рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_b_russkiy_yazyk.docx97.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8 имени Героя Советского Союза А.Ф.Щербакова»

Принята

на заседании педагогического совета          

Протокол от   30.08. 2019 г. № 1

 

Утверждена и введена в действие

приказом  директора

МБОУ «Средняя школа № 8»

от 30.08.2019 г. № 55 о/д

    РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учителя начальных классов

1 квалификационной категории

Королевой Ирины Анатольевны

по русскому языку 4 класс б

базовый уровень

на 2019- 2020 учебный год

                      Королева Ирина Анатольевна

(Ф.И.О. разработчика, подпись)

Количество часов:

всего - 136 ч., в неделю - 4 ч. 

Контрольных диктантов - 11

Промежуточная аттестация (диктант) - 1

Контрольных словарных диктантов - 4

Контрольных изложений -  2

УМК

1. Учебное пособие  по русскому языку в 4 классе:

авторы  Л.В.Кибирева, О.А.Клейнфельд, Г.И.Мелихова «Русский язык»: Учеб.пособие по русскому языку. издательство: М.: ООО «Русское слово», 2013г.

Пособие для учителя:

1.Методические рекомендации к учебнику Л.В.Кибиревой, О.А.Клейнфельд, Г.И.Мелиховой           «Русский язык» издательство: М.: ООО «Русское слово», 2013г.

г. Рославль

2019

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные

  •  осознание необходимости изучения русского языка, усвоения правил, норм устной и письменной речи во имя сохранения красоты русского языка, его величия;
  •  осознание языка как средства общения;
  • обоснование собственной позиции;
  •  сознательное отношение к качеству своей речи;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • учебно-познавательный интерес  к учебному материалу и  способам решения новой задачи;
  • формирование выраженного познавательного интереса к русскому языку;
  • формирование целостного, социально-  ориентированного взгляда на мир;
  • формирование личностного смысла учения;
  •  нравственно-этическая ориентация;
  • самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми).
  • Средство достижения этих результатов – тексты из учебника

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • определение цели деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.
  • действие по намеченному плану, а также по инструкциям;
  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
  • умение организовывать своё рабочее место и работу;
  • определение цели деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно;
  • оценивание  своих достижений,  осознание  трудностей, поиск их причины и способы преодоления;
  • определение, формулирование  учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно
  • Познавательные:
  • умение самостоятельно  выделять и  формулировать   познавательную  цель, находить

в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей.

  • понимать информацию;
  •  умение подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков; 
  •  умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям
  • активное использование речевых средств;
  • осуществление анализа, синтеза, сравнения, классификации языкового материала по заданным критериям;
  •  понимание информации;
  •  умение понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, переводить её в словесную форму;
  • умение сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям;

Коммуникативные

  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач,
  •  умение строить монологическое высказывание, владеть  диалогической формой речи;
  •  умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества;
  •    умение отвечать на вопросы;
  •  умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Предметные

 Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Обучающийся научится:

