Методическая разработка урока русского языка по теме «Фразеологизмы», 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

tatijanathesnokova30

Цели урока: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; дать первое представление о фразеологизмах; познакомить с понятием фразеологизм или фразеологический оборот; формировать умения распознавать фразеологизмы в речи, отличать фразеологические обороты от словосочетаний; обогащать словарный запас фразеологизмами; определять лексическое значение фразеологизма по собственному опыту и по «Словарю фразеологизмов», развивать умение пользоваться словарями как источниками информации и оценивать результаты своей деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  русского языка по теме «Фразеологизмы», 3 классD:\ФОТО\Чеснокова Т. В. первая учительница1.jpg

Чеснокова Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» 

Цели урока:

Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; дать первое представление о фразеологизмах; познакомить с понятием фразеологизм или фразеологический оборот; формировать умения распознавать фразеологизмы в речи, отличать фразеологические обороты от словосочетаний; обогащать словарный запас фразеологизмами; определять лексическое значение фразеологизма по собственному опыту и по «Словарю фразеологизмов», развивать умение пользоваться словарями как источниками информации и оценивать результаты своей деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

-  Учащиеся  должны знать как отличить фразеологизмы от словосочетаний слов;

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Регулятивные УУД

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные УУД:

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;  умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные:  формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок-игра

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа с учебником, словарём, работа на нетбуках.

Учебник:   «Русский язык»  Канакина В.П., Горецкий В.Г. 3 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2012. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации).

Необходимое техническое оборудование: «Словарь фразеологизмов», картинки с фразеологизмами (на доске), компьютер, проектор, интерактивная доска, рейбуки.

Структура и ход  урока

  1. Организационный момент.
  2. Самоопределение к деятельности
  3. Работа над новой темой
  4. Физкультминутка
  5. Закрепление изученного
  6. Рефлексия
  7. Итог урока.
  8. Оценивание
  9. Домашнее задание.

Ход урока

I.        Организационный момент.   

Эмоциональный настрой учащихся на урок

Встаньте правильно, красиво. Дайте, я вами полюбуюсь. Посмотрите друг на друга и полюбуйтесь друг другом.

 Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

 - Предлагаю всем встать в круг и урок начать с игры, которая называется “Поменяйтесь местами те,…”

Кто готов к уроку;

Кто помнит, что мы изучали на прошлых уроках;

Кто любит играть с синонимами;

Кто любит играть с антонимами;

Кто не боится трудностей и готов их преодолевать;

Кто сегодня готов познакомиться с необыкновенными выражениями.

  1. Самоопределение к деятельности

Группа подготовленных ребят читают стихотворение В. Сусловой «Как работает слово».

Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово 
«Вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: 
воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли 
воду в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы в праве сказать наперёд:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди
: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идёт, –
Под камень лежачий вода не течёт.
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи говорим, не жалея труда,
Что б вы не сказали: «В стихах-то 
– ВОДА!»

- Ребята, вы сегодня работайте хорошо. Не ударьте в грязь лицом. Кто понял, что я имела в виду, когда сказала «не ударьте в грязь лицом»? (Постановка проблемы).

  1. Повторение изученного.

- На прошлом уроке мы познакомились со словосочетаниями. Что же такое словосочетание? Словосочетание – это «сложное название», которое более точно может назвать предмет, действие, признак.

-Замените близкими по значению словосочетаниями (Устно).

Нора лисы

лист берёзы

лист из альбома

разговор по телефону

молоко от козы

(два ученика работают у доски)

Проверка:

Нора лисы – лисья нора

лист берёзы – берёзовый лист

лист из альбома – альбомный лист

разговор по телефону – телефонный разговор

молоко от козы – козье молоко.

- Все эти словосочетания употребляются в прямом их значении. А сейчас выполните следующее задание.

  1. Самоопределение к деятельности

Соедините выражения в первом столбике со словами во втором. Откройте рабочие тетради на стр. 29 упр. 67

Набрать в рот воды -

Сидеть сложа руки -

Одержать победу -

Кривить душой -

Ворон считать -

обманывать.

победить.

глядеть по сторонам.

ничего не делать.

молчать.

- Как называются выражения первого столбика? (Фразеологизмы)

- Сформулируйте тему урока. (Сегодня на уроке мы познакомимся со словосочетаниями, которые употребляются в переносном смысле фразеологизмами.)

  • Такие выражения в русском языке называются – фразеологизмами, или устойчивыми выражениями.
  • Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее вы можете выразить свою мысль.
  • Это такие сочетания слов, которые нельзя разорвать, потому что они имеют целостное значение.
  • Эти сочетания нельзя понимать в прямом смысле, они употребляются только в переносном значении.
  • В них нельзя заменять одни слова другими. Их нужно запоминать.

  1. Работа над новой темой

- Вы с такими словосочетаниями сталкивались. Сегодня мы вспомним фразеологизмы и в конце узнаем, кто в нашем классе является знатоком русского языка.

Задание 1 «Фразеологический зверинец»

 Многих людей сравнивают с животными. Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:

трещит как...

нем как….

труслив как…

хитрый как…

голоден как…

упрямый как…

здоров как…

писать как…

надутый как…

грязный как…

  1. Физкультминутка

– Покажите часть тела:

  1. их нельзя класть в рот (пальцы);
  2. они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);
  3. ими машут, как мельница (руки);
  4. он длинный и без костей (язык);
  5. ими щелкают от голода (зубы);
  6. его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);
  7. не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);
  8. с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);
  9. её можно потерять (голову);
  10. их нужно держать на макушке (уши).

