Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе на тему "Неопределенная форма глагола" по программе " Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

В данном материале Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе на тему "Неопределенная форма глагола" по программе " Школа 2100" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_russkiy_yazyk_shkola_2100.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока-исследования по русскому языку

(Образовательная система «Школа 2100)

3 класс

Тема: Понятие о неопределённой форме глагола.

Цель: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «неопределённая форма глагола» и её особенностями.

Задачи:

- формировать понятие «неопределённая форма глагола»;

- развивать умения отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола;

- учить образовывать неопределённую форму с помощью вопросов;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

- формировать умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;

- создавать условия для развития навыков совместной работы и стремления к взаимопониманию.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник, мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями, разноцветные фигуры для рефлексии.

Педагогические технологии: проблемное обучение, игровая технология, здоровьесберегающие, икт, педагогика сотрудничества.

Ход урока:

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) (5 мин)

– Сегодня у нас на уроке много гостей, и мы хотим вас поприветствовать.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- А началом нашей работы станет девиз (слайд)

- Прочитайте.

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому (Джордж Пойа). 

- Как вы понимаете это высказывание?

- Почему я это высказывание сделала девизом нашего урока?

- В конце урока мы ещё вернёмся к нашему девизу.

II. Актуализация знаний о глаголе (8 мин.)

- Урок мы начнём с орфографической минутки (слайд). Как вы думаете, какое задание вам сейчас предстоит выполнить? (вставить пропущенные буквы, объяснить и найти знакомые орфограммы). Задание будем выполнять устно.

Б…гут, з…л…неют, кр…чат, посм…трел, цв…тут, п…ют, по…вилась, л…тят, встр…чают.

- Вставляем, объясняем и проверяем.

- Что объединяет эти слова? (глаголы). Докажите.

- О какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке? (о глаголе)

- Правильно. Это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала – знакомый незнакомец? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе, выполнив задание «Закончи предложения» (слайд) и сразу будем себя проверять.

- Глагол – это…..

- Глагол обозначает ……

- Глагол отвечает на вопросы….

- Глагол изменяется …….

- Глаголы в настоящем времени …. (слайд)

- Глаголы в прошедшем времени …

А что ещё вы знаете о глаголах прошедшего времени?

- Глаголы в будущем времени ….

- Ещё глаголы изменяются …..

III. Постановка проблемы (12 мин)

- Молодцы! Вы много знаете о глаголе, и поэтому я предлагаю вам выполнить задание в парах, взяв карточку № 1 (слайд) Прочитайте. Определите жанр произведения.

Карточка № 1

 Что несёшь с собой, Апрель?
- Солнце, ручейки, капель, 
Смех, веснушки, птичий гам
И туманы по утрам.
Прихватил большую ложку – 
Есть сугробы понемножку,
Ковырять на речке лёд,
Чтоб устроить ледоход.
- Отчего ты так спешишь?
И куда сейчас бежишь? 
- Мчусь скорей весну будить
Брата Мая торопить.
Очень ждут меня в лесах,
Рощах, парках и садах.
В городах я тоже нужен - 
Для ребят наделать лужи -
Выйдут в сапогах гулять 
И кораблики пускать.
   

- Прочитайте стихотворение вслух.

- Как вы думаете, почему я выбрала именно такой текст?

- К сегодняшнему уроку вы должны были найти приметы о весне. Давайте послушаем, что говорит народ о весне.

- Какими источниками информации вы пользовались при подготовке домашнего задания.

- Прочитайте задание, которое будете выполнять? Слайд

(Найти и выписать в тетрадь глаголы столбиком, определить их время и число.)

- Кому задание непонятно?

  • несёшь – н.в., ед.ч.
  • прихватил – п.в., ед.ч.
  • есть –
  • ковырять –
  • устроить –
  • спешишь – н.в., ед.ч.
  • бежишь – н.в., ед.ч.
  • мчусь – н.в., ед.ч.
  • будить –
  • торопить –
  • ждут – н.в., мн.ч.
  • наделать –
  • выйдут – б.в., мн.ч.
  • гулять -
  • пускать –

- Прежде чем мы будем проверять, давайте немного отдохнём. Физминутка.