  • узнают: что такое общение, цели общения. Научатся различать монолог и диалог.
  • узнают о лексике как разделе науки о языке, изучающим лексические значения слов. Осознают словарное богатство русского языка.
  • научатся различать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слов, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы
  • научатся: различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, буквы, не обозначающие звуков. вспомнят правила переноса слов, смыслоразличительную роль ударения, сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн. 
  • поупражняются в звуко - буквенном анализе слова.   Осознают значимость звуко – буквенного анализа слова для грамотного письма.
  • вспомнят: состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова. Научатся различать: однокоренные слова и формы слова, разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Научатся соблюдать изученные нормы орфографии.
  • научатся: правильно писать гласные и согласные в корне   слова; выявлять проверяемые и проверочные слова; составлять алгоритм проверки безударных гласных, парных звонких и глухих, непроизносимых согласных в корне слова (с опорой на таблицу); правильно писать слова с двойными согласными, сочетания чк, чн в словах.
  • научатся: распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по значению и вопросам.
  • научатся: наблюдать за лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях, определять роль словосочетаний в предложении, различать словосочетания и сочетания, не являющихся таковыми: 1) подлежащее и сказуемое; 2) однородные члены предложения; 3) существительное с предлогом; определять главные и второстепенные члены предложения, разбирать предложения по членам предложения.
  • научатся: выделять в тексте смысловые части, редактировать текст, определять типы текстов.
  • научатся: различать самостоятельные и служебные части речи, распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по значению и вопросам.
  • научатся: находить имя  существительное, определять его значение, вопросы, на которые отвечает; определять постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
  • научатся: изменять существительные  1-го скл. по вопросам (падежам) – склонять; определять падежи; определять начальную форму имени существительного – форму именительного падежа; определять косвенные падежи, правильно писать безударные падежные окончания.
  • научатся: изменять существительные  2-го скл. по вопросам (падежам) – склонять; определять падежи; определять начальную форму имени существительного – форму именительного падежа; определять косвенные падежи, правильно писать безударные падежные окончания.
  • научатся правильно писать о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных
  • научатся: изменять существительные  3-го скл. по вопросам (падежам) – склонять; определять падежи; определять начальную форму имени существительного – форму именительного падежа; определять косвенные падежи, правильно писать безударные падежные окончания.
  • познакомятся со средствами языковой выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение) и научатся их находить в анализируемых текстах. Научатся писать текст с использованием различных средств выразительности.
  • научатся: изменять существительные  во множественном числе по вопросам (падежам) – склонять; определять падежи; определять начальную форму имени существительного – форму именительного падежа; определять косвенные падежи, правильно писать безударные падежные окончания.
  • научатся: выделять характерные особенности текстов-повествования, описания, рассуждения; составлять текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение
  • научатся выделять имя прилагательное как часть речи, определять  значение, задавать вопросы к имени прилагательному, определять непостоянные признаки. Научатся согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, определять роль имен прилагательных в предложении; употреблять имена прилагательные в речи.
  • получат общее представление о склонении имен прилагательных.
  • научатся  склонять прилагательные мужского и среднего рода, склонять прилагательные женского рода, правильно писать безударные падежные окончания. Научатся склонять имена прилагательные во множественном числе.
  • научатся склонять прилагательные на -ий, -ья, -ьи.
  • научатся употреблять  имена прилагательные в речи, находить в тексте информацию, пересказывать текст по плану. Научатся: проверять и корректировать знания и умения по теме «Имя прилагательное как часть речи».
  • научатся определять тему, основную мысль текста и их отражение в его названии; соотносить картинный план с частями текста и их озаглавливать; исправлять неверно составленный план; пересказывать текст по опорным словам и выражениям; письменно излагать текст.
  • научатся выделять имя числительное как часть речи, определять значение, задавать вопросы, определять постоянные и непостоянные признаки, роль в предложении; выделять   количественные и порядковые числительные, простые, сложные и составные числительные.
  • научатся правильно писать  числительные: мягкий знак  в середине и на конце количественных числительных, слитное написание сложных числительных и раздельное написание составных числительных.
  • научатся: употреблять имена числительные в речи; пронаблюдают за изменением числительных по падежам; узнают особенности склонения количественных и порядковых числительных (простые, сложные и составные); научатся изменять порядковые числительные по родам и числам; выучат порядок разбора имени числительного как части речи.
  • научатся: конструировать предложения, используя средства выразительности (метафоры, сравнения, олицетворения.
  • научатся выделять местоимение как часть речи, определять основные грамматические признаки местоимений.
  • научатся находить личные местоимения, определять лицо личных местоимений.
  • научатся склонять личные местоимения.
  • научатся: выделять в речи притяжательные местоимения и возвратное местоимение себя, изменять притяжательные местоимения по родам, числам и падежам, изменять по падежам возвратное местоимение себя, узнают об отсутствии формы именительного падежа у местоимения себя.
  • систематизируют и углубят знания о глаголе как части речи.
  • научатся: определять неопределенную форму глагола, писать  не с глаголами раздельно; определять число и время глаголов.
  • научатся изменять глаголы по лицам и числам (спрягать)
  • научатся правильно писать безударные личные окончания глаголов.
  • научатся характеризовать особенности волшебной сказки с опорой на схему, сочинять волшебную сказку.
  • научатся правильно писать -тся и -ться в глаголах.
  • Научатся определять прошедшее время глагола, изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам.
  • научатся находить общее и различное в предмете, сравнительно описывать предметы.
  • научатся выделять наречие как  неизменяемую часть речи; определять значение, задавать вопросы, определять роль в предложении.
  • научатся: различать подробное и сжатое изложения  с опорой на таблицу, анализировать варианты сокращения текста,  подбирать речевые средства с целью устранения возможных повторов, писать сжатое изложение.
  • научатся соблюдать изученные нормы орфографии.
  • виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, главные и второстепенные члены предложения, определять распространенные и нераспространенные предложения.
  • научатся находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
  • получат общее представление о простом и сложном предложении. Научатся различать простые и сложные предложения, ставить знаки препинания в сложных предложениях. Получат представление о предложениях с прямой речью и их оформлении на письме. Узнают порядок разбора простого предложения.
  • научатся: систематизировать изученный материал.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении

(sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударные и безударные слоги;
  • делить слова на части для переноса;
  • производить звукобуквенный анализ слова и соотносить количество букв и звуков в двусложных словах;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивать с образцом;
  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных. Проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
  • различать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
  • различать простые и сложные предложения.
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  • составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
  • подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

 II. Содержание учебного предмета

        

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)

Речь – основа  общения (1 ч)

Речь – основа общения.

Что такое общение. Цели общения.

Монолог и диалог – формы речевого общения.

Понятия: монолог, диалог Участие в дискуссии по обсуждаемым проблемам.   Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения и с опорой на имеющиеся знания, жизненный опыт.   Определение целей общения в речевых ситуациях, представленных в серии сюжетных рисунков.   Различение монолога и диалога.   Практическое овладение диалогической формой речи.

Слово (2 ч)

Слово – основная единица языка (повторение). Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Однозначные и многозначные слова. Различение прямого и переносного значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

Проект «Словарь в словаре»

Понятия: лексика, омонимы, синонимы, антонимы,

Фразеологизмы.

Осознание слова как центральной единицы языка в процессе осмысления пословиц, высказываний и стихотворения о слове. Объяснение значений многозначных слов и употребление их в  речи. Толкование значений слов с помощью однокоренных (родственных) слов. Объяснение названия рассказа. Подбор синонимов и антонимов к заданным словам. Соотнесение фразеологизмов с рисунками, буквально трактующими значение слов, входящих в их состав. Рассказ о слове с опорой на схему. 

Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Определение значение слова по тексту или уточнение с помощью толкового словаря учебника.

Различение употребления в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

Выбор слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Звуко-буквенный анализ слова (2 ч)

Звуко- буквенный анализ слова. Алфавит. Слог. Правила переноса слов (повторение). Смыслоразличительная роль  ударения. Упражнение в  звуко - буквенном анализе слова.

Понятие: Звуко-буквенный анализ слова

Развернутое высказывание на лингвистическую тему с опорой на схему и имеющиеся знания. Правильное употребление в речи омографов и омоформ. 

Упражнения в различении звуков и букв.

Характеристика звуков русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие).

Состав  слова (2 ч)

Значимые части слова. Однокоренные слова и формы слова (повторение).  Разбор слова по составу. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Понятия: Корень, приставка, суффикс и окончание

Актуализация имеющихся знаний о составе слова и их практическое применение в процессе выполнения грамматических заданий.

Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ.

Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, нахождение словообразовательного аффикса, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Правописание слов (3 ч)

Правописание орфограмм в корне  слова. Словарные слова. Правописание приставок и суффиксов (повторение). Правописание разделительных ъ и ь знаков. Правописание ь после шипящих на конце имён существительных Большая буква в именах собственных. Стартовый контрольный диктант №1

 Понятие: Звуки: гласные и согласные, безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные

Объяснение смысла пословиц.  Подбор антонимов к заданным словам.

Слово как часть речи (1 ч)

Слово как часть речи

 Понятие: морфология

Извлечение из текста новой информации и ее соотнесение с уже имеющимися сведениями о предмете речи.

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст (2 ч)

Связь слов в предложении и предложений в тексте. Главные и второстепенные члены предложения  (повторение).  

Распознавать главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении

Творческая лаборатория: «Вспоминаем, что такое текст» (2 ч)

Творческая лаборатория: «Вспоминаем, что такое текст» (2 ч) Текст: тема, основная мысль, заголовок, части текста.

Р/р Восстановление деформированного текста. Типы речи. 

Р/р Сочинение-описание «Осенний день»

 Понятия: тема, основная мысль, заголовок, смысловые части текста

Выделение в тексте смысловых частей Редактирование текста с намеренно допущенными в него ошибками. Определение типов речи.

Части речи (1 ч)

Самостоятельные и служебные части речи (повторение). Распознавание имен существительных, имен прилагательных и глаголов по значению и вопросам

 Понятие: самостоятельные и служебные части речи

Нахождение в тексте ответов на вопросы. Чтение диалога по ролям.

Определение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза. Нахождение в тексте таких частей речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Имя Существительное (3 ч)

Имя существительное как часть речи. Роль имён существительных в предложении.

Постоянные признаки имен существительных: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные (повторение). Постоянные признаки имен существительных: род, склонение (повторение). Непостоянные признаки имён существительных. Изменение имён существительных по числам и падежам (повторение).

 Понятия: Имя существительное, род, число, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; собственные и

 нарицательные

Работа по картине А. Лактионова «Летом»: рассказ о том, что изображено и кто изображен на ней; составление словосочетаний, с помощью которых можно описать картину. Озаглавливание текста.  Ответы на вопросы, которые содержатся в тексте. Формулирование вопросов к уже данным ответам. Членение сложного текста на предложения и их оформление на письме. 

Первое склонение имен существительных (2 ч)

Первое склонение имён существительных Упражнение в определении падежей имён существительных Падежные окончания имён существительных

1-го склонения Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения

Понятие: склонение

Объяснение значения фразеологизмов. Ситуации, в которых их уместно использовать. Письменное рассуждение по заданной проблеме.

Второе склонение имен существительных (2 ч)

Второе склонение имён существительных Склонение имён существительных мужского и среднего рода. Отличие винительного падежа от родительного у одушевлённых существительных 2-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

2-го склонения Упражнение в определении падежей имён существительных 2-го склонения.

Сопоставление текстов стихотворений и определение темы, которая их объединяет. Объяснение смысла пословиц, в которых встречается слово «дело». Предвосхищение содержания текста до его прочтения по заглавию

Гласные после шипящих и ц в окончаниях существительных (4 ч)

О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных Упражнение в написании о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных Работа над ошибками. Составление предложений с существительными в творительном падеже Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонений Контрольное списывание №1

Членение сложного текста на предложения и их оформление на письме. Озаглавливание текста. Ответы на вопросы к тексту.

Третье склонение имен существительных (4 ч)

Третье склонение имён существительных Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных

3-го склонения. Склонение имён существительных

3-го склонения. Упражнение в определении падежей имён существительных

3-го склонения. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения. Контрольный диктант №2

Размышление над тем, что можно, а что нельзя дарить. Чтение стихотворения – диалога по ролям, инсценирование. Дописывание пословиц и объяснение их смысла. Подбор пословиц на заданные темы.   Определение типа текста и характеристика его основных признаков. Выбор заголовка из ряда предложенных и его обоснование. Упражнения в  определении трёх типов склонения существительных.

Творческая лаборатория: «Знакомимся со средствами языковой выразительности»(1ч)

Р/р Средства языковой выразительности.

 Понятия: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение

Знакомство со средствами языковой выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение) и их нахождение в анализируемых текстах. Написание текста с использованием различных средств выразительности.

