Конспект урока русского языка "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока: формировать умение выделять корень в однокоренных словах и находить однокоренные слова.
Задачи:
Образовательные: ознакомить с понятием «корень»; содействовать формированию умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова, группировать однокоренные слова по отличительным признакам.
Развивающие: формировать умение задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнера, вносить коррективы.
Воспитательные: формировать положительного отношения к уроку русского языка, к школе; мотивироватьк самопознанию; развивать понимание причин своего успеха или неуспеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык, 3 класс
Тема: Корень слова | Тип урока: Урок «открытия» нового знания | |
Цель урока: формировать умение выделять корень в однокоренных словах и находить однокоренные слова. | ||
Задачи: Образовательные: ознакомить с понятием «корень»; содействовать формированию умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова, группировать однокоренные слова по отличительным признакам. Развивающие: формировать умение задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнера, вносить коррективы. Воспитательные: формировать положительного отношения к уроку русского языка, к школе; мотивироватьк самопознанию; развивать понимание причин своего успеха или неуспеха. | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
умение определять тему урока; ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.
анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения; формулировать выводы; фиксировать результаты наблюдения над изучаемым материалом.
принимать активное участие в парной и групповой работе; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить понятные высказывания; сотрудничать с учителем и одноклассниками, принимать участие в творческой работе. |
|
Ресурсы урока: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран; карточки со словами пословицы, карточки для физкультминутки, карточки для работы в группе, учебник. |
Ход урока | |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Мотивация познавательной деятельности | |
Проверяет готовность к уроку. Запишите в тетрадях число, «Классная работа» - С каким настроением вы пришли на урок? Нарисуйте на полях смайлик, отражающий ваше настроение. У каждого на столе лежит лист самооценки. После каждого выполненного задания вы ставите галочку в графу, соответствующую вашей самооценке. | Записывают число, «Классная работа» Выбирают листочек подходящего цвета. Рисуют смайл. |
Актуализация необходимых знаний | |
1) Работа в парах У вас на партах лежат карточки. Соберите из слов предложение. Ум да разум надоумят сразу. Что получилось? Как вы её понимаете? 2) Минутка чистописания Еще раз прочитайте предложение. Какая буква есть в большинстве слов? Ее мы будем писать на минутке чистописания. Какую работу выполняет буква у? Простым карандашом подчеркните самое красивое и правильное соединение. Лист самооценки. Оцените свою работу в листе самооценки, учитывая качество работы. 3) Письмо по памяти На следующей строке запишите по памяти пословицу. Проверьте написанное по образцу. Оцените свою работу. Что интересного заметили в словах пословицы? Какие слова называются однокоренными? Выделите в них корень. | Ум да разум надоумят сразу Пословица. Если человек разумный, думающий, он справится с любым заданием. У. Буква у обозначает гласный звук [у] и обозначает твёрдость предшествующего звука. Находят и отмечают самый красивый и правильный элемент. Оценивают свою работу в листе самооценки Записывают по памяти пословицу. Проверяют по образцу. Оценивают, отмечают в листе самооценки. Слова ум, разум, надоумят – однокоренные, т.к. они 1) Имеют одинаковую общую часть – корень ум 2) Они близки по значению. Дети выделяют корень. |
Целеполагание | |
Как вы думаете, о чем пойдёт речь? Давайте попробуем сформировать тему нашего урока. Какие задачи сегодня на уроке вы хотели бы решить? Откройте учебники и проверьте свои предположения. | Дети строят высказывания.
3. Как найти в слове корень? 1. Вспомнить, что такое корень? 2. Какие слова называются однокоренными? 3. Как найти в слове корень? Открывают учебники на стр.74, читают тему урока. |
Организация познавательной деятельности | |
Давайте поговорим о корне. Что такое корень?
Сравним ваши ответы с толковым словарем учебника. Что можем сказать об этом слове? Какое из значений нужно для изучения русского языка?
