Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Приветствие. Проверка готовности к уроку. - Вспомним главное правило урока: Умей …слушать других!
- Продолжите фразу: «Не стыдно не знать! «Ученье не мученье, коли есть хотенье» - Что необходимо для успешной работы на уроке? - Начинаем с пальчиковой гимнастики.
- Проверьте свою посадку (правила!)
- Открываем тетради. Записываем число цифрами или буквами (по желанию) с красной строки:
|
Проверяют готовность к уроку. Дети настраиваются на работу. …слушать других!
…Стыдно не учиться!»
Отвечают…
Выполняют «Пальчиковую гимнастику»
На доске: Двадцать седьмое апреля. Классная работа.
| Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок. |
Чистописание. Словарная работа. | - Пропишите соединение заглавной и строчной буквы, которая в алфавите стоит после буквы А.
- Пропишите соединение букв, которое даёт парный звук по звонкости – глухости. - Открываем орфографические словари. - Выпишите 1 слово на первую букву, 1 слово на вторую букву. - Поработайте с орфограммой. - Проверяем.
- Найдите в словаре и запишите новое слово ПЛАТОК. - Поработайте с орфограммой. - Что обозначает это слово? - Проверим ваши предположения. Включаю электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс раздел «Словарные слова» (про платок) – 35 секунд! Дети слушают.
|
Бб Бб Бб
Пп Пп Пп
платок |
|
Этап выявления места и причины затруднения | - К какой части речи относится слово ПЛАТОК? - Что вы знаете об имени существительном? - Какие ещё части речи вы знаете?
- Прочитайте слова: на маршрутных листах (задание №1) Ручьи, тёплый, я, бегут, он, светит, мы, солнце, ты, яркое, они, ветерок, вы, дует, звонкие, она. -Что нужно сделать? - Выполните задание в тетрадях. - Распределите слова по частям речи.
1 ряд – имена существительные. 2 ряд – имена прилагательные. 3 ряд - глаголы
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка по эталону на карточке-светофоре (цвет…___________________)
- Используя данные слова составьте (и запишите) предложение по схеме: сказуемое определение подлежащее точка.
- Давайте ещё раз вернёмся к маршрутному листу (задание №1) - Какие из данных слов вы не выбрали? Назовите. - Почему? - Мы употребляем эти слова в речи?
| - Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
- Нужно распределить слова, по частям речи.
Ученики распределяют слова по группам в тетрадях.
- Они не относятся ни к одной из групп. -Да.
| Появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Маршрутный лист (задание №2) - Прочитайте два предложения: Дятла называют лесным доктором. Дятел уничтожает вредителей леса. - Что заметили? -А каким словом, подходящим по смыслу, можно заменить слово – дятел? -Давайте отредактируем, т.е. исправим наш текст. Зачеркни ненужное слово, сверху напиши верное. -Давайте прочитаем, что у нас получилось. -Вместо какой части речи мы употребили слово ОН? Давайте предположим: -Значит, есть такая группа слов, такая часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. Какое она может иметь название? - Давайте сформулируем тему урока. - Какие задачи мы поставим перед собой? | Дети читают предложения на маршрутных листах.
(повторяется слово «дятел».)
(он)
(вместо имени существительного).
(местоимение) Местоимение как часть речи. - Узнать: Что такое местоимение? Для чего используются местоимения в речи?
| Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности |
Физминутка (для глаз) | - Сели удобно! Расслабились! Глазки на доску, на нос, на доску, на нос, влево – вправо, влево – вправо, вверх – вниз, вверх – вниз, на доску, на нос, на доску, на нос, открыли – закрыли (6 – 12 раз), поморгали (10 секунд), закрыли – открыли (6 – 12 раз), сделали массаж век, глубоко через нос вздохнули – выдохнули… вздохнули – выдохнули… Продолжаем! |
|
|
Этап реализации построения проекта
Физминутка (на 20-22 минуте урока) Место в этапах урока по реальному времени? | Работа по учебнику Упр.171. Открыли учебники Упр.171.
Внимание на доску!
Включаю электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс раздел «Анимация» (теремок) –2 мин 40 секунд!