Множественное число имен существительных. Тесты по темам 6–14 ( 7 ч)

Склонение имён существительных 1-го склонения во множественном числе Склонение имён существительных 2-го склонения во множественном числе Склонение имён существительных 3-го склонения во множественном числе Правописание безударных окончаний имён существительных множественного числа. Порядок разбора имени существительного. Упражнение в разборе имён существительных

 Тест №1

 Понятия: Множественное число имён существительных, склонение

Устный рассказ о месте, которое поразило своей необычностью. Употребление существительных в форме множественного числа при ответе на вопросы к текстам. Определение основной мысли текста и выражение своего отношения к ней.  Словесное описание рисунка к тексту. Письменное размышление по проблеме, затронутой в тексте.

Проведение морфологического разбора имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора.

Творческая лаборатория «Вспоминаем типы текстов» (1ч)

Р/р

Типы текстов. Обучающее

сочинение «Мой питомец

Понятие : типы текстов.

Рассказ о типах текстов и их основных признаках с опорой на таблицу и заполнение таблицы до конца. Определение текста-описания, текста-повествования и текста-рассуждения в тексте, сочетающем все эти типы. Написание рассказа о домашнем питомце с использованием и описания, и повествования, и рассуждения.

Имя прилагательное (4 ч)

Имя прилагательное как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает, непостоянные признаки (повторение). Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Упражнение в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже Краткие и полные имена прилагательные. Замена полных прилагательных краткими. Роль кратких имён прилагательных в предложении.

Контрольный диктант № 3

 Понятия :Имя прилагательное, эпитет, метафора, олицетворение, антонимы и синонимы

Работа по картине Т. Дерий «Незваная гостья»: толкование названия и предложение своего названия, описание впечатления, которое производит картина и девочка, изображенная на ней. Сопоставление двух описаний картины, в одном из которых используются прилагательные, а в другом нет. Осознание роли прилагательных в речи. Описание весеннего леса с использованием прилагательных. Замена полных прилагательных краткими в пословицах, и объяснение смысла пословиц. Анализ средств выразительности в поэтическом произведении (эпитет, метафора, олицетворение). Проведение морфологического разбора имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора.

Творческая лаборатория «Пишем сочинение по картине» (1ч)

Творческая лаборатория «Пишем сочинение по картине»

 Описание картины, эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение

Знакомство с картиной А.А. Пластова «Первый снег». Составление плана ее описания с опорой на картинный план.   Подбор эпитетов для описания снега, неба, деревьев и других предметов, изображенных на картине. Анализ текста, в котором дано описание картины «Первый снег», образцов ученических сочинений по данной картине. Описание картины по заданным началу и концовке.

Склонение имен прилагательных (7 ч)

Склонение имен прилагательных

 Контрольный диктант № 4

Озаглавливание текста.

Определение темы и основной мысли текста.

Отгадывание загадок.

Письмо по памяти.

Объяснение смысла пословиц.

Склонение имен прилагательных во множественном числе (2 ч)

Склонение имен прилагательных (общее представление) Окончания имён прилагательных с твёрдой и мягкой основой в именительном падеже Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода. Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода в дательном, творительном и предложном падежах Склонение имен прилагательных женского рода. Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных женского рода.

Чтение диалога по ролям. Определение типа текста и обоснование своего выбора. Упражнения в склонении имен прилагательных мужского и среднего рода. Упражнения в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Упражнения в  правописании безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода в дательном, творительном и предложном падежах. Упражнения в правописании безударных падежных окончаний у прилагательных женского рода.

Склонение прилагательных на -ий, -ья, -ьи (2 ч)

Склонение прилагательных на -ий, -ья, -ьи Административный контрольный диктант № 5 за 1 полугодие.

Понятие : Притяжательные прилагательные

Осмысление названия сказки и предложение своего название. Определение основной мысли сказки.   Придумывание новой концовки сказки.

Употребление имен прилагательных в речи  Тесты по темам 15–19 (4 ч)

Употребление имен прилагательных в речи. Порядок разбора имени прилагательного Административный словарный диктант № 2

Тест № 2

Заполнение кроссворда прилагательными, противоположными по значению (антонимами). Определение роли антонимов в тексте-описании. Выбор синонимов, наиболее подходящих для заполнения пропуска в предложении, и обоснование целесообразности данного выбора. Объяснение фразеологизмов путем подбора прилагательных, которыми их можно заменить. Определение типов текста, которые сочетаются в одном тексте. Сжатый пересказ текста по вопросам.

Творческая лаборатория «Пишем изложение» (2ч.)

Р/р  Подготовка к изложению «Медвежонок».

Составление плана текста и его пересказ по опорным словам.

Контрольное изложение № 1

Понятие : изложение.

Определение темы, основной мысли текста и их отражение в его названии. Соотнесение картинного плана с частями текста и их озаглавливание. Исправление неверно составленного плана. Пересказ текста по опорным словам и выражениям. Письменное изложение текста.

Имя числительное. Правописание числительных (3 ч)

Имя числительное как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает. Количественные и порядковые числительные. Различение имён числительных и имён существительных Простые, сложные и составные числительные. Упражнение в определении постоянных признаков имен числительных.

Различение имён числительных и имён существительных. Упражнение в определении постоянных признаков имен числительных.

Употребление имен числительных в речи. Тест по темам 20–22 (5 ч)

Роль имён числительных в предложении. Порядок разбора имени числительного как части речи. Особенности склонения числительных (простые, сложные и составные Изменение порядковых числительных по родам и числам.

Контрольный диктант № 6

Определение порядка разбора числительного как части речи. Упражнения в изменении числительных по родам, числам.

 Распознание порядковых и количественных числительных.

Творческая лаборатория «Наблюдаем и описываем» (1ч.)

Р/р  Обучающее сочинение-описание птиц.

Анализ средств выразительности. Анализ средств выразительности (эпитет, метафора, олицетворение). Определение типа текста и обоснование своего выбора.  

Местоимение (2 ч)

Местоимение как часть речи. Основные грамматические признаки местоимений Разряды местоимений 

Определение основных грамматических признаков  и разрядов местоимений; нахождение местоимений в тексте

Личные местоимения (3 ч)

Личные местоимения. Определение лица личных местоимений. Личные местоимения единственного  и множественного числа. Определение рода у местоимений 3-го лица.

 Понятие личные местоимения.

Упражнения в определении лица, числа, рода личных местоимений.

Склонение личных местоимений (3 ч)

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. Склонение личных местоимений 3-го лица. Роль местоимений в предложении.

Контрольный диктант № 7

Упражнения в склонении местоимений 1,2 и 3 лица  ед. ч. и мн.ч

Притяжательные местоимения. Возвратное местоимение себя Тесты по темам 23–26 (3 ч)

Притяжательные местоимения. Изменение притяжательных местоимений по родам, числам и падежам.  

Упражнение в склонении притяжательных местоимений. Упражнения в склонении притяжательных местоимений.  Упражнение в изменении возвратного местоимения себя по падежам.  

Глагол (2 ч)

Глагол как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает. Постоянные и  непостоянные признаки глаголов. Роль глаголов в предложении (повторение). Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление). Правописание не с глаголами. 

Понятие :глагол

Работа по картине К. Успенской - Кологривовой «Не взяли на рыбалку»: соотнесение названия и содержания картины; определение слова в названии картины, которое помогает понять состояние мальчика; составление предложений по картине с использованием данных глаголов и т.д. Ответы на вопросы к тексту. Обмен впечатлениями о прочитанном. Определение главной мысли текста.

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) (4 ч)

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Упражнение в спряжении глаголов. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица в форме единственного числа. Возвратные глаголы.

Контрольный диктант № 8

Понятия: спряжение, лицо глагола

Вступление в диалог и поддержание беседы на заданную тему. Ответ на вопрос по содержанию прочитанного, и подтверждение подходящей по смыслу пословицей. Интервьюирование одноклассников по личностно важным вопросам.  Подбор антонимов и их употребление в речи. Составление рассказа на основе собственных наблюдений. Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола. 

Правописание безударных личных окончаний глаголов (8 ч)

Ударные и  безударные личные окончания глаголов. Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов. Определение спряжения глаголов по начальной форме. Глаголы-исключения.  Упражнение в определении спряжения глаголов-исключений.

Контрольный диктант № 9

Возвратное местоимение себя  Упражнение в определении спряжения глаголов-исключений. Определение спряжения глаголов по начальной форме.

Творческая лаборатория «Сочиняем сказку» (1ч.)

Р/р Проект «Сочиняем сказку»

Изложение своими словами мысли, выраженной стихотворными строками. Определение основной мысли стихотворения и выявление средств выразительности, которые использует автор, донося эту мысль до читателей (сравнение, метафора, ирония (скрытая насмешка).   Формулирование совета пословицей.   Определение типа текста.   Составление текста-описания с использованием сравнений и эпитетов. Анализ средств выразительности в стихотворении о природе.   Выборочный пересказ текста в соответствии с поставленной речевой задачей. Определение главной мысли сказок пословицей (из ряда предложенных). Варианты окончания текста по заданному началу.   Составление рекомендаций о том, как надо пользоваться компьютером, чтобы время «не улетело»

Правописание  -тся и -ться в глаголах (3 ч)

Правописание -тся и -ться в глаголах. Распознавание глаголов в неопределённой форме и глаголов в форме 3-го лица Упражнение в правописании тся и -ться в глаголах. Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов

Контрольный словарный диктант № 3.

Упражнение в правописании тся и -ться в глаголах. Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов

Прошедшее время глагола. Тесты по темам 27–31 (7 ч).

Прошедшее время глагола. Упражнение в распознавании глаголов прошедшего времени Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени Порядок разбора глагола как части речи

 Тест № 5

Контрольное списывание № 2

Упражнение в распознавании глаголов прошедшего времени Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Проведение морфологического разбора  глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора.

Творческая лаборатория «Сравниваем и описываем» (1ч.)

Р/р  Сравнительное описание предметов.

Нахождение общего и различного в предмете. Сравнительное описание предметов (на выбор).

Наречие. Тест по теме 32 (4 ч).

Наречие – его значение; вопросы,  на которые может отвечать; роль в предложении. Упражнение  в распознавании наречий Наречие - неизменяемая часть речи. Разбор наречий по составу.

Тест № 6

Контрольный диктант № 10

Упражнение  в распознавании наречий  Упражнение в разборе наречий по составу.

 Работа по картине А. Венецианова «Вот те и батькин обед!»: объяснение названия картины и описание по опорным словам. Составление пословиц из разрозненных частей.    Предвосхищение содержания текста до его прочтения по заголовку. Определение основной мысли текста.   Придумывание своего окончания сказки.

Творческая лаборатория «Пишем сжатое изложение» (2ч.)

Творческая лаборатория «Пишем сжатое изложение»

Р/р

Различие подробного и сжатого изложения.  Р/р

 Написание сжатого изложения «Карасик».

Осмысление понятия «сжатое изложение». Различение подробного и сжатого изложения  с опорой на таблицу. Анализ вариантов сокращения текста. Подбор речевых средств с целью устранения возможных повторов. Написание сжатого изложения.

Предложение (4 ч)

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (повторение). Главные и второстепенные члены предложения.  

Упражнения в разборе предложения. Распознавание второстепенных членов предложения.

Творческая лаборатория «Пишем изложение» (1ч.)

Творческая лаборатория «Пишем изложение»

Контрольное изложение № 2

Написание контрольного  изложения.

Однородные члены предложения (5 ч)

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами перед союзами а, но, да Упражнение в написании предложений с однородными членами Итоговый словарный диктант № 4

Понятие : однородные члены предложения

Дополнение информации, извлеченной из текста, своими примерами. Объяснение смысла пословиц и приведение примеров и ситуаций, в которых их уместно употребить. Деление текста на абзацы и их оформление на письме. 

Определение однородных членов предложения.

Составление схем предложений с однородными членами и построение предложения по заданным моделям. Различение второстепенных членов предложения – дополнения, обстоятельства, определения. Выполнение в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивание правильности разбора.

Простое и сложное предложение. Тесты по темам 33–35 (6 ч).

Простое и сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях Предложения с прямой речью и их оформление на письме. Порядок разбора простого предложения

Итоговый контрольный диктант №11 с грамматическим заданием на промежуточной аттестации.

Тест № 7

Упражнение в распознавании простых и сложных предложений

Упражнения на порядок разбора простого предложения.

Повторяем всё, что знаем (4 ч.)

Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Состав слова» Повторение по теме « Глагол» Повторение по темам « Имя числительное», «Наречие» 

Контрольный тест № 8

Сопоставление информации с ранее полученными сведениями по изучаемой языковой теме. Продолжение диалога на заданную тему.

III. Календарно - тематическое планирование 4 класс б

Дата/

план

Дата/

факт

№ по теме/

разделу

                                Тема урока

Речь — основа общения (1 ч)

02.09

1

1

Речь – основа общения.

Что такое общение. Цели общения.

Монолог и диалог – формы речевого общения.

                                                                          Слово (2 ч)

03.09

2

1

Слово – основная единица языка (повторение). Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Однозначные и многозначные слова. Различение прямого и переносного значения слов.

04.09

3

2

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.  

Звуко- буквенный анализ слова (2 ч)

05.09

4

1

Звуко-буквенный анализ слова. Алфавит. Слог. Правила переноса слов (повторение).

09.09

5

2

Смыслоразличительная роль  ударения. Упражнение в  звуко - буквенном анализе слова.

Состав слова (1 ч)

10.09

6

1

Значимые части слова. Однокоренные слова и формы слова (повторение). Разбор слова по составу. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание слов (3 ч)

11.09

7

1

Правописание орфограмм в корне слова. Словарные слова. Правописание приставок и суффиксов (повторение). Правописание разделительных ъ и ь знаков.

12.09

8

2

Правописание ь после шипящих на конце имён существительных Большая буква в именах собственных.

16 09

9

3

Слово и словосочетание (повторение). Различение словосочетаний и сочетаний, не являющихся словосочетанием.

Слово как часть речи (1 ч)

17.09

10

1

 Слово как часть речи.

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст (2 ч)

18.09

11

1

Стартовый контрольный диктант №1

19.09

12

2

Р.Н.О. Связь слов в предложении и предложений в тексте. Главные и второстепенные члены предложения  (повторение).  

Творческая лаборатория: «Вспоминаем, что такое текст» (2 ч)

23.09

13

1

Контрольный словарный диктант №1.Текст: тема, основная мысль, заголовок, части текста.

Р/р Восстановление деформированного текста

24.09

14

2

Типы речи. 

Р/р Сочинение-описание «Осенний день»

Части речи (1 ч)

25.09

15

1

Самостоятельные и служебные части речи (повторение). Распознавание имен существительных, имен прилагательных и глаголов по значению и вопросам

Имя существительное (3 ч)

26 09

16

1

Имя существительное как часть речи. Роль имён существительных в предложении.

30 09

17

2

Постоянные признаки имен существительных: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, род, склонение (повторение)

01.10

18

3

Непостоянные признаки имён существительных. Изменение имён существительных по числам и падежам (повторение).                                                                                              

Первое склонение имен существительных (3 ч)

02.10

19

1

 Первое склонение имён существительных Упражнение в определении падежей имён существительных

03.10

20

2

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

07.10

21

3

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения

Второе склонение имен существительных (3 ч)

08.10

22

1

Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского и среднего рода. Отличие винительного падежа от родительного у одушевлённых существительных 2-го склонения.

09.10

23

2

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 2-го склонения

09. 10

24

3

Упражнение в определении падежей имён существительных 2-го склонения.

Гласные после шипящих и ц в окончаниях существительных (4 ч)

10.10

25

1

О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Упражнение в написании о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

14.10

26

2

Контрольное списывание №1 по теме «Имя существительное» 

15.10

27

3

Работа над ошибками. Составление предложений с существительными в творительном падеже

16.10

28

4

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонений

Третье склонение имен существительных (4 ч)

18 10

29

1

Третье склонение имён существительных. Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных

3-го склонения.

21.10

30

2

Склонение имён существительных 3-го склонения. Упражнение в определении падежей имён существительных 3-го склонения.

22.10

31

3

Контрольный диктант № 2  по теме «Склонение имен существительных»

23.10

32

4

 Р. н. о. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Творческая лаборатория: «Знакомимся со средствами языковой выразительности»(1 ч.)

24 10

33

1

Р/р Средства языковой выразительности

Подготовка презентации проекта.

Проект «Словарик для средств языковой выразительности»

Множественное число имен существительных. Тесты по темам 6–14 (7 ч.).

28 10

34

1

Склонение имён существительных 1-го склонения во множественном числе

29.10

35

2

Склонение имён существительных 2-го склонения во множественном числе

30.10

36

3

Склонение имён существительных 3-го склонения во множественном числе

31.10

37

4

Правописание безударных окончаний имён существительных множественного числа.

11.11

38

5

Порядок разбора имени существительного Упражнение в разборе имён существительных

12.11

39

6

Тест № 1 по теме «Имя существительное как часть речи».

13.11

40

7

 Обобщение по теме «Имя существительное как часть речи».

Творческая лаборатория «Вспоминаем типы текстов» (1ч.)

14.11

41

1

Р/р Типы текстов. Обучающее

сочинение «Мой питомец»

Имя прилагательное (4 ч)

18.11

42

1

Имя прилагательное как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает, непостоянные признаки (повторение). Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже

19.11

43

2

Упражнение в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Краткие и полные имена прилагательные.

20.11

44

3

Контрольный диктант № 3 по теме «Имя прилагательное»

21.11

45

4

Р. н. о. Замена полных прилагательных краткими. Роль кратких имён прилагательных в предложении.

Творческая лаборатория «Пишем сочинение по картине» (1ч.)

25.11

46

1

Р/р Обучающее сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»

Склонение имен прилагательных (7 ч)

26. 11

47

1

Склонение имен прилагательных (общее представление) Окончания имён прилагательных с твёрдой и мягкой основой в именительном падеже

27. 11.

48

2

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода.

28.11

49

3

Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах

02.12

50

4

Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода в дательном, творительном и предложном падежах.

03.12

51

5

Склонение имен прилагательных женского рода.

04.12

52

6

Правописание безударных падежных окончаний у прилагательных женского рода. Закрепление по теме «Склонение имён прилагательных»

05.12

53

7

Контрольный диктант № 4 по теме « Склонение имен прилагательных»

Склонение имен прилагательных во множественном числе (2 ч)

09.12

54

1

 Р.Н.О. Склонение имен прилагательных во множественном числе. 

10.12

55

2

Административный словарный диктант № 2 за 1 полугодие. Упражнение в склонении имен прилагательных во множественном числе.

Склонение прилагательных на -ий, -ья, -ьи (2 ч)

11.12

56

1

Склонение прилагательных на -ий, -ья, -ьи.

12.12

57

2

Административный контрольный диктант  № 5 по тексту администрации за 1 полугодие.

Употребление имен прилагательных в речи  Тесты по темам 15–19 (4 ч)

16.12

58

1

Порядок разбора имени прилагательного.

17.12

59

2

Упражнение в разборе имён прилагательных.

18.12

60

3

Употребление имен прилагательных в речи. Работа с текстом.

19.12

61

4

Тест № 2 по пройденным темам. /15-19/

Творческая лаборатория «Пишем изложение» (2ч.)

23.12

62

1

Р/р  Подготовка к изложению «Медвежонок».

Составление плана текста и его пересказ по опорным словам.

24 12

63

2

Контрольное изложение №1 «Медвежонок».

Имя числительное.  Правописание числительных (3 ч)

25 12

64

1

Р. н. о. Имя числительное как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает. Количественные и порядковые числительные. Различение имён числительных и имён существительных

26 12

65

2

Простые, сложные и составные числительные. Упражнение в определении постоянных признаков имен числительных.

13.01

66

3

Роль имён числительных в предложении. Правописание числительных.

Употребление имен числительных в речи. Тест по темам 20–22 (5 ч)

14.01

67

1

Употребление имен числительных в речи. Наблюдение за изменением числительных по падежам.  

15.01

68

2

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя числительное»

16.01

69

3

 РНО. Особенности склонения числительных (простые, сложные и составные).

20.01

70

4

Изменение порядковых числительных по родам и числам. Порядок разбора имени числительного как части речи.

21.01

71

5

Тест № 3 по теме «Имя числительное как часть речи».

Изменение порядковых числительных по родам и числам. Порядок разбора имени числительного как части речи.

Творческая лаборатория «Наблюдаем и описываем» (1ч.)

22.01

72

1

Р/р  Обучающее сочинение-описание птиц.

Местоимение (2 ч)

23.01

73

1

Местоимение как часть речи. Основные грамматические признаки местоимений.

27.01

74

2

Разряды местоимений

Личные местоимения (3 ч)

28.01

75

1

Личные местоимения. Определение лица личных местоимений.

29.01

76

2

Личные местоимения единственного  и множественного числа.

30.01

77

3

Определение рода у местоимений 3-го лица.

Склонение личных местоимений (3 ч)

03.02

78

1

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица.

04.02

79

2

Склонение личных местоимений 3-го лица. Роль местоимений в предложении.

05.02

80

3

Контрольный диктант № 7 по теме « Местоимение»

Притяжательные местоимения.

Возвратное местоимение себя Тесты по темам 23–26 (3 ч)

06.02

81

1

Р. н. о. Притяжательные местоимения. Изменение притяжательных местоимений по родам, числам и падежам.  

10.02

82

2

Возвратное местоимение себя. Изменение по падежам возвратного местоимения себя.

11.02

83

3

Тест № 4 по теме «Местоимение как часть речи».

Глагол (2 ч)

12.02

84

1

Глагол как часть речи: значение, вопросы, на которые отвечает. Постоянные и  непостоянные признаки глаголов

15.02

85

2

Роль глаголов в предложении (повторение). Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление). Правописание не с глаголами.

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) (4 ч)

13.02

21

86

1

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение).

17.02

21

87

2

Упражнение в спряжении глаголов.

18.02

26

88

3

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица в форме единственного числа. Возвратные глаголы.

19.02

89

4

Контрольный диктант № 8 по теме «Спряжение глаголов».

Правописание безударных личных окончаний глаголов (8 ч)

20 02

90

1

Ударные и  безударные личные окончания глаголов.

25 02

91

2

Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов

26 02

92

3

Определение спряжения глаголов по начальной форме.

27.02

93

4

Глаголы-исключения. Упражнение в определении спряжения глаголов-исключений.

02.03

94

5

 Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов

03.03

95

6

Обобщение по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

04.03

05.03

96

7

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

Творческая лаборатория «Сочиняем сказку» (1ч.)

05.03

97

1

Р/р  Проект «Сочиняем сказку»

Правописание  -тся и -ться в глаголах (3 ч)

10.03

98

1

Контрольный словарный диктант № 3.

Правописание -тся и -ться в глаголах.

11.03

99

2

Р. н. о.  Распознавание глаголов в неопределённой форме и глаголов в форме 3-го лица

12.03

100

3

Упражнение в правописании тся и -ться в глаголах.

16.03

101

4

Закрепление по теме  «Правописание -тся и -ться в глаголах».

Прошедшее время глагола. Тесты по темам 27–31 (7 ч).

17.03

102

1

Контрольное списывание № 2 по теме «Глагол».

18 03

103

2

Р. н. о. Прошедшее время глагола. Упражнение в распознавании глаголов прошедшего времени

19 03

104

3

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

30.03

105

4

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени

31.03

106

5

Порядок разбора глагола как части речи

01.04

107

6

Закрепление по теме «Прошедшее время глагола».

02.04

108

7

Тест № 5 по теме «Глагол как часть речи».

Творческая лаборатория «Сравниваем и описываем» (1ч.)

06.04

109

1

Р/р  Сравнительное описание предметов.

Наречие. Тест  по теме 32 (4 ч).

07.04

110

1

Наречие – его значение; вопросы,  на которые может отвечать; роль в предложении.

08.04

111

2

Упражнение  в распознавании наречий.  Наречие - неизменяемая часть речи. Разбор наречий по составу.

09.04

112

3

Обобщение по теме «Наречие»

Тест  № 6 по теме «Наречие»

13.04

113

4

Контрольный диктант № 10 по теме «Наречие»

Творческая лаборатория «Пишем сжатое изложение» (2 ч)

14.04

114

1

Р/р

Различие подробного и сжатого изложения.  

15.04

115

2

Р/р

 Написание сжатого изложения «Карасик».

Предложение (4 ч)

16.04

116

1

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (повторение).

20.04

117

2

Главные и второстепенные члены предложения.  

21.04

118

3

Распространенные и нераспространенные

22.04

119

4

Закрепление по теме «Предложение» Презентация проектов.

Творческая лаборатория «Пишем изложение» (1ч.)

23.04

120

1

Р/р Контрольное изложение № 2

Однородные члены предложения (5 ч)

27 04

123

1

Р. н. о. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

28.04

124

2

Знаки препинания в предложениях с однородными членами перед союзами а, но, да.

29.04

125

3

Итоговый словарный диктант № 4.Упражнение в написании предложений с однородными членами.

30.04

126

4

Закрепление по теме «Однородные члены предложения».

Простое и сложное предложение. Тесты по темам 33–35 (6 ч).

06.05

127

1

Простое и сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях.

07.05

128

2

Обобщение по теме «Предложение».

12.05

129

3

Итоговый контрольный диктант №11 на промежуточной аттестации.

13.05

130

4

Работа над ошибками. Предложения с прямой речью и их оформление на письме. Порядок разбора простого предложения.

14.05

131

5

Упражнение в синтаксическом разборе простых предложений

18.05

132

6

Закрепление по теме «Предложение». Тест № 7 по теме «Предложение».

Повторяем всё, что знаем (4 ч.)

19.05

133

1

Контрольное тестирование № 8 по курсу «Русский язык – 4 класс».

20.05

134

2

Повторение изученного  по темам «Состав слова». «Правописание гласных и согласных в корне слова»

21 05

135

3

Повторение изученного  по темам «Падежные окончания сущ. и прилагательных. Личные окончания глаголов»

25 05

136

4

Повторение изученного по теме «Предложение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...