рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8 имени Героя Советского Союза А.Ф.Щербакова»
Принята на заседании педагогического совета Протокол от 30.08. 2019 г. № 1
| Утверждена и введена в действие приказом директора МБОУ «Средняя школа № 8» от 30.08.2019 г. № 55 о/д |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя начальных классов
1 квалификационной категории
Королевой Ирины Анатольевны
по русскому языку 4 класс б
базовый уровень
на 2019- 2020 учебный год
Королева Ирина Анатольевна
(Ф.И.О. разработчика, подпись)
Количество часов:
всего - 136 ч., в неделю - 4 ч.
Контрольных диктантов - 11
Промежуточная аттестация (диктант) - 1
Контрольных словарных диктантов - 4
Контрольных изложений - 2
УМК
1. Учебное пособие по русскому языку в 4 классе:
авторы Л.В.Кибирева, О.А.Клейнфельд, Г.И.Мелихова «Русский язык»: Учеб.пособие по русскому языку. издательство: М.: ООО «Русское слово», 2013г.
Пособие для учителя:
1.Методические рекомендации к учебнику Л.В.Кибиревой, О.А.Клейнфельд, Г.И.Мелиховой «Русский язык» издательство: М.: ООО «Русское слово», 2013г.
г. Рославль
2019
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
- осознание необходимости изучения русского языка, усвоения правил, норм устной и письменной речи во имя сохранения красоты русского языка, его величия;
- осознание языка как средства общения;
- обоснование собственной позиции;
- сознательное отношение к качеству своей речи;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
- формирование выраженного познавательного интереса к русскому языку;
- формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир;
- формирование личностного смысла учения;
- нравственно-этическая ориентация;
- самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми).
- Средство достижения этих результатов – тексты из учебника
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- действие по намеченному плану, а также по инструкциям;
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- умение организовывать своё рабочее место и работу;
- определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск их причины и способы преодоления;
- определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно
- Познавательные:
- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить
в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей.
- понимать информацию;
- умение подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков;
- умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям
- активное использование речевых средств;
- осуществление анализа, синтеза, сравнения, классификации языкового материала по заданным критериям;
- понимание информации;
- умение понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, переводить её в словесную форму;
- умение сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям;
Коммуникативные
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач,
- умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества;
- умение отвечать на вопросы;
- умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Предметные
Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Обучающийся научится:
- узнают: что такое общение, цели общения. Научатся различать монолог и диалог.
- узнают о лексике как разделе науки о языке, изучающим лексические значения слов. Осознают словарное богатство русского языка.
- научатся различать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слов, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы
- научатся: различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, буквы, не обозначающие звуков. вспомнят правила переноса слов, смыслоразличительную роль ударения, сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн.
- поупражняются в звуко - буквенном анализе слова. Осознают значимость звуко – буквенного анализа слова для грамотного письма.
- вспомнят: состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова. Научатся различать: однокоренные слова и формы слова, разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Научатся соблюдать изученные нормы орфографии.
- научатся: правильно писать гласные и согласные в корне слова; выявлять проверяемые и проверочные слова; составлять алгоритм проверки безударных гласных, парных звонких и глухих, непроизносимых согласных в корне слова (с опорой на таблицу); правильно писать слова с двойными согласными, сочетания чк, чн в словах.
- научатся: распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по значению и вопросам.
- научатся: наблюдать за лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях, определять роль словосочетаний в предложении, различать словосочетания и сочетания, не являющихся таковыми: 1) подлежащее и сказуемое; 2) однородные члены предложения; 3) существительное с предлогом; определять главные и второстепенные члены предложения, разбирать предложения по членам предложения.
- научатся: выделять в тексте смысловые части, редактировать текст, определять типы текстов.
- научатся: различать самостоятельные и служебные части речи, распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по значению и вопросам.
- научатся: находить имя существительное, определять его значение, вопросы, на которые отвечает; определять постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
- научатся: изменять существительные 1-го скл. по вопросам (падежам) – склонять; определять падежи; определять начальную форму имени существительного – форму именительного падежа; определять косвенные падежи, правильно писать безударные падежные окончания.
- научатся: изменять существительные 2-го скл. по вопросам (падежам) – склонять; определять падежи; определять начальную форму имени существительного – форму именительного падежа; определять косвенные падежи, правильно писать безударные падежные окончания.
- научатся правильно писать о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных
- научатся: изменять существительные 3-го скл. по вопросам (падежам) – склонять; определять падежи; определять начальную форму имени существительного – форму именительного падежа; определять косвенные падежи, правильно писать безударные падежные окончания.
- познакомятся со средствами языковой выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение) и научатся их находить в анализируемых текстах. Научатся писать текст с использованием различных средств выразительности.
- научатся: изменять существительные во множественном числе по вопросам (падежам) – склонять; определять падежи; определять начальную форму имени существительного – форму именительного падежа; определять косвенные падежи, правильно писать безударные падежные окончания.
- научатся: выделять характерные особенности текстов-повествования, описания, рассуждения; составлять текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение
- научатся выделять имя прилагательное как часть речи, определять значение, задавать вопросы к имени прилагательному, определять непостоянные признаки. Научатся согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, определять роль имен прилагательных в предложении; употреблять имена прилагательные в речи.
- получат общее представление о склонении имен прилагательных.
- научатся склонять прилагательные мужского и среднего рода, склонять прилагательные женского рода, правильно писать безударные падежные окончания. Научатся склонять имена прилагательные во множественном числе.
- научатся склонять прилагательные на -ий, -ья, -ьи.