Задание 2 «Что это?»

Вставь названия частей тела в известные фразеологизмы.

Им можно дать волю, если хочешь драться.

Их кладут на полку, когда испытывают голод.

Не цветы, а вянут от того, что человек говорит глупое.

Их можно надуть, если обидели.

Его задирают, если важничают, зазнаются.

Его задирают, если важничают, зазнаются.

В них пускают пыль, когда создают ложное впечатление о себе.

В них пускают пыль, когда создают ложное впечатление о себе.

Задание 3 «Рисунки-подсказки?»

К каждому рисунку надо подобрать фразеологизмы, подходящие к нему.

Подсказка: так говорят, когда проявляют невнимательность, ничем не занимаются.

Подсказка: так говорят, когда мешают другим заниматься делами.

Подсказка: так говорят, когда люди постоянно враждуют между собой.

Подсказка: так говорят, когда человек смешно одет.

Подсказка: так говорят, когда человек притворяется, скрывает свою истинную сущность.

Подсказка: так говорят, когда произошла ссора между людьми.

Подсказка: так говорят, когда человек способен украсть, обмануть.

Подсказка: так говорят, когда очень сильный дождь на улице, ливень.

Подсказка: так говорят, когда постоянно человек суетится, хлопочет.

Задание 4 «Разгадайте ребусы»

Ответ: два сапога пара.

Значение фразеологизма: так говорят о тех, кто стоит друг друга, один другого не лучше.

Ответ: золотые руки

Значение фразеологизма: так говорят об очень способном, умелом человеке, мастере своего дела.

Значение фразеологизма: так говорят, когда человек мечтает, отвлекается, уходит от действительности.

Задание 5 «Расшифруй»

Ответ: волосы дыбом.

Значение фразеологизма: так говорят, когда человека охватывает страх, ужас.

Ответ: знать на зубок.

Значение фразеологизма: было время, когда знать назубок, проверить назубок понималось почти буквально. Возникло это из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться монета фальшивая: полая внутри или залитая дешевым металлом.

Ответ: энциклопедия ходячая.

Значение фразеологизма: так говорят о человеке, который имеет богатые и обширные знания, может давать ответы на многие вопросы. Ум, способности – это те внутренние качества, по которым оценивается человек. Не случайно мы говорим: «По одежке встречают, по уму провожают». Голова своего рода вместилище разума.

Задание 6 «Математические действия»

ГОД-Д+ВОР+ЖИТЬ – Ж
ЗА ГОЛ – О+А+ЗА=

Ответ: говорить за глаза.

Значение фразеологизма: говорить о ком-то в его отсутствие (обычно неприятные вещи).

МО+КОТ-ОТ+РА+Я=
КУ+РУ-У+МИР-МР+ЦА=

Ответ: мокрая курица.

Значение фразеологизма: утки, гуси и другие водоплавающие птицы имеют непромокаемое оперение. В дождливую погоду они выглядят так же, как и в ясную. Домашним птицам (курам, индюшкам) повезло меньше. Все, наверное, знают, что нет более жалкого зрелища, чем промокшая под дождем курица. Разумеется, выражение «мокрая курица» служит для обозначения беспомощного, вызывающего жалость человека.

БЕЛКА-К+Я=
ТВОРОГ-ТГ+НА=

Ответ: белая ворона.

Значение фразеологизма: мы привыкли, что вороны – чёрные, белая ворона-это очень редкое явление в природе. Учёные таких ворон называют альбиносами. Легко представить, как будет выглядеть эта белая ворона в стае чёрных ворон, какой она будет чужеродной. Так с помощью цвета подчёркивается особенность человека. Про такого говорят, что он не такой, как все, отличается от окружающих.

  1. Закрепление изученного.

- На рэйбуках зайдите в тему словосочетание. Выполните упражнение. Поставьте обезьянку в нужное место.

  1. Рефлексия

- Чем сегодня занимались на уроке? Не ударили в грязь лицом?

  1. Итог урока.
  2. Оценивание
  3. Домашнее задание. Стр. 29 Упр. 67 Р.т.

Использованная литература и источники информации

  1. Поурочные  разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф     Климановой и др. (« Школа России»)  3 класс.  Автор-составитель  С.В Кутявина.
  2. http://images.yandex.ru/?lr=213 
  3. http://www.raskraska.com/raskraski/196/55.html 
  4. http://900igr.net/kartinki/chelovek/_CHasti-tela.files/012-Ukho.html 
  5. http://edu.tltsu.ru/sites/site.php?s=1065&m=7611 
  6. http://frazbook.ru/2008/10/22/znat-na-zubok/ 
  7. http://www.labirint.ru/screenshot/goods/139487/46/ 
  8. http://subscribe.ru/archive/job.education.apscis.studytech/201012/20101344.html 
  9. http://www.omedia.org/654-eyeborgs-2009-dvdrip-xvid.html 
  10. http://anna-hom.livejournal.com/34206.html 
  11. http://1otkrytki.ru/kartinki-na-shkolnuyu-temu-skachat-besplatno.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Русский язык (части речи, 4 класс)

Методическая разработка Русский язык (части речи, 4 класс)...

Методическая разработка урока 4а по теме "My birthday!" по учебнику английского языка "Spotlight" 2 класса

Задачи урока: научить учащихся говорить о возрасте и дне рождения; познакомить c числительными от 1 до 10; развивать навыки аудирования, чтения и говорения. Познакомить детей с тем, как празднуют день...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Фразеологизмы как средство выразительности речи», 3 класс

Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю ...