Урок русского языка в 3 классе по теме «Местоимение». УМК "Перспектива"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Цели урока: познакомиться с личными местоимениями; продолжить формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи; развивать умение правильно употреблять местоимения в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка по теме " Местоимение 3 класс. УМК "Перспектива", учебник Климановой | 35.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по теме «Местоимение»
Учитель: ГБОУ школа № 523 Шевчук Наталья Владимировна
Цели урока: познакомиться с личными местоимениями; продолжить формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи; развивать умение правильно употреблять местоимения в речи.
Планируемые результаты:
- Предметные: познакомиться с личными местоимениями; распознавать местоимения среди других частей речи; определять лицо и число местоимений.
- Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формировать положительное отношение к процессу получения знаний;
- Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке при изучении местоимения;
- Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию полученную на уроке; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Коммуникативные: доносить информацию до участников образовательного процесса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи, уметь слышать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технологии: технологии развивающего, критического обучения,
Методы: словесный, практическая работа, частично-поисковый, проблемный, связь теоретических знаний и умений и их применение на практике, сравнение
«В слове «мы» - сто тысяч «я»! – эпиграф на доске»
1. Организационный момент: 1 мин
- Здравствуйте, ребята. Урок русского языка сегодня у вас проведу я. Меня зовут… Давайте будем работать дружно, активно, будем помогать друг другу. И вместе покажем, какие мы молодцы!
2. Актуализация знаний. Мотивация к изучению нового: 2 мин
1) - Послушайте притчу: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
- В чем сила этих слов? Что это значит?
- Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.
- Вспомните, какой большой раздел мы начали изучать в 3 четверти? (части речи)
- Предлагаю вам отправиться в путешествие в город «Части речи».
- Какие жители будут жить в этом городе? (домики на доску: сущ., прил, глаг, предлог, мест)
2) Словарь: – Давайте повторим словарные слова по теме «имя сущ.» 2 мин
- Работать будем в парах (повторим правила работы в паре). Возьмите карточку, откройте тетрадь Слайд 1
- Прочитайте слова про себя…, продиктуйте слова по очереди друг другу (запись в тетрадь)
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте, оцените работу друг друга +, поменяйтесь обратно
3. Целеполагание. Открытие нового знания. 10 мин
1) Переходим к следующему заданию: выберите вместе 1 слово, составьте и запишите с ним предложение… Составьте и запишите второе предложение про тот же предмет, называя его другим словом, но не именем существительным. (невозможно – проблемная ситуация) положите ручку
- Поднимите руку, у кого не получилось? В чём причина затруднения? Каких знаний не хватило? (что существуют другие слова, указывающие на предмет)
- У кого получилось? Прочитай. Какой частью речи заменили имя сущ.? (значит, есть слова…)
2) - Какова тема урока? (название на доску)
- Какая цель урока?(Познакомиться, научиться распознавать, узнать признаки новой части речи)
- Название этой части речи говорит само за себя. Вместо имени сущ.. Самая загадочная и необычная часть речи, не называет ни действий, ни признаков, ни предметов, при этом – является самостоятельной. Мест. в русск. языке немного, всего - 69, но они часто встречаются в нашей речи, и по частоте употребления занимают 3-е почётное место после глаголов и существительных.
Стих: «Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена!»
3) - Заселим жильцов в домик «сущ.»: расскажите о существительном по плану: (план на доске)
- Если местоимение заменяет существительное, то, что это значит? (имеет похожие грамматические признаки)
- По какому же плану мы будем собирать сведения о новой части речи?
- Что уже можем записать в дом новой части речи? (название) (я на доске, дети в домик)
Название части речи: | Существительное |
Обозначают: | Предмет |
Отвечают на вопросы: | Кто? Что? |
Признаки части речи: | Изм. по числ., падеж. Имеют 3 рода. |
4) - Продолжаем исследовать часть речи: упр. 84. Прочитайте текст вслух. О ком он? Вам понравился текст? Что вас смутило? Ошибка в построении текста – повторы!
- Исправьте текст, чтобы он стал понятным. (Работа карандашом в учебнике)
- Прочитайте исправленный текст. Кто не ошибся? Оцените свою работу. +
- Слова, какой части речи помогли избежать повторов? Местоимения
- Место, какой части речи заняли местоимения?Существительного
- Поставьте вопросы к местоимениям?
- Называют ли они предметы так же как и сущ.? (не называют предмет, только указывают)
- Какую роль выполняет местоимение в нашей речи?(помогает избежать повторов).
- Возможно ли полностью заменить сущ. местоимениями? Давайте проверим это предположение:
Упр. 82 – сценка
Вывод: Что можем записать в домике? (указывает на предмет. кто? что?) (я на доске, дети у себя)
- Где можем проверить свои выводы? (в правиле стр. 47) Прочитайте.
- Назовите местоимения: (прикрепляю на доску)
– О чём важном рассказало нам правило?
- Сравните столбики сущ. и мест. (одинаковые)
- Скажите, если уже есть существительное, часть речи, которая называет предметы, отвечает на вопросы…, зачем ещё одна такая похожая часть речи? Значит, нужна.
