Урок русского языка в 3 классе "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Попова Алла Владимировна

Дать понятие "фразиологизм" с опорой на жизненный опыт учащихся; выяснить роль фразиологизмов в речи: упражнять в применении фразиологических оборотов в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_frazeologizmy.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Узловая

Конспект урока русского языка

на тему

Фразеологизмы:

понятие, употребление в речи

Составила:

Учитель начальных классов

Попова А.В.

г.Узловая

2019г.

Урок типовой.

До урока учащиеся получают домашнее задание:

1)посмотреть видеоурок по русскому языку «Фразеологизмы» https://youtu.be/SHrsBY2-7jQ

2) прочитать фразеологизмы па карточках; фразеологизмы желательно выучить https://quizlet.com/302159356/learn

Цель: дать понятие «фразеологизм» (идиома) с опорой на жизненный опыт учащихся: выяснить роль фразеологизмов в речи; упражнять в применении фразеологических оборотов в речи.

Задачи: работать с печатным текстом и делать выписки из текста: знакомить с культурой других народов: активизировать словарный запас, развивать речь; учить пользоваться справочной литературой, словарями, возможностями Интернета.

Оборудование: раздаточный материал для каждой группы учащихся; тетрадь для записи; проектор и компьютер у учителя; у каждой группы доступ к компьютеру (ноутбуку); словарь фразеологизмов http://frazbook.ru/frazeologizmy/;

 словарь фразеологизмов для начальной школы (бумажный вариант).

Дидактический материал к уроку: игра «Составь пару: фразеологизм + еготолкование» (https://learningapps.org/view5335282),(https://learningapps.org/view5336137);голосование(https://learning-apps.org/watch?v=ptz6bsiy318);uпрезентация(https://drive.google.com/file/d/lKxf2M97haJEL2sbR3fo96hRSQNLKzsNy/view?usp=sharing).

Ход урока.

Работа на уроке организована в группах.

  1. Организационный момент.

Формируемые УУД: познавательный интерес к учебному материалу(личностные).

По итогам домашнего задания проводится игра «Составь пару: фразеологизм - его толкование- (https://learningapps.org/view5335282).

Игра воспроизводится на доске, представитель группы выполняет задания на доске.

  1. Формулирование темы и цели урока.

Формируемые УУД: познавательный интерес к учебному материалу (личностные); самостоятельная постановка учебной задачи (регулятивные).

Учитель организует работу по формулированию темы урока, постановке учебной задачи. Используются слайды презентации «Идиома (фразеологизм),«Употребление идиом в речи». По ходу беседы ответы групп фиксируются на доске.

  1. Актуализация знании.

Формируемые УУД: находить, отбирать информацию из разных источников в соответствии с поставленной учебной задачей (познавательные); задавать вопросы учителю, одноклассникам в ходе постановки и решения учебной задачи (коммуникативные).

Слайд

1. «Идиома (фразеологизм) — это…

2.        Используются...

3.        Пример + толкование...»

Представитель группы дает ответ, остальные дополняют, исправляют, уточняют.

  1. Применение знаний на практике, употребление фразеологизмов в речи(активизация словаря)

Формируемые УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить коррективы в свои действия на основе оценивания ошибок, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве (регулятивные); осуществлять фиксацию информации (познавательные); распределять роли в группе, планировать совместную деятельность, координировать позицию группы в учебном сотрудничестве; распределять и выполнять различные роли в группе при решении учебной задачи, строить устные и письменные высказывания (коммуникативные), способность к оценке действии на основе выделенных критериев, адекватно воспринимать оценку педагога и сверстников (личностные); самостоятельно отбирать источники информации (познавательные).

Задание 1.

Прочитайте фразеологизмы. Найдите лишнюю запись, объясните свой выбор. Оставшиеся фразеологизмы запишите парами в тетрадь. Объясните их значение одним-двумя словами. Толкование «лишних» фразеологизмов запишите в тетрадь через тире.

Считать ворон, трудиться в поте лица, сидеть сложа руки.

В час по чайной ложке, во все лопатки, сломя голову.

На краю света, у черта на куличках, выбиться из сил.

Как корова языком слизала, и след простыл, спустя рукава.

