Конспект урока русского языка во 2 классе "Что такое имя прилагательное?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Проект урока русского языка во 2 классе
по теме «Что такое имя прилагательное?»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели: ознакомить детей с именем прилагательным как частью речи, определить грамматические признаками; развивать речь у обучающихся, познавательный интерес, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать уважительное отношение к своим товарищам, пробуждать чувства прекрасного.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель:- Ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пусть сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
( Интересным, чтобы узнали что-то новое.)
11. Актуализация изученного материала
Учитель: - Посмотрите на доску, прочитайте слова и подумайте на какие 3 группы можно разделить данные слова.
На доске слова: весна, добрый, нарисовал, богатый, соберёт, золотой, человек, прыгает, солнце.
Ученики выполняют задание самостоятельно. Первый, выполнивший задание, выходит к доске и записывает первую группу слов, другой – вторую группу, и т.д.
Учитель: -На какие группы мы разделили слова? Почему сделали именно так?
Ученики: - Это имена существительные, глаголы и прилагательные.
земля нарисовал богатый
человек соберёт золотой
солнце прыгает добрый
Учитель: - Давайте посмотрим на первый столбик. Что мы можем сказать об этих словах?
Ученики: - Это имена существительные. Они обозначают предметы, явления и события. Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что?
Учитель: - Что мы знаем ещё о существительном?
Ученики: Имя существительное бывает одушевлённым или неодушевлённым, имеет определённый род и изменяется по числам. В предложении оно является – подлежащим или второстепенным членом предложения.
Учитель: - Посмотрите, на второй столбик, что это? (Дети – глаголы.)
Ученики: - Глаголы - это часть речи, которая обозначает действия предметов, отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать? Изменяются по числам, родам и временам.
Учитель: - А что вы можете сказать о третьем столбике?
Учитель: -Если это не имя существительное, то к какой части речи оно относится ?
Ученики: - Это мы еще не знаем. Это нам предстоит узнать.
111. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: - Сегодня мы познакомимся с новой частью речи.
Как вы думаете с какой? (Найдутся ученики, которые назовут имя прилагательное.)
Значит, тема урока какая будет?
Ученики: - Что такое имя прилагательное?
Учитель: - Сформулируйте цель нашего урока.
Ученики. - Узнать как можно больше об имени прилагательном.
Учитель: - А что именно мы должны узнать об имени прилагательном?
Ученики:- Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.
Учитель: - Предлагаю провести исследование на тему: «Что в имени твоем, прилагательное?». По ходу исследования мы будем составлять кластер-определение имени прилагательного. Напомним, что такое кластер?
Ученики: -Кластер в переводе означает пучок, созвездие. В центре записывается ключевое слово, а от него расходятся лучи в разные стороны, соединяющее это слово с другими понятиями.
На доске прикрепляется ключевое слово – имя прилагательное.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Что обозначает имя прилагательное?
Учитель: Для того, чтобы определить, что обозначает имя прилагательное, немножко поиграем.
Игра: «Угадай, кто это?»
У неё зубки, мордочка, ушки, шерсть, хвост.
( это сделать трудно)
Учитель: Посмотрите ребята, ваши мнения разошлись, почему? Нет признаков. Напомню, что такое признаки. Это слова, обозначающие цвет, форму, размер какого-либо предмета.
-Прочитайте другое предложение.
У неё острые зубки, тоненькая мордочка, чуткие ушки, рыжая шерсть, пушистый хвост.
-Теперь можно догадаться о ком идет речь? (О белочке)
-Почему? Какое из предложений дает точное описание предмета? Какие слова нам помогли понять, кто это? Эти слова имена прилагательные. Так что же обозначает имя прилагательное? (Ответы детей)
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Солнечное лето,
Праздничная ель,
Вкусные конфеты,
Машенькин портфель.
На доске – первый лучик - «обозначает признаки предмета»
2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Учитель. Когда мы всматриваемся, вслушиваемся в те предметы, которые нас окружают, мы понимаем, что каждый из этих предметов состоит из своих качеств и свойств, то есть признаков. А на какие вопросы отвечают прилагательные?
Ученик. (Предположения детей) Прилагательные отвечают на вопросы : какой? какая? какое? какие?
Учитель. Убедимся в этом. Выполним упр. №148. Прочитайте сначала вопрос, затем слова, отвечающие на этот вопрос. Спишите стихотворение, поставьте вопросы к прилагательным.
На доске – второй лучик - «отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?»
V. Физминутка
Звучит музыка П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».
Учитель:
Наши тонкие цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три – качнулась и присела,
И к цветочкам полетела.
3. Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным
Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову (слова записаны на доске)
(учащиеся работают по рядам, каждый ряд со своим словом)
Шуба, речка, яблоко.
- Рядом с какой частью речи стоит имя прилагательное? (с именем существительным)
- Запишем с комментированием данные словосочетания.
Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному.
3-й лучик – «связано с именем существительным»
Учитель. А сейчас слово Ивановой Оксане.
Ученица. Родились прилагательные с покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с Существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа, падежа.
А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными.
Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были рады новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.
Учитель. Какой вывод можем сделать из этого рассказа?
Ученик. Имя прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже.
4-й лучик – «согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже»
4. Значение прилагательных в речи
Учитель: А сейчас, ребята, прочитайте, пожалуйста, текст, записанный на доске: (предлагается текст без имен прилагательных)
Наступила весна. Светит солнышко.
Шумят ручейки
Радостно человеку смотреть на цветы.
Учитель: Какой это текст, ребята, веселый или не совсем веселый?
Дети: Не совсем.
Учитель: Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он получился красочным, радостным?
Дети: Имена прилагательные.
Учитель: Давайте поищем их в классе. (Учащиеся снимают развешанные слова со стен классной комнаты, панно и прикрепляют на доску)
Наступила ранняя весна. Светит ласковое солнышко.
Шумят говорливые ручейки.
Радостно человеку смотреть на яркие цветы.
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, текст, который у нас получился.
Учитель: Сравните тексты. Какой вам больше нравится? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
(Ответы детей.)
Учитель: Выпишите, пожалуйста, из этого текста словосочетания: имя прилагательное + имя существительное, подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.
Проверка правильности выполнения задания.
Учитель: Так зачем нам нужны прилагательные?
Ученики: Чтобы украшать предметы, чувства и явления. Прилагательные нужны, чтобы украшать нашу речь.
5-й лучик – «украшает нашу речь»
Учитель: Да, действительно. Многие писатели и поэты часто используют в своих произведениях имена прилагательные. Послушайте стихи Алексея Толстого о весне. ( Учитель читает.) У вас на партах есть напечатанные стихи. Возьмите их, прочитайте и найдите имена прилагательные и связанные с ними существительные, подчеркните их. (Работа в парах)
Алексей Толстой
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт…
Учитель: Назовите имена прилагательные вместе с именами существительными. (Ответы детей) А как вы думаете, почему автор использовал к слову снег прилагательное последний ? Ведь есть много слов, описывающих снег, гораздо красивее слова последний. Придумайте пожалуйста другие слова – эпитеты к слову снег.
Ученики: Белый, серебристый, искристый и др.
Учитель: А почему же автор использовал это определение? (Ученики высказывают свои предположения, говорят о том, что описывается весна.) Да, слово последний как нельзя лучше подходит для описания весеннего снега.
Вывод: имена прилагательные не только украшают нашу речь, но и уточняют ее.
6-й лучик – «уточняет нашу речь»
VI.Закрепление знаний и способов действий.
Учитель: Ребята, давайте сейчас поиграем. Опишите любой предмет, не называя его. Например: красная, сочная, продолговатая, полезная… (морковка)
(примеры ребят)
Учитель: Какова была тема сегодняшнего урока? Каковы были цели урока?
- Достигли ли цели? Докажите.
-Какое задание вам понравилось больше всего?
- У кого из вас все еще есть затруднения при нахождении имен прилагательных?
(Ответы детей.)
VII. Домашнее задание.
Учитель: Упр. № 150; устно подобрать прилагательные для описания любимого животного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.
Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое корень слова" и презентация
Цели: научиться находить корень в слове; формулировать собственную позицию и умение отстаивать своё мнение;подбирать и образовывать однокоренные слова; обогащение словарног...
План - конспект урока русского языка "Что такое имя существительное"
В конспекте урока раскрывается тема - имя существительное....
Конспект урока русского языка "Что такое ударение?"
На уроке учащиеся повторяют и углубляют свои знания об ударении: о его месте в слове, о его роли; знакомятся с орфоэпическим словарём....
Конспект урока русского языка Тема: "Что такое местоимение?", 2 класс . УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию местоимений и овладению умением составлять слова с помощью мест...
Конспект урока русского языка. Тема: "Что такое обращение" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний об обращений, формирование умений находить в тексте обращения и выделять их пунктуационноПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое обращение, з...
Конспект урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России» Тема урока: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Цель урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; учить выделять окончание в словах.Тип урока: урок усвоения новых знаний....