Несклоняемые имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка по теме "Несклоняемые имена существительные" 3 класс УМК Начальная школа 21 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nesklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Несклоняемые имена существительные».
Ф.И.О. учителя: Савина Людмила Васильевна
Место работы: МОУ Кологривская СОШ
Должность: учитель начальных классов
Предмет: Русский язык
УМК «Начальная школа 21 века»
Класс: 3
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Склонение имён существительных», «Падеж и безударные окончания имён существительных», «Число имён существительных», «Род имён существительных».
Тип урока: комбинированный урок
Методы обучения: системно – деятельностный подход.
Базовый учебник: « Русский язык», С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, «Вентана - Граф», 2012
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Основные методы: объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа.
Средства обучения – учебник, презентация.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, интерактивная доска, колонки, презентация, выполненная в программе SMART Notebook или Power Point, учебник, тетрадь.
Источники информации:
-программа дисциплины;
-технологическая карта урока;
-литература для учителя;
-учебники;
-интернет-сайты
Цель урока: Познакомить с несклоняемыми именами существительными, с их происхождением и значением, формировать умения образовывать форму и правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже, учить правильно употреблять данные существительные в речи.
Задачи:
содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание);
актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;
смоделировать алгоритм определения несклоняемых имён существительных;
развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;
обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный контекст.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
знать и уметь различать несклоняемые имена существительные, правильно употреблять их в речи;
правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже
Метапредметные:
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности;
соотносить результат своей деятельности и оценивать его.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
анализировать, классифицировать для получения необходимого результата.
Коммуникативные: договариваться с собеседниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды;
умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
ХОД УРОКА:
Этап урока | Результат | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация (самоопреде-ление) к учебной деятельности. | Эмоциональ-ная, психоло-гическая и мотивацион-ная подготов-ка учащихся к усвоению изучаемого материала. | 1-2 слайд Чтоб звучал веселый смех, Детвора не плакала. Светит солнышко для всех Светит одинаково. День откроет на заре Золотистым ключиком, Чтоб досталось на земле Каждому по лучику. - Здравствуйте, ребята! Давайте своими улыбками пошлём друг другу лучик добра и радости. Настроимся на работу - откроем ладошки к новым знаниям и произнесём волшебную фразу: « Я хочу много знать». - А вы действительно хотите много знать? - Тогда тихо садимся, открываем свои тетрадки и записываем дату и вид работы. | Настрой на урок Улыбаются друг другу. Высказывания детей. Записывают в тетрадях число и вид работы. | Личностные: положительное отношение к урокам русского языка Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникатив-ные: формирование умения слушать и слышать. |
2. Минутка чистописания | Выработка каллиграфического письма. | 3 слайд Прочитайте предложение. Адрес перепутали маленькие кони: Вместо Лилипутии к нам попали пони. - Почему слово Лилипутия записано с заглавной буквы? - Запишите это предложение в тетрадь красиво и аккуратно. - Вспомните правила посадки при письме, и постарайтесь сохранить её до конца урока. | - Это воображаемая страна Джонатана Свифта, в которой очутился Гулливер. | Личностные: выработка каллиграфического письма |
3. Актуализа-ция и пробное учебное действие. 4. Выявление места и причины затруднения. 5. Целепо-лагание и построение проекта выхода из затруднения. 6. Первичное закрепление с комментирова-нием во внешней речи. 7. Самостоя-тельная работа с взаимо-проверкой. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Наблюдение и анализ языковых единиц, составление алгоритма. Обобщение и систематиза-ция знаний, формирова-ние рацио-нальных способов применения их на практике. Выполнение разноуровне-вых обучающих упражнений на основе текстов учебника. | - Какое неизменяемое слово встретилось в этом предложении? - Что вы можете сказать про род этого существительного? - Просклоняйте устно существительные конь и пони. 4 – 5 слайд - Сравните склонение этих существительных: - Что вы заметили? - Да, ребята, слово пони имеет одну и ту же форму во всех падежах. - Прочитайте текст. 6 слайд В магазине продаются разные пальто. У пальто меховой воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне новое зимнее пальто. Я доволен своим пальто. Мне было тепло в пальто. - Какой частью речи оно является? - Давайте составим памятку. Памятка. Чтобы определить падеж сущ., надо: Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. - Определите падеж существительного пальто. - Итак, подведём итог, что можно определить у неизменяемых имён сущ.? - Какие из этих грамматических признаков являются постоянными? - Непостоянным признаком? - Как вы думаете можно ли у неизменяемых существительных определить склонение? - Молодцы, а теперь давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Продолжите мою мысль: Если имена существительные изменяются по падежам, т.