Обогащение словарного запаса детей
статья по русскому языку
Обогащение словарного запаса детей – одна из актуальных задач в современном обучении родному языку. Исследование знаний, умений и навыков младших школьников показывает, что словарный запас детей продолжает оставаться ограниченным, что приводит к нарушению таких требований к речи, как богатство и точность. Малое количество синонимов, имеющихся в арсенале ребёнка, не позволяет ему точно выразить все оттенки мыслей и чувств. Ограниченность употребления в речи детей синонимов, антонимов, омонимов, слов с переносным значением, метафор, эпитетов, фразеологизмов и т. д. свидетельствует об отсутствии эмоциональности и выразительности речи. Для повышения культуры речи необходимо постоянное приобщение учащихся к богатствам русской лексики. Справедливо говорится, что «язык – это орудие культуры». А ведь овладение культурой, «всеми знаниями, которые выработало человечество», - это насущная задача, острая необходимость для каждого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_slovarnogo_zapasa_detey.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение словарного запаса детей – одна из актуальных задач в современном обучении родному языку. Исследование знаний, умений и навыков младших школьников показывает, что словарный запас детей продолжает оставаться ограниченным, что приводит к нарушению таких требований к речи, как богатство и точность. Малое количество синонимов, имеющихся в арсенале ребёнка, не позволяет ему точно выразить все оттенки мыслей и чувств. Ограниченность употребления в речи детей синонимов, антонимов, омонимов, слов с переносным значением, метафор, эпитетов, фразеологизмов и т. д. свидетельствует об отсутствии эмоциональности и выразительности речи. Для повышения культуры речи необходимо постоянное приобщение учащихся к богатствам русской лексики. Справедливо говорится, что «язык – это орудие культуры». А ведь овладение культурой, «всеми знаниями, которые выработало человечество», - это насущная задача, острая необходимость для каждого человека.
По мере самосовершенствования и развития навыков лексикон увеличивается. Первоклассники часто владеют лексиконом до 2 тыс. слов, а к концу учебы запас составляет 5 тыс. слов. При дальнейшем развитии лексикон повышается до 10 тыс. и более. Но многие слова относятся к пассивному запасу. Люди с большой эрудицией часто владеют лексиконом до 50 тыс. слов, но только небольшой процент применяется при ежедневном общении.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.Регулярные занятия помогут обогатить словарный запас за короткое время.
Словарная работа в начальных классах:
- Направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов и словосочетаний.
- Преследует грамматические цели: усвоение тех грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения.
- Обучает детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению правильного ударения.
- Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами проводится словарно-орфографическая работа.
К 4 классу выработали следующий алгоритм работы над словом:
1. Написание слова (орфограмма)
2. Значение слова:
а) однозначное или многозначное;
б) прямое и переносное значение слова;
3. Сравнение, олицетворение, эпитет, метафора;
4. Подбор: синонимов, антонимов, омонимов;
5. Слово по частотности употребления: историзм, архаизм.
6. Слово с точки зрения сферы употребления: диалектизм, жаргонизм, профессиональная лексика;
7. Слово по происхождению: исконно-русское, заимствованное;
8. Роль слова в тексте.
Упражнения, которые я использую для пополнения словарного запаса детей, знакомства с разнообразным составом русской лексики, развития образной речи учеников:
- Подбор синонимов
Замени данные словосочетания одним словом- синонимом.
Внутренняя сторона кисти руки - … (ладонь)
Изображение человека на картине или фотографии -… (портрет)
Тот, кто работает в шахте -… (шахтёр)
Расположи синонимы по возрастающей степени.
Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.
Подбери синонимы к данному слову.
Смешной - … (забавный, потешный)
Метель - … (пурга, буря, вьюга)
Подбери к каждому существительному близкое слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово зима.
Работа – з… (занятие).
Родник – и… (источник).
Холод – м… (мороз).
Деятельный – а… (активный).
- Подбор антонимов
Замени данные словосочетания одним словом- антонимом.
Подбери антонимы.
Тьма - … (свет).
Оборона - … (наступление).
Холодный - … (горячий).
Покупка - … (продажа).
Вверх - … (вниз).
Найди антонимы в пословицах.
Ученье свет, а не ученье – тьма.
Каково начало, таков и конец.
Добро помни, а зло забывай.
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада).
Я антоним к слову «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … ( зима).
Припиши к словам антонимы, чтобы из первых букв получилось слово дом.
Ночь – д… (день)
Раздеться – о… (одеться)
Старый – м… (молодой)
3.Подбор многозначных слов
В стихотворении А . Шибаева найдите многозначные слова.
- Не жалейте пятачка,-
Говорит корова,
-Вы купите молочка-
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
-Нам по целой кружке!
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки.
Определите 3 значения слова свежий по текстам.
Вкусно пахнет свежим хлебом.
С моря подул свежий ветерок.
Подай мне свежую газету.
Устно объясни значение слов.
Стрелка (какая? ) - … (часовая, железнодорожная).
Узел (какой?) - … (верёвочный, морской, транспортный).
Живописная (что?) - … (картина, местность).
4 Работа с фразеологизмами
У какого из приведённых словосочетаний нет переносного смысла?
Обвести вокруг пальца. Смотреть сквозь пальцы.
Пальцем не шевельнуть. Согнуть палец.
Высосать из пальца.
Заменить одним словом.
Мозолить глаза - …(надоедать).
Точить лясы - …(болтать).
Клевать носом - …(засыпать).
Зарубить себе на носу -…(запомнить).
После дождичка в четверг -…(никогда)
Закончи подходящим по смыслу словом – названием животного.
Голоден как …(волк).
