Урок по теме "Фразеологизмы" 4 кл
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)
Материал включает конспект урока и презентацию. Цель урока: актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов-фразеологизмах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_moy.docx | 88.73 КБ |
prezentatsiya_frazeologizmy_1.ppt | 916.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Фразеологизмы»
УМК | «Школа России» | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 4 | |
Тема урока | Фразеологизмы. | |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания | |
Цель урока: | актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов – фразеологизмах | |
Задачи урока: |
| |
Планируемые достижения | ||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; - находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение; - работать с фразеологическим словарем; - оценивать уместность употребления фразеологизмов в тексте; - составлять предложение по рисунку и фразеологизму. | Познавательные: - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; Коммуникативные: -отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; участвовать в работе в паре, договариваться друг с другом Регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности
| -Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и уважительное отношение к людям посредством языка; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке - владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке |
Оборудование |
| |
Технологии | Проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии | |
Методы и приемы | Словесный, наглядный , практический, проблемно-поисковый метод; Беседа, фронтальный опрос, использование наглядных пособий, письменные упражнения |
Организационная структура урока
Самоанализ урока русского языка в 4 классе
Учитель: Денисенко Т.В.
Тема: Фразеологизмы
Класс: 4
В 4 классе 4 ученика, из них высокий уровень обученности у 50 % учащихся, средний уровень обученности у 50 % учеников, В целом, учебные возможности класса средние. У учащихся сформированы навыки самостоятельной работы, работы в парах.
Урок по теме «Фразеологизмы» является четвертым в разделе «Слово и его лексическое значение» по программе УМК «Школа России». На данную тему отведен 1 час. Тема не является новой, так как первоначальное понятие об устойчивых выражениях ребята получили в 3-м классе. Но для учащихся 4-го класса является сложной, так как это связано с наличием у них малого жизненного опыта.
При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников. Урок разрабатывался согласно принципам активизации познавательной деятельности, научности и доступности. В основе урока лежали программные требования по предмету в 4 классе.
Цель урока: актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов – фразеологизмах
Задачи:
- образовательная: развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи;
- развивающая: способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;
- воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
На уроке использовала технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии
Методы обучения:
- словесный
- наглядный
- практический
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Организация контроля осуществлялась через формы:
- словесная характеристика;
- самооценка :
- отметка.
Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.
Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства. Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам.
1.Мотивация к учебной деятельности. Целью данного этапа стало создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, эмоционального настроя.
2.Актуализация и фиксация затруднений в деятельности. На данном этапе проведена минутка чистописания, словарная работа, которая подвела к изучению новой темы. Была создана проблемная ситуация – детям была загадана загадка об устойчивых оборотах и приведена ситуация, в которой незнание фразеологического оборота приводит к комической ситуации. На вопрос учителя «как называются такие выражения?» только одна ученица смогла дать ответ.
3. Постановка учебной задачи
Учащиеся осмыслили возникшую трудность и определили учебную задачу (самоопределение учащихся на основе предугадывания того, что они должны делать на уроке). Учащиеся попробовали объяснить смысл устойчивых оборотов, которыми н напутствовал их учитель в начале урока. На данном этапе формировалось умение сформулировать тему, цель урока,
4. Построение проекта выхода из затруднения
На этом этапе были созданы условия для открытия тайн фразеологизмов, дети работают с учебником, находят новое знание. Во фронтальной работе наблюдают над фразеологизмами, пытаются объяснить их значение, приходят к новой проблеме (не могут объяснить смысл фразеологизма), делают вывод, что значение фразеологизма можно узнать во фразеологическом словаре. В ходе самостоятельной работы со словарем находят значения фразеологизмов. На данном этапе формировались умение анализировать, находить общее и различия, делать выводы, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, работать с информацией.
5. Первичное закрепление
В ходе фронтальной работы учащиеся тренируются в определении лексического значения фразеологизмов. У некоторых ребят работа вызывала затруднения (недостаточность кругозора). Обязательны были на этапе комментирование ответов учащихся, оценка и самооценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. На этом этапе организована работа в парах с текстом по карточкам. Учащиеся заменяют фразеологизм одним словом. Проводят самооценку по эталону и приходят к выводу, что фразеологизмы делаю речь выразительней. Все учащиеся неплохо справились с заданием.
7. Включение в систему знаний Целью данного этапа было: умение применять фразеологизмы в своей речи. Большинство учащихся хорошо справились с заданием.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данной теме. Попробовали включить при оценке фразеологизмы в свою речь. Некоторым учащимся это не составило труда, но есть ребята, которые испытывают затруднения при оформлении своих мыслей в устной речи.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны, внимательны и работоспособны. Каждому ученику на уроке было комфортно, каждый был по - своему успешен. На уроке проводилась физминутка, которая позволила снять физическую и эмоциональную напряжённость.
Выбранная форма организации учебной деятельности показала себя эффективной, т.к. темп позволил выполнить большой объём заданий.
Думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная работа е щё Еще конь не валялся Еще ничего не начато, не сделано
Собаку съел Приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком - либо деле.
Фразеологизмы
Формулируем цель урока Я вспомню… Я узнаю… Я научусь…..,…..,…..,
Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: пить воду Но только выражение водой не разольешь является фразеологизмом со значением: Очень дружны, неразлучны, всегда вместе. вода не Водой не разольешь разлить
Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов
Найди фразеологизм Любим всем классом Мы нашего Пашку: Парень простой он, Душа нараспашку.
Свои инструменты достал Игорёк: Тиски и рубанок, пилу, молоток. Что хочешь, починит он и смастерит. В умелых руках вся работа горит.
Иришка бабуле Стирать помогает, Картина приятная, Глаз отдыхает.
Делать нечего Илюше – Целый день он бьёт баклуши. Не рисует, не читает, Просто время убивает.
Значение фразеологизма можно узнать во фразеологическом словаре
Работа со словарем 1 вариант «садиться не в свои сани»- браться не за свое дело 2 вариант –«ждать у моря погоды» ожидать чего-либо, бездействовать
Подберите к каждому слову фразеологизм Метко Неожиданно Тесно Темно Опытный Молчать Обманывать Бить Исчезать Рассеиваться как дым Держать язык за зубами Намять бока Как снег на голову Хоть глаз выколи Не в бровь, а в глаз Яблоку негде упасть Стреляный воробей Обводить вокруг пальца
Узнай фразеологизм по рисунку
Тянуть кота за хвост
Как курица лапой
Развесить уши
Как кошка с собакой
Работа в парах
Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши. Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился). рано. скверно. бездельничал усталый еле-еле неожиданно злился запомнить хоть бы что
Фразеологизмы придают речи образность, выразительность
Творческая мастерская с. 50 упр 76
Мы очень устойчивы И просим настойчиво: На слова нас не менять, Прямо так употреблять! ( Фразеологизмы )
Рефлексия Сегодня я узнал(а)…. Было интересно… Я выполнял(а)… Я понял(а), что… Теперь я могу… Я могу… Меня удивило… Урок дал мне для жизни…
Оцени свою работу В поте лица Рука об руку Через пень колоду Ни шатко ни валко Засучив рукава Тяп да ляп Не покладая рук
Домашнее задание Стр 50 упр 76
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...