Виды предложений по цели высказывания и интонации
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка для 3 кл по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_predlozheniya_po_teme_vyskazyvaniya.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛ
ТЕМА: ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ПО ИНТОНАЦИИ
Цель: формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Задачи:
Создать условия для повторения знаний о предложении как единице речи, о видах предложений по цели высказывания;
Совершенствовать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, давать характеристику предложению; способствовать развитию умения правильно обозначать предложения на письме;
Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты
Предметные
Повторят виды предложений по цели высказывания;
закрепят умение определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
различать предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для конца каждого предложения, составлять предложения различные по цели высказывания.
Метапредметные УУД
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
коммуникативные: критично относиться к своему мнению;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения;
понимать точку зрения другого;
участвовать в работе группы, пары, распределять роли, договариваться друг с другом;
предвидеть последствия коллективных решений.
Личностные
Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Образовательные ресурсы
Учебник В.П. Канакиной, рабочая тетрадь на печатной основе.
Мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока.
I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Это начался урок? (Да!)
Хотите учиться? (Да!)
Значит, можно всем садиться! (Да!)
Девиз урока:
Внимательно слушай – и все услышишь.
Внимательно смотри - и все увидишь.
Думай – и все поймешь.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
II. Актуализация знаний
Чистописание.
- На доске зашифровано слово, попробуйте его расшифровать.
- Конечно это «предложение». Запишите слово в тетрадь.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении. Послушайте высказывания о предложении и если вы с ним согласны, запишите его номер.
1.Предложение не может состоять из одного слова.
2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.
3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.
4.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
5. В конце предложения всегда ставится точка.
6.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
III. Самоопределение к деятельности
1) Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
На, созрел, урожай, поля;
Как, быстро, пролетело, лето;
Небу, тучи, по;
Наступила, красавица, осень;
- Почему вы считаете, что это предложения?
Запишите предложения в тетрадь.
2) Самостоятельная работа в парах (Устно)
- У вас на столах лежат карточки. Поработайте в парах и определите границы предложений.
Карточка:
Хорошо было за городом стояло лето на полях уже золотилась рожь кто это расхаживает длинноногий по зеленому лугу это аист (По Г.Андерсену).
- Сколько предложений получилось? (В тексте пять предложений)
- Какие знаки поставили? (.)(.)( .)( ?) (.)
- Почему в конце предложений разные знаки препинания? (Предложения разные по интонации)
- Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)
IV. Работа по теме урока
В народе говорят: Говорить без цели - что рисовать на воде.
- Как вы понимаете это высказывание?
Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел.
Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой? На этот вопрос мы должны ответить на уроке.
Вывешивается табличка. С какой целью мы говорим?
-Какие цели вы поставите перед собой?
Мы сегодня должны узнать, какими бывают предложения по цели высказывания, должны научиться, находить в тексте предложения разных видов, самостоятельно составлять такие предложения.
Работа с правилом.
А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.
- Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
рассказать расспросить запретить
обменяться опросить защитить (словом)
(впечатлениями) выяснить попросить
информировать разузнать проинструктировать
объяснить выспросить приказать
осведомлять выпытать подействовать
объявить посоветовать
- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать? (повествовательные)
- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить? (вопросительные)
- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию? (побудительные)
- Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..
- Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?
V. Закрепление изученного материала.
- Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.
- Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?
- Какие записаны предложения по цели высказывания? Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.
Запишите предложения. Прочитайте предложения.
Какие они по цели высказывания? Как вы это определили?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа у доски.
- Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
VIII. Закрепление пройденного.
Работа в парах (по рядам). Расставьте пропущенные знаки препинания
Чудесный сон
Интересный мой рассказ.
Захожу я утром в класс.
Вижу- слон сидит за партой.
Лев стоит у стенда с картой.
Орфограмму учит кот.
Ему мыши смотрят в рот.
А проказница-мартышка
С умным видом смотрит в книжку.
Не соврал вам ни на грош,
Просто очень сон хорош.
У меня возник вопрос
У меня возник вопрос:
Почему зимой мороз?
Кто меняет зайцу шубу?
Вырезает листья дубу?
Чем питается енот?
Как одет и где живёт?
И зачем лисице хвост?
И какой у волка рост?
Должен многое спросить,
Ведь хочу я умным быть!
О воспитании
Принесите мне напиться!
Попрошу поторопиться!
Ах, подвиньтесь, не мешайте!
А ещё поесть мне дайте!
Ну, скорей кладите спать!
Постелите вмиг кровать!
А потом читайте книжку
«Воспитание малышки».
IX. Рефлексия.
Игра «Каждому свой домик» (распределить предложения на 3 группы)
вопросительные повествовательные побудительные
Много дорожек прошёл этот ёжик.
А что подарил он дружку?
Скорее, мой милый Зайка, на ёлку залезай-ка!
Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.
Нету вороны на крыше, где её крылья и лапки?
Что такое вышина?
X. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие знаки ставятся в конце предложения?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
Посмотрите, даны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Выберите для себя предложение, которое вам наиболее подходит по окончании урока
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Виды предложений по цели высказывания и интонации. Синтаксический анализ простого предложения»
урок по русскому языку для 4 класса...
Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"
Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...
Виды предложения по цели высказывания и интонации
Самостоятельная работа (на 5-7 мин) позволит определить уровень усвоения данной темы обучающимися....
Урок русского языка в 4 классе. Тема"Виды предложений по цели высказывания и интонации"
Урок повторения изученного материала....
"Виды предложений по цели высказывания и интонации". Материал для детей и родителей.
quot;Виды предложений по цели высказывания и интонации". Материал для детей и родителей....
Технологическая карта по русскому языку «Виды предложений по цели высказывания и интонации» (3 класс)
Тип урока: «рефлексия»;Цель урока: создание условий для обобщения и закрепления знаний у обучающихся о видах предложения по цели высказывания и интонации. Задачи урока Дидак...
Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме _Виды предложений по цели высказывания и интонации_
Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме _Виды предложений по цели высказывания и интонации_...