Технологическая карта «Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

«Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Конспект учебного занятия по русскому языку

Школа: МОУ СОШ №3
Класс: 4 «В»
Учитель: Тихонова М.Н.
Методист: Горобец Тамара Геннадьевна
Студент: Руц Юлия Александровна
Дата проведения: 23.10.19
Тема: «Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода»
Тип урока: изучение нового материала
Педагогическая цель: учить различать написание безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода, отвечающих на вопрос «какой?»
Планируемые результаты:
Предметные
: умение определять окончания прилагательных

 Метапредметные:
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, оценивание качества и уровня усвоения материала; оценивание качества и уровня усвоения материала. 
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ученик научится: 
-
определять написание окончаний у имён прилагательных

Ученик получит возможность научиться: 
-
находить в тексте имена прилагательные и определять их окончание

Основные термины: имя прилагательное, окончание, падеж.
Ресурсы: учебник русского языка 2 часть ( Т.Г. Рамзаева), дополнительный материал, словарь С.И. Ожегова., презентация.

Технологическая карта учебного занятия

Структурные компоненты учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент

1. Организация класса.
-
-Здравствуйте,  ребята. Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
-Проверьте, все ли готовы к уроку? Учебник и тетрадь  должен лежать на краю стола


- Присаживайтесь. 
-Каждому из вас  желаю успехов!  

2.Упражнение для рук.
-Прежде, чем мы приступим к работе - подготовим руки.

- Сжимаем, разжимаем пальцы 1,2,1,2
- Вращение кулачками, к себе и от себя 1, 2, 3, 4
- Делаем волну, пальцы в замок

3.Упражнения для глаз

- А теперь давайте выполним упражнения для глаз все вместе под счёт (вверх-вниз 1, 2, 1…, вправо-влево 1, 2, 1…, чертим круг по часовой стрелки, затем против часовой

4.Оформление тетради.
-  А теперь откроем тетради, сядем правильно, положите её наклонно и записываем сегодняшнее число:
                         
 Двадцать девятое января

                                 Классная работа


Приветствуют учителя


Проверяют свою готовность к уроку

Слушают учителя

Выполняют разминку для рук

Повторяют за учителем

Записывают:

 

Двадцать девятое января
     Классная работа

Каллиграфическая минутка.

- Обратите внимания на доску. Сочетания каких двух букв вы видите?

1. Анализ типичных ошибок

- Обратите своё внимание на то, как правильно пишутся данные сочетания букв: вы часто пишите букву о похожую на букву а. Поэтому, желательно начинать писать букву о  снизу-вверх. Следите за тем, чтобы о была овальной, а не как бублик. В сочетании букв ий, буквы нужно писать параллельно друг другу. Не пишите данные буквы слишком близко друг к другу, так как часто, их плохо  различить. Пишите буквы в соединениях на одинаковом расстоянии друг от друга.

2.Письмо в тетради

-Пропишите у себя в тетради данные сочетания: ой до середины рабочей строки и ий до конца рабочей строки. Не торопитесь и помните о правильном написании. Положите под наклоном тетрадь, сядьте правильно.

3. Самоанализ. Самооценка.

- Теперь оцените свою работу: подчеркните то сочетание букв, которые на ваш взгляд получились лучше остальных.

 Сочетание букв ой ий

Слушают учителя

Записывают в тетрадь элементы

Анализируют, подчёркивают правильно написанные буквы

Словарно-орфографическая работа.  

1) Запись слов под диктовку (у доски, остальные в тетради)

-Проведём словарно-орфографичекую работу. Работаем по цепочке. Я буду вам диктовать слова, а вы будьте внимательны и правильно их пишите. Вы должны записывать их в тетрадь в строчку через запятую. В словарных словах ставить знак ударения и выделять орфограмму.

- В именах существительных определите падеж и выделите окончания. (комментирование с места)

Слова: в тетради, с металлом, за коровой, у медведя, в городе, на билете.

Проверка 

-посмотрите, на какие группы вы бы разделили данные слова? (сущ. одушевлённые и неодушевлённые, по падежам можно. А главное здесь есть женский и мужской род)

2.)  Предъявление нового словарного слова

-Сегодня познакомимся с новым словарным словом, каким узнаете, послушав, определение данного слова из словаря С.И.Ожегова  

- Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход,обычно с кухней, передней.
-Какое это слово? СЛАЙД 1

3.) Работа над зрительным образом слова.

