Приёмы и методы работы по обогащению словарного запаса детей
методическая разработка по русскому языку

Рудакова Светлана Пантелеевна

В данной методической разработке рассматриваются различные приёмы и методы работы над усвоением тематических групп лексики: синонимов, антонимов, тематически близких слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchenie_slovarnogo_zapasa.docx44.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Работа над усвоением тематических групп лексики – средство обогащения словаря младших школьников»

     Цель: рассмотреть различные приёмы и методы работы по обогащению словарного запаса детей.

     В любой школе с русским языком обучения оказываются дети разных национальностей, поэтому классы в ней приобретают статус классов с многонациональным составом  учащихся. Основная задача обучения в подобных классах сводится к подготовке школьников к их дальнейшему обучению на русском языке. Поэтому начальный период обучения русскому языку должен обеспечить становление навыков устной речи, обучение грамоте, овладение основными грамматическими и орфографическими нормами русского языка.

     Из всех направлений изучения русского языка в классе с многонациональным составом учащихся наиболее значимой является лексическая работа. Ограниченность словарного запаса неизбежно приводит к трудностям в усвоении не только русского языка, но и других учебных предметов, где от ученика требуется свободное владение лексикой и осознанное употребление слов и словосочетаний.

      Лексика русского языка представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков. Так, например, уже Стандарт начального общего школьного образования предусматривает в разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова, синонимов и антонимов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка.

      Обогащение словарного запаса детей – одна из актуальных задач в со- временном обучении русскому языку. Исследование знаний, умений и навыков младших школьников показывает, что словарный запас детей продолжает оставаться ограниченным, что приводит к нарушению таких требований к речи, как богатство и точность. В настоящее время эта пробле- ма приобретает особую актуальность.

     Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, ко- гда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литератур- ного языка, дети почти не читают, увлечение компьютерными играми заменяет живое общение со сверстниками. Как отмечают многие учителя, учащимся, особенно тем, для кого русский язык является неродным, трудно дать связный ответ, подобрать нужное слово, сформулировать какую-либо мысль, так как словарный запас, как активный, так и пассивный, отличается бедностью. Малое количество синонимов, имеющихся в арсенале ребёнка, не позволяет ему точно выразить все оттенки мыслей и чувств. Ограниченность употребления в речи детей синонимов, антонимов, омонимов, слов с переносным значением, метафор, эпитетов, фразеологизмов… свидетельствует об отсутствии выразительности речи,  эмоциональности.

     Отправной точкой в работе над усвоением тематических групп лексики является диагностика уровня пассивного и активного словаря учеников, для которых русский язык является неродным. Для этого можно использовать тестовые задания, позволяющие выявить степень развития словаря второклассников.

Тестовое задание № 1. Определение уровня пассивного словарного запаса.

(Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые ребёнок узнаёт при чтении или на слух, но не использует их сам в устной речи и письме).

Задание: подчеркни правильный ответ.

1. Лоскуток – это …

   1) маленький лось;
  2) кусочек ткани или кожи;

   3) небольшое помещение.

2. Украдкой – это …
   1) незаметно;
  2) красиво;
  3) весело.
3. Земляника – это …
   1) ягода;

   2) жилище в земле;
  3) берлога медведя.
4. Скалка – это …

   1) деревянный валик для раскатывания теста;

   2) прыгалки;
  3) место сброса мусора.

5. Кадушка – это …
   1) спальная принадлежность;
  2) небольшая бочка;

   3) кастрюля.

6. Дремать – это …
   1) находиться в полусне;
  2) хлопнуть дверью;
  3) искать маму.

7. Смущаться – это …

   1) передвигаться;

   2) располагаться в каком-то месте;
  3) стыдиться.

8. Стрижка – это …

   1) жена стрижа;

   2) женщина-сторож;
  3) причёска.
9. Аптечка – это …

   1) маленькая аптека;
  2) набор лекарств для оказания первой помощи;
  3) работница аптеки.
10. Сугроб – это …
   1) большая куча снега;
  2) сильный снег с ветром;
  3) танцевальный шаг.


Тестовое задание № 2. Определение уровня активного словарного запаса.
(Активный словарный запас включает в себя слова, которые ребёнок использует в устной речи и письме).


Задание: подчеркни то слово, которое можно вставить в предложение.

Сестра … брата в школу.

привела

принесла

притащила


На столе … красивая ваза с цветами.

лежала

стояла

висела

На улице … сильный дождь.

летит

плывёт

идёт

По утрам всё чаще на траве появляется … .

роса
земля

зелень

… котёнок играл клубком и запутался в нитках.

