урок русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе по программе "Планета знаний" по теме "Однородные члены"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе по УМК "Планета знаний".
Тема: "Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые"
Цели урока:
- ознакомить с признаками однородных членов предложения;
- развивать умение распознавать однородные подлежащие и сказуемые, связанные с помощью союзов и бессоюзной связью;
- конструировать предложения с однородными главными членами предложения;
- обогащать словарный запас учащихся посредством введения новых слов;
- формировать обще интеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей);
- делать выводы о значимости данной темы в русском языке;
- работать над выработкой орфографической зоркости.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технологии:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- технология деятельностного метода.
Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.
Приём создания проблемной ситуации: практическое задание на новый материал.
Оборудование урока:
- презентация «Предложения с однородными членами предложения. Однородные подлежащие и сказуемые»;
- словари;
- карточки для дифференцированного индивидуального задания;
- учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина,М., «Астрель», 2013г.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. (слайд 1)
- Здравствуйте , уважаемые гости. Мы рады вас приветствовать на нашем уроке русского языка.
- Садитесь, ребята. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Прежде, чем приступить к изучению нового, давайте проведём небольшую орфографическую работу и индивидуальную работу у доски и по карточкам.
2. Орфографическая работа
а) Работа на местах.
- Записать словосочетания, вставить пропущенные орфограммы, определить спряжение глаголов, указать падеж имён существительных.
Любуешься лесом, слышишь шум, краснеет на веточке, опадают листья, дует ветер, чистишь пастой, читаешь рассказ, бродишь по лесу, держишь за руку.
( Проверка. Один ученик работает у доки.)
б) Индивидуальная работа у доски.
- Установить связь слов в предложении. Сделать синтаксический разбор.
Перелётные птицы улетают в тёплые края. ( повеств., невоскл., распраст.)
( проверка)
– Каких перелётных птиц вы знаете?( Грачи, ласточки, журавли, дрозды…)
- Почему птицы улетают в тёплые края?
в) Индивидуальная работа на карточках.
Карточка №1.
Задание : распределить глаголы на две группы по спряжению.
Думаешь , играют, смотрят, чистишь, подметаешь, кричишь, держат, молчат.
Карточка №2.
Задание : над глаголами указать спряжение.
Читаешь , пишешь, делят, слышишь, купают, берут, покупаешь, пилишь.
Карточка №3.
Задание : над существительными указать падеж.
Беседовать с мамой, скатиться с горки, въехать в гараж, подарить на память, работать на заводе, думать о чуде, читать газету, гордиться другом.
3. Постановка проблемы. ( слайд 2)
- Обратите внимание на экран и постарайтесь определить тему нашего урока.
– Сегодня мы познакомимся со строением предложений с несколькими подлежащими или сказуемыми, которые выполняют однородные (одинаковые) функции.
4. Сообщение темы и целей урока.(слайд 3)
- Тема нашего урока : "Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые"
–Наши задачи на уроке: (слайд 4)
– научиться находить в тексте однородные подлежащие и сказуемые;
– правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях;
– употреблять предложения с однородными членами в своей речи.
5. Поиск решения поставленной проблемы. Работа над темой урока.
а) Работа в парах. (слайд 5)
- Чтобы разрешить поставленную задачу давайте проведём небольшую работу в парах. Какие правила работы в паре вы знаете?
- Поработаем редакторами . Возьмите первую карточку. Прочитайте предложения. Какие речевые ошибки вы заметили?
Ласточки осенью улетают в тёплые края.
Грачи осенью улетают в тёплые края.
Дрозды осенью улетают в тёплые края.
- Составьте из данных предложений одно, следите за сохранением смысла передаваемой информации.
1 – Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края.
2 – Ласточки, грачи и дрозды осенью улетают в тёплые края.
– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.
Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края.
– Найдём грамматическую основу предложения.
Кто? ласточки, грачи, дрозды
Что делают? улетают
– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 6):
– На какой вопрос отвечают подлежащие? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – сказуемому.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)
– Мы с вами определили признаки однородных членов.
