Технологическая карта урока русского языка "Род имен существительных" (3 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Балакина Ирина Витальевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока Род имен существительных.

Тип урока: открытие нового знания

 

Цель урока: формирование понятия о грамматическом роде, способствование развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. знакомство с правилом определения рода у имен существительных;
  2. познакомить  с приемами распознавания рода имен существительных.

Развивающие:

  1. развивать и обогащать речь учащихся;
  2. Развивать логическое мышление, внимание, память и коммуникативные   навыки.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 22.01.2021

Школа: МАОУ СОШ №95

Класс: 3-3

Урок: 2

Время: 8:55   Кабинет: 219

Студент:

Балакина Ирина Витальевна

Группа:

32

Учитель:

Белоярова Татьяна Валерьевна

Методист:

Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока Род имен существительных.

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование понятия о грамматическом роде, способствование развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода

Задачи урока

Дидактические:

  1. знакомство с правилом определения рода у имен существительных;
  2. познакомить  с приемами распознавания рода имен существительных.

Развивающие:

  1. развивать и обогащать речь учащихся;
  2. Развивать логическое мышление, внимание, память и коммуникативные   навыки.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

словесный метод,

наглядный

Учитель вовлекает учащихся в деятельность.

Создает комфортную обстановку.

-Я очень рада войти

В приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе – гений!

Но без труда и ум не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!


-Всем доброе утро, меня зовут Балакина Ирина Витальевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.


Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок.

Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный,наглядный

-Откройте тетради и запишите число и классную работу. Сегодня у нас двадцать второе января.

Чистописание.

Рр, Дд, Оо

Словарная работа.

Посмотрите, сейчас на слайдах будут появляться картинки, вы должны угадать зашифрованное в ней слово.

- Запишите эти слова в тетрадь.

Слова: Мальчик, девочка, тетрадь, пенал, метро, яблоко, альбом, ученик.

- Какой частью речи являются данные слова?

Предлагаю  поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное»

Игра «Да – нет»

Имя  существительное – это часть речи?(Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что?(Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета?(Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Имена  существительные  могут  быть одушевлёнными или  неодушевлёнными? (Да!)

-Вот такое испытание –

Это первое задание:

В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Наша задача – раскрыть еще одну «тайну». Хотите узнать?

-Работаем в группах. Прочитайте слова, запишите их, распределяя на группы, согласно какому-то признаку.

Облако, пурга, иней, Иванов, озеро, Алиса, девочка, снег, ученик. (одушевленные, неодушевленные, собственные и нарицательные)

-Какие группы слов у вас получились? По какому признаку вы распределяли слова?

-По какому признаку ещё можно разделить эти слова?

-Да, молодцы. Но есть еще один признак, который вы не назвали. Возможно, маленькая сценка вам поможет.

( из книги К.И. Чуковского

 «От 3 до 5»)

( Мама и сын)

- Мама, у меня на пальце царап»

- Не царап, а царапина.

- Это у Муси -  царапина, а я мальчик! У меня царап!»

- Почему так сказал ребёнок?

- Что он не понимает?

- О каком признаке существительного  идёт речь?

Прописывают в тетрадях чистописание.

Выполняют словарную работу.

-Существительными.

Отвечают на вопросы игры.

-Да.

- одушевленные, неодушевленные, собственные и нарицательные

Называют варианты распределения.

УУД: познавательные ( умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков), личностные (сформированность учебно-познавательного интереса).

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный, репродуктивный

-Что бы сформулировать тему урока, давайте вернемся к нашей минутке чистописания. Составьте из звуков этих букв слово, это будет первая подсказка. Вторая подсказка это большой раздел, который мы сейчас изучаем.  Какая тема урока получается?

-Молодцы, давайте поставим цели на этот урок и составим план, придерживаясь которого мы достигнем целей.

-Род имени существительного.

Цели:

1.Узнать какого рода бывают имена существительные.

2. Составить алгоритм определения рода имен существительных.

3.Научиться определять род имен существительных.

План:

1.Выполнить практическую работу и сформулировать правило о роде имени существительного.

2.Сравнить наш вывод с правилом учебника.

3.Будем учиться определять род имени существительного.

4.Выполнить самостоятельную работу.

5.Сделать выводы.

Регулятивные УУД:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный, наглядный , проблемно-ситуационный

- Послушайте сказку.

