Неделя русского языка
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

В данной разработке представлен план проведения предметной недели по русскому языку для учащихся начальной школы. Кроме того разработка содержит олимпиадные и конкурсные задания по русскому языку..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_rus_yazyka.docx210.32 КБ
Файл blits_-opros_2-3_kl.docx14.69 КБ
Файл blits_-opros_4_kl.docx14.18 КБ
Файл polozhenie_o_konkurse_kollazhey.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1226/00028325-4f72179c/img0.jpg      Неделя русского языка в начальной школе

Цель:  повышение мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению русского языка

Задачи:

  • повысить образовательный уровень учащихся;
  • развить самостоятельность учащихся;
  • развить творческие способности учащихся;

План проведения мероприятий в рамках Недели Русского Языка в начальной школе

Дата проведения

Мероприятие

Класс

Ответственный

1 день

Торжественная линейка, посвященная открытию Недели Русского Языка в начальной школе

1-4

Кл руководители 1-4 кл

Конкурс «Лучший каллиграф»

1-4

2 день

Блиц-опрос для учащихся 2-4-х классов

«Весёлый наборщик»

1-4 кл

3 день

Олимпиада по русскому языку

1-4 кл

4 день

Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 2-4 классов

2-4 кл

5 день

Конкурс коллажей

2-4 кл

Конкурс рисунков «На что похожа буква

1 кл

6 день

Закрытие Недели русского языка. Награждение победителей

1-4 кл

 

Сценарий проведения мероприятий в рамках Недели Русского Языка

Открытие Недели. Знакомство с программой проведения мероприятий.

Ведущий: Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем Вас на Неделю Русского Языка. Встречайте нашу гостью  – Королеву Грамматику!

Ученик 1:

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я!
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.

Ученик 2:

Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.

Ученик 3:  

Надо дружить с грамматикой,
Учить правила и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.

Королева Грамматика: Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша неделя русского языка поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словосочетанием «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.

Ведущий: Как будет проходить наша неделя?

Ученик 4:

И пусть сильнее кипит борьба,
Острее соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Ученик 5: 

И соревнуясь вместе с Вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит острее,
Наша дружба крепнет с ней!

Ведущий: Молодцы! Итак, открываем Неделю Русского языка! На этой неделе Вы должны продемонстрировать и доказать все свои знания и умения в области русского языка!

Конкурс «Лучший каллиграф»

 1 класс

Нина, сосна, рак, скакалка.

2 класс

Кусты наполнились водой. На каждой ветке гирлянды капель. Сядет воробей – и упадёт сверкающий дождь!

3 класс

        Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.

Н.В. Гоголь

4 класс

        Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

М.А. Шолохов

Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 2-4-х классов.

Участие принимают сборные команды от 2-4-х классов.

Ход работы:

Ведущий: Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: чётко проговаривать слова, правильно ставить ударения в словах, а самое главное – знать вежливые слова речевого этикета.
Команды готовы?

Задание 1 «Скороговорки»

Мы сообщаем «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух.

Скороговорки для команд:

  • Жук жужжит над абажуром.
  • Уже и ужи в луже.
  • Не доела Нина дыню.

Задание 2 «Загадки»

Ведущий: Уважаемые знатоки русского языка. Вам необходимо отгадать загадку, поставить правильно ударение в словах-отгадках, определить количество слогов в слове-отгадке.

Загадки для команд:
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь – сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется… (
арбуз).

Эту зелень ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь
Неприятна, некрасива,
Называется… (
крапива)

Ежедневно
В шесть утра,
Я трещу:
– Вставать пора! (
Будильник)

Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом –  под столом,
А ночью – под кроватью. (
Ботинки)

Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышат там. (
Телефон)

Не смотрел в  окошко –
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко –
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (
Зеркало)

Задание 3 «Искусство общения»

Ведущий: Мы сейчас покажем вам, как общаются между собой некоторые ученики.

(Двое учащихся 1 класса разыгрывают сценку  для команд).

Ученик 1: Ты сегодня собирался в кино?
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: А билеты ещё не купил?
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: Будешь покупать, купи мне.
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: Зайти за тобой?
Ученик 2: Ага!

Ведущий: То, что вы услышали – обрывок телефонного разговора. Я приглашаю по 2 участника от каждой команды для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя добрые, вежливые слова. Выиграет та команда, у которой диалог наиболее живой и интересный.