е. склоняются, то они называются СКЛОНЯЕМЫЕ, а если не изменяются по падежам, то они называются… НЕСКЛОНЯЕМЫЕ. Молодцы. Как же звучит тема нашего урока? - Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? - Послушайте весёлую песенку и подумайте, правильно звучат в ней слова или нет. 7 слайд – видеозапись, воспроизведение при нажатии на объект - Что вас рассмешило? - Чтобы не допускать таких ошибок, давайте потренируемся. 8 слайд - Определите падеж у слова кино. После того как назовут падеж, открыть анимацию. - Скажите, пожалуйста, а если по вопросу и предлогу трудно определить падеж, как вы будете действовать? - Бессмысленные конечно получаются словосочетания, но очень удобные для определения падежа. - Как проверить, правы ли мы? - Откройте учебники на странице 48 и прочитайте рубрику «Давай подумаем». - С кем вы согласитесь? - Прочитаем правило. - У нас получился такой же вывод? - Значит вы кто? - Выполним устно упражнение № 1. Назовите только несклоняемые слова. - Прежде, чем выполнить упражнение № 2, вспомните, какие ещё несклоняемые сущ. вы знаете? - А почему эти сущ. не склоняются? - Да, действительно, слов пришедших к нам из других языков немало: около 10 % от всех слов русского языка. Ко многим из них мы так привыкли, что даже забыли, что они иноязычные: библиотека, фонарь, математика, шарф. Этот список можно долго продолжать. И обратите внимание, все перечисленные слова склоняются по падежам. То есть несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только небольшая часть из них. - Посмотрите на картинки и вспомните, какого рода, могут быть несклоняемые сущ. 9 слайд – 14 слайд Чтобы не замерз никто, Не обойтись нам без… пальто На одной ножке В шоколадной одёжке. Эскимо Очень музыку любили Две сестры, Наташа с Ниной, И поэтому купили Им большое… пианино В Австралии они живут, Прыгунчики отличные, А сумку им носить - не труд Явление привычное. Кенгуру - Род неизменяемых имен существительных надо запоминать. В случае затруднений надо обращаться за помощью к толковому словарю. - Ребята, давайте немного отдохнём и послушаем весёлую песенку, про несклоняемые имена существительные. - Что вас рассмешило? - А вот теперь давайте выполним упражнение № 2. ( Разбор упражнения, запись учащимися двух любых групп слов, взаимопроверка). Упражнение № 5. (Часть упражнения выполняется на доске, часть самостоятельно с проверкой.) | - Пони. - Слово пони мужского рода. Учащиеся устно склоняют сущ., на доске в таблице открываются шторки в программе SMART Notebook . - Сущ. конь склоняет- ся по второму типу склонения. Сущ. пони остаётся неизмен-ным. - Во всех предложениях повторяется слово пальто Ответы детей, сверху над сущ. пальто подписывают падеж. - Род, число, падеж. - Род и число. - Падеж. - Нет, потому что эти сущ. не имеют окончания, они не изменяют форму слова. Несклоняемые. -Несклоняемые имена сущ. Ответы детей. - Неправильное произношение окончаний слов. - Подставим существитель-ное первого склонения, например лиса. Я пойду в кино (пойду в лису, окончание у) – В.п. - Прочитать правило в учебнике. - Да. - Молодцы. Ответы детей. - Это иноязычные слова. Они пришли из других языков. Ответы детей. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познаватель-ные: понимают познавательную задачу. Познаватель-ные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникатив-ные: работают в парах (обмени-ваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей). |
8.Физкультминутка | Эмоциональ-ная и физическая разгрузка. | - Ребята, я вам сейчас расскажу одну сказку, про несклоняемые существительные, а вы во время рассказа, если услышите иноязычное слово, присядьте или подпрыгните. Собрались как-то несклоняемые слова вместе. Хозяйка – слово – миссис – заставила всех снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из кольраби, филе, суфле, желе, кофе и какао. Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри. Они дружно хлопали и восклицали: «Чудесно! Прямо как в кино!» Потом все играли в домино. Тут толстая мадам, владелица ателье, поправив на носу пенсне, сообщила, что многие её знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими. «Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?» Тут как раз по радио передали, что один буржуа вылетает в Россию с партией эскимо. Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта. Слова залезли в ящик с мороженым. Тут хозяин вышел из депо, сел в кабину, и они полетели. Полёт был долгим, и наши слова, лёжа между пачками эскимо, замёрзли так, что даже шевелиться уже не могли: совсем заледенели и стали неподвижны, как брикетики с мороженым. Наконец самолёт выпустил шасси и приземлился. Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова встретили их очень хорошо и оставили жить в русском языке. Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той же форме, в которой замёрзли. С тех пор они ни по падежам не склоняются, ни по родам не изменяются. | Выполняют движения. Демонстри-руют свою вниматель-ность. | Познаватель-ные: понимают познавательную задачу. Личностные: эмоциональная и физическая разгрузка. |