- Произносим все вместе слово орфографически, орфоэпически.
- Что заметили?

4.Запись слова в тетрадь (один ученик на доске другие в тетради)
- Записываем слово (квартира) на доске и в тетради с большой буквы
Задания:
-поставить ударения  (кв
артира)
-выделить орфограммы
-подобрать однокоренные слова (пишем через запятую в строчку) (квартирка, квартирант, двухквартирный, квартирный).
Слайд 2

КОРЕНЬ: квартир, окончание а.

Вывод: что все однокоренные слова пишутся одинаково

5.Составление предложение

(один ученик на доске остальные в тетради)

Запись предложения

(выполнить синтаксический разбор этого предложения)
Квартира находилась на первом этаже.

Синтаксический разбор предложения главные члены предложения и второстепенные
- подчеркнуть главные члены предложения
- о чём говорится в предложении? Задаём вопрос от глагола

В тетради- П.п., с металлом- Т.п., за коровой- Т.п.,  у медведя- Р.п., в городе- П.п., на билете-П.п.

На существительные одушевлённые и неодушевлённые, склонение, на женский и мужской род.

Квартира

Читают слово

Что произношение и написание совпадает

Квартира находилась на первом этаже.
находилась что? Квартира. Квартира подлежащее подчёркиваем одной чертой, находилась сказуемое подчёркиваем 2-мя чертами. Находилась где? На этаже это обстоятельство  подчёркиваем пунктир точка. Этаже каком? первом, это прилагательное подчёркиваем волнистой линией.  

Целеполагание и мотивация обучающихся.

На слайде предложения Слайд 3

1.Мальчишек радостный народ. Коньками звучно режет лед

2. Весёлой радостной гурьбой ребята скатились с горы ледяной. Оформить правильно

- Прочитайте предложения про себя.
-Какое слово повторяется в этих предложениях?

-Какая часть речи у этого слова? (прил.)
- Если у прилагательных одинаковый вопрос, почему разное окончание? (потому что падеж разный, потому что в первом предложении относиться к сущ. мужского рода, а во втором к существительному женского рода)
-Ребята, посмотрите на наше чистописание, вспомните какое деление на группы слов у нас было и сейчас глядя на эти 2 предложения, кто может из вас сформулировать тему урока

-Правильно! Тема нашего урока «Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода»

Народ какой? радостный
гурьбой какой? радостной

Слово радостный и радостной

прилагательное
Разные окончания, потому что в первом предложении
относиться к сущ. мужского рода, а во втором к существительному женского рода)

Тема урока: будем различать окончания мужского и женского рода.

«Открытие» новых знания.

- А теперь у доски мы просклоняем словосочетания по падежам. Кто пойдёт к доске? Остальные в тетради 

Первое словосочетание «свежая зелёная ветка»

- В данном словосочетании прилагательные в каком роде?

И.п. какая? свежая зелёная ветка
Р.п. какой? свеж
ей зелёной ветки

Д.п. какой? свежей зелёной ветке
В.п. какую? свежую зелёную ветку 
Т.п. какой? свеж
ей зелёной веткой
П.п о какой? О свеж
ей зелёной ветке 

-Теперь 2 словосочетание «свежий зелёный лес»

- в каком роде стоят имена прилагательные в данном словосочетании?

И.п. какой? свежий зелёный лес
Р.п. какого? свеж
его зелёного леса
Д.п. какому? свеж
ему зелёному лесу
В.п. какой? свеж
ий зелёный лес
Т.п. каким? свеж
им зелёным лесом
П.п. о каком? о свеж
ем зелёном лесе 

-Что заметили?

Обобщение

-Давайте наш вывод сравним с выводами авторов учебника. Всё ли мы с вами увидели.  Прочитаем хором правило

- откройте учебник на с.28 упражнение 332 и поставьте перед прилагательными нужный вопрос.
-Что вы заметили?

-Значит какой мы можем сделать вывод? 

- А в этом задание правило подтвердилось?. На с.28

-Теперь выполним задание 333 Самостоятельно.  После выполнения проверим
-Вам нужно выбрать 3 словосочетания, дописать окончания прилагательных мужского рода и определить падеж. Написать подходящие по смыслу существительные мужского рода.