Задание 4 «Поспевай – не зевай»

Ведущий: А сейчас небольшой блиц-опрос. Каждой команде необходимо дать ответ на вопрос.

– Сколько звуков в слове ЯМА? (4)
– Какого цвета бывает ТОСКА, СКУКА? (
Зелёная)
– Как написать  МЫШЕЛОВКА  пятью буквами? (
Кошка)

Задание 5 «Комплимент»

Ведущий: Учиться произносить комплименты необходимо. Ведь, как говорил один из французских писателей: одним словом можно осчастливить человека.
Так, попробуем «осчастливить» своих соперников. Возьмём в руки мяч и бросим его –лови! – тому, кто сидит напротив из команды-соперника. А тот, в свою очередь, бросит следующему из команды-соперника, т.е. броски ломаной линией, туда и обратно, чтобы каждый сказал свой комплимент. Комплименты произносим о внешности, приятные, любезные слова. Например: «Твои глаза, как небо голубое!», «У тебя чудесные волосы!» и т.д.

Задание 6 «Составляем меню»

Ведущий: Дорогие участники, Вам необходимо составить из всех букв, входящих в слова, названия блюд:

Слова для команд:

  • Крот + каша = (картошка)
  • Бобр + редут = (бутерброд)
  • Суд + тень = (студень)

Задание 6 «Разгадаем кроссворд»

Ведущий: Дорогие участники, Вам необходимо решить кроссворд:

https://urok.1sept.ru/articles/634485/img1.gif

По горизонтали:

2) По земле, как змейка, вьётся,
Людям в руки не даётся,
Вдаль бежит издалека –
Это синяя… (
река)

5) Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (
Колокольчик)

6) Привезли на кухню ящик –
Белый-белый и блестящий,
И внутри всё белое.
Ящик холод делает. (
Холодильник)

7) Его на палец надевают,
И оно руку украшает. (
Кольцо)

8) Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (
Ветер)

9) Лупоглазый мышеед
В шубу серую одет. (
Сова)

По вертикали:

1) Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (
Снеговик)

3) Сам он худ,
Голова – с пуд,
Как ударит –
Крепко станет. (
Молоток)

4) Когда апрель берёт своё
И ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё,
А она – через меня. (
Скакалка)

Конкурс «Весёлый наборщик»

Примечания:

из букв, составляющих слов колесо, наборщик, метрополитен, составить как можно больше новых  слов.

Проверка:

Когда заканчивается время, участник с наименьшим количеством слов говорит первое слово, если слово повторилось у других участников, они его вычёркивают. Так по возрастающему количеству слов прочитываются все слова.

1 класс

Колесо (кол, лес, село , сокол, осел, лесок, сок)

2 класс

Наборщик (норка бор, роща, нора, борщ, брак, краб, бак, бок, раб, щи, кино и др.)

3 класс

Транспорт (торт, трос, торс, спорт, тропа, рот, нос, сон, сорт, сота, рапорт)

 4 класс

МЕТРОПОЛИТЕН В течение 5-ти минут участникам нужно слов, имён существительных в ед.ч. (пол, пот, мот, лот, мор, мир, тол, метро, метр, мел, поле, метил, нетто, темп, топор, тело, тепло, море, литр, ром и т.д.)

Материал для учителя:

Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 2 класса:

  1. Ворона
  2. Петух
  3. Берёза
  4. Карандаш
  5. Корова
  6. Собака
  7. Морковь
  8. Мороз
  9. Яблоко
  10. Капуста

        

2 класс

C:\Users\учитель\Desktop\img6.jpg

        3 класс.

В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.

Я

С

О

С

Ь

М

И

Н

О

Г

Д

Р

О

Н

К

Е

Т

Ь

Щ

У

Е

З

Г

М

А

Х

Л

У

Р

С

Л

О

Ш

Е

Р

С

К

Р

А

Б

Ь

П

И

Д

П

А

Р

С

К

А

Ф

О

К

У

Н

Ь

К

Ю

Й

Н

И

Л

А

З

В

И

Е

У

Т

В

Н

Ж

Д

А

Т

Ь

М

О

Л

Ь

Ю

Ь

К

А

Р

А

С

Ь

Ы

А

Ч

Е

П

Я

С

Е

Л

Ь

Д

Ь

Материал для учителя:

Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 3 класса:

  1. Дельфин
  2. Щука
  3. Карп
  4. Окунь
  5. Карась
  6. Сом
  7. Краб
  8. Акула
  9. Кит

10. Рак

11. Медуза

12. Осьминог

13. Сельдь.

