Конспект урока по русскому языку . Тема: "Синонимы и антонимы". 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскому языку. Тема: " Синонимы и антонимы". 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_sinonimy_i_antonimy.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Синонимы и антонимы (обобщение знаний).
Цели:- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
- учить распознавать синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к словам;
- формировать умение применять полученные знания на практике;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, связную речь учащихся;
- воспитывать самостоятельность.
Планируемые результаты:
Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
УУД (метапредметные):
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Начнём урок. Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа.-- Ребята, к нам на урок пришла гостья. Угадайте, кто это?
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень.)
- Назовите осенние месяцы.
- Сейчас середина осени. Что происходит с листьями на деревьях?
- Как называется это явление природы?
- Сегодня Осень будет давать вам задания. Все задания записаны на осенних листьях. Листья каких деревьев на доске?( Береза, осина, клен, дуб)
-Составьте предложение со словарным словом береза; подчеркните основу предлжения.( Один ученик у доски).
II. Формулировка темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Лист 1: составьте слова из слогов.
Слоги на доске: си то ни мы но ан
-Какие слова можно составить из этих слогов? (Синонимы, антонимы.)
- Запишите эти слова на следующей строчке, поставьте в словах ударение.
-Кто догадался, какая тема нашего урока?
-Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)
- Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы.)
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
- Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Синонимы и антонимы», продолжим учиться распознавать синонимы и антонимы. Подбирать синонимы и антонимы к словам.
- Актуализация знаний.
Лист 2: поиграйте в игру «Скажи наоборот».
- Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь … (низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь … (близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь … (пол).
Скажу, что слово потерял,
Скажешь ты… (нашёл).
- Скажите, что за слова вы использовали в игре «Скажи наоборот»? Вы подбирали близкие по значению или противоположные по смыслу слова? (Подбирали противоположные по смыслу слова - антонимы.)
Лист 3: Игра «Хитрая подмена»
Замените повторяющиеся слова в тексте другими словами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздним вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.(Робкий, трусливый, пугливый, боязливый)
- Какими словами заменили слово робкий?( Боязливый)
- Что можно сказать, о значении слов боязливый, робкий? (Это слова, близкие по значению.)
- Как называются близкие по значению слова? (Синонимы.)
- Подберите слово, противоположное по смыслу к слову робкий. (Смелый.) Как называются такие слова? (Антонимы.)
- Запишите робкий-боязливый в рабочей тетради.
- Каким словом еще вы заменили слово робкий? (Трусливый.)
- Что можно сказать о значении слов трусливый, боязливый? (Это слова, близкие по значению.)
- Как называются такие слова? (Синонимы.)
- Для чего нужны синонимы в речи?
- Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.
- Для чего нужны антонимы в речи?
- Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.
- Обобщение и систематизация знаний.
Лист 4: выполните упражнение из учебника.
Лист 5: проведите физминутку.
Физминутка.
С физминуткой я дружу, свою спинку разогну.
Руки кверху подниму, а потом их опущу,
А потом попрыгаю, раз, два, три,
Ножками подрыгаю, раз, два, три.
Ножками потопаю, раз ,два, три
Сяду я за партой ровно,
Чтоб вести себя достойно.
Лист 6: игра «Подбери слово»
Подбери к подчеркунутым словам антонимы.
Будний день Исчезнуть в волнах
Веселая история В первую очередь
Сказать правду Заканчивать урок
(Выходной, грустная, появиться, последнюю, начать, ложь)
Вставь пропущенные антонимы:
Больше думай,----------говори.
Горькая правда лучше, чем----------ложь.
Добро помни, а ----------забывай.
Новых друзей наживай, а-------не теряй.
5.Применение знаний и умений в новой ситуации.
Лист 7: посмотрите презентацию «Синонимы и антонимы».
Просмотр презентации «Синонимы и антонимы».
Лист 8: проведите физминутку для глаз.
Физминутка для глаз.
- Сейчас выполним физминутку для глаз «Послушные глазки». Слушайте внимательно. В этой физминутке есть слова-антонимы. После того как мы закончим выполнять упражнения, вы назовёте эти слова.
Маятник
Маятник качается
Вперед-назад, вперед-назад,
От желтого к зеленому,
Потом наоборот.
Стрелка качается
Уж столько раз подряд
Ты на зеленый с желтого
Переводи свой взгляд.
- Какие антонимы вы услышали в стихотворении? (Вперед-назад.) Что они обозначают? (Противоположные направления движений глазами.)
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Лист 9: выполните задания на индивидуальных карточках.
- Задание № 1. Соедините линиями слова-синонимы:
азбука ученик
доктор печальный
школьник врач
друг приятель
грустный алфавит
красный алый
- Задание № 2. Соедините линиями слова-антонимы:
плюс сложение
вычитание минус
сумма больше
меньше разность
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверим, как вы справились с заданиями. Какие пары слов вы составили? Посчитайте, сколько правильных пар слов составил ваш сосед по парте. Запишите, число пар в правом нижнем углу.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
-Поднимите соответствующий смайлик. («Отлично», « Хорошо» «Возникли трудности»).
- Чему научились на уроке?
- Что узнали нового?
- Понравился ли вам урок?
- Давайте ещё раз вспомним, какие слова называются синонимами?
- Какие слова называются антонимами?
- Для чего нужны синонимы в речи?
- Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.
- Для чего нужны антонимы в речи?
- Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.
- Сегодня на уроке я поставила оценки…
Вот закончился урок,
Подведём сейчас итог.
Мы много вспомнили, друзья.
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
На практике их применили.
Антонимы, синонимы
К словам мы подбирали.
А теперь, внимание,
Домашнее задание…
- Прочитайте загадку.
- По каким признакам догадались, что речь идёт о дятле?
- Найдите в загадке противоположные по значению слова. (Враг - друг.)
- Найдите в загадке антоним к слову близко.
- Составьте предложение по рисунку. (На дереве сидит дятел.)
- Дома выполните упражнение в соответствии с заданием. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспекты уроков по русскому языку на 2 четверть 2 класс ФГОС
развернутые планы конспекты уроков по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")
Урок построен с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...
Конспект урока по русскому языку "Состав слова" в 3 классе.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знанийФорма урока: урок- соревнованиеЦель: обобщение знаний учащихся о составе слова.Задачи: - закрепить знания учащихся о частях слова...
Конспект урока по русскому языку. УМК "Планета знаний", 2 класс. Тема: "Конкретные и общие значения слов "
Урок по ФГОС, с презентацией....
Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.
Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...
УМК "Школа России" 2 класс .Конспект урока по русскому языку. Тема "Синонимы".
Конспект урока по русскому языку по теме "Синонимы"...
Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять ...