«Виды предложений по цели высказывания»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
В процессе такого урока учащиеся изучают учебный материал по различным источникам знаний. Эта форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Основной дидактической задачей этого урока является изучение нового материала .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_urok_na_kursy.docx | 574.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Виды предложений по цели высказывания»
Русский язык, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, 4 класс.
Цель: формирование навыка распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации, развивать речь учащихся при составлении предложений разных по цели высказывания.
Планируемые результаты.
Предметные: создать условия для включения учащихся в деятельность по знакомству с разными видами предложений по цели высказывания, правильному использованию их в речи, использование методов решения проблем творческого и поискового характера.
Метадапредметные.
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «тип предложения по цели высказывания»,
— определять необходимость постановки знаков препинания в конце предложения;
— использовать приобретённые знания при составлении и написании текста.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом;
— выполнять само- и взаимопроверку, корректировку при работе в паре;
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения;
— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— приходить к единому мнению при взаимном контроле;
— действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров;
— адекватно использовать речь для представления результата
Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; умение высказывать собственные суждения и давать им обоснования.
Этапы урока
- Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность.
Личностные: осуществляют саморефлексию, структурируют свои знания.
Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации.
На доске зашифровано слово, попробуйте его расшифровать(репелдожние)
О чём же мы будем сегодня говорить?
Давайте вспомним, что мы уже знаем о предложении
Послушайте высказывание: если вы с ним согласны, поднимите зелёную карточку, если не согласны поднимите красную карточку.
1.Предложение содержит высказывание о чем-то (о ком-то)
2.В каждом предложении есть грамматическая основа
3.Предложение не может состоять из одного слова
4.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.
5.Конец предложения показывают знаки препинания.
Молодцы! Вы отлично справились с заданием!
- Как вы понимаете, что такое цель высказывания?
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу.
Регулятивные: осуществляют самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания.
Минутка чистописания
Рр
Россия, русский, родина
Словарная работа.
Проводится словарно-орфографическая работа со словами.
Фонетическая зарядка. Слово -охраняют
Выполним сокращённый фонетический разбор. Начинает первая группа по цепочке.
(ударение, слоги, транскрипция, количество букв и звуков, характеристика одного звука)
Почему звуков больше, чем букв?
Характеристика звука у каждой группы разная:
Проверим работу с помощью интерактивной доски.
Карточка.
Хорошо было за городом стояло лето на полях уже золотилась рожь кто это расхаживает длинноногий по зеленому лугу это аист (По Г.Андерсену)
Рассказывают о предложении, выделяя основные признаки.
-Предложение выражает законченную мысль.
-Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.
-В устной речи помогает интонация конца предложения, а в письменной - знаки препинания в конце предложения.
Ребята, скажите, а в конце предложений всегда ставится точка?
Может вы встречали другие знаки в конце предложений?
Как вы думаете какая тема нашего урока?
Предложения бывают разные. Предложения могут отличаться друг от друга. Они бывают спокойные, требовательные и ужасно любопытные, в зависимости от того, с какой целью мы их произносим.
3.Выявление места и причины затруднений.
Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
Регулятивные: выполняют учебное задание в соответствии с целью.
Личностные: проявляют интерес и воображение в процессе написания предложений
Познавательные: используют приобретённые знания при выполнении учебного задания.
Ребята, мне сегодня передали текст, но я никак не могу в нём разобраться. Может, вы мне поможете? Найдите лист № 2. Прочитайте текст.
Почему растаял снег потому что наступила весна ярче светит солнышко прилетели весёлые скворцы скоро появятся птенцы не шуми в лесу
- Что мешает вам прочитать и понять текст?
- Какие знаки ставятся в конце предложения? Почему?
- А от чего зависит, какой знак нужно поставить?
Каждое предложение мы произносим с определённой целью.
И у каждого предложения есть своё название.
Так что же мы сегодня должны узнать?
Соберите рассыпавшиеся слова, и вы получите тему нашего урока.
по, Виды, цели, предложений, высказывания
Что же мы сегодня должны узнать и чему должны научиться?
Сформулируйте цель урока. (Формирование умения определять предложения по цели высказывания)
Составим план своей работы исходя из темы урока.
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Почему они делятся на такие виды?
-Научиться различать виды предложений по цели высказывания
Выполнение задания на сайте Учи.ру
https://uchi.ru/teachers/groups/1634316/subjects/2/course_programs/3/cards/194829
Ребята, скажите, а в конце предложений всегда ставится точка?
Может вы встречали другие знаки в конце предложений?
Предложения бывают разные. Предложения могут отличаться друг от друга. Они бывают спокойные, требовательные и ужасно любопытные, в зависимости от того, с какой целью мы их произносим.
- Построение проекта выхода из затруднений.
Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий и поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, строят логические рассуждения.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний, планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Приступим к выполнению нашего плана.