Вывод: В предложении три подлежащих отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно сказуемое. Такие подлежащие называются однородными. ( слайд 7)
б) Работа с учебником.
– Прочитайте правило на странице 102, 1 часть.
в) Работа в парах.
- Продолжим редактирование текста. Возьмите вторую карточку. Какие речевые ошибки заметили? (Слайд 8)
Перед отлётом они волнуются.
Перед отлётом они кричат.
Перед отлётом они суетятся.
- Составьте из данных предложений одно, сохраняя переданную информацию.
Ваш вариант исправленного текста:
1 – Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.
2 – Перед отлётом они волнуются, кричат и суетятся.
– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.
Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.
– Найдём грамматическую основу предложения.
Кто? они
Что делают? волнуются, кричат, суетятся.
– Уточним сведения о главных членах предложения :
– На какой вопрос отвечают сказуемые? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – подлежащему.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)
- Сделаем вывод: В предложении три сказуемых отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно подлежащее. Такие сказуемые называются однородными. ( слайд 9)
г) Работа с учебником
– Прочитайте правило на странице 102, 2 часть.
д) Обратите внимание: однородные члены могут быть связаны интонацией перечисления и разделяться запятыми ( слайд 10), а могут быть соединены союзом и ( слайд 11).
6. Физкультурная минутка. (Слайд 12)
- Выполните указанные в физкультурной минутке действия.
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
Дружно хлопаем руками – 1-2-3,
Дружно топаем ногами 1-2-3.
Тихо сядем мы за стол
И продолжим разговор.
7. Применение полученных знаний.
– Продолжим работать с предложениями, содержащими однородные подлежащие и сказуемое.
– Открываем учебник, стр. 103, упр. 231.( чтение задания к упражнению).
– Кто знает, кто такой натуралист?
Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист: (слайд 13)
Натуралист – (из франц. языка) – человек, исследующий и изучающий природу, мир животных и растений.
- Натуралистом могут быть писатели, путешественники, журналисты, умеющие заметить необычное в обычных предметах и явлениях, записать свои наблюдения для читателей.
– Мы будем работать с зарисовкой писателя Дмитрия Зуева. Как вы понимаете слово зарисовка?
Толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так:
Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе. ( слайд 13)
- Познакомимся с зарисовкой писателя.( чтение текста зарисовки)
а) Чтение задания и первой части зарисовки.
– Прочитаем 1 часть. Определите, какие однородные члены предложения в 1 части? (Однородные подлежащие).
– С какой интонацией произносятся? (С интонацией перечисления).
– Вслушайтесь в интонацию последнего предложения 1 части: понижается или повышается голосовой тон после союза и? (Понижается).
– Союз И показывает, что перечисление закончилось, тон голоса понижается.
б) «Золотой ключик».
- Об этом напоминает « Золотой ключик».
- Прочитайте информацию на стр. 103.
в) Познакомимся с зарисовкой 2 части.
– Слово снуют отмечено значком.
– Стр. 131, работа с толковым словарём в учебнике.
– Как объяснить значение словосочетания «стеклянными крылышками»? - - Какое сравнение наблюдается – явное или скрытое?
- Такой приём в литературе, когда присутствует скрытое сравнение называется метафорой.
8.Самостоятельная работа по вариантам.
- Продолжим работать с зарисовкой Д.Зуева. Нашли упр. 230 на с.102 учеб. Читаем задание.
- Прочитайте зарисовку из упр.229.
- Данную работу вы будете выполнять самостоятельно по вариантам. 1вариант выполнит задание под буквой а), а 2 вариант- под буквой б). Потренируйтесь в составлении схем.
(Проверка).
9. Итог урока. (слайд 14)
- Над какой темой работали?
- Как называются несколько подлежащих при одном сказуемом?
- Как называются несколько сказуемых при одном подлежащем?
10. Домашнее задание : по выбору.(слайд 15)
1) упр.233 с.103,
2) Т:с.32 №1,
3) учить правило.
11. Рефлексия. ( слайд 16)
– Спасибо за работу на уроке! (слайд 17)
12. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....