хитрый
грустный
озорной


Яркий свет … глаза.

светил
слепил
темнил

У лисицы … хвост.

пушистый

лохматый

мохнатый

Поздней осенью медведь впадает в … .

берлогу
спячку
норку

Вдруг подул лёгкий … и стало прохладно.

ураган
ветер
ветерок

Вчера на улице был … мороз.

холодный
ледяной

сильный

     Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Результаты в 1 – 4 балла свидетельствуют о низком уровне, в 5 – 8 баллов – о среднем уровне, в 8 - 10 баллов – о высоком уровне развития лексики.

     Как правило, уровень развития активного и пассивного словаря билингвальных детей не выше среднего, поэтому почти всегда необходима работа по расширению их словарного запаса.

     Для усвоения законов языка и системы лингвистических понятий ребёнку необходим определённый словарный запас, пополнить который можно, лишь проводя систематическую специальную работу.

     Расширение пассивного и активного словаря учащихся происходит за счёт выявления значения новых слов, развития умения точно использовать слова в речи, совершенствования умений уместного употребления синонимов, антонимов, многозначных слов. Основные принципы отбора и предъявления слов на уроке определяются следующими факторами:

 – практической ценностью слова для конкретного этапа обучения;

– особенностью словарного состава родного языка учащихся, в котором может не быть не только слова, но и самого понятия;

– частотностью употребления слова в разговорной речи и в текстах для чтения;
– доступностью слова с точки зрения его звукового состава.
    Слова в активную речь учащихся вводятся в том естественном лексико-грамматическом окружении, в котором и существует любое слово: в предложении, в контексте. Работа над изолированными словами представляет лишь кратковременный этап, связанный с необходимостью преодоления трудностей в связи с восприятием и произношением слова. Закрепление же новых слов должно проводиться в активном их употреблении в словосочетании и предложении.

     Для объяснения значения отдельных слов могут быть использованы следующие приёмы:
– показ предмета, действия или признака, называемого словом;
– предъявление соответствующей иллюстрации;
– перевод слова на родной язык;
– морфемный или словообразовательный анализ слова;
– подбор синонимов и (или) антонимов;

– элементарное определение понятия на родном и русском языках.  

     Объяснение значения слова – это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учеников-билингвалов. Для того, чтобы слово стало для ученика «своим», т. е. вошло в активный словарь, нужна долгая, кропотливая работа. Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому каждое слово необходимо провести через сознание школьника несколько раз, включая его в разные контексты и использовав различные приёмы (чтение слова орфоэпически и орфографически, поиск слова и его толкования в словаре, запись слова, составление словосочетаний и предложений, выбор слова из ряда других и т.д.)
    Для формирования умения употреблять в речи многозначные слова, антонимы и синонимы можно использовать следующие задания:

1. Какое из данных слов (летят, плывут) можно вставить в оба предложения?
   По небу … облака. Корабли … к берегу.
2. Запиши предложения, заменяя слово идёт близкими по смыслу.
 
Автобус идёт в парк. По дороге идёт мальчик. На улице идёт дождь.
3. Найди в словаре толкование слова розетка. Придумай такие предложения, чтобы это слово употреблялось в разных значениях.
4. Соедини близкие по смыслу слова.

   огонь                  грязный
  чистый              алый
  красный             скакать

   бросать             пламя
  прыгать            озорник

   шалун                кидать

Какие слова остались без пары? Почему?

5. Спиши предложения, заменяя выделенные слова близкими по значению.

   Девочка искала книгу, которая исчезла со стола. На улице был холод, и мы остались дома. Приятели играли во дворе. На ветке сидела небольшая птичка.
6. Узнай слово по его значению.

   Тот, кто сражается с врагом, - … . Сильная метель, снежная буря – это … . Маленькая собачка - … . Хлеб с маслом, сыром или колбасой - … . Загородный дом для летнего отдыха - … .

7. Из каждого предложения выпиши парами слова с противоположным значением.

   Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха. Труд кормит, а лень портит. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Мягко стелет, да жёстко спать. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ближний сосед лучше дальней родни.
8. Соедини слова с противоположным значением.
   нашёл            светло
  чистый         поднял

   уронил           грязный
  темно           редкий

   восход           потерял
  частый         встал

   сел                 закат

     При изучении раздела «Лексика» важно создать психологически безопасную атмосферу, чтобы ребята не боялись спрашивать, что обозначает то или иное слово; убеждать их в том, что ответ на свой вопрос они всегда найдут в Толковом словаре; предлагать задания, требующие раскрыть семантику близких по звучанию слов. Например:

- ответить на вопрос,  в чем различие в значении слов «поступок»  и «проступок»? Каких людей называют честными, а каких честолюбивыми?