Грамматическая сказка о том,  как у существительных род появился.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода.

Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода.

 А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода.

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

-Вам понравилась сказка? Что нового вы узнали?

 

-Давайте вернемся  к словам, которые мы делили на группы. Разделите наши слова. Девочки  возьмите свои слова, а мальчики – свои. Запишите.

Проверка.

-Какие слова взяли девочки? Почему?

- Какие слова взяли мальчики?

Почему?

- А какие слова остались лишними? Почему?  

- Как их ещё можно назвать?

-Сделайте вывод.

-На какие три группы делятся существительные?

-Подтвердите свои предположения в учебнике на с. 4. и выполните упражнение 1.

Проверка задания.

 

-Ребята, герои нашего учебника задают вопрос, могут ли имена существительные изменять род?

Слушают сказку.

-Существительные бывают женского, мужского и среднего рода.

-Пурга, Алиса, девочка. Потому что к ним можно подставить “она моя”.

-Иней, Иванов, снег, ученик. Потому что к ним можно подставить “он мой”.

-Облако, озеро. Потому что к ним можно подставить “оно моё”.

-Среднего рода.

Составляют вывод на основе проделанной работы.

-Существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.

Выполняют задание.

Выдвигают свои предположения. Доказывают свою точку зрения. Делают вывод.

-Существительные не изменяются по родам.

Познавательные УУД:

- анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств,

- постановка и решение проблемы;

- умения делать выводы в результате совместной работы класса,

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

РегулятивныеУУД:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные УУД:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный, наглядный

-Молодцы. Откройте страницу учебника 5 и выполните упражнение 3.

Проверка.

- Поставьте устно слова на слайде в единственное число и определите род имён существительных.

Закладки, подушки , ботинки, очки, окна, корабли, ножницы, стёкла.

-У таких слов род не определяется.

 

-Вы хорошо справились, давайте еще раз повторим что мы узнали о имени существительном на этом уроке.

Выполняют задания.

Диалог с учителем.

-Очки и ножницы нельзя поставить в единственное число, как у них определить род?

Проговаривают изученное на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные УУД - постановка учебной задачи.

Личностные.УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный, наглядный

-Сейчас я попрошу вас открыть ваши рабочие тетради на странице 25 и выполнить самостоятельно упражнение 32. Прочитайте задание и приступайте к выполнению.

-Время на выполнение вышло, я попрошу вас поменяться тетрадями с соседом и выполнить взаимопроверку.  

-Молодцы. Теперь проверим работу все вместе.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют работы друг друга.

Сверяют работу со слайдом. Отмечают ошибки.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в группе  (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный, наглядный

-На слайде вы видите слова. (Радость, журавль, Рожь, Костёр, Успех, Девочка, Ветер, Цыплёнок, Товарищ, Пение, Букет, Вещь, Торт, Дирижёр, Город). Ваша задача распределить их по трем группам:

1 группа: одушевлённые имена существительные мужского рода.

2 группа: неодушевлённые имена существительные мужского рода.

3 группа: неодушевлённые имена существительные женского рода.

- Вспомним, какой был наш план? Мы выполнили его пункты.

- Расскажите, как определить род имен существительных?

Распределение слов по группам.

Проверка задания.

Проговаривают план.

(Познавательные УУД)

Уметь комментировать учебные действия при выполнении задания. (Регулятивные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)
Проявлять интерес к изучению темы. (Личностные УУД)

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

словесный

Продолжите фразу: Слайд

- Я узнал…

- Я научился…

- Я смогу…

- Мне было интересно…

- Мне понравилось…

- Спасибо за урок!

Оценивают свои достижения.
Прощаются с учителем.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Винительный падеж имен существительных. Лес - наше богатство"

На уроке открытия новых знаний учащиеся выясняют в чём заключается опасность при определении именительного и винительного падежей и составляют алгоритм для их распознования....

технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме Определение падежей имен существительных

урок русского языка 3 класс Определение падежей имен существительных...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах"

Урок был представлен на школьном методическом семинаре. технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Дательный падеж имени существительного»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Дательный падеж имени существительного»...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное. Склонение имени существительного по падежам" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний падежей имени существительного, изменение слов по падежам (склонение).Задачи урока: Дидактические:1. Обобщить и систематизировать...