- научатся употреблять имена прилагательные в речи, находить в тексте информацию, пересказывать текст по плану. Научатся: проверять и корректировать знания и умения по теме «Имя прилагательное как часть речи».
- научатся определять тему, основную мысль текста и их отражение в его названии; соотносить картинный план с частями текста и их озаглавливать; исправлять неверно составленный план; пересказывать текст по опорным словам и выражениям; письменно излагать текст.
- научатся выделять имя числительное как часть речи, определять значение, задавать вопросы, определять постоянные и непостоянные признаки, роль в предложении; выделять количественные и порядковые числительные, простые, сложные и составные числительные.
- научатся правильно писать числительные: мягкий знак в середине и на конце количественных числительных, слитное написание сложных числительных и раздельное написание составных числительных.
- научатся: употреблять имена числительные в речи; пронаблюдают за изменением числительных по падежам; узнают особенности склонения количественных и порядковых числительных (простые, сложные и составные); научатся изменять порядковые числительные по родам и числам; выучат порядок разбора имени числительного как части речи.
- научатся: конструировать предложения, используя средства выразительности (метафоры, сравнения, олицетворения.
- научатся выделять местоимение как часть речи, определять основные грамматические признаки местоимений.
- научатся находить личные местоимения, определять лицо личных местоимений.
- научатся склонять личные местоимения.
- научатся: выделять в речи притяжательные местоимения и возвратное местоимение себя, изменять притяжательные местоимения по родам, числам и падежам, изменять по падежам возвратное местоимение себя, узнают об отсутствии формы именительного падежа у местоимения себя.
- систематизируют и углубят знания о глаголе как части речи.
- научатся: определять неопределенную форму глагола, писать не с глаголами раздельно; определять число и время глаголов.
- научатся изменять глаголы по лицам и числам (спрягать)
- научатся правильно писать безударные личные окончания глаголов.
- научатся характеризовать особенности волшебной сказки с опорой на схему, сочинять волшебную сказку.
- научатся правильно писать -тся и -ться в глаголах.
- Научатся определять прошедшее время глагола, изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам.
- научатся находить общее и различное в предмете, сравнительно описывать предметы.
- научатся выделять наречие как неизменяемую часть речи; определять значение, задавать вопросы, определять роль в предложении.
- научатся: различать подробное и сжатое изложения с опорой на таблицу, анализировать варианты сокращения текста, подбирать речевые средства с целью устранения возможных повторов, писать сжатое изложение.
- научатся соблюдать изученные нормы орфографии.
- виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, главные и второстепенные члены предложения, определять распространенные и нераспространенные предложения.
- научатся находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
- получат общее представление о простом и сложном предложении. Научатся различать простые и сложные предложения, ставить знаки препинания в сложных предложениях. Получат представление о предложениях с прямой речью и их оформлении на письме. Узнают порядок разбора простого предложения.
- научатся: систематизировать изученный материал.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
(sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударные и безударные слоги;
- делить слова на части для переноса;
- производить звукобуквенный анализ слова и соотносить количество букв и звуков в двусложных словах;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивать с образцом;
- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных. Проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
- различать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
- различать простые и сложные предложения.
- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
- составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
- подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
II. Содержание учебного предмета
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий) | ||
Речь – основа общения (1 ч) | |||
Речь – основа общения. Что такое общение. Цели общения. Монолог и диалог – формы речевого общения. | Понятия: монолог, диалог Участие в дискуссии по обсуждаемым проблемам. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения и с опорой на имеющиеся знания, жизненный опыт. Определение целей общения в речевых ситуациях, представленных в серии сюжетных рисунков. Различение монолога и диалога. Практическое овладение диалогической формой речи. | ||
Слово (2 ч) | |||
Слово – основная единица языка (повторение). Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Однозначные и многозначные слова. Различение прямого и переносного значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы. Проект «Словарь в словаре» | Понятия: лексика, омонимы, синонимы, антонимы, Фразеологизмы. Осознание слова как центральной единицы языка в процессе осмысления пословиц, высказываний и стихотворения о слове. Объяснение значений многозначных слов и употребление их в речи. Толкование значений слов с помощью однокоренных (родственных) слов. Объяснение названия рассказа. Подбор синонимов и антонимов к заданным словам. Соотнесение фразеологизмов с рисунками, буквально трактующими значение слов, входящих в их состав. Рассказ о слове с опорой на схему. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значение слова по тексту или уточнение с помощью толкового словаря учебника. Различение употребления в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); Выбор слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. | ||
Звуко-буквенный анализ слова (2 ч) | |||