9. Словарная работа. | Знакомство с новыми словами. | - Ребята, все ли слова, встретившиеся в сказке, вам были понятны? - Разберём некоторые из них, обогатим словарный запас. 15 слайд Пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу. 16 слайд Фойе – помещение в театре, кино, цирке, для пребывания зрителей перед началом спектакля, концерта, фильма, выставки, представления. 17 слайд Кашне – шарф на шею. 18 слайд Манто – широкое дамское пальто, обычно меховое. 19 слайд Маэстро – выдающийся музыкант или композитор. - Сегодня на уроке мы знакомимся с новым словарным словом. Отгадайте его. Под большими городами, Под подземными ходами Перепутано хитро- Возит там людей … (метро). 20 слайд - Как узнать написание данного слова? - Запишите слово, выделите орфограмму. Устно выполнить фонетический разбор слова. | Ответы детей. - Отгадывают загадку. Надо обратиться к орфографическому словарю. Проверяют написание слова по орфографическому словарю, записывают его в тетрадь. | Личностные: положительно относятся к уче-нию, познава-тельной деятельности, желают приоб-ретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Коммуникатив-ные: вступать в учебный диалог с учителем |
10. Включе-ние в систему знаний и повторение. | Эвристичес-кая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. | - Ребята, поднимите руки, кто помогает дома своим родителям. Что вы делаете? - Представьте, что мама отправила вас в магазин и попросила купить фруктов. Откройте карточку и подумайте, как вы обратитесь к продавцу? (работа в парах по карточке) Определите число и падеж слов с пропущенными окончаниями. Вставьте окончания. - Взвесьте, пожалуйста, пять килограм… мандарин… . - Прочитайте, что у вас получилось. - В каком числе и падеже стоят данные существительные? Какие окончания имеют? - А как нам поступить, если мы не знаем, правильно ли мы сказали. К чему мы можем обратиться? - Рубрика «Обрати внимание» поможет нам разрешить эту проблему. С. 49 правило С. 49 упр.3 (работа в парах) - Сегодня на уроке мы с вами должны запомнить написание некоторых имён сущ. множественного числа родительного падежа. - Давайте разыграем несколько ситуаций, которые могут произойти в повседневной жизни. (Обыгрывание ситуаций). Разберём упражнения № 4. - Приведите пример, докажите. | Ответы детей. - К словарю или учебнику. - В зале много свободных мест? - Я люблю салат из помидоров. | Познаватель ные: умение ориентироваться в учебнике. Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникатив-ные: работают в парах (обмени-ваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей) |
11. Проверка усвоенного. | Самостоятельная работа | - Запишите словосочетания, используя несклоняемые имена сущ, определите у них падеж. Выйти из __________, гулять без __________, ехать по ____________, слушать по ___________, пойти в ______________, играть на ______________, кататься на _____________. - Соедините слова левого и правого столбика. манто род очков кашне помещение в театре пенсне короткое широкое пальто фойе шарф на шею маэстро выдающийся музыкант | Пишут в тетрадях. | Познаватель-ные: построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание спосо-бов решения проблем. Регулятивные: умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их; овладение приёмами конт-роля и самокон-троля усвоения изученного. |
12. Домашнее задание. | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | - Написать сочинение на любую тему с 10 несклоняемыми существительными и существительными множественного числа родительного падежа. | Записывают задание на дом, задают вопросы | Познаватель-ные: закрепление полученных знаний. Личностные: воспитание старательности, терпения, аккуратности. |
13. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Заключительная беседа по вопросам. | 21 слайд Составьте синквейн на тему несклоняемые имена существительные. - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? - Какое настроение у вас сейчас? - Кому понравился урок, было интересно и понятно, прошу поднять восклицательный знак, у кого еще есть какие-то вопросы по теме, что-то надо доработать, прошу поднять вопросительный знак, кому урок не понравился, было не понятно, не справились с заданиями, прошу поднять тире. | Составляют синквейн. | Познаватель-ные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умения, навыков и операционных, исследовательских, аналитичес-ких умений как интегрирован-ных, сложных умений, прио-бретают умения мотивированно организовывать свою деятель-ность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникатив-ные: строят небольшие монологические высказывания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Несклоняемые имена существительные". Презентация к уроку.
Конспект урока по программе "Школа России", 4 класс....
Несклоняемые имена существительные.
Урок проводится в 4 классе и учит учеников правильному употреблению несклоняемых существительных в своей речи....
Три склонения имён существительных . Несклоняемые имена существительные.
Русский язык по русскому языку в 4 классе по учебнику Рамзаевой...
Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные
Цели урока: ввести понятие «несклоняемые имена существительные»; формировать умение склонять имена существительные; формировать навыки определения падежа имени существите...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе «Перспектива». Тема: « Имя существительное. Повторяем, что знаем. Несклоняемые имена существительные».
Данное информационное дополнение станет хорошим подспорьем на уроке учителю и поможет обучающимся с лёгкостью повторить имеющиеся знания и закрепить новые....
Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...
Урок русского языка в 4 классе "Склонение имён существительных. Несклоняемые имена существительные"
Познакомить с несклоняемыми именами существительными...