Несклоняемые имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка по теме "Несклоняемые имена существительные" 3 класс УМК Начальная школа 21 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nesklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Несклоняемые имена существительные».

Ф.И.О. учителя:    Савина Людмила Васильевна

Место работы:  МОУ Кологривская  СОШ

Должность: учитель начальных классов

Предмет: Русский язык

УМК «Начальная школа 21 века»

Класс: 3

Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.

Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Склонение имён существительных», «Падеж и безударные окончания имён существительных», «Число имён существительных», «Род имён существительных».

Тип урока: комбинированный урок

 

Методы обучения: системно – деятельностный  подход.

Базовый учебник: « Русский язык», С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, «Вентана - Граф», 2012

Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Основные методы: объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа.

Средства обучения  – учебник, презентация.

Оборудование урока: ноутбук, проектор, интерактивная доска, колонки,  презентация, выполненная в программе SMART Notebook  или  Power Point,  учебник, тетрадь.

Источники информации:

-программа дисциплины;

-технологическая карта урока;

-литература для учителя;

-учебники;

-интернет-сайты

Цель урока: Познакомить с несклоняемыми именами существительными, с их происхождением и значением, формировать умения образовывать форму и правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже, учить правильно употреблять данные существительные в речи.

Задачи:

содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к  мнению других людей,  умение высказывать  и доказывать  свое мнение, создавать  мини-высказывание);

актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;

смоделировать алгоритм определения несклоняемых имён существительных;

развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные  умения учащихся;

обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный контекст.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

знать и уметь различать несклоняемые имена существительные, правильно употреблять их в речи;

правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности;

соотносить результат своей деятельности и оценивать его.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

анализировать, классифицировать для получения необходимого результата.

Коммуникативные: договариваться с собеседниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды;

умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими

 и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

ХОД УРОКА:

Этап урока

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Мотивация (самоопреде-ление) к учебной деятельности.

Эмоциональ-ная, психоло-гическая и мотивацион-ная подготов-ка учащихся к усвоению изучаемого материала.

1-2 слайд

Чтоб звучал веселый смех,

Детвора не плакала.

Светит солнышко для всех

Светит одинаково.

День откроет на заре

 Золотистым ключиком,

Чтоб досталось на земле

Каждому по лучику.

- Здравствуйте, ребята! Давайте своими улыбками  пошлём друг другу лучик добра и радости. Настроимся на работу - откроем ладошки к новым знаниям и произнесём волшебную фразу: « Я хочу много знать».

- А вы действительно хотите много знать?

- Тогда тихо садимся, открываем свои тетрадки и записываем дату и вид работы.

Настрой на урок

Улыбаются друг другу.

Высказывания детей.

Записывают в тетрадях число и вид работы.

Личностные:

положительное отношение к урокам русского языка

Регулятивные:

планируют необходимые действия, операции.

Коммуникатив-ные: формирование  умения слушать и слышать.

2. Минутка чистописания

Выработка каллиграфического письма.

3 слайд

Прочитайте предложение.

Адрес перепутали маленькие кони:

Вместо Лилипутии к нам попали пони.

- Почему слово Лилипутия записано с заглавной буквы?

- Запишите это предложение в тетрадь красиво и аккуратно.

- Вспомните правила посадки при письме, и постарайтесь сохранить её до конца урока.

- Это воображаемая страна Джонатана Свифта, в которой очутился Гулливер.

Личностные:

выработка каллиграфического письма

3. Актуализа-ция и пробное учебное действие.

4. Выявление места и причины затруднения.

5. Целепо-лагание и построение проекта выхода из затруднения.

6. Первичное закрепление с комментирова-нием во внешней речи.

7. Самостоя-тельная  работа с взаимо-проверкой.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Наблюдение и анализ языковых единиц, составление алгоритма.

Обобщение и систематиза-ция знаний, формирова-ние рацио-нальных способов применения их на практике.