4 класс.

В этом квадрате с буквами спрятались 14 названий сладостей. Слова можно искать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – торт – мы за тебя уже нашли.

К

Ю

В

А

Ф

Л

И

М

Ш

Т

Р

О

П

Л

Ю

Ш

К

А

О

П

В

Е

Н

М

Л

Е

Ж

Р

К

А

А

Т

Ё

Ф

К

А

Т

М

О

С

Р

Д

У

С

Е

Н

О

Е

Л

Т

Е

И

К

Р

О

Т

Е

Л

А

И

Н

З

Е

Ф

И

Р

А

А

Д

Л

Ь

Ю

Х

Р

Ю

Н

Ь

Д

Р

А

Е

М

Л

Е

Д

Е

Н

Е

Ц

Х

Р

М

Я

С

О

Ш

Д

Ж

Е

М

Материал для учителя:   Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 4 класса:

  1. Плюшка
  2. Мармелад
  3. Конфета
  4. Джем
  5. Мёд
  6. Варенье
  7. Пастила
  8. Леденец
  9. Зефир

10. Кекс

11. Торт

12. Изюм

13. Вафли

14. Шоколад.

        

        Школьная олимпиада по русскому языку

Олимпиада по русскому языку (1 класс) ______________________________________________.

  1. Переставь буквы так, чтобы получилось слово. Подчеркни лишнее слово.

И,С,Л,А __________________________________;

Я,Ц,З,А ___________________________________;

Т,О,Л,С___________________________________;

Л,В,К,О __________________________________.

  1. Зачеркни лишний слог, чтобы получились слова.

СОРЫБАКА_____________________, КОРОНАВА___________________________,

МАМОШИНА_____________________, ДОРОВАГА__________________________

 .

3. Разгадай ребусы.

а) ______________             б) _________________

                                     букваваза

4. Раздели  ПРЕДЛОЖЕНИЕ на слова черточками. Напиши.

УСАШИЖИВЁТПУШИСТЫЙКОТМУРЗИК

____________________________________________

5. Напиши буквы, которые можно вставить вместо пропуска, чтобы получилось слово.

_ОЧКА  ____________________________

Баллы.

1.Лиса, заяц, стол, волк.

2 б. за каждое слово, 1 б за правильно найденное слово.

2.За каждое правильное слово – 2 б.

3. ВАЗА, БУКВА. За каждое правильное слово – 3 балла.

4. У Саши живет пушистый кот Мурзик.

За правильное разделение каждого слова – по 1 б

За правильное написание каждого сова еще по 1 б. за каждое слово.

5. П, К, Д, М, Н

За каждую правильную букву – 1 балл.

2 класс

 

 Олимпиада по русскому языку (2 класс) ___________________________________

  1. Прочитай слова, подчеркни те, которые разделены для переноса     верно. 

Де-нь, зо-ло-той, у-тюг, ко-ло-кол-ьчик, чай-ка, мол-ни-я, доль-ка

  1. Подчеркни буквы, которые должны быть заглавными.

катя, улица, боровской, сестра, казахстан, барбос, река, петров.

  1. Подчеркни слова с ударением на втором слоге:

     человек                    щипцы                         ландыш

      тарелка                   молоток                        пружина

      пароход                  пенал                            фамилия

  1. Подчеркни слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

   

Большой, глупец, рыжик, рыжая, Шарик, рисует, рисунок, воробей.

  1. Подчеркни одушевлённые существительные.

Мама, ромашка, ящерица, карась, дерево, самовар, врач, книга, помидор, муха, соловей.

  1.  В написании каких слов пишется буква «а». Вставь пропущенную  букву «а».

 С _ рока,  к _ртофель, п _льто, к _суля,  чел _век,  п _м идор, к _пуста.

  1. Вставь пропущенные буквы.

В  л _су  ж _вёт  л _са. Во  дв _ре  ж _вёт  с _бака.

  1. Подбери и напиши проверочное слово. В скобках подчеркни ту букву, которую надо писать в слове.

Сторо …(ж, ш)- _______________             жира…(в,ф) ___________

Сапо … (г, к)- ________________              во …(с, з) - ____________

9. В каких словах есть приставки? Выдели их.

Посёлок, полка, посмотрел, подарки, полевые.

10. Разбери по составу слова 

 

    Подснежник  ,   лесные   ,   запахи   ,   полянка     .

11.   Раздели текст на предложения. Поставь точку там, где это необходимо:

ПОДУЛА ЗИМА ХОЛОДОМ СВЕРКАЕТ ПЕРВЫЙ ЧИСТЕНЬКИЙ СНЕЖОК ПОЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ С ДЕРЕВЬЕВ РУМЯНИТ ЩЕКИ ЛЕГКИЙ МОРОЗ. 3 класс

Олимпиада по русскому языку (3 класс) _____________________________________________

1. Подчеркни строку, в слова которой нужно вставить букву «е»

    Б…дняжка, кр…кун, ст…мнело, б…лить

    Встр…чать, л…сник, м…довая, пр…мая

    Зв…риный, вр…дитель, св…тлячок, сп…шить.

 2. В каких словах пишется Ь. Вставь Ь.

    Лож…, сторож…, молодёж…, удач…ный, пес…ня, рож…, печ…,

    реч…ка, гараж…, реч…, печ…ка.

 3. Подчеркни слова соответствующие схеме:                                  

    Раскрасил, повесили, здоровье, посадка, светлый, ленивый, пробежка, перекрасить, смастерил.

4. В каких словах пишутся удвоенные согласные. Вставь их.

     

Шос…е, ал…ея, рас…тение, клас…, пас…ажир, ран…о, рас…каз.

5. Подчеркни раздельное написание предлогов.

(на)летел, (на)столе, (за)окном, (за)думался, (в)гляделся, (в)пруду.

6. Соедини стрелками к какой части речи относятся слова.

   

Боль                     глаг                  играть

Болеть                 прил                 чистый

Игрушка              сущ                  чистить

Чистюля                                       игрушечный

7. К какому склонению относятся имена существительные? Соедини стрелками.

     Деревня                             1 скл.                               Мысль

     Огонь                                                                          книга

     Лень                                   2 скл                               солдат

     Смелость                                                                   бумага

     Камень                               3 скл                               скамейка

         Солнце                                                                       скорбь

8. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:   ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.

9. Укажи, в скобках в каком падеже употреблены существительные

С ковром (          ), на стуле (        ), с добротой (          ), в страну (        )

к другу (         ), от сирени (         ), к дому (         ), в поездке (         ), со

сказкой (         ), в портфель (          ), под землёй (          ), сквозь туман

(           ), без пальто (           ), в шляпе (            ).

10. Подумай в каких словах нужно вставить буква –Т- . Напиши.

    Прекрас…ный, извес…ный, ужас…ный, чудес…ный, мес…ный,

    прелес…ный.

Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов

Ф.И.О ___________________________________________________________

Школа_______________________класс________________________________

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?

(А) палисадник; (Б) камыш; (В) заслонка;

(Г) посёлок; (Д) укротитель.

2. Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на новое правило: врачи, жарачасы, грибной... Сформулируй правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово. Отметь, какое слово будет пятым?

А) роща; Б) лыжи; В) рукав; Г) трава; Д) частый.

3. Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.

На сосне и на березе – бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на березе и сосне.

4.Одним словом объясните значения заимствованных слов.

Антракт, дегустация, лозунг, финал.

5. Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.

Гора луковая. Мир Древней Греции. Давайте жить в тире. Трубка пира. Глухое сено. Дом отечества. Игра не стоит встреч. Медвежья заслуга.

6.Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречается звуки [а] и [о].

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все прекрасные пловцы. (______________________________ )

Ответ: [а] - __________ раз; [о] - __________ раз.

7. Назови одним словом.

Жидкое косметическое средство для мытья волос - ______________________

Резиновая соска для младенца - __________________________________

Вьющаяся или завитая прядь волос - __________________________________

Мера длины, равная десяти сантиметрам - ____________________________

Непосещение школы без уважительной причины - _____________________

Устройство для замораживания продуктов - ___________________________

Подземный транспорт - _____________________________________________

Детская игрушка волчок - ____________________________________________

Сумка туриста - ___________________________________________________

Сахар в кусочках - _________________________________________________

8. Составь пословицы:

А.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.