Интересный журнал (И.п.),
деревянн
ый стол (И.п.),
космическ
ий корабль (И.п.)
свеж
ий сок (И.п.)
солнечн
ый день (И.п.)
подъёмн
ый кран (И.п)
-На с.29. Спишите, вставляя пропущенные окончание и определите падеж имён прилагательных. Самостоятельно, затем проверим
О чудесн
ой (П.п) музыке,
К низеньк
ой (Д.п) берёзке
По широкой (Д.п.) дороге
Из прочн
ой (Р.п.) ткани
До ближн
ей (Р.п.) деревни
На елов
ой (П.П) ветке
На бел
ой (П.п.) скатерти.

-Проверяем. Кто прочитает первое словосочетание? Второе?...

- Так совпадают ли наши результаты с правилом в учебнике?

В женском роде, так как относится к существительному женского рода «ветка»

И.п. какая? свежая зелёная ветка
Р.п. какой? свеж
ей зелёной ветки

Д.п. какой? свежей зелёной ветке
В.п. какую? свежую зелёную ветку 
Т.п. какой? свеж
ей зелёной веткой
П.п о какой? О свеж
ей зелёной ветке 

Имена прилагательные в мужском роде, так как относятся к существительному мужского рода «Лес»

И.п. какой? свежий зелёный лес
Р.п. какого? свеж
его зелёного леса
Д.п. какому? свеж
ему зелёному лесу
В.п. какой? свеж
ий зелёный лес
Т.п. каким? свеж
им зелёным лесом
П.п. о каком? О свеж
ем зелёном лесе 

Что  имя прилагательное в женском роде в Р,Д, Т и П падежах имеет одинаковый вопрос и одинаковое окончание ей и ой

-Имя прилагательное в мужском роде в И и В падежах имеет одинаковый вопрос и окончание ый и ий

Что  имя прилагательное в женском роде в Р,Д, Т и П падежах имеет одинаковое окончание ой 

-Да

Выполняют задание в тетради

Интересный журнал (И.п.), деревянный, стол (И.п.),  космический корабль (И.п.), свежий сок (И.п.) , солнечный день (И.п.), подъёмный кран (И.п)

О чудесной (П.п) музыке, к низенькой (Д.п) берёзке, по широкой (Д.п.) дороге, из прочной (Р.п.) ткани, до ближней (Р.п.) деревни, на еловой (П.П) ветке, на белой (П.п.) скатерти.

Совпадают

Итоги урока

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Что сегодня узнали?

-Над темой: различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода

-Что имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой, имеют окончаний ый (ий)
-А имена прилагательные женского рода, имеют окончания ой (ей)

Рефлексия

«Фразеологизм» Слайд 4
- Кто мне скажет, что такое фразеологизм

- Ребята, обратите на доску. Какие фразеологизмы вам не понятны. Определите какой фразеологизм описывает вас на нашем уроке.


- краем уха
- шевелить мозг
- хлопать ушами

_ как вы понимаете словосочетание «краем уха»? «шевелить мозг»? «хлопать ушами»?

- индивидуально спрашиваю некоторых детей. Какой фразеологизм выбрали они.

Фразеологизм-это устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов

Краем уха- значит был не внимательным на уроке.

Шевелить мозгами- работал на уроке

Хлопать ушами- не слушал, был не внимательным

Отвечают

Домашнее задание

С. 29 №334 (инструктаж)

Записывают в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема:" Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода."

Этот конспект урока может пригодиться для учителей 4-х классов.  Цель урока: Закрепить  умение  различать имена прилагательные мужского  и женского рода; развивать мышление, речь, ...

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"

Презентация к уроку русского языка 4 класс ""Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода"...

Технологическая карта урока на тему: Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода.

Цель: уметь различать безударные окончания имен прилагательных мужского и женского рода.1. определять и формулировать цель деятельности;2. соотносить результат своей деятельности и оценивать его....

"Различие падежных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода в единственном числе, отвечающих на вапрос какой?" Русский язык. 4 класс.

Это презентация к уроку-исследованию по русскому языку в 4 классе по теме "Различие падежных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода в единственном числе, отвечающих на вапрос какой?"Эт...

Конспект урока по русскому языку на тему: ««Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода, отвечающий на вопрос какой»» (УМК "Перспектива")

Цель: формирование  навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение  определять...