Упражнения для пополнения и обогащения словарного запаса.
материал по русскому языку по теме
Эти упражнения использую ежедневно на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_2.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для пополнения и обогащения словарного запаса.
Огромное значение для пополнения и обогащения словарного запаса повышения имеет работа над однокоренными словами
1. Прослушайте стихотворение. Запомните и назовите близкие по смыслу слова.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово – корень,
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом,
Вот ещё садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
(Е. Измайлов)
2. Найдите слова с корнем - гус -. Относится ли к ним слово гусеница?
Докажите, указав значение однокоренных слов.
Родственники.
- Вы кто такие?
- Я гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя гусеница.
3. Прочитайте текст. Кто оказался чужаком? Докажите, что это так. Помогите ему найти своих родственников. Составьте список родственников воды и допишите тех, кто в гости не пришёл.
Чужак.
Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз у водопада на солнышке греется. Водитель на гармошке наигрывает.
Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все ждут старуху воду. Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
4. Игра «Третий лишний». Найдите слово, которое не подходит к остальным.
Морозный, холодный, мороз.
Смелый, храбрый, смелость.
Печурка, печать, печка.
Учить, изучать, зубрить.
Диван, диванный, удивлённый.
Лев, левый, налево.
Лес, лестниц, лесник.
5. Вставьте по смыслу корень САД или ВЕС.
ПО…КА, ПОД…ИЛ, НА…ИЛ, РАС…А, ПЕРЕ…ИТЬ, ВЗ…ИЛ, ВЫ…ИМ, ОТ… .
6. Подберите к данным словам однокоренные слова, обозначающие предметы.
Грибной - …..
Вечерний - ….
Часовой - ….
Степной - ….
Зелёный - ….
Мясной - ….
7. От данных слов образуйте однокоренные слова, обозначающие признаки предметов и действия. Составьте с ними предложения.
Какой? Что делает?
Двор – дворовый Дым – дымит
Зуб - ………. Гудок - …….
Зима- ………. Игра - ……..
Лень - ………... Коса - ………
Дождь - ……… Ход - ……..
8. Объясните значение каждого слова в строке.
Пара, парк, парник, парик.
Долгий, долг, долина.
Летать, плетень, летний.
9. Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело -…… .
Не впервой волку зиму……… .
Всё живое хочет ………. .
Хвати тебе, молодцу, горе …….. .
10. Вставь подходящие по смыслу слова.
Зимой птицам нечем………. . Дети решили………… птиц. Они сделали …………… и насыпали на них………………..Всю зиму дети ………….. птиц. Они………………их крошками, семечками и зерном.
Слова для справок: кормили, подкармливали, корм, кормушки, кормиться, накормить.
Использую практический материал для овладения учащимися многозначными словами и омонимами.
11. Вопросы – шутки
Какой кистью нельзя рисовать?
Какой иглой не сошьешь рубашку?
Какую шляпку не носят на голове?
Какой ручкой нельзя писать?
На каких полях не пашут и не сеют?
12. Веселые стихи с многозначными словами
Бросил палку к верху Мишка
- Падай в шапку с ели шишка! –
Шишка хлоп по голове –
Сразу шишек стало две.
- Кто вы?
- Мы лисички
Дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже!
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, еще со шляпкой.
13. Объясните смысл выражений. Когда так говорят? Где слова употребляются в прямом, а где в переносном смысле?
Шляпа на голове. - Эх ты, шляпа!
Ворона - птица. - Ну ты и ворона!
Человек вышел из леса. -
Я совершенно вышел из себя!
Ответьте, что может бежать, кто может бежать?
Бежит человек, собака, река, вода, время.
14. Объясните смысл выражений. Какие из них употребляются в прямом, а какие в переносном смысле?
На тебе обувь горит. В деревне загорелся дом. У тебя в руках все горит. У тебя щеки горят. В костре горят дрова.
Для лучшего усвоения понятий используем «неправильные рисунки», на которых изображены упоминаемые предметы и действия, происходящие с ними.
15. Прочитай стихотворение. Объясни значение глагола ставить в словосочетаниях.
Пять рабочих ставят дом,
Ставит опыт агроном
(Он растит такую рожь –
С головой в неё уйдёшь).
Ставит счётчики монтёр,
Ставит фильмы режиссёр.
(Снял он сказку»Колобок»,
Чтобы ты увидеть мог!)
Мама ставит пироги.
Подойди и помоги!
16. Найдите глаголы, употреблённые в переносном значении.
Солнышко запело на свободной воле,
Поле засопело – пробудилось поле.
Ветерок очнулся, заморгал спросонок,
Тополь отряхнулся шумно, как телёнок.
Море почему – то всё ещё зевает.
Вот какое утро раннее бывает.
17. Правильно поставьте ударение в выделенных словах.
Поля покрылись снежной пеленой. За работой Поля всегда пела. Замок был сломан и не открывался. У реки стоял старинный замок. На горе росла берёза. У Стёпы случилось горе.
18. Составьте предложения, в которых данное слово обозначало абсолютно разные предметы, действия, значения.
Нестись. Топить. Течь. Печь. Сыпь. Рой. Три. Тройка. Правый.
Примерные задания, используемые в работе по первому блоку:
19. Игра «Какое слово лишнее», почему?
Сыр, сырник, сырость, сырный.
Соль, солонка, солист, солить.
Горе, горный, горняк, горка, гора.
20. Расположите слова в две группы по принципу противоположности.
Друг, учение, мир, ночь, лачуга, день, вечер, юг, лед, война, утро, враг, север, стихи, спуск, белизна, подъем, дворец, пламень, проза, чернота.
21. Игра «Кто скажет иначе»
Смелая (храбрая, бесстрашная, отважная, героическая, мужественная)
Проворная (ловкая, юркая, шустрая)
Красивая (…)
Веселая (…)
22. Построй предложение.
а) Книга лежит (стол)
б) Птицы сидят (дерево)
в) Самолет летит (лес)
Предлоги: на, под, за, в, у, перед, над, около.
23. Назовите предмет про который можно сказать:
а) черная, четырехугольная, сделана из дерева;
б) белый, сладкий, твердый;
в) продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
24. Кто или что может быть:
а) высоким или низким;
б) холодным или горячим;
в) коротким или длинным;
г) добрым или злым.
25. Назови общие признаки:
а) яблока и груши;
б) кошки и собаки;
в) книги и тетради;
г) стола и стула.
26. Закончи предложение.
а) Кастрюля – это посуда для …
б) Чашка – это посуда для …
в) Хлебница – это посуда для …
г) Берлога – это дом для …
д) Улей – это дом для …
е) Строитель – это человек, который …
ж) Пекарь – это человек, который …
з) Учитель – это человек, который …
27. Объясните родство слов.
а) Диктор – диктант;
б) Пятница – пятерка;
в) Цирк – циркуль;
в) Огород – город.
28. Придумайте слова, в состав которых входит какое-нибудь число:
1 – единица, единство, одинокий, однажды;
2 – вторник, двойник, двойка, двойняшка, двушка, двустволка.
3 - …
4 - …
29. Образуйте новые глаголы с помощью приставок и объясните значение новых слов. Составьте словосочетания.
ВЫ –
ДО –
ЗА –
НА –
О (ОБ) –
ОТ – ГОВОРИТЬ
ПЕРЕ –
30. Работа с фразеологизмами
Учитель просит объяснить смысл выражений. Словосочетания написаны на карточках, которые можно прикрепить на магнитную доску или раздать учащимся. Также им необходимо определить, подходит ли данное выражение к читаемому на уроке произведению (отрывку, персонажу). Полезно соотнесение фразеологизма с личными жизненными ситуациями учащихся.
Человек с головой, не сносить головы, как снег на голову, сломя голову, потерять голову, голова идет кругом, морочить голову.
Задирать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, вешать нос, зарубить на носу, встретиться нос к носу.
Говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз.
Держать ухо востро, покраснеть до ушей, развесить уши, слышать краем уха, ушки на макушке, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, навострить уши, прожужжать все уши.
Зуб на зуб не попадает, говорить сквозь зубы, зубы заговаривать, попасть на зуб (кому-либо).
Язык без костей, тянуть за язык, язык проглотить, язык не поворачивается, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами.
Валится из рук, из рук вон плохо, легкая рука, умывать руки, взять себя в руки, как без рук, мастер на все руки, прибрать к рукам, сидеть сложа руки.
Со всех ног, встать с левой ноги, идти в ногу, ног под собой не чуя, встать на ноги, падать с ног, сбиться с ног, путаться под ногами, одна нога здесь - другая там.
31.Учащиеся заменяют фразеологизмы синонимами. Работа может проводиться как с одним фразеологизмом, так и с несколькими. Слова в правом столбике могут быть перепутаны, учащимся предлагается соединить их с нужными выражениями с помощью стрелочек.
В час по чайной ложке. Мало
Рукой подать. Медленно
Повесить нос. Много
Раз, два и обчелся. Близко
Куры не клюют. Худой
Кожа да кости. Грустить
32. Развитие смысловой догадки на материале фразеологизмов.
Учитель показывает учащимся карточки с фразеологизмами. Необходимо дополнить их и объяснить смысл. Работа может проводиться несколькими способами:
- выбрать подходящее по смыслу слово из слов для справок и прикрепить его на магнитную доску к нужному словосочетанию;
- сделать дополнение самостоятельно, соотнести свой вариант с читаемым произведением (отрывком);
- провести соревнование по командам «Кто быстрее и правильнее?».
Голоден как …
Хитрый как …
Трусливый как …
Надулся как …
Упрямый как …
Нем как …
Работает как …
Изворотлив как …
Слова для справок: осел, заяц, уж, индюк, лиса, волк, вол.
Поди туда - не знаю куда …
Скоро сказка сказывается …
Это все присказка …
Слова для справок: да не скоро дело делается; а сказка будет впереди; принеси то, не знаю что.
33. Развитие смысловой догадки на материале пословиц и, поговорок.
Учащиеся самостоятельно дополняют пословицу или поговорку по смыслу, объясняют ее значение и по возможности соотносят с изучаемым произведением. Слабоуспевающим предлагается сложить пословицу или поговорку из двух данных частей. Работа может быть организована как в парах, так и в командах.
Без труда …
Сделал дело - …
Век живи - …
Тише едешь - …
За двумя зайцами …
Не имей сто рублей, а …
Слова для справок: погонишься, ни одного не поймаешь; век учись; имей сто друзей; не выловишь рыбку из пруда; дальше будешь; гуляй смело.
34. Развитие смысловой догадки на материале словосочетаний.
Перочинный … Разбитое … Лечащий … Ненастный … Грецкий … Кожаная … Карие … Подводный … Кромешная … Звездное …
Слова для справок: сердце, нож, врач, день, тьма, небо, мир, глаза, орех, куртка.
35. Развитие смысловой догадки на материале предложений.
Он сам во всем …
Бояться за свою …
Между ними завязалась крепкая …
Получить заслуженную …
Слова для справок: жизнь, похвалу, дружба, виноват.
Мы набрали хворосту, чтобы …
Мы пришли на день рождения, чтобы …
Мы взяли краски и карандаши, чтобы …
36. Подберите слова к словосочетаниям. Объясните их значение.
Спинка девочки - спинка …
Ножка малыша - ножка …
5. Закончи предложение.
а) Весной птицы прилетают, а осенью …
б) На дерево залезают, а с дерева …
в) Птицы через дорогу перелетают, а змеи …
г) Воду в стакан доливают, а песок …
37. Прочитай слова, подчеркни названия мебели одной чертой, посуды – двумя.
Слова: стол, чашка, стул, тарелка, чайник, шкаф, диван, ложка, табуретка, кресло, кастрюля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие и обогащение словарного запаса у детей"
Данный материал предназначен для проведения тематических консультаций с родителями младших школьников....
Консультация для педагогов на тему:«Обогащение словарного запаса детей на материале народного фольклора».
В своей работе с детьми я уделяю большое внимание обогащению словарного запаса детей на материале народного фольклора. Русский народный фольклор , художественная литература служат так же могуч...
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Важная задача на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизирова...
Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка
Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе...
Презентация: «Игры и упражнения по обогащению словарного запаса старших дошкольников»
По мнению многих специалистов, речевое развитие является ведущим в общем социальном развитии человека. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных эл...
Упражнения для обогащения словарного запаса детей
Рекомендован родителям и учителям начальной школы...