Методическая разработка урока русского языка по теме «Фразеологизмы как средство выразительности речи», 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка по теме «Фразеологизмы как средство выразительности речи», 3 класс

Ермакова Елена Васильевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №105 г. Краснодар

Цели урока:

Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; дать первое представление о фразеологизмах; познакомить с понятием фразеологизм или фразеологический оборот; формировать умения распознавать фразеологизмы в речи, отличать их от обычных слов, обогащать словарный запас фразеологизмами; определять лексическое значение фразеологизма по собственному опыту и по «Словарю фразеологизмов», развивать умение пользоваться словарями как источниками информации и оценивать результаты своей деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

- Учащиеся должны знать как отличить фразеологизмы от словосочетаний слов;

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Регулятивные УУД

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные УУД:

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок-игра

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа с учебником, словарём, работа на нетбуках.

Учебник: «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. 3 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2012. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации).

Необходимое техническое оборудование: «Словарь фразеологизмов», картинки с фразеологизмами (на доске), компьютер, проектор, интерактивная доска, рейбуки.

Структура и ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Самоопределение к деятельности
  3. Работа над новой темой
  4. Физкультминутка
  5. Закрепление изученного
  6. Рефлексия
  7. Итог урока.
  8. Оценивание
  9. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся на урок

- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Улыбнитесь друг другу, садитесь
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!

Кто готов к уроку;

Кто помнит, что мы изучали на прошлых уроках;

Кто любит играть с синонимами;

Кто любит играть с антонимами;

Кто не боится трудностей и готов их преодолевать;

Кто сегодня готов познакомиться с необыкновенными выражениями.

  1. Самоопределение к деятельности

Учитель читает стихотворение

Басня

Есть в школе мальчишка ленивый такой,

Валять дурака ему не впервой.

Сидит на уроках спустя рукава

Учёба ему даётся едва.

Целыми днями в футбол он играл,

А в непогоду под пледом лежал.

Только для знаний это не в счёт,

Под камень лежачий вода не течёт.

Ему все твердят: заруби на носу,

Учиться ведь надо – живём не в лесу!

Воды в рот набрав, согласившись с бедой,

В ответ лишь кивнём он своей головой.

Не стоит учиться спустя рукава,

Тогда образованным будешь едва.

Ты в школу с желанием всегда приходи,

Страну интереса ты в ней находи.

- Ребята, мы сегодня будем работать засучив рукава. Кто понял, что я имела в виду, когда сказала «работать засучив рукава»? (Постановка проблемы).

  1. Повторение изученного.

- На прошлом уроке мы познакомились со словосочетаниями. Что же такое словосочетание? Словосочетание – это «сложное название», которое более точно может назвать предмет, действие, признак.

-Замените близкими по значению словосочетаниями (Устно).

Гнездо птицы

лист дуба

гвоздь из железа

разговор по телефону

повидло из вишни

молоко от коровы

(два ученика работают у доски)

Проверка:

Гнездо птицы– птичье гнездо

лист дуба – дубовый лист

гвоздь из железа- железный гвоздь

варенье из вишни– вишневое варенье

молоко от коровы – коровье молоко.

- Все эти словосочетания употребляются в прямом их значении. А сейчас выполните следующее задание.

  1. Самоопределение к деятельности

Соедините выражения в первом столбике со словами во втором. Откройте рабочие тетради на стр. 29 упр. 67

Набрать в рот воды -

Сидеть сложа руки -

Одержать победу -

Кривить душой -

Ворон считать -

обманывать.

победить.

глядеть по сторонам.

ничего не делать.

молчать.

- Как называются выражения первого столбика? (Фразеологизмы)

- Сформулируйте тему урока. (Сегодня на уроке мы познакомимся со словосочетаниями, которые употребляются в переносном смысле фразеологизмами.)

  • Такие выражения в русском языке называются – фразеологизмами, или устойчивыми выражениями.
  • Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее вы можете выразить свою мысль.
  • Это такие сочетания слов, которые нельзя разорвать, потому что они имеют целостное значение.
  • Эти сочетания нельзя понимать в прямом смысле, они употребляются только в переносном значении.
  • В них нельзя заменять одни слова другими. Их нужно запоминать.
  1. Работа над новой темой

- Вы с такими словосочетаниями сталкивались. Сегодня мы вспомним фразеологизмы и в конце узнаем, кто в нашем классе является знатоком русского языка.

Задание 1 «Фразеологический зверинец»

Многих людей сравнивают с животными. Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:

трещит как...

нем как….

труслив как…

хитрый как…

голоден как…

упрямый как…

здоров как…

писать как…

надутый как…

грязный как…

  1. Физкультминутка

Покажите часть тела:

  1. их нельзя класть в рот (пальцы);
  2. они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);
  3. ими машут, как мельница (руки);
  4. он длинный и без костей (язык);
  5. ими щелкают от голода (зубы);
  6. его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);
  7. не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);
  8. с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);
  9. её можно потерять (голову);
  10. их нужно держать на макушке (уши).