Болтлив как …(сорока).
Изворотлив как …(уж).
Надулся как… на крупу( сыч)
Эффективные упражнения
Пополнить словарный запас помогут следующие упражнения:
- Группировка слов по орфографическим признакам.
Я говорю слова: диван, пенал, газета, малина, сирень, тетрадь и т.д.
Нужно распределить слова по столбикам:
1 столбик – с безударной а,
2 – с безударной о,
3 – с безударной е,
4 – с безударной и.
2 С целью закрепления знаний правила о правописании корней в родственных словах даю задание: подобрать однокоренные слова с разными морфемами.
Мороз, морозец, заморозки, морозный.
3 Подбор слов по темам.
Например, «Школа» (учитель, класс, ученик, ученица, пенал и т.д.)
4 Необходимо составлять предложения, где каждое слово начинается с последующей буквой алфавита. Например: «Арарат большая великая гора».
5 Создание небольших историй, состоящих из одной части речи, например из существительных, глаголов или прилагательных. Со временем придется научиться грамотно подбирать слова и выбирать их из пассивного лексикона.
6 Составление тавтограмм. Все слова в предложении начинаются с одной буквы.
7 Упражнение алфавит. Нужно быстро называть существительные в алфавитном порядке. Пауза должна быть не более 5 секунд. Нельзя использовать названия городов и имена. Потом такое же упражнение нужно сделать для глаголов и прилагательных.
8 Десяточка. Необходимо взять любую тему и составить по ней 10 коротких предложений. В любом предложении не должно быть более 7 слов.
9 Ассоциации. Упражнение помогает активировать воображение и словарный запас. Необходимо выбрать какое-то понятие, предмет или явление и назвать к нему 10 ассоциаций, которые пришли в голову. Также можно брать любой предмет и называть 10 его определений.
10 Вспомнить все. Это упражнение позволяет вытянуть разнообразные слова из памяти. Выбирается любая буква и называется 25 слов, которые с нее начинаются. Не стоит применять однокоренные слова.
11 Списки. Упражнение помогает активизировать память. Нужно выбрать букву и записать на нее как можно больше слов из одной категории. Это могут быть названия животных, марки машин и названия населенных пунктов.
Упражнения формируют полезные навыки – доносить мысли простыми и короткими предложениями. Постоянные тренировки позволяют вытаскивать слова из пассивного запаса.
Разнообразные игры
Узнавать новые слова можно и во время игр. Особенно полезно разгадывание ребусов, кроссвордов и головоломок.
Расположить словарные слова по алфавиту.
Игра «Угадай слова».
Цель: развитие мыслительных операций, проверка знания словарных слов.
Дается начало слова ка- .
Дети пишут словарные слова, начинающиеся с этого слога: капуста, картофель и т.д.
Игра «Цепочка слов».
Называю первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.
Береза, автобус, салют и т.д.
Игра «Собрать слова из слогов».
Другие особенности пополнения
Повышению словарного запаса способствует и прослушивание аудио книг. В таком формате можно прослушивать разные книги, кукольный театр, чтение книг.
Трудность работы учителя заключается в том, что в классах также есть дети инофоны .Это дети мигрантов, приехавшие вместе со своими родителями в новую страну проживания. Учащиеся-инофоны плохо читают, у них беднее словарь, они не понимают переносное значение слов, не могут своими словами пересказать текст.
Знакомство со «словом дня»
Необычные и сложные слова предоставляются с объяснениями и примерами употребления.
Игра «Подсказка» (использую, если тема вызывает затруднения; развивает мыслительные операции)
_о_о_ _ _ (воробей)
_о_о_ _ (ворона)
_е_ _ _ (петух)
Обязательно объявляю тему, например, «Птицы».
В дополнение к обычной словарной работе в классе с детьми-инофонами можно использовать такие методы:
Рисование образа слова. В этом случае этапы работы таковы:
Презентация слова (картинка)
Формирование эмоционального отношения к слову (учитель читает отрывки со словом, высказывания о слове)
Анализ собственных представлений и сопоставление с другими зрительными образами.
Перевод на родной язык.
Предлагается детям-инофонам перевести указанные слова на свой родной язык(город, учитель,).
Построение «полей смыслов».
Учитель называет слово, записывает его в центре доски и объясняет, по какой схеме и какие «поля смыслов» должны быть заполнены.
Например: вверху – «слова-спутники» (ассоциации),
внизу – «слова-родственники» (однокоренные),
Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью методик обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченность и традиционность дидактического материала, его скупость, отсутствие полных научно обоснованных рекомендаций о том, как следует обучать этим написаниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для пополнения и обогащения словарного запаса.
Эти упражнения использую ежедневно на уроках русского языка и литературы....
Консультация для родителей "Развитие и обогащение словарного запаса у детей"
Данный материал предназначен для проведения тематических консультаций с родителями младших школьников....
Консультация для педагогов на тему:«Обогащение словарного запаса детей на материале народного фольклора».
В своей работе с детьми я уделяю большое внимание обогащению словарного запаса детей на материале народного фольклора. Русский народный фольклор , художественная литература служат так же могуч...
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
Приёмы и методы работы по обогащению словарного запаса детей
В данной методической разработке рассматриваются различные приёмы и методы работы над усвоением тематических групп лексики: синонимов, антонимов, тематически близких слов....
Упражнения для обогащения словарного запаса детей
Рекомендован родителям и учителям начальной школы...
Обогащение словарного запаса детей с ОВЗ
Речь является основным инструментом общения людей. Только владея речью, человек может сообщить мысли и желания другим людям. То есть речь является основополагающим механизмом в деятельности человека. ...