- подобрать синонимы к словам: невежа (грубиян), невежда (неуч), притяжение (тяготение) и т.п.;

- произвести словообразовательный анализ слов биография и автобиография;

- включить изучаемые слова в контекст (составить словосочетания, предложения, рассказ). Например: искусный мастер – искусственный цветок, получить признание - выразить признательность.

       

       При изучении лексических понятий целесообразно использовать групповую работу. Её можно проводить тройками, пятерками, реже делится класс на две группы.

       Групповая работа необходима, чтобы дети учились общаться, работать вместе, находили общее решение, умели поделиться своими мыслями (и сделать это на литературном русском языке), оказывать друг другу помощь. Такая организация работы способствует сплочению коллектива, развитию речи, воспитанию волевых качеств.

    Примеры заданий для работы в группах.

    Упражнение 1.

     Задачей упражнения является закрепление навыка разграничения лексико- грамматических явлений языка. Класс делится на пять групп. Каждой группе выдаётся по одной карточке (карточка 1, 2, 3, 4, 5), причём копия карточки выдаётся каждому ученику группы. Карточка содержит шесть пословиц, в каждой из которых пример того или иного языкового явления, а именно: синонимы, антонимы, однокоренные слова, формы одного и того же слова, тематически близкие слова. Учащимся предлагается устно прокомментировать отношения данных слов друг другу, предварительно обсудив между собой.

Карточка 1. 

Рука победит одного, знания поборют тысячи.

Река – не море, тоска не горе.

Гость немного гостит, да много видит.

Не бойся врага умного, бойся врага глупого.

Хвались не тем, что сможешь сделать, а тем, что уже сделал.

Горячий человек, как кипяток, опасен.

Карточка 2. 

В голове ветер ходит, а в кармане пустота бродит.

Каковы родители, таковы и дети.

В мелких словах и большое дело утопить можно.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Курица по зёрнышку клюёт, а сыто живёт.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Карточка 3. 

Колотись, бейся, а всё надейся.

Курица – не птица, лодырь – не человек, болтун – не работник.

Бережёная копейка рубль бережёт.
У
короткого ума длинный язык.

Потерял минуту – потеряешь и час.

Под лежачий камень и вода не течёт.


Карточка 4. 

Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит.

Машина любит ласку, уход, чистку и смазку.

Старый друг лучше новых двух.

Курица по зёрнышку клюёт, а сыто живёт.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Дружба дружбой, а служба службой.

Карточка 5. 

Не спеши языком, торопись делом.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Пуганая ворона и куста боится.

Лучше вода у друга, чем мёд у врага. 
Звать – зовёт, а адреса не даёт.

Хорошие речи хорошо и слушать.

Задание. Прочитайте пословицы. Объясните, как относятся друг к другу выделенные слова в каждом предложении. Являются ли они синонимами, антонимами, однокоренными словами, формами одного и того же слова или же тематически близкими словами?

     Уроки русского языка помогают детям не только познавать новое, но и учат мышлению, развивают воображение. Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для творческой деятельности учеников, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.
    Примером творческой работы является составление синквейнов.
Синквейн имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.  Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

1. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих 
тему синквейна.

3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, 
относящиеся к теме синквейна.

 4. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.

5. Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Дорога. 
Широкая, извилистая. 
Ведёт, бежит, поворачивает.
По извилистой дорожке бегут ребята. 
Шоссе. 


    С помощью данного метода достигается совершенствование навыка определения частей речи, проводится работа над синонимами, происходит обогащение словарного запаса детей.

 

     Обучение русскому языку и литературе детей, для которых русский язык не является родным, в условиях феномена полиэтнической школы является сложной задачей, от успешного решения которой зависит не только получение ими образования, но и понимание, согласие, снижение межнациональной напряжённости в обществе, и, как следствие, процветание нашей страны.  

Приложение.

Карточка 1.

     Задание 1. 

     Прочитайте пословицы. Объясните, как относятся друг к другу выделенные слова в каждом предложении. Являются ли они синонимами, антонимами, однокоренными словами, формами одного и того же слова или же тематически близкими словами?

1. Рука победит одного, знания поборют тысячи.

2. Река – не море, тоска не горе.

3. Гость немного гостит, да много видит.

4. Не бойся врага умного, бойся врага глупого.

5. Хвались не тем, что сможешь сделать, а тем, что уже сделал.

6. Горячий человек, как кипяток, опасен.



   Карточка 2.

     Задание 1. 