________________________________________________________________

Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.

______________________________________________________________

В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.

________________________________________________________________

Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.

_______________________________________________________________

Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.

_____________________________________________________________

Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.

__________________________________________________________________


9. Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[пашол йа в л'эс/ на йолку вл'эс// сижу на йэли/ штоб волки ни сйэли]

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Вот список существительных:

очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

У каких из них нет формы единственного числа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какое слово написано с ошибкой?

(А) бреют; (Б) клеют; (В) реют; (Г) сеют; (Д) тлеют.

12.Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:

столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье

13. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно...» Как ему надо закончить фразу?

(А) с расписанием; (Б) расписания; (В) расписанию;

(Г) расписаний; (Д) по расписанию.

14. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

чулки - _____________________ хозяева - _______________________

туфли - _____________________ санатории - ________________________

носки - _____________________ помидоры - ________________________

килограммы - _________________ каникулы - _______________________

ботинки - __________________ домишки - ________________________

7. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Логика – _______________________________________________________

Ракета – ________________________________________________________

Каприз – ________________________________________________________

Мольба – _______________________________________________________

Каратист –________________________________________________________

Ответы на олимпиадные задания

  1. (Б) камыш .

Правильный ответ 1 бал

2. Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на новое правило: врачи, жарачасы, грибной... Сформулируй правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово. Отметь, какое слово будет пятым?

А) роща; Б) лыжи; В) рукав; Г) трава; Д) частый.

Решение. Г) трава. Варианты формулировок правила могут быть различными. Главное, чтобы ученик отразил в формулировке то, что безударный гласный в корне слова проверяется ударением – для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.

Максимальное количество баллов – 2 балла.

3.Бахрома

Правильный ответ 1 балл

4.Антракт – перерыв, дегустация – проба, лозунг - призыв, финал – конец

За каждое правильно записанное слово 0,5 балла. Всего - 2 балла

5. Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.

Гора луковая. Мир Древней Греции. Давайте жить в тире. Трубка пира. Глухое сено. Дом отечества. Игра не стоит встреч. Медвежья заслуга.

Решение. Горе луковое. Миф Древней Греции. Давайте жить в мире. Трубка мира. Глухое село. Дым отечества. Игра не стоит свеч. Медвежья услуга.

Максимальное количество баллов – 4 балла.

6.Всего - 3 балла.

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все прекрасные пловцы. (Аквариум)

[а] – 16 раз; [о] - 8 раз.

  1. За каждое верно отгаданное слово 0,5 балла. Всего - 5 баллов

Шампунь

Пустышка

Локон

Дециметр

Прогул

Морозильник

Метро

Юла

Рюкзак

Рафинад

8. Составь пословицы:

А.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.

Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.

В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.

Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.

Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.

Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.

Решение. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не рой другому яму, сам в неё упадешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дарёному коню в зубы не смотрят. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Максимальное количество баллов – баллов.


9. Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[пашол йа в л'эс/ на йолку вл'эс// сижу на йэли/ штоп волки ни сйэли]

Решение. Пошёл я в лес, на ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели.

Максимальное количество баллов – 4.

10.бигуди, жалюзи санки, каникулы.

За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего - 4 балла

11.(Б) клеют;

Правильный ответ 2 балла.

12.столовая, столица, столяр, столешница, престол, застолье

За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего - 6 баллов

13.(В) расписанию;

Правильный ответ 2 балла

14.чулки - чулок хозяева - хозяев

туфли - туфель санатории - санаториев

носки - носков помидоры - помидоров

килограммы - килограммов каникулы - каникул

ботинки – ботинок домишки - домишек

Всего – 10 баллов (каждое правильно названное слово – 1 балл).

За орфографическую ошибку в слове – минус 0,5 балла.

15. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Логика –

Ракета –

Каприз –

Мольба –

Каратист –

Решение. Иголка, карета, приказ, альбом, артистка.

Максимальное количество баллов – 5.

Максимальное количество баллов-57 баллов

Закрытие Недели. Подведение итогов, награждение победителей.

Ученик 1:

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Ученик 2:

Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!

Ученик 3:

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!

Ученик 4:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово –
Выучи русский язык!

Ученик 5:

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спасенных мир необъятно велик,
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

Ведущий: Дорогие участники, наша Неделя Русского Языка подошла к концу. Предлагаем начать церемонию награждения победителей и призеров. Слово предоставляется … .
Итак,  победу в командном соревновании среди учащихся 2-х классов одержал … класс.
II место присуждается учащимся ... класса. и пр.
Итак,  победу в личном первенстве среди учащихся 2-х классов одержал(а) …  и пр.
Итак,  победу в командном соревновании среди учащихся 2-х классов одержал … класс.
II место присуждается учащимся ... класса. и пр.
Самой лучшей работой в конкурсе коллажей «Интересные факты о русском языке» явилась работа учащихся … класса. Поздравляем с победой!
Были также подведены итоги конкурса «Лучший каллиграф». Заслуженную победу одержали учащиеся … классов.

Мы благодарим всех победителей, призеров, участников Недели Русского Языка!
Со всеми заданиями Вы справились блестяще! А помог Вам в этом – русский язык – это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.
Желаем Вам успехов в дальнейшем изучении языка!!!



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Индивидуальное первенство

Блиц - опрос для учащихся 2-3 классов

Ход работы: Блиц-опрос организуется на большой перемене. Учитель зачитывает вопросы, а ученики отмечают варианты ответов в бланке ответов. Все карты с ответами передаются сразу же после выполнения  классному руководителю.  

Анализ результатов, данные об учащихся класса, набравших наибольшее количество баллов, передают  в Оргкомитет.

Оборудование:  бланки ответов на каждого участника

1. Какие слова не делятся для переноса:

  а) весна              б) осень             в) арбуз                   г) мак

2. Сколько гласных звуков в русском языке:

  а) 10                    б) 6                    в) 12                        г) 33

3. Какой знак надо поставить в конце предложения: Какая погода будет завтра

а) точка                          

б) восклицательный знак                

 в) вопросительный знак            

 г) запятая

4. О каком времени года эти строки Ф.И. Тютчева:

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

а) весна                б) зима               в) лето                    г) осень

5. Какие слова не родственные:

а) лиса – лисица  б) кора – корица в) роща – рощица г) куст – кустик

6. Прочитай слова: дупло, берлога, улей. Реши, кто из данных животных лишний:

а) медведь          б) пчела           в) орел                  г) белка

7. Какое слово в словаре стоит впереди других:

а) утро                б) вечер            в) день                 г) ночь

8. Укажи слово, в котором два слога:

а) строй             б) сарай             в) всплеск          г) ария

9. В скольких из данных слов пропущен  мягкий знак ь:

а) птен…чик  

 б) печ…ка  

в)  камен…щик  

г) ноч…ной

10. В каком варианте верно указано количество букв О и звуков [о] в предложении «Звонят во все колокола»:

а) 5б.,   5зв.  

 б) 5б,  0зв.

 в) 0б., 5зв.    

г) 5б., 3зв.

Бланк ответа для блиц-опроса

Фамилия, имя:                                

                                                       

 Класс:

Ответ

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

в

г



Предварительный просмотр:

Индивидуальное первенство

Блиц - опрос для учащихся 4-х классов

Ход работы: Блиц-опрос организуется на большой перемене. Учитель зачитывает вопросы, а ученики отмечают варианты ответов в бланке ответов. Все карты с ответами передаются сразу же после выполнения  классному руководителю.  

Анализ результатов, данные об учащихся класса, набравших наибольшее количество баллов,  передают  в Оргкомитет.

Оборудование:  бланки ответов на каждого участника

1. В каком времени года не «живёт» буква «Е»?

а) лето            б) осень            в) зима         г) весна

2. Что обозначает имя существительное?

а) предмет      б) признак       в) действие  г) признак предмета

3.  С помощью чего человек выражает свои мысли?

а) жестов

б) криков

в) шипения

г) слов

4. Что значит сделать фонетический разбор? Разобрать по:

а) звукам б) составу в) значению г) членам предложения

5. Как пишется слово КРОКОДИЛ?

а) кракадил    б) крокодил       в) кракодил     г) крокодил

6. Сколько букв гласных звуков в русском языке?

