Рабочая программа по предмету «Русский язык как родной» 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Булатова Ольга Александровна

Рабочая программа по предмету «Русский язык как родной» составлена на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы курса «Русский язык» 3 класс В. П. Канакина, В.Г. Горецкий.  Разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Русский язык как родной» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы курса «Русский язык» 3 класс В. П. Канакина, В.Г. Горецкий.  Разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России».

Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

         

Описание места учебного предмета в учебном плане.

       В 3 классах на уроки русского языка отводится 1ч в неделю (34 учебные недели).

     Для реализации программного содержания используются учебные пособия:

«Русский язык как родной» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс.

Планируемые результаты освоения учебного предмета к концу 3 класса

К концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
  • понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  • понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
  • осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
  •  адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  •  осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
  • восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества;
  • понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
  • стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
  • положительной мотивации к созданию собственных текстов;
  • положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения, к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.);
  • способности к адекватной самооценке.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • осознавать слово, предложение как главные средства языка;
  • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
  • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
  • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
  • осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
  • осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
  • осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;
  • вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
  • использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
  • создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
  • осознавать цели и задачи урока, темы;
  • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
  • адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
  • участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;

Учащиеся получат возможность научиться:

    • осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;

  • планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
  • осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;
  • строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений;
  • находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
  • по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;
  • преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
  • озаглавливать текст;
  • задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
  • понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;

Содержание учебного предмета

3 класс

Язык и речь.

Хорошо ли ты знаешь русский язык? Что это значит- хорошо знать русский язык?                      Речь — отражение культуры человека. Виды речи.

Язык как средство общения.                                                                                                                                Наш язык. Язык как средство общения. Сокровища родного языка (пословицы, поговорки, «крылатые» выражения). О словах разнообразных, одинаковых и разных (синонимы и антонимы). Однозначные и многозначные слова. Лексическое значение слова. Местные диалекты. Прямое и переносное значение слова. Ударение меняет значение.

Словари – кладовые слов.                                                                                                                     Знакомство со словарями.  Проект «Составляем орфографический словарь».

 Работа с текстом.                                                                                                                                                                              Текст. Виды текстов. Создаем тексты-повествования.  Роль прилагательных в тексте.                                                                                         Создаем тексты-описания.   Значение и употребление глаголов в речи. Создаем                                                    тексты-рассуждения.  Учимся редактировать тексты. Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Орфография.                                                                                                                                   Однокоренные слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

                                       Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Количество часов

1.

Язык и речь

2 часа

2.

Язык как средство общения

12 часов

3.

Словари – кладовые слов.

3 часа

4.

Работа с текстом.

8 часов

5.

Орфография

8 часов

6.

Итоговое занятие. КВН «Ты наш друг-родной язык!»

1

                                                                                                    Итого:

34 часа

                                       

Календарно-тематическое планирование по курсу «Русский язык как родной»

№п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата      

по плану

по факту

Язык и речь 2 часа

1.

Хорошо ли ты знаешь русский язык?

Что это значит- хорошо знать русский язык?

1

06.09

2.

Речь — отражение культуры человека. Виды речи.

1

13.09

Язык как средство общения 12 часов

3.

Наш язык. Язык как средство общения

1

20.09

4-5

Сокровища родного языка (пословицы, поговорки, «крылатые» выражения).

2

27.09

04.10

6-7

О словах разнообразных, одинаковых и разных (синонимы и антонимы).

2

11.10

18.10

8-9

Однозначные и многозначные слова.

2

25.10

08.11

10-11

Лексическое значение слова. Местные диалекты.

2

15.11

22.11

12

Прямое и переносное значение слова.

1

29.11

13

Ударение меняет значение.

1

06.12

14

Проверочная работа по теме «Язык как средство общения».

1

13.12

Словари – кладовые слов. 3 часа

15-16

Знакомство со словарями.

2

20.12

27.12

17

Проект «Составляем орфографический словарь"

1

17.01

Работа с текстом 8 часов.

18

Текст. Виды текстов.

1

24.01

19

Создаем тексты-повествования.

1

3.01

20

Роль прилагательных в тексте.                                                                                         Создаем тексты-описания.

1

07.02

21

Значение и употребление глаголов в речи.                                                       Создаем тексты-рассуждения.

1

14.02

22-23

Учимся редактировать тексты.

2

21.02

28.02

24-25

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

2

06.03

13.03

Орфография 8 часов

26-27

Однокоренные слова.

2

20.03

03.04

28 -29

Правописание слов с безударными гласными в корне.

2

10.04

17.04

30-31

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

2

24.04

08.05

32

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

15.05

33

Проверочная работа по теме «Орфография».

1

22.05

34

Итоговое занятие. КВН «Ты наш друг-родной язык!»

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 3 класса, (УМК «Начальная школа XXI века»)

Рабочая программа курса «Русский язык»  для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту учеб...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 3 классе на 2013-2014 учебный год УМК «Гармония»

Рабочая  программа по предмету «Русский язык» в 3 классена 2013-2014 учебный годУМК «Гармония»...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса к учебнику Т.Г.Рамзаевой. УМК РИТМ. Автор программы Т.Г.Рамзаева.

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса составлена на основе авторской программы Т.Г.Рамзаевой "Русский язык.1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую характерис...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 1 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Русский язык" разработанная для 1 класса согласно программе "Школа России"....

Рабочие программы по предмету "Русский язык" 1-4 класс.Календарно тематическое планирование 1 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы с 1 по 4 класс  и календарно тематическое планирование  1  класс  УМК "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1-4 класс Составители: учителя начальных классов МБОУ СОШ № 50

Рабочая программа предмета «Русский язык» обязательной предметной области "Русский языкСодержание  предмета  направлено  на  формирование  функциональной ...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: русский язык и литература

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса УМК «Школа России» , рассчитанная на 5 часов в неделю....