Урок развития речи. 4 класс. Сочинение - описание животного (кошка).
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Петрова Любовь Яковлевна

Урок развития речи, написание сочинения - описания животного (кошки). Материал расчитан на 2 урока (урок русского языка + урок литературного чтения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 4 КЛАСС.

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО (КОШКА).

Петрова Л.Я.

Государственное образовательное учреждение Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения,  город Москва

                                           

Цель: научить  писать сочинение на материале непосредственных наблюдений.

Задачи: 

Образовательная

- научить описывать животных;

- показать особенности сочинения - описания с элементами повествования;

- формировать умение строить текст в определённой композиционной  

  последовательности;

- систематизировать собранный материал, точно употреблять слова и

  словосочетания в тексте.

 Коррекционно-развивающая 

- развивать способность наблюдать живое, постоянно изменяющееся

  существо;

- корригировать и развивать устную и письменную речь:  

- развивать долговременную память на основе воспроизведения изученного    

   ранее  материала;

-корригировать переключение внимания путем частой смены заданий;

-коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций  анализа и синтеза).

Воспитательная

- воспитывать любовь к животным, бережное отношение к «братьям нашим меньшим»;

- воспитывать любовь к животным через поэтическое слово;

- развивать духовно-нравственный мир учащихся;

- воспитывать  чувство коллективизма, умение работать в группах;

Здоровьесберегающая 

- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;

-способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- чередовать статические и динамические задания;

Оборудование и ТСО:

Буклеты с изображением кошек, подборка книг, журналов о жизни кошек, иллюстрации с изображением пород кошек, выставка детских книг и рисунков, презентация о кошках, магнитофон.

Ход  урока:

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово:

- Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить её на материале описания животного. А какого? Догадайтесь (загадываю загадку):

«Сидит на окошке кошка, и хвост, как у кошки,

И нос, как у кошки, и уши как у кошки,

А не кошка.

Кто же это?»    (Кот)

Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что большинство людей, живущих на нашей планете, очень любит кошек. Да и как можно их не любить? Ведь кошки – верные, преданные и полезные спутники жизни. Они украшают нашу жизнь, а в горе часто и утешают нас.

Вы только полюбуйтесь на это красивое, изящное и ловкое животное! Пушистая мягкая шёрстка, быстрые, энергичные и грациозные движения. Животное ласковое, нежное и в тоже время, когда это нужно, беззаветно храброе до самопожертвования. Особенно тогда, когда возникает неожиданная необходимость защитить своего хозяина.

Мы любим их за доброе к нам отношение, несмотря на все их шалости и капризы, проказы, за те минуты (а иногда и дни) радости, которые они нам доставляют. А ведь у многих пожилых людей потерявших своих близких, кошки нередко бывают единственными живыми существами, скрашивающими их печальное одиночество, помогающими им жить!

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Это отрывок из стихотворения известного французского поэта- символиста Шарля Бодлера.

Коты – друзья наук и сладостных забав.

Для них ни тишина, ни мрак ночей не тяжки,

Эреб избрал бы их для траурной упряжки,

Когда б они смогли смирить свой непокорный нрав;

Покоятся они в задумчивой гордыне,

Как сфинксы древние среди немой пустыни,

Застывшие в мечтах, которым нет конца.

3. Фасилитированное обсуждение:

1.Что мы думаем о том, что мы только что услышали?

Кошка живёт рядом с человеком много тысяч лет, но всё-таки до сихпор остаётся существом во многом таинственным. В разных странах и в разные времена по-разному относились к этим животным. Она прошла путь от «богини» до «ведьмы».

В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести, высоко ценили замечательные способности кошки уничтожать грызунов. Поэтому она была причислена к священным животным, а богиня Луны, плодородия и деторождения Баста изображалась с кошачьей головой, кошки жили в храмах, питаясь самой отборной пищей, у них были свои жрицы, свои почитатели.

В Англии до сих пор существует поверье: пока чёрная кошка в доме – рыбаку не грозит опасность в море;  если чёрная кошка перебежала дорогу – это добрая примета, если она забежала в дом или комнату – хозяина ждёт радость.

В Европе её преследовали, считали что она ведьма, что в ней поселился дьявол, что чёрные кошки приносят людям несчастья.

На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта, благополучия. Её первой пускали в новый дом и там, где она ложилась, ставили кровать. Народное поверье утверждает, что трёхцветная кошка приносит счастье в дом. Много примет связано с пушистым домашним зверьком.

Как мы могли бы ответить на этот вопрос?

Кошка клубком на мороз;   лижется  - к ненастью;  морду хоронит – к непогоде, морозу;  скребёт пол – к ветру и метели;  дерёт стену к непогоде;  крепко спит – к теплу;  вверх брюшком или рыльцем лежит – к теплу; моется лапкой к себе – быть гостям;  тянется к человеку к обновам.

Не обошли кошку вниманием народные пословицы, поговорки. В них выразилось отношение человека к своей любимице:

Кошка на мышей храбра.

Кошка на печке, пёс на крылечке.

Кошка спит, а мышей видит.

Кошке игрушки – а мышке слёзки.

Кошку против шерсти не гладят.

Лакома  кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.

Что мы ещё можем сказать?

Иногда кошки, вернее коты, помогают учёным сделать важные открытия.

Так, датский учёный Финзен обратил внимание на поведение кота на крыше дома. Он сидел на той части дома, которая была освещена солнечными лучами. Как только тень приближалась к коту, он переходил на новое место, освещённое солнцем. Финзен задумался, а нельзя ли использовать солнечные лучи и для лечения людей. Доверившись инстинкту кота, учёный начал эксперименты. Тогда-то и было предложено использовать ультрафиолетовые лучи в лечебных целях. За что Финзен был удостоен Нобелевской премии.

В своё время Дарвин привёл пример зависимости урожая семян клевера от количества кошек. Кошки истребляют мышей, мыши разоряют гнёзда шмелей. А шмели обеспечивают опыление клевера. Итак, чем больше кошек, тем меньше мышей, чем меньше мышей, тем, тем больше шмелей, тем выше урожай семян. А человек, высевая клевер, получает корм для скота.

Что ещё можем сказать?

Все нынешние породы домашних кошек чётко разделяются на две большие группы: короткошерстных  и длинношерстных (в обиходе «ангорских»). Всего сейчас в мировом стандарте зарегистрировано более 57 пород домашних кошек. Давайте познакомимся с ними поближе.

Длинношерстные кошки.

Персидские кошки. Все породы персидских кошек-персов- характеризуются общими чертами сложения. Корпус у них крепкий, массивный, ноги относительно короткие, голова большая, круглая. Шерсть длинная и шелковистая, с сильно развитым густым воротником, хвост (довольно короткий) покрыт особенно густой и длинной шерстью и кажется пушистым.

Бирманские кошки. У этих кошек корпус длинный, ноги короткие, костяк головы крепкий, « щёки» заполнены, нос короткий, округлый. Шерсть длинная, шелковистая, воротник густой, на животе шерсть слегка вьётся. Глаза круглые, ярко-голубые. Корпус светлый, отливает золотом. Передние лапы  белые, на задних – белая отметина заканчивается на подошвах уголком.

Короткошерстные кошки.

Русская голубая кошка. Кошка с вытянутым грациозным корпусом. Хвост довольно длинный к концу сужен. Ноги высокие, лапы узкие, овальные. Голова короткая конусообразная, череп плоский,  лоб и нос  прямые, у основания носа образуется угол. Уши большие, заострённые, поставлены широко. Под усами, выраженные припухлости. Шерсть короткая, густая, очень нежная, шелковистая, стоит бобриком. Мех с серебристым переливом, сильно отличается от других пород. Окрас голубой, чистый и равномерный, без оттенка и рисунка. Глаза широко поставлены, ярко-зелёные.

4. Обобщение ответов учащихся:

И кошка, и собака относятся к тем домашним животным, с которыми мы, люди, много тысяч лет назад заключили негласный союз, предложив им пищу, кров и заботу в обмен на выполнение ими некоторых обязанностей. Для собак эти обязанности оказались куда более сложными, чем для кошек. У кошек была одна главная и одна второстепенная задача: во-первых – бороться с грызунами; во-вторых, быть милыми домашними животными. И всё же, несмотря на ограниченную  пользу для дела, ей удалось сохранить и удержать привязанность к ней человека. Ни одно животное кроме кошки, не сумело установить таких тесных взаимоотношений с людьми и в тоже время сохранить за собой право полной независимости в поступках. Долгое время считалось, что кошка не может заключить дружеские соглашения с человеком. Почему? Да потому, что это высокоразвитое существо с различными моделями поведения. Создавались они кошачьими предками. И мурки их свято берегут. (Чтение стихотворения К.Бальмонта «Мой зверь»).

Мой зверь – не лев, излюбленный толпою, -

Мне кажется, что он лишь крупный пёс.

Нет, жёлтый тигр, с бесшумною стопою,

Во мне рождает больше сладких грёз.

И, символ Вакха, быстрый сладострастный,

Как бы из стали, меткий леопард;

Он весь – как гений вымысла прекрасный,

Отец легенд, зверь – бог, колдун и бард.

Ещё люблю я чёрную пантеру,

Когда она глядит перед собой

В какую – то внежизненную сферу,

Как страшный сфинкс в пустыне голубой.

Но если от азийских, африканских

Святых пустынь мечту я оторву,

Средь наших дней, и плоских, и мещанских,

Моей желанной – кошку назову,

Она в себе, в изящной миньятюре,

Соединила этих трёх зверей.

Итак, главный вывод: кошка – верный, преданный и полезный спутник человека. Это и есть главная мысль сочинения.

Все ли мысли имеют непосредственное отношение к обсуждаемой теме?

Есть ли какие-нибудь положения, которые нам следовало разработать более полно? Можно ли будет считать это тем заключением,  к которому мы пришли?  (Заключение фасилитированного обсуждения)

5. Физминутка.

6. Беседа. Вопросы и задание.

- Какие виды текстов вам известны? Какой вид текста будет ведущим в вашем сочинении? (Сочинение – описание, текст – описание)

- Как строится этот тип текста?  В описании «данным» является сам предмет, или его части, «новым» - признаки предмета. В описании предмета «данное» - обычно имя существительное или местоимение, «новое»-  чаще всего имя прилагательное, существительное с предлогом, глагол).

- Как вы думаете, только ли этот тип текста вам понадобится? (Нет).

Действительно, иногда, говоря о каком-либо предмете или животном, мы хотим не только рассказать о его свойствах, привычках или повадках, но и описать предмет, его признаки. В этом случае в одном тексте могут объединяться два разных типа текста: повествование и описание. Кроме этого, вы также не должны забывать, что сочинение должно быть выполнено в художественном стиле речи.

- А каковы характерные черты художественного стиля речи? (Изобразительность, эмоциональность, конкретность, передача авторского отношения к предмету).

- Почему при описании предпочтение следует отдавать настоящему, а не прошедшему времени глагола? (Это усиливает живость описания).

- Выиграет ли сочинение, если пользоваться разнообразными по цели высказывания предложениями?

7. Речевая подготовка:

а) Наша речь должна быть богатой по содержанию, правильной по форме, образной и выразительной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов(тавтологии).

- Найдите неоправданный повтор в «данном». Исправьте его:

«У меня есть четвероногий друг. Его зовут Рыжик. Рыжик – маленький, но очень умный котёночек. У Рыжика рыженькая мордочка, нос розовый. Грудка и лапки тоже рыжие. Рыжик очень ласковый и нежный кот».

б) Послушайте отрывок из сочинения. Какие слова в тексте повторяются? Улучшите текст.

«У меня есть маленький котёнок Васька. Глазки у него зелёненькие, маленькие. Носик чёрненький, маленький, всегда мокрый. Ушки у котёнка чёрненькие».

в) Перед вами ученическое сочинение. Учащемуся нужно было описать любимое животное. Как вы думаете, справился ли он с этой задачей? Почему? Как бы вы посоветовали ему улучшить текст?

«У меня есть Мурзик. Это озорной и очень ленивый кот. Я подобрал его для того, чтобы он ловил мышей, которые уже развелись до того, что норовят залезть на стол. Но не тут-то было. Мурзик оказался трусишкой. Он так испугался мышей, что совсем не выходил из комнаты. Мурзик только и делал, что ухаживал за своей шерстью. Вот такой у меня кот».

г) Кошка – кошечка – котёночек – котище – кот -  котик. Понаблюдайте за изменением значения слова, за ролью суффиксов. Как суффикс помогает выразить наше отношение при описании?

д) Приведите примеры собственных имён существительных, клички животных (Черныш, Пушок, Барсик).

е) Составьте словосочетания прилагательные + существительные, в котором передадите своё отношение к животным, описываемым вами: ласковый взгляд, добрые умные глаза, милые повадки, благородный характер, грациозная походка…

Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!

8. Самостоятельная работа учащихся:

Задание: описать кошку, озаглавить сочинение.

Примерный план сочинения:

  1. Кличка кошки, порода.
  2. Внешний вид:

а) голова, морда (глаза, уши)

б) туловище (размер, шерсть, движения)

в) лапы, хвост

г) повадки, поведение кошки

3. Моё отношение к кошке.

9. Написание сочинения. Самопроверка. Самостоятельное редактирование текста.

- Индивидуальная помощь учащимся.

- Чтение 2 - 3 сочинений – описаний (по желанию учащихся).

10. Итог урока. Рефлексия.

- Чему учились на уроке?

- Как вы считаете, удалось ли вам сочинение – описание?

- Какое ещё животное вы смогли бы сами описать?

Сочинение – описание кошки.

Мой друг Босс.

Неторопливая, важная походка, благородная осанка, доброе сердце. Как вы думаете, о ком идёт речь? О каком – нибудь сказочном герое? Рыцаре без страха и упрёка? Нет! Это портрет моего верного четвероногого друга, сиамского кота по кличке Босс, который по праву является пятым членом нашей дружной семьи.

Давайте познакомимся с ним поближе. У Босса короткая, блестящая бежевого цвета шерсть, причём ушки, лапки, хвостик и мордочка чёрные. Уши большие, шея длинная, хвост тоже длинный, прямой и на конце хвоста – небольшой узелок. Кроме того, задние лапы несколько длиннее передних. Но самое удивительное у него – глаза! Чистого ясно – голубого цвета, слегка наискось поставленные. Но когда он сердится, они становятся ярко – красными.

Босс любит часами сидеть на телевизоре, важный, никому недоступный, как древний сфинкс. А потом внезапно становится снова ласковым и нежным. Очень любит играть, хотя ему уже исполнилось два года.

В отличие от других котов Босс никогда не суетится, не выпрашивает пищу. Любимое его лакомство – корм « Whiskas» (Виска - с) и яичко вкрутую, а вообще питается рыбой, мясом и молоком. Воду же предпочитает пить из трёхлитровой банки!

Вот какой у меня кот! И я очень – очень его люблю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"

Урок развития речи по русскому языку.Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"Цели:Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же лог...

Урок развития речи (окружающий мир) "Домашние животные и их детёныши"

В уроке учтены особенности детей, имеющих ОНР. Проводится артикуляционная, пальчиковая гимнастики, тематические физминутки. Закрепляются временные и пространственные представления. Используются мнемот...

Урок развития речи.Написание сочинения - миниатюры "Ландыш" (3 класс)

  Сочинение на уроках  русского  языка      Сочинения занимают особое место в школе. Сочинение – творческая рабо...

проект урока развития речи "«Знакомство с описанием как типом текста».

Цели урока :выявить структуру текста –описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строить описание...

Урок развития речи. Тема: Сочинение «Верный друг» по серии картинок.

       Связность текста воспринимается как его сущностное свойство. Следовательно, как указывает Гальперин И.Р., проблема текста возникает лишь там, где есть, как минимум, д...

Урок развития речи Тема: Текст описание. 3 класс

Урок развития речи сопровождается презентацией . На данном уроке учащиеся учатся выявлять структуру текста- описания, определять последовательность составления текста....