Звуко- буквенный анализ слова. Алфавит. Слог. Правила переноса слов (повторение). Смыслоразличительная роль ударения. Упражнение в звуко - буквенном анализе слова. | Понятие: Звуко-буквенный анализ слова Развернутое высказывание на лингвистическую тему с опорой на схему и имеющиеся знания. Правильное употребление в речи омографов и омоформ. Упражнения в различении звуков и букв. Характеристика звуков русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие). | ||
Состав слова (2 ч) | |||
Значимые части слова. Однокоренные слова и формы слова (повторение). Разбор слова по составу. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | Понятия: Корень, приставка, суффикс и окончание Актуализация имеющихся знаний о составе слова и их практическое применение в процессе выполнения грамматических заданий. Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ. Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, нахождение словообразовательного аффикса, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). | ||
Правописание слов (3 ч) | |||
Правописание орфограмм в корне слова. Словарные слова. Правописание приставок и суффиксов (повторение). Правописание разделительных ъ и ь знаков. Правописание ь после шипящих на конце имён существительных Большая буква в именах собственных. Стартовый контрольный диктант №1 | Понятие: Звуки: гласные и согласные, безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные Объяснение смысла пословиц. Подбор антонимов к заданным словам. | ||
Слово как часть речи (1 ч) | |||
Слово как часть речи | Понятие: морфология Извлечение из текста новой информации и ее соотнесение с уже имеющимися сведениями о предмете речи. | ||
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст (2 ч) | |||
Связь слов в предложении и предложений в тексте. Главные и второстепенные члены предложения (повторение). | Распознавать главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении | ||
Творческая лаборатория: «Вспоминаем, что такое текст» (2 ч) | |||
Творческая лаборатория: «Вспоминаем, что такое текст» (2 ч) Текст: тема, основная мысль, заголовок, части текста. Р/р Восстановление деформированного текста. Типы речи. Р/р Сочинение-описание «Осенний день» | Понятия: тема, основная мысль, заголовок, смысловые части текста Выделение в тексте смысловых частей Редактирование текста с намеренно допущенными в него ошибками. Определение типов речи. | ||
Части речи (1 ч) | |||
Самостоятельные и служебные части речи (повторение). Распознавание имен существительных, имен прилагательных и глаголов по значению и вопросам | Понятие: самостоятельные и служебные части речи Нахождение в тексте ответов на вопросы. Чтение диалога по ролям. Определение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза. Нахождение в тексте таких частей речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. | ||
Имя Существительное (3 ч) | |||
Имя существительное как часть речи. Роль имён существительных в предложении. Постоянные признаки имен существительных: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные (повторение). Постоянные признаки имен существительных: род, склонение (повторение). Непостоянные признаки имён существительных. Изменение имён существительных по числам и падежам (повторение). | Понятия: Имя существительное, род, число, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; собственные и нарицательные Работа по картине А. Лактионова «Летом»: рассказ о том, что изображено и кто изображен на ней; составление словосочетаний, с помощью которых можно описать картину. Озаглавливание текста. Ответы на вопросы, которые содержатся в тексте. Формулирование вопросов к уже данным ответам. Членение сложного текста на предложения и их оформление на письме. | ||
Первое склонение имен существительных (2 ч) | |||
Первое склонение имён существительных Упражнение в определении падежей имён существительных Падежные окончания имён существительных 1-го склонения Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения | Понятие: склонение Объяснение значения фразеологизмов. Ситуации, в которых их уместно использовать. Письменное рассуждение по заданной проблеме. | ||
Второе склонение имен существительных (2 ч) | |||
Второе склонение имён существительных Склонение имён существительных мужского и среднего рода. Отличие винительного падежа от родительного у одушевлённых существительных 2-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 2-го склонения Упражнение в определении падежей имён существительных 2-го склонения. | Сопоставление текстов стихотворений и определение темы, которая их объединяет. Объяснение смысла пословиц, в которых встречается слово «дело». Предвосхищение содержания текста до его прочтения по заглавию | ||
Гласные после шипящих и ц в окончаниях существительных (4 ч) | |||
О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных Упражнение в написании о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных Работа над ошибками. Составление предложений с существительными в творительном падеже Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонений Контрольное списывание №1 | Членение сложного текста на предложения и их оформление на письме. Озаглавливание текста. Ответы на вопросы к тексту. | ||
Третье склонение имен существительных (4 ч) | |||
Третье склонение имён существительных Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных 3-го склонения. Склонение имён существительных 3-го склонения. Упражнение в определении падежей имён существительных 3-го склонения. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения. Контрольный диктант №2 | Размышление над тем, что можно, а что нельзя дарить. Чтение стихотворения – диалога по ролям, инсценирование. Дописывание пословиц и объяснение их смысла. Подбор пословиц на заданные темы. Определение типа текста и характеристика его основных признаков. Выбор заголовка из ряда предложенных и его обоснование. Упражнения в определении трёх типов склонения существительных. | ||
Творческая лаборатория: «Знакомимся со средствами языковой выразительности»(1ч) | |||
Р/р Средства языковой выразительности. | Понятия: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение Знакомство со средствами языковой выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение) и их нахождение в анализируемых текстах. Написание текста с использованием различных средств выразительности. | ||