Выберите и запишите пары однокоренных слов: Парта-парк, пень – пенёк, рисунок – рис, коза – козленок, корова – теленок, город – городской. Проверьте и оцените себя Почему слова парта – парк, рисунок – рис, корова – теленок не являются однокоренными? Что, кроме общей части, обязательно должно быть у однокоренных слов? 3)Работа по учебнику - Проверим себя. Прочитаем правило на стр.74 | - Подземная часть растения, внутренняя часть зуба, общая часть родственных слов. Открывают учебник на стр. 153 Слово «корень» многозначное Корень – главная, значимая часть слова. Выписывают пары слов. Лист самооценки Дети читают правило. |
3 ) Физкультминутка Игра «Найди родственников» Я буду показывать слова, те, у кого на карточках однокоренные – выполняют задания. Город - встаньте Молоко - присядьте Сахар - наклонитесь Берёза - покружитесь Работа - попрыгайте | Выполняют задания |
4) Построение проекта выхода из затруднений Прочитайте историю. - Вы кто такие? - Я гусь, это - Гусыня, а это наши дети - Гусята. -А ты кто? А я ваша родственница - Гусеница! Назовите однокоренные слова. Укажите корень. Права ли гусеница, что назвала себя родственницей гусей? Почему? Проверьте. Оцените себя. | Читают диалог на электронной доске Называют однокоренные слова, выделяют корень. Отмечают в листе самооценки. |
5) Реализация построенного проекта Давайте составим алгоритм, как определить корень слова.
| Составляют алгоритм |
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Предлагаю поработать в учебнике на стр. 74 упр. 130. Прочитайте текст. Найдите в тексте однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. Чем похожи эти слова? Как называется общая часть? Объясните лексическое значение каждого слова. Выполните письменные задания к упражнению. Лист самооценки. | Читают текст Отвечают на вопросы. Выписывают однокоренные слова, выделяют корень. Оценивают свою работу |
7) Работа в группах Вам нужно подобрать однокоренные слова и записать их на карточке, выделить корень. 1 - «снег» 2- «Дом» 3 - «Белка» 4 - «Река» 5 - «Час» Проверьте себя по словарю однокоренных слов в учебнике на стр. 149 | Дети в группах записывают однокоренные слова Проверяют себя по словарю однокоренных слов в учебнике на стр. 149 |
Рефлексия деятельности | |
1) Этап включения в систему знаний и повторения Мы с вами исследовали слово « корень», сказали, что корень есть у зубов, у волос, у растения и главное у слов. - Так что же такое корень? Основное значение слова заключено в корне. Корень слова, как и у растений, нет его нет и слова. Все однокоренные слова связаны друг с другом. - Что нужно сделать, чтобы определить в слове корень? Вложите листочки самооценки в тетрадь, я посмотрю при проверке. | Отвечают на вопросы |
2)Анализ настроения В начале урока вы рисовали смайлик, отражающий ваше настроение. А какое настроение у вас сейчас. Нарисуйте смайлик. 3) Домашнее задание по выбору: 1.Выполнить упр. 132 с. 75. 2.Создать свою модель семьи родственных слов 3.Сочинить сказку о корне 4.Составить кроссворд или другое занимательное задание для одноклассников по теме «Корень» 4) Оценки за урок Спасибо за работу! Наш урок окончен. | Рисуют смайл. Записывают домашнее задание |
Приложения:
Деятельность | Я доволен своей работой. | Я старался, но не всё получилось. | Я недоволен своей работой. |
Минутка чистописания | |||
Письмо по памяти | |||
Задание 1 Выпишите пары однокоренных слов | |||
Задание 2 Выпишите однокоренные слова, выделите корень | |||
Работа по учебнику | |||
Работа в группе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"
На этом уроке дети познакомятся со словами, отвечающими на вопросы Кто? и Что? В неформальной обстановке сделают для себя новое открытие. На уроке используются парные и групповые методы работы....
Конспект урока русского языка "Слова признаки"
Конспект урока русского языка во 2 классе.УМК "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»
Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»...
Конспект урока русского языка "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"
Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. "Слова - иностранцы"...
Конспект урока русского языка "Слова - помощники" 1 класс ПНШ
Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС НОО...
Конспект урока русского языка "Слова-омонимы"
Конспект урока с презентацией и приложениями по теме "Слова-омонимы. 2 класс. 21 век....