическая и игровая деятельность:
— проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;
— викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов»
Прочные связи
Как связаны слова в словосочетании.
Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование.
Слова каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных. Сочетаемость слов. Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять».
Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.
Словосочетания с типом связи примыкание.
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Словосочетания в пазлах»;
— ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;
— конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);
— творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
— итоговый конкурс «Любимые игры со словами»
В случае перехода обучающегося на Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в соответствии с индивидуальной маршрутной картой календарно-тематическое планирование содержит часы индивидуального изучения материала и часы консультаций:
| Тема | Количество часов по плану | Распределение часов при работе по ИОМ | ||
Часы на индивидуальное изучение материала | Часы консультаций по теме | Аудиторная нагрузка (контроль знаний) | |||
1 | Из истории языка | 2 | 1 | 1 | 0 |
2 | Загадки простого предложения | 8 | 5 | 2 | 1 |
3 | Лабиринты грамматики | 2 | 1 | 1 | 0 |
4 | О существительных по существу | 12 | 8 | 3 | 1 |
5 | Такие разные признаки предметов | 10 | 7 | 2 | 1 |
6 | Поиграем со звуками, словами и предложениями | 8 | 6 | 1 | 1 |
7 | Пора действовать! | 14 | 10 | 3 | 1 |
8 | Числа и слова | 4 | 2 | 1 | 1 |
9 | Прочные связи | 6 | 4 | 1 | 1 |
10 | Любимые игры со словами | 2 | 1 | 1 | 0 |
| Итого часов | 68 | 45 | 16 | 7 |
В случае пропусков занятий обучающийся самостоятельно осваивает материал в соответствии с индивидуальным планированием с использованием электронных ресурсов педагогов по темам, которые соответствуют содержанию программы. http://www.oo-lyceum-533.ru/ol.htm - ссылка на каталоги электронных ресурсов на сайте лицея. Индивидуальные консультации по предмету зафиксированы в маршрутной карте обучающегося и соответствуют разделам календарного планирования данной рабочей программы по предмету.
При наличии у обучающегося дистанционной системы взаимодействия с учителем, консультирование по предмету, дополнительные задания и другие формы обучения осуществляются в соответствии с Положением о дистанционном обучении лицея в форме, выбранной обучающимся при заполнении Договора о переходе на ИОМ.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол- во часов | Теория | Практика |
1 | Из истории языка | 2 | 2 | |
2 | Загадки простого предложения | 8 | 5 | 3 |
3 | Лабиринты грамматики | 2 | 2 | |
4 | О существительных по существу | 12 | 6 | 6 |
5 | Такие разные признаки предметов | 10 | 5 | 5 |
6 | Поиграем со звуками, словами и предложениями | 8 | 4 | 4 |
7 | Пора действовать! | 14 | 6 | 8 |
8 | Числа и слова | 4 | 2 | 2 |
9 | Прочные связи | 6 | 3 | 3 |
10 | Любимые игры со словами | 2 | 2 | |
68 | 33 | 35 | ||
Календарно-тематическое планирование (68 часов)
№ п/п | Количество часов | Тема занятия | Содержание занятий | Теория | Практика |
Из истории языка (2 ч) | |||||
1 | 2ч | Сокровища бабушкиного сундука.Старые и новые слова в языке. | Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова.проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);игра «В музее слов»; проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова». порядка слов. | 2 | |
Загадки простого предложения (8 ч) | |||||
2 | 2ч | «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. Важные мелочи. | Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения. Интонация предложения. Логическое ударение. Зачем нужны второстепенные члены предложения.Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов. | 2 | |
3 | 2ч | Требуется определение. | Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова. | 2 | |
4 | 2ч | Важные обстоятельства. | Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства. Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах. | 1 | 1 |
5 | 2ч | Необходимо дополнить. | Распространение простого предложения с помощью дополнений.Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма). | 2 | |
Лабиринты грамматики (2 ч) | |||||
6 | 2ч | Слово в грамматике. Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика. | 2 | ||
О существительных по существу (12 ч) | |||||
7 | 2ч | «Лебедь белая плывёт».Может ли род быть общим? | Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода. | 1 | 1 |
8 | 2ч | Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?Как быть, если нет окончания?Один, два, много. | Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе.Как определить число несклоняемых существительных. | 1 | 1 |
9 | 2ч | Почему именительный падеж назвали именительным?Как «работает» родительный падеж? | История названий падежей.Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). | 1 | 1 |
10 | 2ч | «Щедрый» падеж.Винительный падеж — великий маскировщик. | 1 | 1 | |
11 | 2ч | Падеж-работяга. Любимая «работа» предложного падежа. | Проект «Что рассказали падежи о себе», | 1 | 1 |
12 | 2ч | Кому принадлежат имена собственные? | Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён. Проекты «Моё имя», «Собственные имена в моей семье». | 1 | 1 |
Такие разные признаки предметов (10 ч) | |||||
13 | 2ч | Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах | Значение имён прилагательных. Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных. Проект «Значения цветовых прилагательных». | 1 | 1 |
14 | 2ч | «Красны девицы» и «добры молодцы».Всё познаётся в сравнении.Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. | Как в старину использовали прилагательные в обращениях.Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных. Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.Викторина «Самый-самый». | 1 | 1 |
15 | 2ч | Что из чего и для чего? | Значение относительных прилагательных.Игра-соревнование «Подбери словечко». | 1 | 1 |
16 | 2ч | Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. | Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…). | 1 | 1 |
17 | 2ч | «Крокодиловы слёзы». | Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах. | 1 | 1 |
Поиграем со звуками, словами и предложениями (8 ч) | |||||
18 | 2ч | Смотрю, говорю, слушаю. | Фонетические и графические правила и закономерности. Фонетические и графические задачи. | 1 | 1 |