Множественное число имен существительных. Тесты по темам 6–14 ( 7 ч) | |||
Склонение имён существительных 1-го склонения во множественном числе Склонение имён существительных 2-го склонения во множественном числе Склонение имён существительных 3-го склонения во множественном числе Правописание безударных окончаний имён существительных множественного числа. Порядок разбора имени существительного. Упражнение в разборе имён существительных Тест №1 | Понятия: Множественное число имён существительных, склонение Устный рассказ о месте, которое поразило своей необычностью. Употребление существительных в форме множественного числа при ответе на вопросы к текстам. Определение основной мысли текста и выражение своего отношения к ней. Словесное описание рисунка к тексту. Письменное размышление по проблеме, затронутой в тексте. Проведение морфологического разбора имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора. | ||
Творческая лаборатория «Вспоминаем типы текстов» (1ч) | |||
Р/р Типы текстов. Обучающее сочинение «Мой питомец | Понятие : типы текстов. Рассказ о типах текстов и их основных признаках с опорой на таблицу и заполнение таблицы до конца. Определение текста-описания, текста-повествования и текста-рассуждения в тексте, сочетающем все эти типы. Написание рассказа о домашнем питомце с использованием и описания, и повествования, и рассуждения. | ||
Имя прилагательное (4 ч) | |||
Имя прилагательное как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает, непостоянные признаки (повторение). Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Упражнение в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже Краткие и полные имена прилагательные. Замена полных прилагательных краткими. Роль кратких имён прилагательных в предложении. Контрольный диктант № 3 | Понятия :Имя прилагательное, эпитет, метафора, олицетворение, антонимы и синонимы Работа по картине Т. Дерий «Незваная гостья»: толкование названия и предложение своего названия, описание впечатления, которое производит картина и девочка, изображенная на ней. Сопоставление двух описаний картины, в одном из которых используются прилагательные, а в другом нет. Осознание роли прилагательных в речи. Описание весеннего леса с использованием прилагательных. Замена полных прилагательных краткими в пословицах, и объяснение смысла пословиц. Анализ средств выразительности в поэтическом произведении (эпитет, метафора, олицетворение). Проведение морфологического разбора имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора. | ||
Творческая лаборатория «Пишем сочинение по картине» (1ч) | |||
Творческая лаборатория «Пишем сочинение по картине» | Описание картины, эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение Знакомство с картиной А.А. Пластова «Первый снег». Составление плана ее описания с опорой на картинный план. Подбор эпитетов для описания снега, неба, деревьев и других предметов, изображенных на картине. Анализ текста, в котором дано описание картины «Первый снег», образцов ученических сочинений по данной картине. Описание картины по заданным началу и концовке. | ||
Склонение имен прилагательных (7 ч) | |||
Склонение имен прилагательных Контрольный диктант № 4 | Озаглавливание текста. Определение темы и основной мысли текста. Отгадывание загадок. Письмо по памяти. Объяснение смысла пословиц. | ||
Склонение имен прилагательных во множественном числе (2 ч) | |||
Склонение имен прилагательных (общее представление) Окончания имён прилагательных с твёрдой и мягкой основой в именительном падеже Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода. Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода в дательном, творительном и предложном падежах Склонение имен прилагательных женского рода. Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных женского рода. | Чтение диалога по ролям. Определение типа текста и обоснование своего выбора. Упражнения в склонении имен прилагательных мужского и среднего рода. Упражнения в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Упражнения в правописании безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода в дательном, творительном и предложном падежах. Упражнения в правописании безударных падежных окончаний у прилагательных женского рода. | ||
Склонение прилагательных на -ий, -ья, -ьи (2 ч) | |||
Склонение прилагательных на -ий, -ья, -ьи Административный контрольный диктант № 5 за 1 полугодие. | Понятие : Притяжательные прилагательные Осмысление названия сказки и предложение своего название. Определение основной мысли сказки. Придумывание новой концовки сказки. | ||
Употребление имен прилагательных в речи Тесты по темам 15–19 (4 ч) | |||
Употребление имен прилагательных в речи. Порядок разбора имени прилагательного Административный словарный диктант № 2 Тест № 2 | Заполнение кроссворда прилагательными, противоположными по значению (антонимами). Определение роли антонимов в тексте-описании. Выбор синонимов, наиболее подходящих для заполнения пропуска в предложении, и обоснование целесообразности данного выбора. Объяснение фразеологизмов путем подбора прилагательных, которыми их можно заменить. Определение типов текста, которые сочетаются в одном тексте. Сжатый пересказ текста по вопросам. | ||
Творческая лаборатория «Пишем изложение» (2ч.) | |||
Р/р Подготовка к изложению «Медвежонок». Составление плана текста и его пересказ по опорным словам. Контрольное изложение № 1 | Понятие : изложение. Определение темы, основной мысли текста и их отражение в его названии. Соотнесение картинного плана с частями текста и их озаглавливание. Исправление неверно составленного плана. Пересказ текста по опорным словам и выражениям. Письменное изложение текста. | ||
Имя числительное. Правописание числительных (3 ч) | |||
Имя числительное как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает. Количественные и порядковые числительные. Различение имён числительных и имён существительных Простые, сложные и составные числительные. Упражнение в определении постоянных признаков имен числительных. | Различение имён числительных и имён существительных. Упражнение в определении постоянных признаков имен числительных. | ||
