Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме "Имя сущесивительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа Росии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку по теме:
«Имя существительное»
Тема урока: Имя существительное.
Цели урока: 1)закрепление у учащихся понятия имени существитель- ного, умения определять его в речи;
2)формирование умения анализировать и сравнивать.
Задачи урока: 1)познакомить с обобщённым и отвлечённым лексическим значением имён существительных;
2)учить различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые;
3)способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания, мышления, речи.
Ход урока
I. 0рганизация учащихся
- Учитель: Вы растёте и с каждым днём узнаёте что-либо новое. Эти знания получаете постепенно, в определённой последовательности. С сегодняшнего дня на уроках русского языка вы сможете расширить свои знания о том, что уже знаете об имени существительном как части речи.
II. Чистописание
шу...ка, л...ства, ч...рвяк, з...п…хи
-Прочитайте слова, объясните орфограммы.
-Какое слово здесь лишнее? Почему?
-Какое слово вы не исключили?
-Из согласных букв этого слова составим разные цепочки и
напишем их до конца.
Лств влст твлс ствл
III. Работа по теме
-Все слова в русском языке являются какой - либо частью речи.
Среди всех частей речи наибольшую группу составляют имена существительные.
-Это не новая для вас тема, и вы уже что-то о ней знаете. Послушаем стихи, которые приготовили наши ребята.
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопрос кто? и что?
Отвечать оно должно.
Всему название дано
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным - полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
-Назовите предметы, которые нас окружают.
-Докажите, что это имена существительные (слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы.)
IV. Словарная работа
1. -А сейчас я буду говорить загадки, а вы будете записывать
отгадки в два столбика: в первый столбик - существительные, отвечающие на вопрос кто? а во второй - существительные, отвечающие на вопрос что?
Загадки:
На ромашку у ворот Не огонь - а жжётся,
Опустился вертолёт- В руки не даётся.
Золотистые глаза. Выросла под ивой.
Кто же это?... Звать её … (Крапивой)
(Стрекоза)
Волосата, зелена, Клейкие почки,
В листьях прячется она. Зелёные листочки.
Хоть и много ножек, С белой корой
Бегать всё равно не может. Стоит под горой.
(Гусеница) (Берёза)
Я румяную Матрёшку Бегает среди камней,
От подруг не оторву, Не угонишься за ней.
Подожду, когда Матрёшка Ухватил за хвост, но - ах!-
Упадёт сама в траву. Удрала, а хвост в руках.
(Яблоко) (Ящерица)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок- Подрастала-
И остался стебелёк. Хвост растила,
(Одуванчик) Платье тёмное носила.
Подросла-
Зелёной стала,
Хвост на вёсла поменяла.
(Лягушка)
Запись слов в тетради :
Кто? Что?
Стрекоза Крапива
Гусеница Берёза
Лягушка Яблоко
Ящерица Одуванчик
-Что объединяет в одну группу слова первого столбика?
(Животные, насекомые)
- Что объединяет в одну группу слова второго столбика? (Растения)
- Что объединяет эти две группы существительных?
(Животный мир не может существовать без растительного мира.)
- Мы называли конкретные слова, которые обозначали одушевлённые
и неодушевлённые предметы окружающего мира.
. Существительные, отвечающие на вопрос кто? называют в русском языке одушевлёнными. - А как мы можем назвать существительные 2 столбика?
2. Закрепление
- Приготовьте ладошки. Сейчас я буду называть существительные. Если это одушевлённый предмет - хлопаем в ладошки, если – неодушевлённый - не хлопаем.
Малина, воробей, сорока, горох, земляника, месяц, ученик, дежурный, урожай, помидор, медведь, улица, картофель.
- На какую орфограмму эти слова? (Это слова с безударной гласной в корне, не проверяемые ударением.)
- Как их по - другому называют? (Словарные слова)
V. Физминутка
3.Фонетический разбор слова
Учитель: У словарных слов написание не совпадает с произношением, поэтому их нужно запомнить. На примере фонетического разбора слова горох вы увидите это.
г - [г] согл., парн., звонк., твёрдый
о - [а] гласн., безударн.
р - [р] согл., непарн., звонк., твёрдый
о - [о] гласн., ударный
х - [х] согл., непарн., глухой,твёрдый
5 букв, 5 звуков, 2 слога
VI. Работа с пословицами
1. Прочитайте записанные на доске пословицы:
Добрый человек и после смерти оставляет добрую память.
Без совести и при большом уме не проживёшь.
Главное в жизни – честно служить Отчизне.
2. Краткая беседа по содержанию
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Эти подчёркнутые слова в пословицах называют отвлечёнными именами существительными, которые нельзя представить предметно, они живут только в мыслях. И таких слов в русском языке великое множество.
- Какое слово написали с большой буквы? Почему? Как называются такие слова в русском языке? (имена собственные)
-Какие ещё слова в русском языке пишутся с большой буквы?
3. Запись пословицы в тетради
- Запишите первую пословицу в тетрадях, выделите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
VII. Работа с учебником
1. Чтение правила на стр. 55
2. Упражнение 4
- На какой вопрос отвечают все эти слова?
- Какой частью речи они являются?
Выполнение заданий к упражнению.
Упр. 6 (выборочное письмо)
Дополни ещё тремя - четырьмя словами.
VIII. Домашнее задание
Упр. 7, стр. 54 , выучить правило.
IХ. Итог урока
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали на уроке? (отвлечённые им. существительные)
- Что ещё об имени существительном хотели бы узнать?
Х. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....
Открытый урок по русскому языку во 2 классе. Проектная задача по русскому языку.
Цели и задачи:1. обучение младших школьников совместному решению задач;2. более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм;3. подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы;4. ...