Выполнение разноуровне-вых обучающих упражнений на основе текстов учебника.

- Какое неизменяемое слово встретилось в этом предложении?

- Что вы можете сказать про род этого существительного?

- Просклоняйте устно существительные конь и  пони.

4 – 5 слайд

- Сравните склонение этих существительных:

- Что вы заметили?

- Да, ребята, слово пони  имеет одну и ту же форму во всех падежах.

- Прочитайте текст.

6 слайд

В магазине продаются разные пальто.  

У  пальто  меховой воротник.

К пальто  пришиты красивые пуговицы.

Мама купила  мне   новое зимнее пальто. 

Я доволен своим  пальто. 

Мне было тепло в  пальто.
-  Что вы заметили?

-  Какой частью речи оно является?
- В каком падеже употребляется  слово  пальто в каждом предложении? -  Как будем действовать? 

- Давайте составим памятку.

Памятка.

Чтобы определить падеж сущ., надо:

Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
По вопросу и предлогу определить падеж.

- Определите падеж существительного пальто.

- Итак, подведём итог, что можно определить у неизменяемых имён сущ.?

- Какие из этих грамматических признаков являются постоянными?

- Непостоянным признаком?

- Как вы думаете можно ли у неизменяемых существительных определить склонение?

- Молодцы, а теперь давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Продолжите мою мысль:

Если имена существительные изменяются по падежам, т.е. склоняются, то они называются СКЛОНЯЕМЫЕ, а если не изменяются по падежам, то они называются… НЕСКЛОНЯЕМЫЕ.

Молодцы. Как же звучит тема нашего урока?

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

- Послушайте весёлую песенку и подумайте, правильно звучат в ней слова или нет.

7 слайд – видеозапись, воспроизведение при нажатии на объект

- Что вас рассмешило?

- Чтобы не допускать таких ошибок, давайте потренируемся.

8 слайд

- Определите падеж у слова кино.

После того как назовут падеж, открыть анимацию.

- Скажите, пожалуйста, а если по вопросу и предлогу трудно определить падеж, как вы будете действовать?

- Бессмысленные конечно получаются словосочетания, но очень удобные для определения падежа.

- Как проверить, правы ли мы?

- Откройте учебники на странице 48 и прочитайте рубрику «Давай подумаем».

- С кем вы согласитесь?

- Прочитаем правило.

- У нас получился такой же вывод?

- Значит вы кто?

- Выполним устно упражнение № 1. Назовите только несклоняемые слова.

- Прежде, чем выполнить упражнение № 2, вспомните, какие  ещё несклоняемые сущ. вы знаете?

- А почему эти сущ. не склоняются?

- Да, действительно, слов пришедших к нам из других языков немало: около

10 % от всех слов русского языка. Ко многим из них мы так привыкли, что даже забыли, что они иноязычные: библиотека, фонарь, математика, шарф. Этот список можно долго продолжать. И обратите внимание, все перечисленные слова склоняются по падежам. То есть несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только небольшая часть из них.

- Посмотрите на картинки и вспомните, какого рода, могут быть несклоняемые сущ.

9 слайд – 14 слайд

Чтобы не замерз никто,

Не обойтись нам без…   пальто

 На одной ножке

В шоколадной одёжке. Эскимо

Очень музыку любили

Две сестры, Наташа с Ниной,

И поэтому купили

Им большое… пианино

В  Австралии они живут,

Прыгунчики отличные,

А сумку им носить - не труд

Явление  привычное. Кенгуру

- Род неизменяемых имен существительных надо запоминать.

В случае затруднений надо обращаться за помощью к толковому словарю.

- Ребята, давайте немного отдохнём и послушаем весёлую песенку, про несклоняемые имена существительные.

- Что вас рассмешило?

- А вот теперь давайте выполним упражнение № 2.

( Разбор упражнения, запись учащимися двух любых групп слов, взаимопроверка).

