План-конспект урока на тему "Непроизносимые согласные в корне слова" ФГОС УМК "Школа России" авторы учебника В.П.Канакина,В.Г.Горецкий
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Курловская СОШ №2
Конспект
урока по русскому языку
в 3 классе
Программа «Школа России»
Учитель начальных классов
Квасова Татьяна Сергеевна
г. Курлово
2013 г
Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель: научить детей определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.
Задачи:1). Учить: группировать орфограммы по типу орфограммы, по месту
орфограммы в слове;
2). Развивать: а) умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;
б) умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;
в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.
3). Воспитывать аккуратность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):
* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
* Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):
* Ориентироваться в учебном материале:
- определять круг своего незнания;
- осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую
задачу урока;
* Уметь находить и подбирать проверочные слова по правилам корня: для парных звонких или глухих согласных, для непроизносимых согласных.
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):
* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с
другом, учитывая конечную цель урока.
План урока.
Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности.
- Организационный момент.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно
Актуализация знаний.
.
II. Проверка домашнего задания.
- На какие две группы можно разделить слова с пропущенными буквами? (Слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением и слова с парной согласной в корне слова)
-Как проверяли?(для проверки безударной гласной подбирали однокоренные слова или изменяли форму слова так, чтобы проверяемый гласный был ударным; для проверки парной согласной подбирали однокоренные слова, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный: голос, многоголосый -голоса, росы-роса, берёза-берёзки,сыроежечка-сыроежка)
-В чём сходство и различие в подборе проверочных слов этих орфограмм?(Сходство: подбор однокоренных слов, изменение формы слова. Различие: проверяемый гласный стоит под ударением, после согласного стоит гласный, звуки л,м, н, р, в)
III. Чистописание.
На доске: ре..кий, яго..ка, сла..кий.
-Написание какой буквы мы будем отрабатывать на чистописании вы узнаете, если определите какая одна и та же буква встречается в этих словах.(д)Как определили?
-Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой "д".(согласный, звонкий, парный).
IV. Постановка учебной проблемы.
-Понаблюдаем, какой звук слышим в этих словах на месте пропущенной буквы. Выделим корень в каждом слове.
[т] [т] [-] [т]
ре..кий, яго..ка, сер..це, сла..кий
-Какое слово лишнее и почему? (Лишнее слово "сердце",т.к. в этом слове согласный не произносится на месте пропущенной буквы, остальные слова на парный звонкий-глухой согласный в корне слова)
V. Выявление места и причины затруднения .
-Определите тему урока( Написание слов, где согласный звук в корне не произносится)
-Какие задачи поставим.?(Научимся проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова и грамотно писать.)
-Что придётся выяснить?(Когда и какие согласные в корне могут быть непроизносимыми и надо ли писать букву, которая не произносится.)
VI. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
I. -Как проверить парный согласный в корне слова и на конце его?
- А как будем выяснять надо в слове "сердце" писать согласный или нет?(изменим форму слова: сер[-]ца-сер[-]це. Не произносится. Подберём однокоренное слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный: сердечко-сердце. Гласный помогает услышать согласный[д].)
Вывод: Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный.
Физкультминутка(Руками вращать справа налево и одновременно ногами в противоположную сторону)
II. Рассмотрим ещё слова с непроизносимыми согласными и узнаем в каких случаях согласный будет непроизносимым, выполнив упр. 223
-Какие согласные не произносятся?(д,т, л, в)
-Сколько согласных букв стоят рядом?(3-4)
-Назовите сочетания букв в слове, где согласный не произносится.
На доске: здн
вств
рдц
лнц
стн
стл
Вывод: Согласный может не произносится если в слове встречается сразу 3-4 согласных.
Предложите план , по которому будем действовать.
1.Выделим корень.
2.Смотрим на сочетаемость согласных.
3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки.
4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.
5.Делаем вывод.
VII.Первичное закрепление.
Коллективно с проговариванием выполняем упр 225.
VIII. Самостоятельная работа в парах с последующей взаимопроверкой.
Среди слов(на карточках) найдите слова с непроизносимой согласной, подчеркните эту букву. Подчеркните проверочное слово.
(Известный, вестник,вести. Окрестность, крестить, крестовина, крест. Прелестный, прелести. Областной, области.)
IX. Словарная работа.
Разгадывание кроссворда
1.Слово -приветствие.(здравствуй)
2.Сооружение в виде ступеней или перекладин для подъёма или спуска(лестница).
3.Внутреннее переживание человека.(чувство)
4.День торжества.(праздник)
з1. | |||||||||||
4.п | р | а | з | д | н | и | к | ||||
р | |||||||||||
а | |||||||||||
3.ч | у | в | с | т | в | о | |||||
с | |||||||||||
2.л | е | с | т | н | и | ц | а | ||||
в | |||||||||||
у | |||||||||||
й | |||||||||||
-На какое правило все эти слова? (Непроизносимый согласный)
-Пользовались ли вы правилом для написания непроизносимого согласного., которое узнали сегодня на уроке? Применимо ли оно для этих слов?(Нет. Написание этих слов надо запомнить)
X. Подведение итогов урока.
- Давайте подведём итоги .
- Какова тема нашего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова.)
- Какова цель нашего урока? (Учимся проверять и грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.) Да, мы учились грамотно писать эти слова.
- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?
(Посмотреть на сочетаемость согласных в слове. Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал произносимым.)
- Достигли мы цели? (Да. Нет. Не совсем.)
- На следующих уроках мы будем дальше работать над темой и всё запомним.
- Где мы можем применить новые знания? (В письменной речи на разных уроках:
написание сообщений, писем, сочинений...)
XI. Домашнее задание.
упр. 226
XII. Рефлексия деятельности.
Рефлексия – приобретённая сознанием способность сосредоточиться на самом
себе овладеть самим собой, как предметом …, способность не просто
познать, а знать что знаешь.)
Проводится с опорой на таблицы.
- Выбери ответ и обоснуй.
Что узнали на уроке? нужного … интересного … полезного … |
Сегодня на уроке научился … понял … было интересно … было трудно … |
Своей работой я: доволен, так как … не совсем доволен из-за того что… не доволен, потому что … |
У меня сегодня получилось … Я и не подозревал … Мне ещё нужно поработать над … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне"
Данный урок проводится с целью формирования у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками....
Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"19.12.22
Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа России"...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" ОС"Школа 2100"
Методическая разработка урока с применением деятельностного метода с указанием деятельности учителя и учащихся. Имеется презентация и ссылка на электронный ресурс....
Конспект урока по русскому языку по теме "Непроизносимые согласные в корне слова". 3 класс
Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Тип урока: открытие нового знания. Технология деяте...
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...
Конспект урока на тему: "Непроизносимые согласные в корне слова"
Урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода), самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по пра...
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...