Конспект урока "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Название урока и класс: | Имя существительное как часть речи 3 класс | ||
Цели: | дать более глубокое представление об имени существительном как части речи; отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать грамматическое понятие «имя существительное»; развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость. | ||
Планируемые результаты: | учащиеся научатся находить в тексте имена существительные, делить их на группы (одушевленные и неодушевленные) | ||
Этап урока | Время (минуты) | Деятельность учителя | Ссылки на карточки |
I. Организационный момент. | 1 | Подравняйтесь. Проверьте свои рабочие места, в порядке ли они? Всё ли для урока у вас имеется? | |
II. Гимнастика для пальцев рук. | 2 | (у всех на парте лежат пластмассовые шарики) Для того, чтобы выполнять работу в тетради аккуратно, не уставать, разомнём наши пальчики с помощью пластмассовых шариков. (выполняют гимнастику за учителем). Запишите число, классная работа. | https://www.youtube.com/watch?v=DJVinyreSv0&feature=emb_logo |
III. Сообщение темы и цели урока; Словарная работа. | 4 | на доске: М..рковь, в..робей, дев..чка, к..ньки, м..шина, ж..лтый, уч..ник, к..рабль, п..тух. - прочитайте слова. - Что общего? (это всё словарные слова) Вставляем по ходу пропущенные буквы. - Кто догадался, какое слово отличается от других и чем? (жёлтый, т.к. это прилагательное, а все остальные слова- имена существительные) (убираю слово «жёлтый») - Кто сможет сформулировать тему урока? (тема урока – имена существительные) - Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы. - А что вы уже знаете об этой части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет) - Арина приготовила нам стихотворение об этой части речи, давайте послушаем: Всему название дано, - и зверю и предмету Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету, И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, - Означено словами. - У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А все части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ (вывешиваю карточку). У каждой части речи (а какие части речи вы знаете?....) есть свой дом. И вот сегодня мы будем строить такой дом для имени существительного. | |
IV. Работа по теме. | 28 | - У каждого жома есть фундамент, основание. (показываю рисунок с изображением дома на фундаменте). И в нашем доме ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ является фундаментом. (вывешиваю на доску) - Для того, чтобы построить первый этаж дома, вернёмся к словарным словам. На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; одушевлённые и неодушевлённые) - Это и будет первым этажом для дома имени существительного (вывешиваю первый этаж) -Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в правый – неодушевлённые. ФИЗМИНУТКА (Игра на внимание: «Хлопок - молчок») выполняем стоя. Девочки хлопают( по 1 разу на каждое слово) услышав одушевлённое имя сущ.; мальчики – неодушевлённое. Кот, мяч, ворона, дом, карась, окно, лопата, дятел, книга, гусь, доктор, стучит, гром, гвоздь, муха, платок, красный.
- Сейчас будем строить второй этаж для дома имени сущ – го. Мы знаем, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. А только ли предметы обозначает имя существительное? (варианты ответов детей) - Сейчас и разберёмся в этом вопросе. Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом: Пёс, петух, корова, кошка - … ЖИВОТНЫЕ Кукла, мячик и гармошка - … ИГРУШКИ Лук, редиска, огурцы - … ОВОЩИ Молоток, топор, щипцы - … ИНСТРУМЕНТЫ Платье, юбка и рубашка - … ОДЕЖДА Бак, стакан, кастрюля, чашка - … ПОСУДА Василёк, ромашка, роза - … ЦВЕТЫ Ветер, дождик и морозы - … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ - Подбери ещё названья Фруктов, рек и городов. - Итак, запишите названия рек,, городов и фруктов в три столбика (по 3 слова в каждый) Фрукты: Реки: Города: (выслушиваю варианты ответов) - Так только ли предметы обозначают имена существительные? (нет, они могут ещё обозначать названия рек, городов, явлений природы, профессий и т.д.) (вывешиваю второй этаж дома)
на доске текст: Пуш..стый …. (снег) укрыл п..риной поляну. Вот промчался трусливый …. (заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел). - Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.) - Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова) - Работа в парах. Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы. - Обсуждение ответов… (прикрепляю слова карточки.) - Запишите первое предложение с комментированием. - Второе предложение записывают под диктовку (текст закрываю) - Треть предложение пишут по памяти - Четвёртое предложение распространяют именами прилагательными. (Например: Стучит по стволу толстого дерева пёстрый дятел) - Придумайте заголовок к этому тексту. (Зима в лесу) - Дополните этот текст ещё одним подходящим по смыслу предложением. (выслушивание варианты ответов) - У меня на доске записаны три варианта предложений. Прочитайте их и скажите, какое из них подходит к тексту. 1. Весной животные любят греться на солнце. 2. Ребятам нравиться кататься с ледяной горы. 3. Только не спит в своей берлоге медведь. (Дети доказываю, что именно третье предложение подходит) - Возьмите простые карандаши и линейки. (подчёркиваем в каждом предложении главные члены). - Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения.(Третье - лисицы) ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным. (вывешивается третий этаж). - В доме для имени существительного есть ещё четвёртый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома). |
https://uchi.ru/teachers/groups/2331632/subjects/2/course_programs/3/cards/34569 https://uchi.ru/teachers/groups/2331632/subjects/2/course_programs/3/cards/34570 https://uchi.ru/teachers/groups/2331632/subjects/2/course_programs/3/cards/34571 https://uchi.ru/teachers/groups/2331632/subjects/2/course_programs/3/cards/34572
|
V. Итог | Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам. (ученик делает вывод с помощью дома) Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут обозначать не только предметы, но и названия городов, рек, улиц, профессий, явлений природы и т.д.; в предложении могут быть как главным, так и второстепенным членом предложения | ||
VI. Домашнее задание. | 3 | с 14, упр. 392. | |
VII. Оценивание | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)
Урок повторения, углубления и обобщения изученного, развитие умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....
Конспект урока: Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного.
разработка урока по теме Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Программа развивающего обучения Занкова, по учебнику Н.В. Нечаевой 2 класс...
Конспект урока «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Тема урока: «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное»,...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
Урок обобщения знаний с использованием приёма -кластер....
Конспект русского языка по теме "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"
Цели: предметные: формирование понятия об имени существительном; содействовать развитию наблюдательности, речи, памяти, вниманию, каллиграфических навыков, привитию основ орфографической грамотности, ...
Конспект урока русского языка в 4 классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
Цели урока: Цель как деятельность учеников:М/п: развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе её анализа, сжимать информацию ...