Упражнение № 5.

(Часть упражнения выполняется на доске, часть самостоятельно с проверкой.)

- Пони.

- Слово пони мужского рода.

Учащиеся устно склоняют сущ., на доске в таблице открываются шторки в программе SMART Notebook .

- Сущ. конь склоняет-

ся  по второму типу склонения.

Сущ. пони остаётся неизмен-ным.

- Во всех предложениях повторяется слово пальто

Ответы детей, сверху над сущ. пальто подписывают падеж.

- Род, число, падеж.

- Род и число.

- Падеж.

- Нет, потому что эти сущ.  не имеют окончания, они не изменяют форму слова.

Несклоняемые.

-Несклоняемые имена сущ.

Ответы детей.

- Неправильное произношение окончаний слов.

- Подставим существитель-ное первого склонения, например лиса.

Я пойду в кино (пойду в лису, окончание у) – В.п.

- Прочитать правило в учебнике.

- Да.

- Молодцы.

Ответы детей.

- Это иноязычные слова. Они пришли из других языков.

Ответы детей.

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные:

выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познаватель-ные: понимают познавательную задачу.

Познаватель-ные:

приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникатив-ные: работают в парах (обмени-ваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей).

8.Физкультминутка

Эмоциональ-ная и физическая разгрузка.

- Ребята, я вам сейчас расскажу одну сказку,  про несклоняемые существительные, а вы во время рассказа, если услышите иноязычное слово, присядьте или подпрыгните.

Собрались как-то несклоняемые слова вместе. Хозяйка – слово – миссис – заставила всех снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из кольраби, филе, суфле, желе, кофе и какао. Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри. Они дружно хлопали и восклицали: «Чудесно! Прямо как в кино!» Потом все играли в домино. Тут толстая мадам, владелица ателье, поправив на носу пенсне, сообщила, что многие её знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими. «Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?» Тут как раз по радио передали, что один буржуа вылетает в Россию с партией эскимо. Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта. Слова залезли в ящик с мороженым. Тут хозяин вышел из депо, сел в кабину, и они полетели. Полёт был долгим, и наши слова, лёжа между пачками эскимо, замёрзли так, что даже шевелиться уже не могли: совсем заледенели и стали неподвижны, как брикетики с мороженым. Наконец самолёт выпустил шасси и приземлился. Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова встретили их очень хорошо и оставили жить в русском языке. Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той же форме, в которой замёрзли. С тех пор они ни по падежам не склоняются, ни по родам не изменяются.

Выполняют движения. Демонстри-руют свою вниматель-ность.

Познаватель-ные: понимают познавательную задачу.

Личностные:

эмоциональная и физическая разгрузка.

9.  Словарная работа.

Знакомство с новыми словами.

- Ребята, все ли слова, встретившиеся  в сказке, вам были понятны?

- Разберём некоторые из них, обогатим словарный запас.

15 слайд

Пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

16 слайд

Фойе – помещение в театре, кино, цирке, для пребывания зрителей перед началом спектакля, концерта, фильма, выставки, представления.

17 слайд

Кашне – шарф на шею.

18 слайд

Манто – широкое дамское пальто, обычно меховое.

19 слайд

Маэстро – выдающийся музыкант или композитор.

- Сегодня на уроке мы знакомимся с новым словарным словом. Отгадайте его.

Под большими городами,

Под подземными ходами

Перепутано хитро-

Возит там людей … (метро).

20 слайд

- Как узнать написание данного слова? - Запишите слово, выделите орфограмму.

Устно выполнить фонетический разбор слова.

Ответы детей.

- Отгадывают загадку.

Надо обратиться к орфографическому словарю.

Проверяют написание слова по орфографическому словарю, записывают его в тетрадь.

Личностные: положительно относятся к уче-нию, познава-тельной деятельности, желают приоб-ретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Коммуникатив-ные:

вступать в учебный диалог с учителем

10. Включе-ние в систему знаний и повторение.

Эвристичес-кая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах.

- Ребята, поднимите руки, кто помогает дома своим родителям. Что вы делаете?

- Представьте, что мама отправила вас в магазин и попросила купить фруктов. Откройте карточку и подумайте, как вы обратитесь к продавцу? (работа в парах по карточке)

Определите число и падеж слов с пропущенными окончаниями. Вставьте окончания.

- Взвесьте, пожалуйста, пять килограм…  мандарин… .

- Прочитайте, что у вас получилось.

- В каком числе и падеже стоят данные существительные? Какие окончания имеют?

- А как нам поступить, если мы не знаем, правильно ли мы сказали. К чему мы можем обратиться?

- Рубрика «Обрати внимание» поможет нам разрешить эту проблему.

С. 49 правило

С. 49 упр.3 (работа в парах)

- Сегодня на уроке мы с вами должны запомнить написание некоторых имён сущ. множественного числа родительного падежа.

- Давайте разыграем несколько ситуаций, которые могут произойти в повседневной жизни.

(Обыгрывание ситуаций).

Разберём  упражнения № 4.

- Приведите пример, докажите.

Ответы детей.

-  К словарю или учебнику.

- В зале много свободных мест?

- Я люблю салат из помидоров.

Познаватель

ные: умение

ориентироваться в учебнике.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникатив-ные: работают в парах (обмени-ваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей)

11. Проверка усвоенного.

Самостоятельная работа
 

- Запишите словосочетания, используя несклоняемые имена сущ,  определите у них падеж.

Выйти из  __________,

гулять без __________,

ехать по ____________,

слушать по ___________,

пойти в ______________,

играть на ______________,

кататься на _____________.

- Соедините слова левого и правого столбика.

манто                     род очков

кашне                    помещение в театре

пенсне           короткое широкое пальто

фойе                       шарф на шею

маэстро            выдающийся музыкант 

Пишут в тетрадях.

Познаватель-ные:

построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное создание спосо-бов решения проблем.

Регулятивные: 

умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их; овладение приёмами конт-роля и самокон-троля усвоения изученного.

12. Домашнее задание.

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

- Написать сочинение на любую тему с 10 несклоняемыми существительными и существительными множественного числа родительного падежа.

Записывают задание на дом, задают вопросы

Познаватель-ные: закрепление полученных знаний.

Личностные: воспитание старательности, терпения, аккуратности.

13. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Заключительная беседа по вопросам.

21 слайд

Составьте синквейн на тему несклоняемые имена существительные.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Кому понравился урок, было интересно и понятно, прошу поднять восклицательный знак, у кого еще есть какие-то вопросы по теме, что-то надо доработать, прошу поднять вопросительный знак, кому урок не понравился, было не понятно, не справились с заданиями, прошу поднять тире.

Составляют синквейн.

Познаватель-ные:

устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умения, навыков и операционных, исследовательских, аналитичес-ких умений как интегрирован-ных, сложных умений, прио-бретают умения мотивированно организовывать свою деятель-ность.

Регулятивные:

оценивают свою работу.

Коммуникатив-ные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Несклоняемые имена существительные.

Урок проводится в 4 классе и  учит  учеников правильному употреблению несклоняемых существительных в своей речи....

Три склонения имён существительных . Несклоняемые имена существительные.

Русский язык по русскому языку в 4 классе по учебнику Рамзаевой...

Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные

Цели урока:  ввести понятие «несклоняемые имена существительные»;  формировать умение склонять имена существительные;  формировать навыки определения падежа имени существите...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе «Перспектива». Тема: « Имя существительное. Повторяем, что знаем. Несклоняемые имена существительные».

Данное информационное дополнение  станет хорошим подспорьем на уроке учителю  и поможет обучающимся с лёгкостью повторить имеющиеся знания и закрепить новые....

Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...