Обогащение словарного запаса детей
статья по русскому языку

Обогащение словарного запаса детей – одна из актуальных задач в современном обучении родному языку. Исследование знаний, умений и навыков младших школьников показывает, что словарный запас детей продолжает оставаться ограниченным, что приводит к нарушению таких требований к речи, как богатство и точность. Малое количество синонимов, имеющихся в арсенале ребёнка, не позволяет ему точно выразить все оттенки мыслей и чувств. Ограниченность употребления в речи детей синонимов, антонимов, омонимов, слов с переносным значением, метафор, эпитетов, фразеологизмов и т. д. свидетельствует об отсутствии эмоциональности и выразительности речи. Для повышения культуры речи необходимо постоянное приобщение учащихся к богатствам русской лексики. Справедливо говорится, что «язык – это орудие культуры». А ведь овладение культурой, «всеми знаниями, которые выработало человечество», - это насущная задача, острая необходимость для каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchenie_slovarnogo_zapasa_detey.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение словарного запаса детей – одна из актуальных задач в современном обучении родному языку. Исследование знаний, умений и навыков младших школьников показывает, что словарный запас детей продолжает оставаться ограниченным, что приводит к нарушению таких требований к речи, как богатство и точность. Малое количество синонимов, имеющихся в арсенале ребёнка, не позволяет ему точно выразить все оттенки мыслей и чувств. Ограниченность употребления в речи детей синонимов, антонимов, омонимов, слов с переносным значением, метафор, эпитетов, фразеологизмов и т. д. свидетельствует об отсутствии эмоциональности и выразительности речи. Для повышения культуры речи необходимо постоянное приобщение учащихся к богатствам русской лексики. Справедливо говорится, что «язык – это орудие культуры». А ведь овладение культурой, «всеми знаниями, которые выработало человечество», - это насущная задача, острая необходимость для каждого человека.

По мере самосовершенствования и развития навыков лексикон увеличивается. Первоклассники часто владеют лексиконом до 2 тыс. слов, а к концу учебы запас составляет 5 тыс. слов. При дальнейшем развитии лексикон повышается до 10 тыс. и более. Но многие слова относятся к пассивному запасу. Люди с большой эрудицией часто владеют лексиконом до 50 тыс. слов, но только небольшой процент применяется при ежедневном общении.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.Регулярные занятия помогут обогатить словарный запас за короткое время.

Словарная работа в начальных классах:

  1. Направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов и словосочетаний.
  2. Преследует грамматические цели: усвоение тех грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения.
  3. Обучает детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению правильного ударения.
  4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами проводится словарно-орфографическая работа.

К 4 классу выработали следующий алгоритм работы над словом:

1. Написание слова (орфограмма)

2. Значение слова:

а) однозначное или многозначное;

б) прямое и переносное значение слова;

3. Сравнение, олицетворение, эпитет, метафора;

4. Подбор: синонимов, антонимов, омонимов;

5. Слово по частотности употребления: историзм, архаизм.

6. Слово с точки зрения сферы употребления: диалектизм, жаргонизм, профессиональная лексика;

7. Слово по происхождению: исконно-русское, заимствованное;

8. Роль слова в тексте.

Упражнения, которые я использую для пополнения словарного запаса детей, знакомства с разнообразным составом русской лексики, развития образной речи учеников:

  1. Подбор синонимов

Замени данные словосочетания одним словом- синонимом.

Внутренняя сторона кисти руки - … (ладонь)

Изображение человека на картине или фотографии -… (портрет)

Тот, кто работает в шахте -… (шахтёр)

Расположи синонимы по возрастающей степени.

Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.

Подбери синонимы к данному слову.

Смешной - … (забавный, потешный)

Метель - … (пурга, буря, вьюга)

Подбери к каждому существительному близкое слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово зима.

Работа – з… (занятие).

Родник – и… (источник).

Холод – м… (мороз).

Деятельный – а… (активный).

  1. Подбор антонимов

Замени данные словосочетания одним словом- антонимом.

Подбери антонимы.

Тьма - … (свет).

Оборона - … (наступление).

Холодный - … (горячий).

Покупка - … (продажа).

Вверх - … (вниз).

Найди антонимы в пословицах.

Ученье свет, а не ученье – тьма.

Каково начало, таков и конец.

Добро помни, а зло забывай.

Отгадайте загадки.

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня … (прохлада).

Я антоним к слову «лето»

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … ( зима).

Припиши к словам антонимы, чтобы из первых букв получилось слово дом.

Ночь – д… (день)

Раздеться – о… (одеться)

Старый – м… (молодой)

3.Подбор многозначных слов

В стихотворении А . Шибаева найдите многозначные слова.

- Не жалейте пятачка,-

Говорит корова,

-Вы купите молочка-

Вкусного, парного!

Поросята тут как тут:

-Нам по целой кружке!

Пятачки свои суют

Маленькие хрюшки.

Определите 3 значения слова свежий по текстам.

Вкусно пахнет свежим хлебом.

С моря подул свежий ветерок.

Подай мне свежую газету.

Устно объясни значение слов.

Стрелка (какая? ) - … (часовая, железнодорожная).

Узел (какой?) - … (верёвочный, морской, транспортный).

Живописная (что?) - … (картина, местность).

4 Работа с фразеологизмами

У какого из приведённых словосочетаний нет переносного смысла?

Обвести вокруг пальца. Смотреть сквозь пальцы.

Пальцем не шевельнуть. Согнуть палец.

Высосать из пальца.

Заменить одним словом.

Мозолить глаза - …(надоедать).

Точить лясы - …(болтать).

Клевать носом - …(засыпать).

Зарубить себе на носу -…(запомнить).