Употребление имен числительных в речи. Тест по темам 20–22 (5 ч) | |||
Роль имён числительных в предложении. Порядок разбора имени числительного как части речи. Особенности склонения числительных (простые, сложные и составные Изменение порядковых числительных по родам и числам. Контрольный диктант № 6 | Определение порядка разбора числительного как части речи. Упражнения в изменении числительных по родам, числам. Распознание порядковых и количественных числительных. | ||
Творческая лаборатория «Наблюдаем и описываем» (1ч.) | |||
Р/р Обучающее сочинение-описание птиц. | Анализ средств выразительности. Анализ средств выразительности (эпитет, метафора, олицетворение). Определение типа текста и обоснование своего выбора. | ||
Местоимение (2 ч) | |||
Местоимение как часть речи. Основные грамматические признаки местоимений Разряды местоимений | Определение основных грамматических признаков и разрядов местоимений; нахождение местоимений в тексте | ||
Личные местоимения (3 ч) | |||
Личные местоимения. Определение лица личных местоимений. Личные местоимения единственного и множественного числа. Определение рода у местоимений 3-го лица. | Понятие личные местоимения. Упражнения в определении лица, числа, рода личных местоимений. | ||
Склонение личных местоимений (3 ч) | |||
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. Склонение личных местоимений 3-го лица. Роль местоимений в предложении. Контрольный диктант № 7 | Упражнения в склонении местоимений 1,2 и 3 лица ед. ч. и мн.ч | ||
Притяжательные местоимения. Возвратное местоимение себя Тесты по темам 23–26 (3 ч) | |||
Притяжательные местоимения. Изменение притяжательных местоимений по родам, числам и падежам. | Упражнение в склонении притяжательных местоимений. Упражнения в склонении притяжательных местоимений. Упражнение в изменении возвратного местоимения себя по падежам. | ||
Глагол (2 ч) | |||
Глагол как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает. Постоянные и непостоянные признаки глаголов. Роль глаголов в предложении (повторение). Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление). Правописание не с глаголами. | Понятие :глагол Работа по картине К. Успенской - Кологривовой «Не взяли на рыбалку»: соотнесение названия и содержания картины; определение слова в названии картины, которое помогает понять состояние мальчика; составление предложений по картине с использованием данных глаголов и т.д. Ответы на вопросы к тексту. Обмен впечатлениями о прочитанном. Определение главной мысли текста. | ||
Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) (4 ч) | |||
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Упражнение в спряжении глаголов. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица в форме единственного числа. Возвратные глаголы. Контрольный диктант № 8 | Понятия: спряжение, лицо глагола Вступление в диалог и поддержание беседы на заданную тему. Ответ на вопрос по содержанию прочитанного, и подтверждение подходящей по смыслу пословицей. Интервьюирование одноклассников по личностно важным вопросам. Подбор антонимов и их употребление в речи. Составление рассказа на основе собственных наблюдений. Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола. | ||
Правописание безударных личных окончаний глаголов (8 ч) | |||
Ударные и безударные личные окончания глаголов. Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов. Определение спряжения глаголов по начальной форме. Глаголы-исключения. Упражнение в определении спряжения глаголов-исключений. Контрольный диктант № 9 | Возвратное местоимение себя Упражнение в определении спряжения глаголов-исключений. Определение спряжения глаголов по начальной форме. | ||
Творческая лаборатория «Сочиняем сказку» (1ч.) | |||
Р/р Проект «Сочиняем сказку» | Изложение своими словами мысли, выраженной стихотворными строками. Определение основной мысли стихотворения и выявление средств выразительности, которые использует автор, донося эту мысль до читателей (сравнение, метафора, ирония (скрытая насмешка). Формулирование совета пословицей. Определение типа текста. Составление текста-описания с использованием сравнений и эпитетов. Анализ средств выразительности в стихотворении о природе. Выборочный пересказ текста в соответствии с поставленной речевой задачей. Определение главной мысли сказок пословицей (из ряда предложенных). Варианты окончания текста по заданному началу. Составление рекомендаций о том, как надо пользоваться компьютером, чтобы время «не улетело» | ||
Правописание -тся и -ться в глаголах (3 ч) | |||
Правописание -тся и -ться в глаголах. Распознавание глаголов в неопределённой форме и глаголов в форме 3-го лица Упражнение в правописании тся и -ться в глаголах. Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов Контрольный словарный диктант № 3. | Упражнение в правописании тся и -ться в глаголах. Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов | ||
Прошедшее время глагола. Тесты по темам 27–31 (7 ч). | |||
Прошедшее время глагола. Упражнение в распознавании глаголов прошедшего времени Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени Порядок разбора глагола как части речи Тест № 5 Контрольное списывание № 2 | Упражнение в распознавании глаголов прошедшего времени Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Проведение морфологического разбора глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора. | ||
Творческая лаборатория «Сравниваем и описываем» (1ч.) | |||
Р/р Сравнительное описание предметов. | Нахождение общего и различного в предмете. Сравнительное описание предметов (на выбор). | ||
Наречие. Тест по теме 32 (4 ч). | |||
Наречие – его значение; вопросы, на которые может отвечать; роль в предложении. Упражнение в распознавании наречий Наречие - неизменяемая часть речи. Разбор наречий по составу. Тест № 6 Контрольный диктант № 10 | Упражнение в распознавании наречий Упражнение в разборе наречий по составу. Работа по картине А. Венецианова «Вот те и батькин обед!»: объяснение названия картины и описание по опорным словам. Составление пословиц из разрозненных частей. Предвосхищение содержания текста до его прочтения по заголовку. Определение основной мысли текста. Придумывание своего окончания сказки. | ||
Творческая лаборатория «Пишем сжатое изложение» (2ч.) | |||
Творческая лаборатория «Пишем сжатое изложение» | Р/р Различие подробного и сжатого изложения. Р/р Написание сжатого изложения «Карасик». Осмысление понятия «сжатое изложение». Различение подробного и сжатого изложения с опорой на таблицу. Анализ вариантов сокращения текста. Подбор речевых средств с целью устранения возможных повторов. Написание сжатого изложения. | ||
Предложение (4 ч) | |||
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (повторение). Главные и второстепенные члены предложения. | Упражнения в разборе предложения. Распознавание второстепенных членов предложения. | ||
Творческая лаборатория «Пишем изложение» (1ч.) | |||
Творческая лаборатория «Пишем изложение» Контрольное изложение № 2 | Написание контрольного изложения. | ||
Однородные члены предложения (5 ч) | |||
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами перед союзами а, но, да Упражнение в написании предложений с однородными членами Итоговый словарный диктант № 4 | Понятие : однородные члены предложения Дополнение информации, извлеченной из текста, своими примерами. Объяснение смысла пословиц и приведение примеров и ситуаций, в которых их уместно употребить. Деление текста на абзацы и их оформление на письме. Определение однородных членов предложения. Составление схем предложений с однородными членами и построение предложения по заданным моделям. Различение второстепенных членов предложения – дополнения, обстоятельства, определения. Выполнение в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивание правильности разбора. | ||
Простое и сложное предложение. Тесты по темам 33–35 (6 ч). | |||
Простое и сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях Предложения с прямой речью и их оформление на письме. Порядок разбора простого предложения Итоговый контрольный диктант №11 с грамматическим заданием на промежуточной аттестации. Тест № 7 | Упражнение в распознавании простых и сложных предложений Упражнения на порядок разбора простого предложения. | ||
Повторяем всё, что знаем (4 ч.) | |||
Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Состав слова» Повторение по теме « Глагол» Повторение по темам « Имя числительное», «Наречие» Контрольный тест № 8 | Сопоставление информации с ранее полученными сведениями по изучаемой языковой теме. Продолжение диалога на заданную тему. |
III. Календарно - тематическое планирование 4 класс б
Дата/ план | Дата/ факт | № | № по теме/ разделу | Тема урока |
Речь — основа общения (1 ч) | ||||
02.09 | 1 | 1 | Речь – основа общения. Что такое общение. Цели общения. Монолог и диалог – формы речевого общения. | |
Слово (2 ч) | ||||
03.09 | 2 | 1 | Слово – основная единица языка (повторение). Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Однозначные и многозначные слова. Различение прямого и переносного значения слов. | |
04.09 | 3 | 2 | Омонимы. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы. | |
Звуко- буквенный анализ слова (2 ч) | ||||
05.09 | 4 | 1 | Звуко-буквенный анализ слова. Алфавит. Слог. Правила переноса слов (повторение). | |
09.09 | 5 | 2 | Смыслоразличительная роль ударения. Упражнение в звуко - буквенном анализе слова. | |
Состав слова (1 ч) | ||||
10.09 | 6 | 1 | Значимые части слова. Однокоренные слова и формы слова (повторение). Разбор слова по составу. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | |
Правописание слов (3 ч) | ||||
11.09 | 7 | 1 | Правописание орфограмм в корне слова. Словарные слова. Правописание приставок и суффиксов (повторение). Правописание разделительных ъ и ь знаков. | |
12.09 | 8 | 2 | Правописание ь после шипящих на конце имён существительных Большая буква в именах собственных. | |
16 09 | 9 | 3 | Слово и словосочетание (повторение). Различение словосочетаний и сочетаний, не являющихся словосочетанием. | |
Слово как часть речи (1 ч) | ||||
17.09 | 10 | 1 | Слово как часть речи. | |
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст (2 ч) | ||||
18.09 | 11 | 1 | Стартовый контрольный диктант №1 | |
19.09 | 12 | 2 | Р.Н.О. Связь слов в предложении и предложений в тексте. Главные и второстепенные члены предложения (повторение). | |
Творческая лаборатория: «Вспоминаем, что такое текст» (2 ч) | ||||
23.09 | 13 | 1 | Контрольный словарный диктант №1.Текст: тема, основная мысль, заголовок, части текста. Р/р Восстановление деформированного текста | |
24.09 | 14 | 2 | Типы речи. Р/р Сочинение-описание «Осенний день» | |
Части речи (1 ч) | ||||
25.09 | 15 | 1 | Самостоятельные и служебные части речи (повторение). Распознавание имен существительных, имен прилагательных и глаголов по значению и вопросам | |
Имя существительное (3 ч) | ||||
26 09 | 16 | 1 | Имя существительное как часть речи. Роль имён существительных в предложении. | |
30 09 | 17 | 2 | Постоянные признаки имен существительных: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, род, склонение (повторение) | |
01.10 | 18 | 3 | Непостоянные признаки имён существительных. Изменение имён существительных по числам и падежам (повторение). | |
Первое склонение имен существительных (3 ч) | ||||
02.10 | 19 | 1 | Первое склонение имён существительных Упражнение в определении падежей имён существительных | |
03.10 | 20 | 2 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения | |
07.10 | 21 | 3 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения | |
Второе склонение имен существительных (3 ч) | ||||
08.10 | 22 | 1 | Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского и среднего рода. Отличие винительного падежа от родительного у одушевлённых существительных 2-го склонения. | |
09.10 | 23 | 2 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 2-го склонения | |
09. 10 | 24 | 3 | Упражнение в определении падежей имён существительных 2-го склонения. | |
Гласные после шипящих и ц в окончаниях существительных (4 ч) | ||||
10.10 | 25 | 1 | О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Упражнение в написании о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | |
14.10 | 26 | 2 | Контрольное списывание №1 по теме «Имя существительное» | |
15.10 | 27 | 3 | Работа над ошибками. Составление предложений с существительными в творительном падеже | |
16.10 | 28 | 4 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонений | |
Третье склонение имен существительных (4 ч) | ||||
18 10 | 29 | 1 | Третье склонение имён существительных. Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных 3-го склонения. | |
21.10 | 30 | 2 | Склонение имён существительных 3-го склонения. Упражнение в определении падежей имён существительных 3-го склонения. | |
22.10 | 31 | 3 | Контрольный диктант № 2 по теме «Склонение имен существительных» | |
23.10 | 32 | 4 | Р. н. о. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения. | |
Творческая лаборатория: «Знакомимся со средствами языковой выразительности»(1 ч.) | ||||
24 10 | 33 | 1 | Р/р Средства языковой выразительности Подготовка презентации проекта. Проект «Словарик для средств языковой выразительности» | |
Множественное число имен существительных. Тесты по темам 6–14 (7 ч.). | ||||
28 10 | 34 | 1 | Склонение имён существительных 1-го склонения во множественном числе | |
29.10 | 35 | 2 | Склонение имён существительных 2-го склонения во множественном числе | |
30.10 | 36 | 3 | Склонение имён существительных 3-го склонения во множественном числе | |
31.10 | 37 | 4 | Правописание безударных окончаний имён существительных множественного числа. | |
11.11 | 38 | 5 | Порядок разбора имени существительного Упражнение в разборе имён существительных | |
12.11 | 39 | 6 | Тест № 1 по теме «Имя существительное как часть речи». | |
13.11 | 40 | 7 | Обобщение по теме «Имя существительное как часть речи». | |
Творческая лаборатория «Вспоминаем типы текстов» (1ч.) | ||||
14.11 | 41 | 1 | Р/р Типы текстов. Обучающее сочинение «Мой питомец» | |
Имя прилагательное (4 ч) | ||||
18.11 | 42 | 1 | Имя прилагательное как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает, непостоянные признаки (повторение). Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже | |
19.11 | 43 | 2 | Упражнение в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Краткие и полные имена прилагательные. | |
20.11 | 44 | 3 | Контрольный диктант № 3 по теме «Имя прилагательное» | |
21.11 | 45 | 4 | Р. н. о. Замена полных прилагательных краткими. Роль кратких имён прилагательных в предложении. | |
Творческая лаборатория «Пишем сочинение по картине» (1ч.) | ||||
25.11 | 46 | 1 | Р/р Обучающее сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег» | |
Склонение имен прилагательных (7 ч) | ||||
26. 11 | 47 | 1 | Склонение имен прилагательных (общее представление) Окончания имён прилагательных с твёрдой и мягкой основой в именительном падеже | |
27. 11. | 48 | 2 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода. | |
28.11 | 49 | 3 | Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах | |
02.12 | 50 | 4 | Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода в дательном, творительном и предложном падежах. | |
03.12 | 51 | 5 | Склонение имен прилагательных женского рода. | |
04.12 | 52 | 6 | Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных женского рода. Закрепление по теме «Склонение имён прилагательных» | |
05.12 | 53 | 7 | Контрольный диктант № 4 по теме « Склонение имен прилагательных» | |
Склонение имен прилагательных во множественном числе (2 ч) | ||||
09.12 | 54 | 1 | Р.Н.О. Склонение имен прилагательных во множественном числе. | |
10.12 | 55 | 2 | Административный словарный диктант № 2 за 1 полугодие. Упражнение в склонении имен прилагательных во множественном числе. | |
Склонение прилагательных на -ий, -ья, -ьи (2 ч) | ||||
11.12 | 56 | 1 | Склонение прилагательных на -ий, -ья, -ьи. | |
12.12 | 57 | 2 | Административный контрольный диктант № 5 по тексту администрации за 1 полугодие. | |
Употребление имен прилагательных в речи Тесты по темам 15–19 (4 ч) | ||||
16.12 | 58 | 1 | Порядок разбора имени прилагательного. | |
17.12 | 59 | 2 | Упражнение в разборе имён прилагательных. | |
18.12 | 60 | 3 | Употребление имен прилагательных в речи. Работа с текстом. | |
19.12 | 61 | 4 | Тест № 2 по пройденным темам. /15-19/ | |
Творческая лаборатория «Пишем изложение» (2ч.) | ||||
23.12 | 62 | 1 | Р/р Подготовка к изложению «Медвежонок». Составление плана текста и его пересказ по опорным словам. | |
24 12 | 63 | 2 | Контрольное изложение №1 «Медвежонок». | |
Имя числительное. Правописание числительных (3 ч) | ||||
25 12 | 64 | 1 | Р. н. о. Имя числительное как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает. Количественные и порядковые числительные. Различение имён числительных и имён существительных | |
26 12 | 65 | 2 | Простые, сложные и составные числительные. Упражнение в определении постоянных признаков имен числительных. | |
13.01 | 66 | 3 | Роль имён числительных в предложении. Правописание числительных. | |
Употребление имен числительных в речи. Тест по темам 20–22 (5 ч) | ||||
14.01 | 67 | 1 | Употребление имен числительных в речи. Наблюдение за изменением числительных по падежам. | |
15.01 | 68 | 2 | Контрольный диктант № 6 по теме «Имя числительное» | |
16.01 | 69 | 3 | РНО. Особенности склонения числительных (простые, сложные и составные). | |
20.01 | 70 | 4 | Изменение порядковых числительных по родам и числам. Порядок разбора имени числительного как части речи. | |
21.01 | 71 | 5 | Тест № 3 по теме «Имя числительное как часть речи». Изменение порядковых числительных по родам и числам. Порядок разбора имени числительного как части речи. | |
Творческая лаборатория «Наблюдаем и описываем» (1ч.) | ||||
22.01 | 72 | 1 | Р/р Обучающее сочинение-описание птиц. | |
Местоимение (2 ч) | ||||
23.01 | 73 | 1 | Местоимение как часть речи. Основные грамматические признаки местоимений. | |
27.01 | 74 | 2 | Разряды местоимений | |
Личные местоимения (3 ч) | ||||
28.01 | 75 | 1 | Личные местоимения. Определение лица личных местоимений. | |
29.01 | 76 | 2 | Личные местоимения единственного и множественного числа. | |