а) 9            б) 10        в) 11      г) 12

7. Что называют главными членами предложения?

а) грамматическую основу

б) смысл предложения

в) всё, кроме второстепенных членов

г) самое нужное

8. Кто был создателем первого славянского алфавита?

а) Кирилл и Мефодий

б) Борис и Глеб

в) Афанасий Никитин

г) Минин и Пожарский

9. Как называются в языке слова-близнецы, одинаковые по форме, но не имеющие ничего общего по смыслу?

а) синонимы  б) омонимы   в)антонимы  г) паронимы

10. Подлежащее и сказуемое могут быть:

а) предложением  

б) сложным предложением  

в) словосочетанием

г) второстепенными  членами

Бланк ответа для блиц-опроса

Фамилия, имя:                                

                                                       

 Класс:

Ответ

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

в

г



Предварительный просмотр:

Положение

о Конкурсе коллажей «Интересные факты о русском языке»

 1. Общие положения.

1.1. Конкурс коллажей «Интересные факты  о русском языке» (далее – Конкурс) проводится в МОУ «Колобковская основная общеобразовательная школа» и посвящается Неделе Русского Языка в начальной школе.

1.2. Цель Конкурса – привлечение учащихся 1-4-х классов к  изучению русского языка, распространение знаний, развитие творческих способностей учащихся 1-4-х классов.

1.3. Организаторы Конкурса:

- МО учителей начальных классов.

2. Участники Конкурса.

2.1. Учащиеся 1-4-х классов.

3. Требования к конкурсным работам.

3.1. На Конкурс представляются художественные работы в виде коллажей.

3.2. Каждый класс представляет в Оргкомитет не более одной работы.

3.3. Работы представляются участниками на бумаге формата А3 - А4 в цветном или черно-белом исполнении.

3.4. Требования к содержанию работ:

- работа может  быть авторской или коллективной;

- обязательными элементами коллажа должны быть изображения, соответствующие тематике Конкурса;

- на обороте коллажа должна быть указана авторская подпись, содержащая фамилию, имя, класс (если работа выполнена индивидуально) или авторские подписи, содержащие фамилии, имена, класс (если работа выполнена коллективно).

4. Порядок проведения Конкурса.

4.1. Работы всех участников будут выставлены в коридоре школы в рамках экспозиции, посвященной  Неделе Русского Языка в начальной школе.

4.2. Работы принимаются до 21 ноября  2019 г.

4.3. Объявление результатов Конкурса и награждение победителей состоится 25 ноября 2019 года на церемонии закрытия Недели Русского Языка в начальной школе.

5. Критерии оценки

Жюри Конкурса, сформированное Оргкомитетом, осуществляет оценку работ по следующим критериям:

- соответствие теме Конкурса;

- оригинальность идеи;

-качество художественного оформления;

 -аккуратность исполнения;

- оригинальность раскрытия темы.

6. Подведение итогов

6.1. В результате оценки работ жюри определяет победителей и призеров.

6.2. Победители и призеры Конкурса награждаются грамотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ проведения недели русского языка и литературного чтения в начальной школе.

В данном  материале не только анализируется неделя русского языка и литературного чтения, но и приводится план проведения недели....

План проведения недели русского языка в начальной школе.

Предметная неделя  по русскому языку и литературному чтению  является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных  особенностей учащихся. П...

"Секреты русского языка с Буквознаем" ( в рамках "Недели русского языка")

Лингвистический турнир "Секреты русского языка с "Буквознаем"...

"Наш родной язык" - игра, посвященная неделе русского языка

Познавательная игра «Наш родной язык»Цели: заинтересовать оригинальной формой игры, способствующей формированию у учащихся увлеченного отношения к процессу получения знаний; развивать у детей по...

Открытоя занятие по русскому языку в рамках недели русского языка.

Дети 4 класса проводят урок у детей 2 класса....

Внеклассное мероприятие учителя-логопеда О.С. Максимцевой "Учись красиво говорить и любить родной язык". Неделя русского языка

Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Целью мероприятия является создние условий для формирования познавательных мотивов к о...

Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)

На уроке  развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний  глаголов, совершенствуются  умения распознавать спряжение глагола  по суффиксу неопределенной формы, прове...