После дождичка в четверг -…(никогда)

Закончи подходящим по смыслу словом – названием животного.

Голоден как …(волк).

Болтлив как …(сорока).

Изворотлив как …(уж).

Надулся как… на крупу( сыч)

Эффективные упражнения

Пополнить словарный запас помогут следующие упражнения:

  1. Группировка слов по орфографическим признакам.

Я говорю слова: диван, пенал, газета, малина, сирень, тетрадь и т.д.
Нужно распределить слова по столбикам:
1 столбик – с безударной 
а,
2 – с безударной 
о,
3 – с безударной 
е,
4 – с безударной
 и.

2  С целью закрепления знаний правила о правописании  корней в родственных словах  даю задание: подобрать однокоренные слова с разными морфемами.

Мороз, морозец, заморозки, морозный.

3  Подбор слов по темам.

Например, «Школа» (учитель, класс, ученик, ученица, пенал и т.д.)

4  Необходимо составлять предложения, где каждое слово начинается с последующей буквой алфавита. Например: «Арарат большая великая гора».

5 Создание небольших историй, состоящих из одной части речи, например из существительных, глаголов или прилагательных. Со временем придется научиться грамотно подбирать слова и выбирать их из пассивного лексикона.

6  Составление тавтограмм. Все слова в предложении начинаются с одной буквы.

7  Упражнение алфавит. Нужно быстро называть существительные в алфавитном порядке. Пауза должна быть не более 5 секунд. Нельзя использовать названия городов и имена. Потом такое же упражнение нужно сделать для глаголов и прилагательных.

8  Десяточка. Необходимо взять любую тему и составить по ней 10 коротких предложений. В любом предложении не должно быть более 7 слов.

9 Ассоциации. Упражнение помогает активировать воображение и словарный запас. Необходимо выбрать какое-то понятие, предмет или явление и назвать к нему 10 ассоциаций, которые пришли в голову. Также можно брать любой предмет и называть 10 его определений.

10 Вспомнить все. Это упражнение позволяет вытянуть разнообразные слова из памяти. Выбирается любая буква и называется 25 слов, которые с нее начинаются. Не стоит применять однокоренные слова.

11 Списки. Упражнение помогает активизировать память. Нужно выбрать букву и записать на нее как можно больше слов из одной категории. Это могут быть названия животных, марки машин и названия населенных пунктов.

Упражнения формируют полезные навыки – доносить мысли простыми и короткими предложениями. Постоянные тренировки позволяют вытаскивать слова из пассивного запаса.

Разнообразные игры

Узнавать новые слова можно и во время игр. Особенно полезно разгадывание ребусов, кроссвордов и головоломок.

Расположить словарные слова по алфавиту.

Игра «Угадай слова».

Цель: развитие мыслительных операций, проверка знания словарных слов.
Дается начало слова 
ка- .
Дети пишут словарные слова, начинающиеся с этого слога: 
капуста, картофель и т.д.

Игра «Цепочка слов».

Называю первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.
Березаавтобуссалют и т.д.

Игра «Собрать слова из слогов».

Другие особенности пополнения

Повышению словарного запаса способствует и прослушивание аудио книг. В таком формате можно прослушивать разные книги, кукольный театр, чтение книг.

Трудность работы учителя заключается в том, что в классах также есть дети инофоны .Это дети мигрантов, приехавшие вместе со своими родителями в новую страну проживания. Учащиеся-инофоны плохо читают, у них беднее словарь, они не понимают переносное значение слов, не могут своими словами пересказать текст.

Знакомство со «словом дня»

Необычные и сложные слова предоставляются с объяснениями и примерами употребления.

Игра «Подсказка» (использую, если тема вызывает затруднения; развивает мыслительные операции)

_о_о_ _ _ (воробей)
_о_о_ _ (ворона)
_е_ _ _ (петух)
Обязательно объявляю тему, например, «Птицы».

В дополнение к обычной словарной работе в классе с детьми-инофонами можно использовать такие методы:

Рисование образа слова. В этом случае этапы работы таковы:

Презентация слова (картинка)

Формирование эмоционального отношения к слову (учитель читает отрывки со словом, высказывания о слове)

Анализ собственных представлений и сопоставление с другими зрительными образами.

Перевод на родной язык.

Предлагается детям-инофонам перевести указанные слова на свой родной язык(город, учитель,).

Построение «полей смыслов».

Учитель называет слово, записывает его в центре доски и объясняет, по какой схеме и какие «поля смыслов» должны быть заполнены.

Например: вверху – «слова-спутники» (ассоциации),

внизу – «слова-родственники» (однокоренные),

Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью методик обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченность и традиционность дидактического материала, его скупость, отсутствие полных научно обоснованных рекомендаций о том, как следует обучать этим написаниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для пополнения и обогащения словарного запаса.

Эти упражнения использую ежедневно на уроках русского языка и литературы....

Консультация для родителей "Развитие и обогащение словарного запаса у детей"

Данный материал предназначен для проведения тематических консультаций с родителями младших школьников....

Консультация для педагогов на тему:«Обогащение словарного запаса детей на материале народного фольклора».

В своей работе с детьми я уделяю большое внимание обогащению словарного запаса детей на материале народного фольклора. Русский народный фольклор , художественная литература служат так же могуч...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Приёмы и методы работы по обогащению словарного запаса детей

В данной методической разработке рассматриваются различные приёмы и методы работы над усвоением тематических групп лексики: синонимов, антонимов, тематически близких слов....

Упражнения для обогащения словарного запаса детей

Рекомендован родителям и учителям начальной школы...

Обогащение словарного запаса детей с ОВЗ

Речь является основным инструментом общения людей. Только владея речью, человек может сообщить мысли и желания другим людям. То есть речь является основополагающим механизмом в деятельности человека. ...