Учащиеся повторяют правила работы в группе, выполняют задание, при затруднении работы в группе учитель может привлечь на помощь те группы, которые справились с заданием. Важно выяснить у учащихся, почему у них возникло затруднение, организовать деятельность по выходу из затруднения.

Проверка: всей работы или только случаев, которые вызвали затруднения, толкование записанных пар идиом; выбор наиболее точного толкования.

Проверка (при необходимости по эталону):

Трудиться в поте лица — старательно, прилежно работать.

В час по чайной ложке — очень медленно.

Выбиться из сил — растратить силы.

Спустя рукава — небрежно, не стараясь.

Задание 2 (у каждой группы свой текст).

Найдите идиому и фразеологизм в тексте.

Я за лето не подрос —

Вот он мой больной вопрос.                                

Ниже я девчонок всех —

Шансов нету на успех.

Всех убеждает повсюду Вадим:

С Марса пришелец общается с ним.

Только не верят Вадиму нигде —

Вилами писано все на воде.

Иришка бабуле

Стирать помогает.

Картина приятная.

Глаз отдыхает.

Сосед наш всю ночь

То стучал, то сверлил —

И зверя во мне он

К утру пробудил.

Учитель по ходу выполнения этого задания работает с группой, испытывающей затруднения. Группы самостоятельно могут воспользоваться подсказкой-игрой «Составь пару: фразеологизм - его толкование» (https://learningapps.org/view5335282).

Проверка задания — на слайде.

Задание 3.

Дополните предложения фразеологизмами.

На школьном дворе мы работали дружно, старались...

Бросились искать Ивана, а его и след…

Маша и Даша похожи как...

Ты всегда преувеличиваешь, делаешь...

Буратино молчал, словно воды...

Обиделся Незнайка на друзей, надулся как...

В случае затруднения группы могут обратиться за помощью к учителю, воспользоваться подсказкой — выбрать устойчивое сочетание из списка.

Как две капли воды, не ударить в грязь липом, надулся как индюк, воды в рот набрал, делаешь из мухи слона.

Проверка задания — на слайде.

Задание 4.

Придумайте небольшой рассказ, используя любой из фразеологизмов: душа в пятки ушла, делать из мухи слона, еле ноги унёс.

Образец короткого рассказа (на слайде).

У муравья был друг. Тоже муравей. Однажды муравей пообещал старому ежу помочь по хозяйству и позвал с собой друга. Но друг подвел муравья, и тот попал впросак, потому что не смог выполнить свое обещание. И вот присел муравей на бревнышко и повесил голову.

Учитель организует проверку творческой работы и обсуждение уместности использования идиомы в конкретном случае.

3адание 5.

До выполнения этого задания учитель задает вопросы: «Как вы думаете, используются ли устойчивые сочетания слов в других языках? Может ли кто-то привести примеры?»

Затем идет работа с материалами слайдов, на которых записаны русские фразеологизмы и их аналоги в немецком и английском языках. Желательно сделать аудио-запись звучания на трех языках.

Делать из мухи слона.

Делать гору из кротовины (англ.).

Делать из комара слона (нем.).

Голодный как волк.

Быть головным как охотник (англ.)

Иметь медвежий голод (нем.)

Душа ушла в пятки.

Сердце опустилось в ботинки (англ.)

Сердце опустилось в брюки (нем.).

Водить кого-либо за нос.

Натянуть шерсть на глаза кому-либо (англ.)

Вести кого-то за нос (нем.)

V. Рефлексия.

Формируемые УУД: адекватное понимание и осознание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности, составление плана дальнейшей работы (личностные).

1. — Закончите предложение устойчивым выражением (фразеологизмом). Сегодня на уроке наша группа... работала:

спустя рукава,

из рук вон плохо,

засучив рукава,

не покладая рук.

через пень-колоду,

била баклуши,

грызла гранит науки.

2.— Оцените свою работу на уроке: получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы? Остались ли у вас еще вопросы по теме?

3.— Проведем голосование. Оценим работу каждой группы.

Группы одновременно (онлайн) отвечают на вопросы (https://learningapps.org/watch?v=ptz6bsiy318).

Учитель подводит итог занятия, опираясь на полученный результат голосования.

VI. Домашнее задание.

  1. Игра «Лишние данные» (https://learningapps.org/view3741465).

Составьте и запишите рассказ с одним из фразеологических оборотов, которые вы узнали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....