19 | 2ч | Лексические загадки | Слово, его значение и лексические нормы.Шутливые лингвистические вопросы. | 1 | 1 |
20 | 2ч | Словесный конструктор. | Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.Игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь». | 1 | 1 |
21 | 2ч | Занимательная грамматика. | Игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов». Решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад. Отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов. | 1 | 1 |
Пора действовать! (14 ч) | |||||
22 | 2ч | Для чего нужны глаголы? | Глагол в языке и речи. Особенности текста-повествования и текста-описания. | 1 | 1 |
23 | 2ч | Делать и сделать — не одно и то же. Меняемся ролями. | Видовые пары глаголов, их значение.Глаголы в личной форме. Повествование от первого и третьего лица. | 1 | 1 |
24 | 2ч | Вчера, сегодня, завтра. | Использование временных форм глагола в речи. | 1 | 1 |
25 | 2ч | Одно вместо другого. | Замена форм времени глагола. | 1 | 1 |
26 | 2ч | Кто говорит, кто действует? | О чём может рассказать личная форма глагола. Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа. | 1 | 1 |
27 | 2ч | Дай-подай… и поезжай! | Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости. Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. Ролевая игра «Просить или приказывать?» | 2 | |
28 | 2ч | Живые образы. | Художественное олицетворение. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Глаголы в пословицах и загадках. глагола. | 1 | 1 |
Числа и слова (4 ч) | |||||
29 | 2ч | Для чего нужны числительные? Важные даты истории нашей страны (города, края). | Как используются числительные в речи. Проект «Мифы о числах».Обозначение дат и времени с помощью числительных.Проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории». | 1 | 1 |
30 | 2ч | Рекорды в цифрах. | Викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов» | 1 | 1 |
Прочные связи (6 ч) | |||||
31 | 2ч | Треугольный шарик. | Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные. Словосочетания с типом связи согласование. Слова каких частей речи могут согласовываться. Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных. Сочетаемость слов. Словосочетания с типом связи примыкание. | 1 | 1 |
32 | 2ч | Послушный «подчинённый». | 1 | 1 | |
33 | 2ч | Строгий «управляющий». | Словосочетания с типом связи управление. Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении. Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»; | 1 | 1 |
Любимые игры со словами (2 ч) | |||||
34 | 2ч | Любимые игры со словами | Итоговый конкурс «Любимые игры со словами» | 2 | |
Итого: 68 ч | 33 | 35 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Предметные УУД:
Обучающийся научится:
правильно образовывать падежные формы и формы множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;
наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;
проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;
соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;
наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления
составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;
осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;
наблюдать использование числительных в речи;
соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;
наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать толкование слова в различных словарях;
устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
представлять одну и ту же информацию вербально и схематично;
сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;
работать с информацией, представленной в виде модели
проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;
наблюдать особенности различных словосочетаний;
сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);
на основе наблюдения форм имён существительных в текстах
строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке
Метапредметные УУД:
воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;
выступать перед одноклассниками;
создавать устное высказывание на предложенную тему;
осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
развивать внимательность, настойчивость, целеустремлённость, умение преодолевать трудности — качества весьма важные в практической деятельности любого человека; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные УУД
оценивать положительные качества личности одноклассников;
ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознавать роли речи в общении людей;
понимать богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
Особенности системы оценивания
В основу изучения курса внеурочной деятельности положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. К 4 классу возможно достижение таких результатов, как получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Ресурсное обеспечение:
Материально- техническое обеспечение
- Мультимедийное оборудование, компьютер, проектор, документ-камера.
- Интернет.
Цифровые образовательные ресурсы:
№ | Название | |
1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
2 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) | |
3 | Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" | |
4 | Школьный клуб | |
5 | Начальная школа | |
6 | Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября» |
Учебно-методическое обеспечение
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М –во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. -48 с.
- Сборник программ по внеурочной деятельности. Начальная школа, часть 1 - М. Просвещение, 2011. – 230 с.
- Планируемые результаты начального общего образования. – М. Просвещение, 2011. -119 с.
1 О.А. Холодова. " Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей", рабочие тетради в двух частях: 1-4 класс. Москва: РОСТ, 2012г..
2 О.А. Холодова. "Умным умникам и умницам", Методическое пособие для учителя 1 -4 класс.- М.: РОСТ, 2012г.
3Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
4.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
5.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
6.Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
7.Орфографический словарь: для учащихся 1-4 классов. С необходимыми пояснениями /Сост. Н.Г.Кушакова – Волгоград: Учитель,2003.
8 Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся /М.С.Лапатухина; Под ред.Ф.П.Филина. – М.:Просвещение,1981.
9.Пословицы, поговорки и крылатые выражения:Ушакова О.Д.Словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007.
10. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
11. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....