Давайте разыграем сценку разговора сказочных персонажей. (автор – Арина, Лягушка – Соня К., Мышка – Даша) - Молодцы! - Назовите, какие местоимения употребил автор? «Плечевой пояс»: Плечи вверх-вниз, Вверх, назад, вперёд Круговые движения вперёд (1-2-3) И назад (1-2-3). «Мозговая гимнастика»: «Качания головой» (расслабьте плечи, уроните голову вперёд, голова медленно качается из стороны в сторону) – 30 сек. «Шапка размышлений»: (мягко завернуть уши, открыть – закрыть, сделать массаж- «залепить пельмешку») «Ленивые восьмёрки» (нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости восьмёрки по три раза каждой рукой, а затем сложите руки «в замок» и выполните это упражнение двумя руками). - Молодцы! Встали на носочки, потянулись к солнышку и опустились. (2 раза) Глубоко через нос вздохнули – выдохнули…вздохнули – выдохнули… -Садимся! Продолжаем! | Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.
Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них. -Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным. Дети читают отрывок из сказки, выполняют устное задание. - Он, я, ты, они.
| Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
| Работа по Упр.173 (устно) - Прочитаем текст Упр.173 - Определите главную мысль стихотворения. - Какой частью речи являются выделенные слова? Для чего их использовал автор? - Какие местоимения встретились в задании упражнения? Каких местоимений нет?
| Дети читают текст упражнения и называют местоимения
Вы, он, она, оно, они. | Излагает, объясняет учебный материал |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
| Самостоятельная работа по упр.174. - Выполните упр. А затем обменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа с помощью смайлов: ☺ - нет ошибок :? - 1-2 ошибки ☹ - больше 2 ошибок Проверка по эталону на карточке-светофоре (цвет…___________________)
Работа в группах. (Распределитесь в группы по 4 человека.) 3 мин.
Вспомним правила работы в группе: - Слушать друг друга - Предлагать свой вариант - Уступать друг другу - Прийти к единому мнению - Общаться тихо и спокойно!
- У вас на партах листы с таблицей, карточки со словами, клей. Что нужно выполнить? Распределить слова по группам, опираясь на местоимения, которыми можно их заменить.
Слова: озеро, платок, книга, деревья, лампа, ребята, облако, мальчик, заяц, платье, лисица, коньки.
Выполняем. Одна группа работает у доски (с магнитами). Остальные на местах. Работаем быстро, соблюдая правила работы в группе.
- Проверка по эталону на карточке-светофоре (цвет…___________________)
Он | Она | Оно | Они | платок | книга | озеро | деревья | мальчик | лампа | облако | ребята | заяц | лисица | платье | коньки |
Оцените работу группы с помощью смайлов: ☺ - справились с заданием без ошибок ☹ - допустили ошибки
| | Контроль и самооценка познавательной деятельности.
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности |
Этап включения в систему знаний и повторения 7-10 мин. | Работа по Тетради Учебных Достижений: - Откройте ТУД на с. 67 и выполните предложенные задания. Не забудьте оценить свою работу! - Проверяем! - Какие задания вызвали интерес? - Что было трудным?
| Выполняют, оценивают. | Контроль и самооценка познавательной деятельности.
|
Весёлая разминка 2 мин. | - Найди местоимения, которые спрятались в словах: Ябеда, ТЫква, каМЫш, сторОНА, пОНИ, огОНь, ТЫсяча, МЫсль, МЫшка. (распечатаны на отдельных листах?)
| Находят, отвечают |
|
Дифференцированное дом. задание 3 мин. | Провожу инструктаж по выполнению дом. задания. - По выбору выполнить Упр.176 или Упр.175. - Прочитайте задание упр. 175. Всё ли вам понятно? - Вспомните, какие предложение называются нераспространенными и какие распространёнными.
| Дети читают текст упражнения и задают вопросы
Нераспространённые предложения состоят только из грамматической основы. |
|
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 5 мин. | Давайте вспомним: - Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам решить поставленные задачи? - Каким образом? Оцените свою работу на уроке.
-А как выдумаете, зачем нам нужны местоимения? -Можем ли мы обойтись без них?
- Ребята! Урок окончен. Спасибо вам за плодотворную работу! |
- Узнать: Что такое местоимение? Для чего используются местоимения в речи?
Удалось.
Сегодня на уроке: Я научился… Было интересно.. Было трудно.. Могу похвалить себя за то… Мне показалось важным… Я хотел бы рассказать другу, которого не было на уроке…
Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был красивым, правильным и грамотно составленным! | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |