"Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Проект учебного занятия
Предмет: русский язык.
Класс: 3
Продолжительность: 45мин.
Тема: Род имен существительных
Методическая цель: организовать деятельность детей в изучении новой темы "Род имен существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_imen_sushchestvitelnyh_3_klass.docx | 28.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект учебного занятия
Предмет: русский язык.
Класс: 3
Продолжительность: 45мин.
Тема: Род имен существительных
Методическая цель: организовать деятельность детей в изучении новой темы "Род имен существительных"
Планируемые личностные результаты освоения:
У обучающихся будут сформированы:
- самоопределение к учебной деятельности
У обучающихся могут быть сформированы:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Планируемые метапредметные результаты освоения:
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
-принимать и сохранять учебную задачу
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные
Обучающиеся научатся:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
- подведение под понятие;постановка и формулирование проблемы
-построение логической цепи рассуждения
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять обобщение изученного материала.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
-формулировать собственное мнение и позицию;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- участвовать в диалоге, слушать и понимать других.
Предметные
Обучающиеся научатся:
- определять род имен существительных
Обучающиеся получат возможность научиться:
- устанавливать род у неизменяемых имен существительных
Тип учебного занятия: урок освоения новых знаний и способов действий
Ведущий метод: частично-поисковый
Форма организации: фронтальная, групповая
Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки с текстом
Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, презентация.
Деятельность учителя и обучающихся по формированию УУД:
№ | Элементы учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Александровна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. Проверьте всё ли готово к уроку: учебник, ручка и тетрадь. | Приветствуют учителя | Личностные: самоопределение к учебной деятельности. |
2. | Актуализация опорных знаний | Итак, ребята, записываем сегодняшнее число, классная работа Наш урок начнём со словарной работы: На слайде будут появляться слова. Вставьте пропущенные буквы и запишите. С новой строчки, с заглавной буквы через запятую: л...сник, зв...зда, г...ра, с...стра, в...лна, гр...за, р..ка, жур...вли, к...вер, сл...за Давайте проверим. Какую орфограмму можем выделить в этих словах? Как мы можем проверить безударную гласную в корне? Что общего в этих словах? Что вы уже знаете про имена существительные? Верно. | Выполняют задание Лесник, звезда, гора, сестра, волна,гроза, река, журавли, ковер, слеза Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением Подобрать проверочное слово, изменив форму слова или подобрав однокоренное слово, в котором безударная гласная станет ударной. Это имена существительные Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто или что? Бывают одушевленные и не одушевленные, собственные и нарицательные, в единственном и множественном числе. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные: построение логической цепи рассуждения. |
3. | Формулирование темы, цели и задач занятия. Планирование. | Сейчас я вам раздам на парту небольшой текст, поработайте в паре и скажите, что вы заметили. Наступила холодная зима. Зима околдовала своим волшебством природу. Выпал белый, пушистый снег. Снег накрыл землю, крыши домов словно одеялом. Зимнее солнце появилось на небе. Солнце светит ярко и снег переливается в его лучах. Кто готов прочитать в слух и ответить? Что нужно сделать, чтобы не было речевых ошибок? Давайте попробуем заменить. Какие слова мы употребляем, чтобы не было повторов? Какие местоимения мы использовали? А почему мы использовали местоимения он, она, оно? Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия? | Работа в парах, читают текст. Здесь повторяются слова Заменить эти слова Наступила холодная зима. Она околдовала своим волшебством природу. Выпал белый, пушистый снег. Он накрыл землю, крыши домов словно одеялом. Зимнее солнце появилось на небе. Оно светит ярко и снег переливается в его лучах. Местоимения Он, она, оно Предполагают | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Регулятивные: целеполагание, планирование. |
4. | Проблемное объяснение нового знания. | Откройте учебники на странице 25. Назовите тему урока. Как определить род имен существительных? Прочитайте первое сведение о языке. Упражнение 39, прочитайте задание. Запишите слова по группам. (Выходят к доске по цепочке) Догадайтесь, какого рода имена существительные в каждой группе. Прочитайте сведение о языке после упражнения. | Открывают учебники, знакомятся с новой темой, читают. Читают: Прочитайте имена существительные, распределите слова в 3 группы, в зависимости от того, каким местоимением его можно заменить: он, она или оно 1-мужской род 2-женский род 3- средний род Читают. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; |
5. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Итак, как мы узнаем, что существительное мужского рода? Женского? Среднего? Лучше всего запомнить это правило вам поможет стихотворение. (Слайд) Женский род запомню я, И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской, И опять скажу: «Он – мой». Средний род: «Оно – моё». Это правило моё! Давайте все вместо тихонько почитаем. | Если существительное можно заменить местоимением он, то это мужской род. Она-женский род. Оно- средний род. Слушают Читают вслух | Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других. |
6. | Физминутка | Дружно хлопаем в ладоши, Раз, два, три, четыре, пять. Сели, встали, потянулись, головой по сторонам кивнули, улыбнулись и к уроку мы вернулись. | Повторяют движения | Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
7. | Закрепление | Упражнение 40, прочитайте. Работаем самостоятельно в тетрадях, определяем род и выделяем окончания. Проверяем. Можно ли по окончанию определить род существительного? Обратите внимание! Прочитайте. Как вы думаете, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Рассмотрим на примере. Слово парта, какого рода, А может стать существительным мужского рода? Какой вывод можем сделать? Упражнение 42. Прочитайте задание. Что общего? В чем различие? Запишите сначала слова женского рода, потом мужского. Кто хочет выйти к доске и записать? ( 1 ученик записывает слова женского рода, 2-Мужского) Остальные работают в тетради самостоятельно Выполните звуко-буквенный разбор слов июль и кровать. Прочитайте последнее задание к упражнению. Как вы думаете? Посмотрим лексическое значение на слайде. (На слайде) Прочитайте стихотворение. Кров и ров в слове кровать мы сумели прочитать, и поэтому кровать с буквой «о» надо писать. Подберите однокоренные слова к слову. Запишите, выделите корень. Обратите внимание, что корень пишется одинаково. Составьте предложение со словом кровать Запишите, выделите главные члены предложения. (Ученик может записать предложение у доски) | Определите род имен существительных каждой группы (упр. 39) Назовите окончания имен существительных, мужского, женского и среднего рода. Как вы думаете можно ли по окончанию определить род имени существительного? Выполняют Да Читают Нет По родам существительные не изменяются. Прочитайте слова, в чем их сходство? А в чем различие, Объясните. Это имена существительные, оканчивающиеся на мягкий знак, с нулевым окончанием Мужского и женского рода. Женский род: Пыль, зелень, медаль, лошадь, дверь, рысь, прорубь, кровать, морковь. Мужской род: июль ремень, гвоздь, журавль, январь, голубь, червь. [ий'`ул'] и [и] - гласный, безударный ю [й'] - согласный, звонкий, непарный, мягкий непарный [`у] - гласный, ударный л [л'] - согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный ь [] 4б 4з [крав`ат'] к [к] - согласный, глухой, парный твердый, парный р [р] - согласный, звонкий, непарный, твердый, парный о [а] - гласный, безударный в [в] - согласный, звонкий, парный,твердый, парный а [`а] - гласный, ударный т [т'] - согласный, глухой, парныймягкий, парный ь [] 7б 6з Читают Предполагают Кровать-предмет мебели, предназначенный для того, чтобы спать. Постель-место для лежанья с постланными спальными принадлежностями Читают Кровать, кров, кроватка Корень- кров | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять коррекцию. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
8. | Итог урока. Рефлексия | Что нового вы узнали об имени существительном? Какого рода бывают существительные? Что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного? В какие моменты урока вы испытывали трудности? Дайте оценку своей деятельности на уроке. Раскрасьте карточку в: Красный - «Не понял тему урока» Жёлтый - «Надо еще поработать дома» Зелёный - «Тему хорошо усвоил» | Познавательные: осуществлять обобщение изученного материала. Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | |
9. | Домашнее задание | Учить правила |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...