     Прочитайте пословицы. Объясните, как относятся друг к другу выделенные слова в каждом предложении. Являются ли они синонимами, антонимами, однокоренными словами, формами одного и того же слова или же тематически близкими словами?

1. В голове ветер ходит, а в кармане пустота бродит.

2. Каковы родители, таковы и дети.

3. В мелких словах и большое дело утопить можно.

4. Любишь кататься, люби и саночки возить.

5. Курица по зёрнышку клюёт, а сыто живёт.

6. Яблоко от яблони недалеко падает.


 
Задание 2.
     Составьте  синквейн к слову море.

Правила написания синквейна:

1. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть

    тема синквейна.

2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих 
   тему синквейна.

3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, 
    относящиеся к теме синквейна.

 4. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое

     выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в
    контексте темы.

5. Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме,  
    чувство или сравнение.


Задание 2.
     Составьте  синквейн к слову огонь.

Правила написания синквейна:

1. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть

    тема синквейна.

2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих 
   тему синквейна.

3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, 
    относящиеся к теме синквейна.

 4. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое

     выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в
    контексте темы.

5. Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме,  
    чувство или сравнение.

Карточка 3.

     Задание 1. 

     Прочитайте пословицы. Объясните, как относятся друг к другу выделенные слова в каждом предложении. Являются ли они синонимами, антонимами, однокоренными словами, формами одного и того же слова или же тематически близкими словами?

1. Колотись, бейся, а всё надейся.

2. Курица – не птица, лодырь – не человек, болтун – не работник.

3. Бережёная копейка рубль бережёт.
4. У
короткого ума длинный язык.

5. Потерял минуту – потеряешь и час.

6. Под лежачий камень и вода не течёт.




   Карточка 4.

     Задание 1. 

     Прочитайте пословицы. Объясните, как относятся друг к другу выделенные слова в каждом предложении. Являются ли они синонимами, антонимами, однокоренными словами, формами одного и того же слова или же тематически близкими словами?

1. Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит.

2. Машина любит ласку, уход, чистку и смазку.

3. Старый друг лучше новых двух.

4. Курица по зёрнышку клюёт, а сыто живёт.

5. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

6. Дружба дружбой, а служба службой.


 
Задание 2.
     Составьте  синквейн к слову ландыш.

Правила написания синквейна:

1. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть

    тема синквейна.

2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих 
   тему синквейна.

3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, 
    относящиеся к теме синквейна.

 4. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое

     выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в
    контексте темы.

5. Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме,  
    чувство или сравнение.


Задание 2.
     Составьте  синквейн к слову дождь.

Правила написания синквейна:

1. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть

    тема синквейна.

2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих 
   тему синквейна.

3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, 
    относящиеся к теме синквейна.

 4. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое

     выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в
    контексте темы.

5. Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме,  
    чувство или сравнение.

Карточка 5.

     Задание 1. 

     Прочитайте пословицы. Объясните, как относятся друг к другу выделенные слова в каждом предложении. Являются ли они синонимами, антонимами, однокоренными словами, формами одного и того же слова или же тематически близкими словами?

1. Не спеши языком, торопись делом.

2. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

3. Пуганая ворона и куста боится.

4. Лучше вода у друга, чем мёд у врага. 
5.
 Звать – зовёт, а адреса не даёт.

6. Хорошие речи хорошо и слушать.



















 
Задание 2.
     Составьте  синквейн к слову медведь.

Правила написания синквейна:

1. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть

    тема синквейна.

2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих 
   тему синквейна.

3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, 
    относящиеся к теме синквейна.

 4. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое

     выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в
    контексте темы.

5. Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме,  
    чувство или сравнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие и обогащение словарного запаса у детей"

Данный материал предназначен для проведения тематических консультаций с родителями младших школьников....

Консультация для педагогов на тему:«Обогащение словарного запаса детей на материале народного фольклора».

В своей работе с детьми я уделяю большое внимание обогащению словарного запаса детей на материале народного фольклора. Русский народный фольклор , художественная литература служат так же могуч...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Обогащение словарного запаса детей

Обогащение словарного запаса детей – одна из актуальных задач в современном обучении родному языку. Исследование знаний, умений и навыков младших школьников показывает, что словарный запас детей...

Упражнения для обогащения словарного запаса детей

Рекомендован родителям и учителям начальной школы...

Обогащение словарного запаса детей с ОВЗ

Речь является основным инструментом общения людей. Только владея речью, человек может сообщить мысли и желания другим людям. То есть речь является основополагающим механизмом в деятельности человека. ...