- Проверим.

- Какие глаголы вызвали затруднение? (У глаголов есть, ковырять, устроить, будить, торопить, наделать, гулять, пускать не смогли определить время и число). Почему?

IV. Поиск решения.

- А как вы думаете, какова будет цель нашей деятельности сегодня на уроке? (Узнать, что это за глаголы, у которых не определить время и число.)

(слайд) Нам предстоит провести исследование неизвестной формы глагола, ответив на следующие вопросы:

  • Как называется такая форма глагола? Почему?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Какие имеет особенности?

- Предположите, как может называться неизвестная нам форма глагола, если не определить время и число? Проверим (слайд).

- Молодцы.

- Вернёмся к нашим глаголам, у которых мы не смогли определить время и число. Назовите их.

- Зададим к ним вопросы и допишем в тетрадь эти вопросы (8 слов).

  • есть – что делать?
  • ковырять – что делать?
  • устроить – что сделать?
  • будить – что делать?
  • торопить – что делать?
  • наделать – что сделать?
  • гулять – что делать?
  • пускать – что делать?

- Делаем вывод: на какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? Проверим (слайд)

- Осталось нам найти ответ на третий вопрос: какие особенности имеют эти глаголы? (слайд)

- Прочитайте слова: рассказать, нести, беречь, сделать, идти, увлечь, придумывать, ползти, стеречь.

- Что объединяет эти слова? (глаголы) Докажите (глаголы в неопределённой форме)

- Игра «Самый внимательный». Внимательно посмотрите на написание этих глаголов и разделите их в три столбика.

- Проверим (слайд). Молодцы! Делаем вывод: глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы -ть- . –ти- или оканчиваются на –чь-.

-А давайте сравним наши выводы с авторским, прочитав определение на стр. 122.

- Так как же вы будете отличать глаголы в неопределённой форме от других форм глаголов?

V. Первичное закрепление.

1. А сейчас мы попробуем применить наши знания на практике (слайд)

Карточка № 2

- Прочитайте. Что объединяет все слова в этом задании?

- Найдите лишний глагол в каждой группе и объясните. Проверяем.

- Спишите глаголы (без лишних). В глаголах неопределённой формы выделить суффиксы –ть-, -ти- и глагольные суффиксы перед –ть. В остальных глаголах указать время и число.

1) Играть, гулять, думал, петь.

2) Читает, пишет, считает, дружить.

3) Привезти, привести, отпустил, вынести.

4) Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил.

- Взаимопроверка. Проверка.

VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Сегодняшнее исследование глаголов закончилось. Подведём итоги.

- Какую цель ставили? (Узнать, что это за глаголы, у которых не определить время и число.)

- Достигли ли вы цели? Как доказать?

- Вернёмся к девизу нашего урока (слайд). Подходит ли это высказывание к нашему уроку? Докажите. Найдите глаголы в неопределённой форме.

- Оцените свою работу на уроке (слайд)

hello_html_m2afadbbc.gif

- Если жёлтый – Какие затруднения ты испытал? Ребята, а что вы посоветуете?

Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

VIII. Домашнее задание (слайд)

с.128-129 упр. 2, выучить правило на с. 122.

Всем спасибо за сотрудничество! (слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку на 2013 – 2014 учебный год по программе "Школа 2100" 2 класс

Предмет_Русский языкКлассы__2²Количество часов:Всего_170В неделю 5 раз в неделюПлановых контрольных работ: -        на написание контрольных диктантов - 3 ч...

конспект открытого урока по русскому языку 2 класс УМК школа россии

тема урока: "Правописание безударных гласных в корне" 2 класс...

Конспект открытого урока по русскому языку 1 класс (УМК Школа России)

Конспект открытого урока по русскому языку 1 класс (УМК Школа России)...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Неопределенная форма глагола" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Цель деятельности по проблеме ВКР: формирование грамматических умений посредством словесно-графически...