Задание 2 «Шуточные вопросы»

1. Из какого фразеологизма марсиане могли заключить, что у человека не две ноги, а больше?

2. Есть ли ноги у газеты, книги?

3. В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями?

4. Существует фразеологизм повесить нос, т.е. приуныть. А какой фразеологизм указывает, куда именно вешать нос? Музыканты подскажите!

5. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?

6. Что общего в словах дуга, бараний рог и три погибели?

Задание 3 «Рисунки-подсказки?»

С помощью учащихся готовятся карточки с изображением различных предметов: нож, коса, вилы, корыто, нога, рука, палец, глаза, уши, нос, белка, гусь и другие. Рисунки должны напомнить учащимся фразеологизмы, в которых эти предметы упоминаются: нож – быть на ножах с кем-либо, пристать с ножом к горлу и др.

Задание 4 «Откуда берут своё начало русские фразеологизмы»

Задание 8.

  • "закадычный друг"?

(Старинное выражение "залить за кадык означало "напиться", "выпить спиртного". Отсюда образовался фразеологизм "закадычный друг", который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.)

  • "дойти до ручки"?

(В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение "дойти до ручки" значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.)

  • "зарыть талант в землю"?

(Первоначально талантом называлась самая крупная весовая и денежно-счётная единица в Древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии. Из евангельской притчи о человеке, который получил деньги и закопал их, побоявшись вложить в дело, произошло выражение "зарыть талант в землю". В современном русском языке это выражение приобрело переносный оттенок в связи с новым значением слова талант и употребляется, когда человек не заботится о развитии своих способностей.)

  • "всыпать по первое число"?

(В старые времена учеников школы часто пороли, нередко даже без какой-либо вины наказуемого. Если наставник проявлял особое усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок в текущем месяце, вплоть до первого числа следующего месяца. Именно так возникло выражение "всыпать по первое число".)

Задание 6 «Математические действия»

ГОД-Д+ВОР+ЖИТЬ – Ж
ЗА ГОЛ – О+А+ЗА=

Ответ: говорить за глаза.

Значение фразеологизма: говорить о ком-то в его отсутствие (обычно неприятные вещи).

МО+КОТ-ОТ+РА+Я=
КУ+РУ-У+МИР-МР+ЦА=

Ответ: мокрая курица.

Значение фразеологизма: утки, гуси и другие водоплавающие птицы имеют непромокаемое оперение. В дождливую погоду они выглядят так же, как и в ясную. Домашним птицам (курам, индюшкам) повезло меньше. Все, наверное, знают, что нет более жалкого зрелища, чем промокшая под дождем курица. Разумеется, выражение «мокрая курица» служит для обозначения беспомощного, вызывающего жалость человека.

БЕЛКА-К+Я=
ТВОРОГ-ТГ+НА=

Ответ: белая ворона.

Значение фразеологизма: мы привыкли, что вороны – чёрные, белая ворона-это очень редкое явление в природе. Учёные таких ворон называют альбиносами. Легко представить, как будет выглядеть эта белая ворона в стае чёрных ворон, какой она будет чужеродной. Так с помощью цвета подчёркивается особенность человека. Про такого говорят, что он не такой, как все, отличается от окружающих.

  1. Закрепление изученного.

-С какой целью используются фразеологизмы в литературе?

-Какова их роль в языке?

  1. Рефлексия

- Чем сегодня занимались на уроке? Не ударили в грязь лицом?

  1. Итог урока.
  2. Оценивание
  3. Домашнее задание. Стр. 29 Упр. 67 Р.т.

Использованная литература и источники информации

  1. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф Климановой и др. (« Школа России») 3 класс. Автор-составитель С.В Кутявина.
  2. ;m=7611


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: " Русские народные праздники. Масленица"(начальные классы)

Данная разработка раскрывает одну из важных традиций русского народа. Повышает интерес к русским праздникам и повышает патриотический дух подрастающего поколения....

Конспект урока речевой практики по теме «Средства выразительности речи. Громкость речи в общении»

Цели:- показать на практике значение громкости речи как средства её выразительности;- упражнять учащихся в использовании различных средств общения;- продолжить работу по формированию у учащихся разгов...

Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему "Путешествие под парусами" (2-4 классы)

     Данное воспитательное мероприятие проводится в форме путешествия двух команд, во время которого дети познакомятся с историей возникновения и строением парусника, самостоятел...

Методическая разработка. Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у радуги" (1 класс)

Мероприятие знакомит детей (7-8 лет) с цветовой гаммой, учит называть основные цвета, развивает мышление, творческую фантазию....

Методическая разработка внеурочного занятия по теме "Антонимы и синонимы" . 1-2 класс

Курс «Путь к грамотности»Внеурочное занятиеКласс: 1-2Тема: «Синонимы. Антонимы».Тип: расширение знанийОборудование:  индивидуальные карточки, карточки для групповой р...