«Приставка»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Разрешаю:__________
Допускаю:__________
Оценка за урок:__________
План-конспект
урока по русскому языку,
проведенного в 3 «Б» классе
Плисовой Анастасии
23. 11.2020г.
Консультация методиста:________
Консультация учителя:__________
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 3 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 100-101)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 23.11.2020
Класс: 3
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Приставка»
Тип урока: урок закрепления.
Цель урока: организация деятельности обучающихся для закрепления и обобщения знаний и умений о приставке.
Задачи:
Образовательные: способствовать закреплению и обобщению знаний и умений о приставке, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения распознавать приставку, находить приставку в слове; выделять главное, сравнивать , обобщать, формулировать выводы
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности , проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умение распознавать приставку в слове; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 1, В.П. Канакина
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать,
Только лишь отметку пять!
II. Актуализация умений и знаний.
1.Проверка домашнего задания (если это необходимо, если учитель сказал)
2.Словарно – орфографическая работа
Петух, пальто, ребята, ворона, сорока, снегирь, небеса, мороз.
- Петух: cлoвo oтнocитcя к cлoвapным; Безударная непроверяемая гласная в корне слова.
- Пальто: Cлeдyeт зaпoмнить, чтo cлoвapнoe cлoвo "пaльтo" пишeтcя c бyквoй "a".
- Cлoвa-oбpaзы для зaпoминaния: шaпкa – пaльтo. B cлoвax-oбpaзax бyквa, кoтopaя являeтcя coмнитeльнoй в cлoвapнoм cлoвe "пaльтo", нaxoдитcя пoд yдapeниeм. Пoэтoмy, чтoбы пpaвильнo нaпиcaть cлoвapнoe cлoвo "пaльтo", нeoбxoдимo вcпoмнить cлoвo-oбpaз "шaпкa" и дpyгиe пoдoбныe cлoвa-oбpaзы.
- Ребята: Следует запомнить, что словарное слово "ребята" пишется с буквой "е". В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове "ребята", находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово "ребята", необходимо вспомнить слово-образ "сверстники" и другие подобные слова-образы.
- В слове "ворона" орфограммой является первая буква -о (слышим -а, пишем -о). Данное слово является словарным, его написание нужно запомнить.
- В слове "сорока" орфограммой является первая буква -о (слышим -а, пишем -о). Данное слово является словарным, его написание нужно запомнить.
- В слове "снегирь" орфограммой является буква -е (слышим -и, пишем -е). Словарное слово. Правописание данного слова можно проверить с помощью проверочного слова: снег.
- Небеса – проверочные слова небо, небесный. Орфограмма «Проверяемая гласная в корне слова».
- Мороз – Словарное слово.
У:Я вам буду говорить загадки, а ответ на загадку вы записываете себе в тетрадь. (3 обучающихся работают у доски).
- Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет. (Петух)
- Оно из шерсти иль из драпа,
Из меха воротник богатый,
А чтобы вы не заболели,
Согреет вас от злой метели!
Отгадайте, это что?
Это зимнее...
Ответ: Пальто
Чтоб зимой пойти гулять,
Надо долго надевать:
Сапоги, носочки,
Варежки , платочки.
А ещё надену что?
Да, конечно же, ... !
Ответ: Пальто
- Эта птица серовата
И на выдумки богата.
Знает, где еду добыть,
Чтоб зимой холодной жить.
Любит по двору гулять,
«Кар-кар-кар!» всё повторять. (Ворона)
- Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая… (Сорока)
- Любо-дорого взглянуть,
Птичка — красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
Как зовут ее? (Снегирь)
- По нему летают тучи
И порхают облака,
И оттуда солнца лучик
Льётся в окна как река. (Небо)
- Кто поля окрасил белым,
Крыши дома, словно мелом,
Стёкла кто разрисовал,
Реки в лёд все заковал? (Мороз)
Проверка фронтальная.
Критерии оценивания на доске.
III. Актуализация знаний.
У: Что такое приставка?
О: Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
У: Как найти в слове приставку?
О: Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
У: Для чего нужна приставка?
О: Приставка служит для образования новых слов.
IV. Закрепление умений, знаний.
У: Я назову слова, а вы должны сказать, каким признаком они объединены.
Писатель водитель строитель учитель.
О: Имена существительные, нарицательные, одушевлённые, единственного числа, называют профессию, образованы суффиксальным способом при помощи суффикса –тель-.
У: Глазок лесок листок голосок.
О: Имена существительные, нарицательные, неодушевлённые, мужского рода, единственного числа, с уменьшительно-ласкательным значением, образованы при помощи суффикса –ок-.
У: Зимний весенний летний осенний.
О: Имена прилагательные, мужского рода, единственного числа, имеют окончание –ий, образованы суффиксальным способом при помощи суффикса –н-.
У: Переход перезвон пересказ перенос.
О: Имена существительные, образованные с помощью приставки пере-.
У: Как называется такой способ образования слов? (Приставочный)
У: Вход выход уход отход.
О: Имена существительные, однокоренные, образованы при помощи приставок)
У: Назовите приставки, с помощью которых образованы эти слова. (Ученики называют приставки.
Работа с доской.
Замените и запишите одним словом с приставкой. Работает 1 ученик у доски.
- Пропустить урок (прогулять)
- Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску (прибить)
- Начать исполнять песню (запевать)
- Проглотить таблетку с водой (запить)
- Отделить ножницами часть ткани (отрезать)
- Сменить место проживания (переехать)
Критерии оценивания.
0 ошибок- 5 баллов;
1-2 – 4балла;
3-4 – 3 балла.
V. Физминутка
Упражнение для мобилизации внимания:
И.п. - стоя, руки вдоль туловища.
1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс,
3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо,
5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх,
7 - 8 - хлопки руками над головой,
9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо,
11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс,
13 - 14 - хлопки руками по бедрам.
Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
VI. Закрепление открытых умений, знаний (продолжение).
Работа с доской.
Запишите слова и выделите приставку в словах.
вылить записать заехать
перелить вписать выехать
налить выписать переехать
отлить написать уехать
пролить подписать приехать
Критерии оценивания.
0 ошибок- 5 баллов;
1-2 – 4балла;
3-4 – 3 балла.
Индивидуальная работа
Тест
1. Корень это:
а) часть речи
б) часть слова
2. Приставка служит для:
а) связи слов в предложении
б) для образования новых слов
3. Приставка стоит:
а) перед корнем
б) после корня
4. Приставка это:
а) изменяемая часть слова
б) неизменяемая часть слова
5. В каком слове есть приставка:
а) записка
б) замок
6.В каком ряду встречаются только предлоги:
а)(до)утра, (до)машний, (до)дома
б) (за)ногу, (за)свечкой, (за)зайцем
Проверка.
1. б) часть слова
2. б) для образования новых слов
3. а) перед корнем.
4. а) изменяемая часть слова
5. а) записка
6. б)
Критерии оценивания.
0 ошибок- 5 баллов;
1-2 – 4балла;
3-4 – 3 балла.
Критерии оценивания.
15-14 баллов – 5
13-12 баллов – 4
11-9 баллов – 3
VII. Итог урока.
Если у вас всё получилось на уроке, то покажите «класс», если возникали трудности - большой палец в сторону.
У: Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Плисова Анастасия Владимировна
Тема урока: «Приставка»
Класс:3
Цель урока: организация деятельности обучающихся для закрепления и обобщения знаний и умений о приставке.
Задачи урока:
Образовательные: способствовать закреплению и обобщению знаний и умений о приставке, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения распознавать приставку, находить приставку в слове; выделять главное, сравнивать , обобщать, формулировать выводы.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | ||||||||
Организационно-мотивационный | Словесный: беседа. Наглядный: наблюдение. Приём «Начало урока с пословицы». | 1.Приветствует обучающихся. Настраивает их на активную и продуктивную работу на уроке. 2.Проверка готовности к уроку. 3.Организует работу по анализу пословицы, с целью (по смыслу пословицы, поговорки, ситуации) позитивного отношения к предмету. | 1.Приветствуют учителя. Настраиваются на активную и продуктивную работу на уроке. 2.Организуют своё рабочее место. 3.Анализируют пословицу. | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Интерактивная доска. | Контроль учителя | П.: осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Р.: организовывать своё рабочее место. К.: Умение приветствовать учителя; слушать и понимать речь других. | Осознавать потребность в обучении, позитивное отношение к изучению данной темы. | ||
Актуализация знаний и умений. 1.Проверка домашнего задания. 2.Работа по карточкам. 3.Каллиграфическая минутка. 4.Словарно-орфографическая минутка. | Актуализация ранее изученных умений и знаний. | Словесный: объяснение. Практический метод: письмо. | 1.Организует каллиграфическую минутку. 2.Организует работу по проверке домашнего задания. 3. Словарно-орфографическая работа. | 1.Выполняют каллиграфическую минутку: девочки мальчики мячики. 2.Проверяют домашнее задание. 3. Выполняют словарно-орфографическую работу. | Фронтальная работа, индивидуальная работа. | Рабочая тетрадь, карточки, интерактивное оборудование, таблица с критериями оценивания. | Контроль выполнения словарно-орфографической работы Взаимоконтроль. | Умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать произвольную речь. | П.: Умение выполнять определенные действия. К.: Умение аргументировать свое мнение и позицию. Умение слушать и вступать в диалог. Р.: умение анализировать, корректировать, знания и умения по планированию изучаемого материала. Способность к волевому усилию, к мобилизации сил. | Формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности, осознание значимости изучения предмета. Положительное отношение к процессу познания. |
Целеполагание. (Постановка ученой задачи). | Учить открывать тему урока, ставить цель, учебные задачи урока. | Словесные:беседа, наглядный, практический: практическая работа или упр. | 1.Организует прочтение темы, с которой сегодня будут знакомиться. 2.Предлагает сформулировать задачу на урок. 1 вариант Организует деятельность учащихся по работе с новой темой. 2 вариант Создает ситуацию затруднения. Организует работу обучающихся с целью выявления затруднения. | 1.Читают название темы. 2.Предлагают варианты ответов. 1 вариант Открывают и формулируют тему урока, определяют цель и задачи. Выполняют задания учавствуют в обсуждении. 2 вариант Открывают и формулируют тему, выявляют затруднение: в чем сложность, что именно создает затруднение (проблемы). Поиск противоречия | Фронтальная. | Учебник. | контроль учителя. | Умение ориентиро-ваться в своей си-стеме знаний, самостоятельно выделять и структурировать зна-ния, осо-знано и произвольно выстра-ивать речевые выска-зывания, выстраи-вать логическую цепочку рас-суждений. | П.: Умение самостоятельно формулировать познавательные задачи, осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Выстраивать логическую цепочку рассуждения. Р.: Целеполагание, умение ставить для себя новые задачи в обучении и познавательной деятельности. Планирование, умение определять последовательность действий, составлять план. Волевая саморегуляция. К.: умение слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие. Корректировать и оценивать действия партнера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Смыслообразование, формирование личностного смысла учения. Проявление познавательной инициативы. |
Закрепление знаний и умений-это если урок закрепления. Образовательные задачи будут изменяться. | способствовать закреплению и обобщению знаний и умений о приставке, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях. | Словесный, практический. | Организует работу по выполнению задания. | Выполняют задание. | Фронтальная | Рабочие тетради. | Самоконтроль, сверяются с доской | Умение распознавать приставку в слове. | Р.: Умение определять план и способ действия, оценивать собственную деятельность и деятельность других; способность к волевому усилию и мобилизации сил. К.: умение осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в коллективном осбуждении, строить продуктивное взаимодействие, корректировать и оценивать свои действия и действия партнера. П.: умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно строить речевые высказывания, умение выбирать наиболее эффективные способы решения орфографических задач. | Формирование личностного смысла учения, формирование положительного отношения к иному мнению, проявление познавательной инициативы. Формирование нравственно-этических качеств посредством содержания текстов учебника. |
Физминутка. Закрепление открытых умений, знаний(продолжение) Итог урока. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Продолжение решения учебной задачи. Выполнение упр. | Словесный: беседа. Практический: упр. Наглядный:показ. Словесный: беседа. Наглядный: показ, наблюдение. Практический: упр. Словес-ный: бе-седа. Нагляд-ный: по-каз, наблю-дение. Практи-ческий: практическая работа. | Организует смену видов деятельности, организует проведение физминутки. Организует учебную деятельность обучающихся по закреплению ранее изученных знаний и умений. Корректирует и регулирует правильность выполнения заданий. Осуществляет проверку и корректировку выполненных работ. Организует выполнения задания у доски. Организует выполнение теста. Организует ситуацию оценки результатов. Организует и инициирует рефлексивную деятельность обучающихся. Определяет ценность задания, мотивирует. Домашнее задание- карточки с заданиями. | Внимательно слушают учителя и выполняют упр. Учатся понимать информацию, применять алгоритм. Выполняют задания по алгоритму. осуществляют самопроверку и взаимопроверку. Корректируют выполненную работу. Выполняют задание. Выполняют тест Оценивают совместную деятельность по критериям. осуществляют рефлексивную деятельность, высказывают и аргументируют свое мнение. Слушают информацию о домашнем задании. (задают вопросы). | Фронтальная работа. Фронтальная, индивидуальная работа. Фронтальная Индивидуальная Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная | Учебник, критерии оценивания, рабочие тетради. Критерии оценивания Критерии оценивания. Сигнальные карточки. Карточки с заданиями | Самоконтроль, взаимоконтроль и контроль учения. Взаимопроверка | Нахо-дить приставку в слове. | П.: умение выбирать наиболее эффективный способы решения орфографических задач. Строить логическую цепочку рассуждений. Выполнять аналитико-синтетическую работу. Осознано и произвольно строить речевые высказывания. Р.: умение определять план, последовательность и способ действия, оценивать собственную деятельность, корректировать выполненные задания. Способность к волевому усилию, мобилизации сил. К.: умение осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в коллективном обсуждении. Строить продуктивное взаимодействие, корректировать и оценивать свои действия и действия партнера. П.: рефлексия способов и усло-вий дей-ствия, контроль и оценка процесса и ре-зультатов деятельно-сти. Струк-турирование знаний. Р.: умение оце-нивать собствен-ную дея-тельность, сравни-вать ее с плани-руемыми резуль-татами. К.: умение с доста-точной полно-той и точно-стью выражать свои мысли, участвовать в коллек-тивном обсуждении учебной деятельности. | Формирование личностного смысла учения, проявление познавательной инициативы, активности. Формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование нрав-ственно-этических качеств посред-ством со-держания текстов учебника. Формирование личностного смысла учения, способность к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешкности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе по программе Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой по теме "Приставка" + Презентация" по теме "Приставка"
Урок русского языка по теме "Приставка" по программе Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой 3 класс...
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Части слова. Приставка. Определение приставки.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5024420","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"328","style":"width: 267px; height: 195px;","width":"448"}}]] ...
Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"
Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...
Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.
Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
урок введения новых знаний...
Урок русского языка в 3 «В» классе Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»
На уроке русского языка на тему "Что такое приставка? Как найти приставку?" учащиеся в игровой формк знакомятся с понятие "приставка", учатся находить приставку в слове....