Урок русского языка по теме: "Правописание парных согласных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Урок формирует  умение различать парные звонкие и глухие согласные в корне слова, развивать умение подбирать проверочные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_parnye_soglasnye.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка по теме:

«Правописание парных согласных в корне слова»,

3 класс

Тема: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными  в корне  слова.

Цель: формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные в корне слова, развивать умение подбирать проверочные слова.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: обобщить ЗУН о проверки слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;

метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод, систематизировать учебный материал; обогащать  словарный запас учащихся, развивать речь; находить способы решения проблем творческого и поискового характера; развивать  умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

личностные: воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.

Методы и формы обучения:словесный, наглядный практический; фронтальная, индивидуальная.

Тип  урока: урок – обобщение знаний

Оборудование: проектор, ПК, карточки, смайлики.

Ход урока.

1.Мотивация 

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам всем урок начинать,

Поэтому время не будем терять.

Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть наши улыбки пустят свои корни  и появятся ростки :доброта, взаимовыручка и искренность.

И сегодняшний наш урок пройдет под девизом о дружбе и взаимовыручке: “Один за всех и все за одного”.

2.Сообщение темы.                                

В нашем русском языке

Ходят пары «налегке»

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую -

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня вам

Всё расставить по местам.

Вы узнали подружек? Какая будет тема урока? А чему будем учиться?

3.Минута чистописания.

Запишем парные согласные, разделяя их линией с петлей вверху и внизу.

Как проверить правило правописания парных согласных в корне слова?

Найдите орфограммы и запишите правильно предложение.

Набрала подружка Инна ягод полную корзину.

Разбор предложения частям речи. Обозначить падежи.

Полную - звуко – буквенный разбор.

Подружка – разбор по составу, подберите ещё слова такие же по составу с  парной согласной в корне (загадка, закладка, походка, указка, повязка)

4.Работа в парах

1)Составьте алгоритм проверки парных согласных в корне слова.(Карточка Соедините пары проверяемое слово и проверочное.

2)Выпишите слова с парнями согласными. чу-кий, чес_ный, мя-кий, ре-кий,ло-кий, ро-кий, кре-кий, ле_кий, бли-кий., прелес-ный, ле-комысленный доблес_ный, опас_ный, л_нивый.Одной чертой подчеркните слова,которыми вы можете охарактеризовать себя, волнистой линией соседа по парте, допишите ещё одно качество.

Подберите антонимы: твердый характер-мягкий характер, бездушный человек-чуткий человек, продуманный поступок-легкомысленный поступок)

3 Самостоятельная работа (по выбору)

А теперь оцените свои умения и выберите себе задание, с которым справитесь.Самопроверка(Сравнение с образцом)

4.Физкультминутка для глаз.(электронная)

5. Самостоятельная работа.(тест) (с помощью системы голосования)

тест 

1. Проверочным для слова голубка является слово

а) голуби б) голубь в) голубой

2. Для буквы «д» парой является буква

а) п б) р в) т

3. В словах рыбе__ка, избу__ка пропущена буква

а) ж б) ш  в) д

4. Найди слово с парной согласной, требующей проверки

а) лодка б) лодочка в) лодочный

5. Выбери и подчеркни лишнее слово.

 Ночка, сказка, зубки.

Самопроверка.

Ключ: 1. а) 2. в) 3. б) 4. а)   5. ночка

6.Работа с текстом (фразеологизмы) .

1 группа Найди в тексте фразеологизмы, попробуй заменить их (где это возможно) обычными словами или словосочетаниями

Мой друг.

Мой друг Саша живёт в двух шагах от моего дома. Мы с ним - не разлей вода! У Саши золотые руки - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!

 2 группа Иван Иванович был очень тихим и спокойным человеком. Все говорили, что он.....

Мой друг очень любит петь, но почему-то говорят, что....

Для справок: как белка в колесе, комар носу не подточит, мухи не обидит, как корова на льду, медведь на ухо наступил.

3 группа. Выбери сочетание, которое наиболее точно характеризует жизнь девочки

Оля занималась вязанием, рисованием, танцами, ходила в музыкальную школу и плавала в бассейне. А ещё девочка успевала сделать все уроки, сходить за хлебом и погулять с собакой. И так всю неделю! Ух!

Для справок: собак гоняла; впросак попала; трудилась до седьмого пота ; вертелась как белка в колесе.

4группа5. Выдели из текста устойчивые сочетания

1. Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк, 
И так устали мы в дороге, 
Что еле волочили ноги.

2. Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не стали:
От этой песни уши вяли.

7.Мини-сочинение «Мой друг»

8.Итог.

                             Я научился…

                               Было интересно…

                               Было трудно …

Мы будем работать по алгоритму написания парных согласных в корне слова:

1. Читаем слово.

2. Находим  парный  согласный.

3. Рассуждаем,  вспоминаем  правило.

4. Подбираем  проверочное слово.

- А поэтому мы будем


О какой орфограмме мы сегодня говорили?

- Как проверить написание парных согласных, стоящих перед глухими согласными.

- Под каким девизом мы сегодня работали?

- Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что вам помогло в работе?

Д: Дружба, взаимовыручка, поддержка.

- Кто заработал листочки, прикрепите их к нашему Дереву Дружбы, чтобы оно радовало нас. Ведь благодаря дружбе и взаимовыручке мы сегодня вместе дружно выучили новое правило.

Дети прикрепляют листики к дереву под музыку.

- Вы знаете, ребята, что в русском языке много важных слов, которые начинаются с парных согласных.

Б – благородство, братство.

П – правдивость, пытливый ум.

З – зоркость орфографическая.

С – сопереживание, скромность, сотрудничество.

В – вежливость, воля.

Ф – фантазия.

Г – гордость за свой класс, за своего друга.

К – коллективизм.

Ж – жизнелюбие.

Ш – шутка (способность понимать юмор).

Т – труд, товарищ.

Д – дружба.

- Вот эти качества характеризуют по-настоящему дружный класс. И пусть на Дереве Дружбы появляются новые листочки. Хотелось бы, чтобы это дерево было вечно зеленым, а наш классный коллектив оставался таким же дружным и любознательным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова

Цели: 1.      Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...

Урок русского языка по теме "Правописание парных согласных в корне слова"

Цель урока: закрепление правильного написания парных согласных в корне слова....

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Правописание слов с парной согласной в корне"

Технологическая карта позволяет учителю диагностировать задания  для детей  на каждом этапе урока....

Урок русского языка по теме:"Правописание парных согласных"

Данный урок является одним из уроков по теме:"Правописание парных согласных в корне слова". На уроке используется разноуровневый тест по данной теме, гимнастика для глаз, тесовая работа....

Методическая разработка к уроку русского языка по теме : Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание проверяемых парных согласных букв в корне слова"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Правописание проверяемых парных согласных букв в корне слова". УМК "Перспектива"....