Технологическая карта по русскому языку для 4 класса по теме: "Наречие".
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Солопенко Арина Игоревна

Технологическая карта по русскому языку для 4 класса по теме: "Наречие".

Для этого урока необходим учебник по русскому языку Канакиной В.П. (1 часть, 4 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта44.64 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО студента

Солопенко Арина Игоревна

ФИО наставника

Тюнина Людмила Ивановна

Школа

МБОУ СОШ № 55

Класс

4 «А»

Тема урока

Наречие

Место урока в разделе

Слово в языке и речи

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

Ознакомление с наречием как частью речи

Задачи урока

1)образовательные: познакомить учащихся с наречием как частью речи; учиться упражняться находить наречия в тексте, учиться задавать вопросы к наречиям и определять каким членом предложения они являются;

2)развивающие: развивать у учащихся умение точно употреблять наречия в устной и письменной речи; формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы;

3)воспитательные: формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе; формировать умения выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Ученик научится:

  • понимать, что такое наречие; 
  • ставить вопросы к наречиям; 
  • находить наречия в тексте; 
  • отличать наречия от других частей речи; 
  • определять морфологические признаки наречий; 
  • разбирать предложения с наречиями по членам предложения.

 Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

П-6 – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

П-9 – обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения существенной связи

П-10 – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

Р-2 – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Р-5 – выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной формах;  

Р-7 – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Р-11 – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

К-1 – выражать в речи свои мысли и действия

К-6 – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности.

К-8 – принимать участие в работе парами.

Ученик получит возможность формирования:

Л-1 – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

Л-3 – готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни

Л-5 – соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности

Л-6 – интерес к учебному материалу

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

https://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-po-teme-narechie-klass-umk-shkola-rossii-uchebnik-kanakinoy-3524524.html

https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-tiemie-nariechiie-umk-shkola-ro.html

Учебник «Русский язык», Канакина, В.П.

Карточки с предложениями.

Межпредметные связи

 Связь с окружающим миром и математикой.

Организация пространства

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1

Организационный этап

(1 минуты)

Проверка подготовленности классного помещения.

Приветствие учеников

-Давайте улыбнемся друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

Беседа (фронтальная) Создание интереса к новому.

Приветствие учителя.

Л-1

Л-6

2

Актуализация знаний

(5-7 мин.)

Запишем число, классная работа.

  1. Минутка чистописания.

-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

-Вам будут предложены довольно простые вопросы, на которые вам предстоит ответить, приступаем!

В слове земля безударная гласная …

Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается.

В слове тонна удвоенная …

Пунктуационный знак, похожий на действие деление.

Буква, похожая на окружность.

У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …

-Давайте проверим себя и посмотрим на экран. Поднимите руку у кого не так. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

( е с н : о ь)

Среди данных графических знаков найдите лишний.

-Из данных букв составьте слово, запишите его (осень).

-Осень прекрасное, но в тоже время и грустное время года. Осени многие поэты посвящали стихи. Прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

-Назовите известные нам части речи, которые встретились в этом стихотворении. (ученик отвечает устно)

-У всех ли слов мы смогли определить, какой частью речи они являются?

-Какое слово осталось? (уныло)

-Задайте к нему вопрос (как?)

Систематичная проверка знаний

Словесный метод

Беседа

(фронтальная)

Записывают число и классную работу.

-Двоеточие (:)

-Лишний графический знак – двоеточие.

-Осень.

Читают стихотворение.

-В этом стихотворении нам встретились глаголы, существительные и прилагательные.

-Нет.

-Уныло.

-Как?

Л-6

К-1

Р-5

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(3 мин.)

Организация внимания школьников. Обеспечить мотивацию учения школьников.

-Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на вопрос как?

-Как вы думаете, что мы узнаем на уроке?

-Да. Какой частью речи являются слова, которые отвечают на вопрос к а к?

-Также мы ответим на вопросы:

-Что обозначают слова этой части речи?

-Как изменяются слова данной части речи?

-Каким членом предложения является?

-Что будет, если исчезнут эти слова из нашей речи?

Работа предстоит сложная. Но у нас всё получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

Беседа (фронтальная)

Подведение к определению темы и цели урока.

-Нет.

-На уроке мы узнаем, какие части речи отвечают на вопрос как?

Слушают учителя.

Р-2

Р-7  

К-1

К-6

4

Первичное усвоение новых знаний

(10-12 мин)

Обеспечить восприятие, осмысление и закрепление уч-ся изучаемого материала

-Для открытия нового знания выполним задание на карточках.

Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите карандашом вопросы над выделенными словами.

1ряд.

Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером.

2 ряд.

Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями. Кругом ещё ярко светило солнце.

3 ряд.

В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей. Я благополучно спустился с холма вниз.

-Проверим выполнения задания.

-Встретились ли слова, которые отвечают на вопрос к а к?

-Теперь обратимся к учебнику, откроем с 74 упр. 126., в нём даны предложения, с которыми вы работали. Прочитаем, какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия)

-Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)

-На какие же ещё вопросы может отвечать наречие?

-Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

-Что заметили? Изменилось ли предложение?

-Какую роль выполняют наречия в нашей речи?

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

-Какую мы можем поставить цель?

Беседа (фронтальная) Формирование представлений о новом материале, новых знаний.

Выполняют задания по рядам.

Записывают:

1 ряд – (Где?) впереди, (Как?) медленно, (Когда?) вечером.

2 ряд – (Как?) слабо, (Как?) жалобно, (Как?) ярко.

3 ряд – (Куда?) налево, (Куда?) направо, (Как?) благополучно, (Куда?) вниз.

-Да.

-Наречия.

-Да.

-Наречие может отвечать на вопросы: Где? Куда? Откуда?

-Стало скучным, не эмоциональным.

-Украшают её, делают её более точной и выразительной.

-Наречие.

-Узнать о наречии как можно больше.

К-1

К-6

 

П-6

П-9

 

Р-11  

Л-5

5

Первичная проверка понимания

(7-10 мин)

Установить правильность и осознанность изученного материала

Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

-Выполним упр. в учебнике стр. 73 упр. 125.

-Прочитайте задание.

-Что надо сделать? (доказать, что выделенные слова являются наречием)

-Что для этого надо сделать? (задать вопрос)

Журчит (как?) звонко, тонко

-От какого слова задавали вопрос? (журчит)

-Какой частью речи является данное слово?

-Что обозначает глагол? (действие)

-Получается, что наречие указывает на признак действия, т.е. журчать ручей может по-разному.

(В старину называли наречие – приглагол. Действительно, слова, которые стоят при глаголе, обозначают признак действия)

-Поставим глагол во множественное число и зададим от него вопрос к наречию.

Журчат (как?) звонко, тонко

-Изменим время глагола.

Журчал (как?) звонко, тонко.

Будет журчать (как?) звонко, тонко.

-Что изменилось? (у глаголов изменяется окончание)

-А что не изменилось? (наречие, значит у наречия, нет окончания, это неизменяемая часть речи)

-То есть мы с вами ответили ещё на один вопрос.

-Продолжим постигать тайну новой части речи. Для этого поработаем в парах. Из слов, которые находятся в конвертах, надо составить предложения и его записать.

(осенней, солнце, редко, порой, смеётся)

(два человека у доски – выставление отметок)

Чтение получившихся предложений.

-Подчеркните главные члены предложения – грамматическую основу предложения.

-Как называются остальные члены предложения? (второстепенные)

-Найдите в предложении наречие. Каким же членом предложения оно является? (второстепенным)

-Проверим наши выводы о наречии, прочитав сведения о языке на стр. 74.

-Мы были правы.

-А теперь немного отдохнём.

Физкультминутка

Медленно встаньте.

Резко поднимите руки.

Плавно их опустите.

Высоко подпрыгните.

Низко присядьте.

Тихо сядьте за парту.

Проверка усвояемости материала. Беседа (фронтальная) Практическое применение новых знаний.

Выполняют упражнение.

-Доказать, что выделенные слова являются наречием.

-Задать вопрос.

-Журчит.

-Глаголом.

-Действие.

Журчат (как?) звонко, тонко

Журчал (как?) звонко, тонко.

Будет журчать (как?) звонко, тонко.

-У глаголов изменяется окончание.

-Наречие, значит у наречия, нет окончания, это неизменяемая часть речи.

Работают в парах. Составляют предложение.

Осенней порой солнце редко смеётся.

Выделяют грамматическую основу.

-Второстепенные.

-Второстепенным.

Читают сведения о языке (правило).

П-9

П-10

Р-11

Л-5

К-1

К-6

К-8

6

Первичное закрепление

(5-7 мин)

-Ребята, какие новые части речи нам встретились в физкультминутке?

-А может быть, кто-то их посчитал? Сколько наречий вы услышали?

-Хорошо.

-В качестве закрепления полученных знаний выполним упр. 127 на стр.74

-Прочитайте задание.

-Давайте облегчим себе задание. 1 ряд выпишет наречия, которые отвечают на вопрос где, 2 ряд – откуда, 3 ряд – куда.

-Но сначала подумайте и назовите вопросы наречия, который указывает на место действия. (Где? Куда? Откуда?)

-Приступаем к работе.

-Давайте проверим, какие наречия выписал каждый ряд и правильно ли.

-Назовите наречия, которые никакой ряд не выписал.

-На какой вопрос они отвечают? (Когда?) На что указывают эти наречия? (на время действия).

-А мы выписали наречия, которые указывают на… (место действия).

-Верно.

Самостоятельная работа (индивид.) Проверка усвояемости материала. Беседа

Практическое применение новых знаний.

-Наречия.

-6 наречий.

Выполняют упражнение.

Проверяют.

-Сегодня, утром, рано, летом, сейчас, вчера, теперь.

-Когда?

-Указывают на время действия.

-Место действия.

К-1

К-6

П-6

Р-11

 

Л-5

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(1 мин)

Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Сегодня я вам дам необычное домашнее задание. У всех дома есть книги?

-Выберите любую прочитанную вами книгу. Найдите в ней 3 предложения, в которых есть наречие. Выпишите их. И подумайте, на что указывают наречия в этих предложениях. Надеюсь, вам будет интересно выполнять это задание.

-Всем понятно?

Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях.

Слушают инструкцию к выполнению домашнего задания.

Л-6

8

Рефлексия

(3 мин)

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния.

-Ребята, о какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

-А какую цель ставили?

-Верно, как можно больше узнать о наречии.

-Что мы узнали об этой части речи?

Вспомогательные вопросы:

  1. На какие вопросы отвечают наречия?
  2. Что обозначают наречия?          
  3. С какой частью речи связаны наречия?
  4. Какую роль играют в нашей речи наречия?

-Как вы думаете, достигли мы поставленную цель?

-Подберите наречия к глаголу работать, тем самым закончив предложение: я сегодня работал…

-А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно! И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!

Беседа и самоанализ

(фронтальная)

Подведение итогов урока.

-О наречии.

-Узнать как можно больше о наречии.

-Наречие – это неизменяемая часть речи. Обозначает признак действия и отвечает на вопросы как? где? куда? когда, откуда?

В предложении является второстепенным членом.

-Да.

Проводят рефлексию.

П-9

Л-1

Л-3  

 

К-1

Рекомендации наставника: тех.карта составлена методически верно, соответствует требованиям ФГОС.

Подпись учителя: Тюнина Л.И.        Дата  21.10.20        

Подпись методиста:         Дата          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

Урок русского языка 4 класс по теме "Наречие"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи" по учебнику Русский язык (автор В.П.Канакина). Урок составлен с использованием технологии критического мышления (приём тонкие и толстые ...

Конспект урока по русскому языку, 4 класс, по теме" Наречие".

Урок открытия новых знаний. Формы работы на уроке: работа в группах, в парах.Имеется занимательный материал, который можно использовать на других уроках русского языка....

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...

Презентация к уроку русского языка 4 класс на тему "Наречие"

Данная презентация используется на уроке русского языка в 4 классе при знакомстве с особенностями части речи наречие....

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...

Технологическая карта по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" по теме:«Язык и речь"

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирование осознания роли языка в жизни человека, совершенствование умений языкового анализа.Задачи урокаДидактические:Обобщить предст...