30.01 | 77 | 3 | Определение рода у местоимений 3-го лица. | |
Склонение личных местоимений (3 ч) | ||||
03.02 | 78 | 1 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. | |
04.02 | 79 | 2 | Склонение личных местоимений 3-го лица. Роль местоимений в предложении. | |
05.02 | 80 | 3 | Контрольный диктант № 7 по теме « Местоимение» | |
Притяжательные местоимения. Возвратное местоимение себя Тесты по темам 23–26 (3 ч) | ||||
06.02 | 81 | 1 | Р. н. о. Притяжательные местоимения. Изменение притяжательных местоимений по родам, числам и падежам. | |
10.02 | 82 | 2 | Возвратное местоимение себя. Изменение по падежам возвратного местоимения себя. | |
11.02 | 83 | 3 | Тест № 4 по теме «Местоимение как часть речи». | |
Глагол (2 ч) | ||||
12.02 | 84 | 1 | Глагол как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает. Постоянные и непостоянные признаки глаголов | |
15.02 | 85 | 2 | Роль глаголов в предложении (повторение). Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление). Правописание не с глаголами. | |
Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) (4 ч) | ||||
13.02 | 21 | 86 | 1 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). |
17.02 | 21 | 87 | 2 | Упражнение в спряжении глаголов. |
18.02 | 26 | 88 | 3 | Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица в форме единственного числа. Возвратные глаголы. |
19.02 | 89 | 4 | Контрольный диктант № 8 по теме «Спряжение глаголов». | |
Правописание безударных личных окончаний глаголов (8 ч) | ||||
20 02 | 90 | 1 | Ударные и безударные личные окончания глаголов. | |
25 02 | 91 | 2 | Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов | |
26 02 | 92 | 3 | Определение спряжения глаголов по начальной форме. | |
27.02 | 93 | 4 | Глаголы-исключения. Упражнение в определении спряжения глаголов-исключений. | |
02.03 | 94 | 5 | Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов | |
03.03 | 95 | 6 | Обобщение по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов». | |
04.03 | 05.03 | 96 | 7 | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол» |
Творческая лаборатория «Сочиняем сказку» (1ч.) | ||||
05.03 | 97 | 1 | Р/р Проект «Сочиняем сказку» | |
Правописание -тся и -ться в глаголах (3 ч) | ||||
10.03 | 98 | 1 | Контрольный словарный диктант № 3. Правописание -тся и -ться в глаголах. | |
11.03 | 99 | 2 | Р. н. о. Распознавание глаголов в неопределённой форме и глаголов в форме 3-го лица | |
12.03 | 100 | 3 | Упражнение в правописании тся и -ться в глаголах. | |
16.03 | 101 | 4 | Закрепление по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах». | |
Прошедшее время глагола. Тесты по темам 27–31 (7 ч). | ||||
17.03 | 102 | 1 | Контрольное списывание № 2 по теме «Глагол». | |
18 03 | 103 | 2 | Р. н. о. Прошедшее время глагола. Упражнение в распознавании глаголов прошедшего времени | |
19 03 | 104 | 3 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | |
30.03 | 105 | 4 | Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени | |
31.03 | 106 | 5 | Порядок разбора глагола как части речи | |
01.04 | 107 | 6 | Закрепление по теме «Прошедшее время глагола». | |
02.04 | 108 | 7 | Тест № 5 по теме «Глагол как часть речи». | |
Творческая лаборатория «Сравниваем и описываем» (1ч.) | ||||
06.04 | 109 | 1 | Р/р Сравнительное описание предметов. | |
Наречие. Тест по теме 32 (4 ч). | ||||
07.04 | 110 | 1 | Наречие – его значение; вопросы, на которые может отвечать; роль в предложении. | |
08.04 | 111 | 2 | Упражнение в распознавании наречий. Наречие - неизменяемая часть речи. Разбор наречий по составу. | |
09.04 | 112 | 3 | Обобщение по теме «Наречие» Тест № 6 по теме «Наречие» | |
13.04 | 113 | 4 | Контрольный диктант № 10 по теме «Наречие» | |
Творческая лаборатория «Пишем сжатое изложение» (2 ч) | ||||
14.04 | 114 | 1 | Р/р Различие подробного и сжатого изложения. | |
15.04 | 115 | 2 | Р/р Написание сжатого изложения «Карасик». | |
Предложение (4 ч) | ||||
16.04 | 116 | 1 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (повторение). | |
20.04 | 117 | 2 | Главные и второстепенные члены предложения. | |
21.04 | 118 | 3 | Распространенные и нераспространенные | |
22.04 | 119 | 4 | Закрепление по теме «Предложение» Презентация проектов. | |
Творческая лаборатория «Пишем изложение» (1ч.) | ||||
23.04 | 120 | 1 | Р/р Контрольное изложение № 2 | |
Однородные члены предложения (5 ч) | ||||
27 04 | 123 | 1 | Р. н. о. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | |
28.04 | 124 | 2 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами перед союзами а, но, да. | |
29.04 | 125 | 3 | Итоговый словарный диктант № 4.Упражнение в написании предложений с однородными членами. | |
30.04 | 126 | 4 | Закрепление по теме «Однородные члены предложения». | |
Простое и сложное предложение. Тесты по темам 33–35 (6 ч). | ||||
06.05 | 127 | 1 | Простое и сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях. | |
07.05 | 128 | 2 | Обобщение по теме «Предложение». | |
12.05 | 129 | 3 | Итоговый контрольный диктант №11 на промежуточной аттестации. | |
13.05 | 130 | 4 | Работа над ошибками. Предложения с прямой речью и их оформление на письме. Порядок разбора простого предложения. | |
14.05 | 131 | 5 | Упражнение в синтаксическом разборе простых предложений | |
18.05 | 132 | 6 | Закрепление по теме «Предложение». Тест № 7 по теме «Предложение». | |
Повторяем всё, что знаем (4 ч.) | ||||
19.05 | 133 | 1 | Контрольное тестирование № 8 по курсу «Русский язык – 4 класс». | |
20.05 | 134 | 2 | Повторение изученного по темам «Состав слова». «Правописание гласных и согласных в корне слова» | |
21 05 | 135 | 3 | Повторение изученного по темам «Падежные окончания сущ. и прилагательных. Личные окончания глаголов» | |
25 05 | 136 | 4 | Повторение изученного по теме «Предложение» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-73774-1423669672.jpg)
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-328110-1382885769.jpg)
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/02/picture-242157-1367519323.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/20/picture-807041-1471669837.jpg)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...