Работа с определением
Прочитайте правило на интерактивной доске.
-Что узнали из правила?
На какие вопросы нашего урока мы уже ответили?
-Что может помочь быстрее запомнить правило? (составить опорную схему)
На листе, фломастерами нарисуйте опорную схему к данному правилу.
Оцените свою работу.
Возьмите карточку № 3. выполните задания в парах.
Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения. - Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол?
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
оповестить расспросить запретить
обменяться опросить защитить
(впечатления) выяснить (словом)
информировать разузнать проинструктировать
объяснить выспросить приказать
осведомлять выпытать подействовать
- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать?
- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить?
- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию?
- Таким образом, предложения по цели высказывания бывают….
- Реализация проекта.
Цель: усвоение нового способа действий.
Регулятивные: — выполнять учебное задание, используя правило — выполнять взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные: — формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; — учитывать общепризнанные правила в совместной деятельности.
Предметные: — рассказывать правило о знаках препинания при написании предложений; определять предложения по цели высказывания.
Творческое задание. Работа в группах.
Расставьте знаки препинания. Определите вид предложения по цели высказывания и интонации.
Докажите правильность постановки знаков препинания.
1, 4 группа. Приходи, весна, скорей
Заждались мы тёплых дней
Где же зелень в наших парках и садах
2,5 группа. Не губите эти дивные цветы
Вам знаком тонкий аромат ландышей
Их подарила нам весна
3,6 группа
Почему растаял снег
Наступила весна ярче светит солнышко
Прилетели весёлые скворцы
С помощью чего создаётся вопросительные и восклицательные предложение?
Физминутка.
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: развитие умения определять вид предложения по цели высказывания по эталонному образцу.
Регулятивные : – высказывание предположения относительно способов решения учебной задачи, оценка результатов своих действий, внесение коррективов;
Познавательные умения: – подведение языкового факта под понятие разного уровня обобщения; развитие умения делать выводы, обобщения, анализ;
Коммуникативные умения: – понимание точки зрения другого; оформление своих мыслей в устной и письменной речи.
Деформированный текст, работа по карточкам.
на, созрел, урожай, поля, богатый
быстро, пролетело, лето, жаркое
наступает, золотая, осень прекрасная
– Почему в конце предложения надо ставить разные разные знаки препинания?
- Какие записаны предложения по цели высказывания? Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.
- Проверка выполненного задания на слайде.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Коммуникативные умения: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения
Регулятивные умения: оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Проверим как вы усвоили материал.
Работа по учебнику, стр. 53 упр. №.76.
Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации Два ученика представляют результат у доски. Класс корректирует, дополняет и оценивает их ответ.
- Прочитайте текст, определите границы предложений. Спишите упражнение.
Выполнение заданий на сайте Я класс
https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/3-klass/tekst-predlozhenie-slovosochetanie-321391/vidy-predlozhenii-po-tceli-vyskazyvaniia-znaki-prepinaniia-v-kontce-pred_-318971/tv-7a6168f7-722e-4326-96b3-c33126f42455
8. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний
Регулятивные умения: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные умения: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные умения: умеют договариваться не силовыми методами, вступают в диалог.
Какова была тема урока? Какие задачи ставили на уроке?
Решили мы задачи, поставленные на уроке?
Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
- Нужны ли вам полученные знания в жизни?
Составьте синквейн.
Можно работать в парах. Тема
«Предложения по цели высказывания»
1.Повествовательные, вопросительные, побудительные
2. Сообщают, содержат, выражают
3. Важна интонация, с которой мы говорим
4. Синтаксис
Литература:
Русский язык, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, 4 класс, Москва, Просвещение, 2016г
Русский язык. 4 класс. Методическое пособие с поурочными разработками - Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В Москва, Москва,Просвещение, 2017г
сайт Учи.ру
https://uchi.ru/teachers/groups/1634316/subjects/2/course_programs/3/cards/194829
Сайт Я класс
https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/3-klass/tekst-predlozhenie-slovosochetanie-321391/vidy-predlozhenii-po-tceli-vyskazyvaniia-znaki-prepinaniia-v-kontce-pred_-318971/tv-7a6168f7-722e-4326-96b3-c33126f42455
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока по теме "Виды предложения по цели высказывания"
Содержится раздаточный материал для детей, а также приложение к уроку....
«Виды предложений по цели высказывания и интонации. Синтаксический анализ простого предложения»
урок по русскому языку для 4 класса...
"Виды предложений по цели высказывания. Какие бывают предложения?"
Урок русского языка во 2 классе по УМК "Гармония". "Какие бывают предложения по цели высказывания:"...
Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"
Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...
Предложение.Виды предложений по цели высказывания
Открытый урок по русскому языку, программа "Школа России",4 класс...
Урок русского языка.Тема урока: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений.
Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать уме...
Урок русского языка для 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания"
Урок русского языка для 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания"...