Технологическая карта урока «Что такое окончание? Как найти в слове окончание»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Демьяненко Елена Николаевна

Технологическая карта урока по русскому языку. УМК "Школа России". 3 класс. Тема: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_nachalnye_klassy.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Демьяненко Елена Николаевна

Класс: 3

УМК «Школа России»

Предмет: Русский язык

Тема: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание»

Типурока: Открытие новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: Изучается в разделе «Состав слова»

Цель: Знакомство с  понятием   «окончание» - изменяемая часть  слова.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Предметные знания: владеют   понятиями «окончание», «форма слова», «родственные слова».

Предметные действия: образуют формы одного и того же слова, обозначают окончание графически, оценивают правильность работы по эталону.

- контролируют процесс и результаты деятельности;

- принимают и сохраняют цель и учебную задачу;

- планируют свои действия для решения задачи;

- учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения.

- анализируют языковой объект с выделением существенных и несущественных признаков;

- строят несложные рассуждения;

-применяют схему как  способ представления;

- делают выводы.

- задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

-адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

- ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;    

- проявляют интерес к познанию окружающего мира

Ход урока

     **Название

       этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Самоопределение  деятельности. Орг.момент.

Настроить на рабочий темп, мотивация  к решению учебной задачи.

Фронтальная

Включение класса в деловой ритм, мотивационные действия.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе.

Положительная мотивация, активный деловой ритм.

Наблюдение

2

Актуализация знаний

Учить умению определить и зафиксировать затруднение в деятельности.

В парах

Чтобы определить тему урока, просит составить предложение из слов на карточках (На, лесной, полянка, растут, полевые, ромашка)

Делают вывод, что из слов составить предложение не могут, нужно менять их форму.

Составляют предложение:

На лесной полянке растут полевые ромашки.

Ответы учащихся

3

Постановка учебной задачи, целеполагание

Сформулировать цели урока в совместной деятельности с обучающимися

Фронтальная

Просит назвать тему урока, сформулировать цели и задачи урока.

Предлагает слова – помощники для постановки задач урока:

-Познакомиться с…

-Научиться…

Тема урока «Окончание»

-Познакомиться с понятием «окончание»;

-Научиться определять и обозначать окончания в словах;

-Научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Определение и принятие целей и задач урока.

Ответы учащихся

4

Построение проекта выхода из затруднения. Восприятие нового материала.

Создать условия для осознания и осмысления нового материала

Фронтальная

Предлагает работу в учебнике с. 79 упр.142.

-Прочитайте текст.

-Рассмотрим выделенные слова, одно лексическое значение у этих слов или разные?

-Что менялось в слове?

-Выпишите слова, выделите часть, которая менялась, квадратом.

Предлагает проверить свои предположения, прочитав правило в учебнике.

Читают текст упражнения.

-Значение у данных слов одно.

-Менялось окончание слова.

-Выписывают, выделяют.

Читают правило

Делают вывод, что у слова есть изменяемая часть, которая служит для связи слов в предложении .

Делают вывод о правильности своих предположений.

Ответы учащихся

5

Восприятие нового материала

 Создать условия для осознания и осмысления нового материала.

В парах

Предлагает поработать в парах, используя карточки

У цветка

К цветку

С цветком

О цветке

Цветочный

Цветочница

Цветник

Расцветать

Высказывают свое мнение о том, что в первом столбике меняется только окончание, значение слова остается тем же (форма слова)

Во втором столбике меняется значение слов, добавляются другие части слова (однокоренные слова)

Делают вывод об однокоренных словах и разных формах одного слова.

Окончание служит для связи слов в предложении, однокоренные слова не образует.

Ответы учащихся

6

Физкультминутка

Снять физическое и психическое

напряжение

Фронтальная

Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся

Выполняют упражнения:

Если пара родственных слов-хлопают, если слова не являются родственными – приседают.

Эмоциональный подъем.

7

Первичное закрепление

Выявить уровень и осознанность изучаемого материала.

Фронтальная

Предлагает поработать с карточками:

Распределить слова в таблицу.

   Мыши, водный, дома, домашняя, мышонок, в воде

Слово

Однокоренное слово

Форма слова

Мышь

Вода

Дом

Предлагает проверить по слайду.

Определяют, что меняется в каждом слове, определяют слова в нужный столбец в карточке, выделяют окончания в разных формах слова.

Проводят проверку по эталону.

Воспроизведение названия частей слова, графически обозначают новую изученную часть слова – окончание.

Ответы учащихся

8

Итог урока, рефлексия

Выявить уровень осознанности в достижении поставленной цели урока. Оценить эмоциональное состояние обучающихся на уроке.

Фронтальная

Организует рефлексию собственной деятельности каждого ученика на разных этапах урока, эмоционального состояния обучающихся на уроке.

- На ваших столах лежат листы самооценки (Приложение 1).

 Они показывают умения, которые мы развивали на уроке.

На шкале от 1 до 3 оцените себя:

1 – с заданием не справился;

2 – старался, но не всё получилось;

3 – справился с заданием легко.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности на разных этапах урока, оценивают свое эмоциональное состояние на уроке.

Анализируют своюдеятельность, соотносят цель урока с достигнутым результатом.

Оценочно – рефлексивные бланки «Смайлы»

 

Приложение 1

Знаю, что такое окончание

Умею определять и обозначать графически окончание в словах

Различаю однокоренные слова и формы одно и того же слова

1                           2                            3

1                           2                            3

1                           2                            3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 1 классе по теме "Многозначность слов. Что такое язык?"

Технологическая карта урока открытия нового знания в 1 классе по теме Многозначность слов. Что такое язык? Целью данного урока является расширение и обогащение речевого словаря обучающихся за счёт вкл...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...

Конспект урока "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" Школа России учебник Канакина, Горецкий

Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова;            2. Формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помо...

Технологическая карта урока «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» 3 класс, по программе "Школа России"

Технологияеская карта урока «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...

Конспект урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России».Тема урока: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Цель урока: познакомить с приставкой как значимой частью слова; учить выделять приставки в словах.Тип урока: урок усвоения новых знаний....