Рабочая программа по родному русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Анисимова Любовь

Рабочая программа по родному русскому языку 2 класс. Разработана на 2020 - 2021 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk.docx44.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного  и среднего (полного) общего образования; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями); Примерной программы начального общего образования по предмету «Родной язык» под редакцией А.О Александровой.; – Просвещение, 2020г.; Федеральным перечнем учебников, на 2019-2020 уч.год; Основной образовательной программой МБОУ «Булыкская СОШ»; Учебным планом МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия, утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 31.08.2020г. № 21; Положением о рабочей программе МБОУ «Булыкская СОШ», утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 03.09.2018г. № 42

           Рабочая программа учебного предмета адресована 2 классу МБОУ «Булыкская СОШ».

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

          При реализации рабочей программы используется УМК «Школа России» Родной язык  А.О Александровой - М.Просвещение 2020 год, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

       Концепция (основная идея) программы:

           Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.

             Обоснованность (актуальность): Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную

дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

          В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

        - расширение  представлений  о  русском  языке  как  духовной,

нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

        - формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых    единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

     -  совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

        - совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-   приобретение практического опыта исследовательской работы п русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

      Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

                                      Общая характеристика учебного процесса                  

Формы обучения:

 Общеклассные формы организации занятий: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных задания за компьютером.

Методы обучения:

Словесные: лекция, рассказ, беседа.

Наглядные: иллюстрации, демоне фации как обычные, так и компьютерные.

Практические: выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Методы устного контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование;

Методы письменного контроля: контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам;

        Педагогические образовательные технологии:                    

    -  Информационно-коммуникационные технологии   предметном обучении;

     - Технология проектной деятельности;

     - Технология использования игровых методов; 

     - Технология уровневой дифференциации.;

      - Коллективная система обучения (КСО;)

      - Тестовые технологии;

      - Здоровьесберегающие технологии.

Место курса в учебном плане:

 На изучение русского языка во 2 классе отводится   17 ч (0,5 ч в неделю) - 34 учебных недели.

Результаты освоения учебного предмета

Изучение предмета «Русский родной язык» во 2-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в

соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» во 2-м классе

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

       В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе       обучающийся научится:

   При реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

-распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского

быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки),

-понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

-использовать        словарные        статьи        учебного        пособия        для        определения

лексического значения слова;

-понимать        значение        русских        пословиц        и        поговорок,        связанных с

изученными темами;

-понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

      При реализации содержательной линии «Язык в действии»:

-произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

-осознавать смыслоразличительную роль ударения;

-проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

-пользоваться        учебными        толковыми        словарями        для        определения

-лексического значения слова;

-пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» во 2-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

              при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского

быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки),

понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

использовать        словарные        статьи        учебного        пособия        для        определения

лексического значения слова;

понимать        значение        русских        пословиц        и        поговорок,        связанных        с

изученными темами;

понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

              при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

осознавать смыслоразличительную роль ударения;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

пользоваться        учебными        толковыми        словарями        для        определения

лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

              при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

          различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой

         ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,

уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения

мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания        научно-познавательных и

художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

              анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:

                            отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты;              

             создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;

             создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.

                               

Содержание учебного предмета

      Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

     Слова, называющие предметы традиционного русского быта:

     1.слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например,

ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);

      2.слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба,

каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени;

      3.слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например,

шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.)).

  Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?».

    Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.

  Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

   Совершенствование орфографических навыков.

    Раздел 3. Секреты речи и текста

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение

диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название темы
урока

Кол

час.

Основные виды деятельности

В т.ч. конт-измер.

процедуры

В т.ч.

практ

работы

Дата

КЭС

1

По одёжке

встречают…

1

Слова, обозначающие предметы

традиционного русского быта: как

называлось то во что раньше

одевались дети        

        

4.09

1.1

2

Ржаной хлебушко

калачу дедушка

1

Слова, называющие то, что ели в

старину: какие из них сохранились

до нашего времени.  Пословицы,

поговорки,        фразеологизмы, возникновение которых связано с

едой        

18.09

1.2

3

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи

1

2.10

1.3

4

Каша – кормилица

1

16.10

1.4

5

Любишь кататься,

люби и саночки

возить

1

Слова,        называющие        детские

Забавы, игрушки.    Пословицы,

поговорки, фразеологизмы,

возникновение которых связано с

детскими забавами                

Прак.

раб

30.10

1.5

6

Делу время, потехе час

1

Слова,        называющие        игры        и

игрушки.  Пословицы, поговорки,

фразеологизмы, возникновение        

которых связано с детскими играми и игрушками                                

20.11

1.6

7

В решете воду не

удержишь

1

Слова,        обозначающие        предметы

традиционного        русского        быта–домашнюю   утварь.   Пословицы,

поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с

домашней утварью                                

4.12

1.7

8

Самовар кипит,

уходить не велит

1

Представление   результатов

выполнения        проектных заданий: «Секреты семейной кухни», «Интересная игра», «Музеи   самоваров   в   России», «Почему   это   так называется?»                                                

18.12

1.8

9

Помогает ли

ударение различать

слова?

1

Смыслоразличительная роль

ударения                                                

                                                        

15.01

1.9

10

Для чего нужны

синонимы?

1

Обогащение        активного и

Пассивного словарного запаса.

Проведение синонимических

замен        с учётом особенностей

текста                                                        

29.01

1.10

11

Для чего нужны

антонимы?

1

Обогащение        активного

Пассивного словарного запаса.

Уточнение лексического значения

антонимов                                        

19.02

1.11

12

Как появились

пословицы и

фразеологизмы?

1

Сравнение        русских        пословиц и

Поговорок с пословицами и

поговорками        других народов Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму                                

26.02

1.12

13

Встречается ли в

сказках и стихах

необычное

ударение?

1

Наблюдение за изменением места

ударения  в  поэтическом  тексте.

Работа со словарём ударений

2.04

1.13

14

Учимся вести диалог

1

Приёмы        общения:        убеждение,

уговаривание, просьба, похвала и

др.,   сохранение   инициативы   в

диалоге, уклонение        от инициативы, завершение диалога и др.  (например,   как   правильно выразить несогласие; как убедить товарища).        

Особенности        русского речевого этикета. Устойчивые   этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы

Пр.р.

16.04

1.14

15

Устанавливаем связь

предложений в

тексте

1

Связь        предложений        в тексте. Практическое овладение

средствами        связи:        лексический

повтор, местоименный повтор        

30.04

1.15

16

Проверочная работа

1

Творческая проверочная работа «Что мне больше всего понравилось на уроках  русского  родного  языка  в  этом

году»                

Прак.

раб

14.05

17

Создаём тексты-

инструкции и

тексты-

повествования

1

Создание   текстов-инструкций   с

опорой  на  предложенный  текст.

Создание   текстов-повествований:

заметки   о   посещении   музеев;

повествование об участии

народных праздниках

                

Прак.

раб

28.05

1.17

Учебно-методическая литература

  1. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obrazovatelnyh-organizatsij-realizuyushhih-programmy-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya

2.Русский родной язык. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.

3.Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение,2019.

Лист дополнений и изменений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внесшего запись

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...

рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса

Рабочая программа по родному русскому языку по рабочей тетради Мищенковой "Занимательный русский язык" для 2 класса....

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса

Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса

Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса на 2019-2020уч.год. составлена на основе примерной программы по учебному предмету "Русский родной язык" для образовательных организ...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...