Будем выяснять, но сначала – отдохнём.
Физминутка: «Я, Ты, Он, Она, вместе – дружная семья» - упражнения под музыку – Главная мысль отрывка?
- Назовите местоимения, которые встретились в песне: (выношу на доску) 2 мин
4. Изучение нового:
1) Знакомство с лицами: 4 мин
- Продолжаем собирать сведения о новой части речи:
- Посмотрите на все местоимения, у нас их всего 8, попробуйте их сгруппировать (по числам, родам)
- На стр. 49 прочитайте, как называются эти местоимения? Почему? (указывают на лицо)
- Заполним таблицу:
- Какие местоимения указывают на говорящего? «я, мы» Как они называются? 1 л.
- Какие местоимения указывают на собеседника? «ты, вы» 2 л.
- Какие местоимения указывают на того, о ком говорят? «он, она, оно, они» 3 л.
ед. ч. | мн.ч. | |
1лицо: Указывают на говорящего | я | мы |
2 лицо: Указывают на слушателя | ты, (Вы) | вы |
3 лицо: Указывают на того, о ком говорят | он, она, оно | они |
- Посмотрите ролик, проверьте заполнение таблицы. Оцените свою работу +-
Вывод: - Какие сведения можем занести в домик? (1, 2, 3 лицо. Ед., мн. число, род)
- Всё ли понятно? (нет, надо потренироваться) (оставляю диск на доске)
2) Упражнение в распознавании лиц: 2 мин
- Выборочный диктант: выпишите в тетрадь только местоимения,с пом. табл.определите лицо и число:
«Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?» (я-мы)
«Чашка всё ещё грязная? Нет, она – вы мы та»
«Первый слог-местоимение, второй слог-звук, который издает лягушка, вместе – овощ» (ты-ква)
«То он блин, то он клин, ночью на небе один» (месяц)
«Ты смотри меня не трожь, я колючий шарик» (ёж)
«Растёт она вниз головою. Не летом растёт, а зимою. Чуть солнце ее припечёт, заплачет она и умрёт» «Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят.» (ёж)
- Как вы думаете, почему местоимения так часто встречаются в загадках?
(по признакам и действиям предмета определяем сам предмет)
3) Самостоятельная работа (карточка по упр. 87) 4 мин
- Кому задание не понятно? (самостоятельная работа в тетради)
- Проверка: какие слова помогли вам догадаться, какие местоимения пропущены?
(число, лицо, род глагола – сказуемого должны быть такими же как у подлежащего - местоимения)
- Определите лицо, число местоимения. Проверьте по образцу в паре. Слайд 2
- Поднимите руку, кто справился с заданием правильно? (отметка +-)
6. Рефлексия: 3 мин
Подведём итоги: - Какова тема ур.? Цель ур.? Кто справился с заселением нового дома? (дом на доске) Кто не справился? Где были трудности? Причина? Над чем надо поработать? Что ещё хотели бы узнать?
- Посмотрите на свой дом, расскажите друг другу, всё, что вы запомнили о новой части речи.
- Кто может повторить для всех на оценку?
Название части речи: | Местоимение |
Обозначают: | Указывает на предмет |
Отвечают на вопросы: | Кто? Что? |
Признаки части речи: | 1, 2, 3 лицо; ед., мн. число |
- Для чего же нам в речи необходимы местоимения?
(Они делают нашу речь ясной, понятной, грамотной, помогают избежать повторов, экономят время, обеспечивают связь между предложениями. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре)
2) Приготовила вам интересное творческое задание: составим синквейн 4мин Слайд 3
(напомню, что синквейн это стих из 5 строк, без рифмы) (образец на доске)
1 строка – тема
2 строка – два имени прилагательных, раскрывающих тему
3 строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме
4 строка – фраза, предложение, своё отношение к теме
5 строка – слово-резюме
( Местоимение. Важные, личные. Указывают, заменяют, помогают. Указывает на предметы, но не называет их. Часть речи.)
- Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Работали вы дружно. Какое местоимение помогает нам быть дружными? Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни чаще звучало личное местоимение МЫ. Спасибо за работу.
7. Домашнее задание: нарисовать портрет и составить рассказ от имени местоимения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Местоимение"
Урок по теме "Местоимение" 2 класс. Цель урока: формирование умения оценивать имеющиеся знания учащихся по теме "Местоимение" через разные формы работы....
План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'
Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....
Урок русского языка с презентацией на тему "Местоимение"
Тема: Местоимение.Цель: Познакомить детей с особенностями местоимения, как части речи. Показать его роль в речи человека.Задачи:1.Образовательные:- познакомить детей с грамматическим...
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему: " Местоимение как часть речи". Школа России
Развивать у учащихся умения определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных....
Конспект урока русского языка «Проверка знаний по теме «Местоимение» (2 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление умения писать местоимения.Планируемые результаты:Предметные:знать правила правописания местоимений;уметь составлять сообщение по данному плану;уметь писать...
Конспект урока русского языка, 3 класс, УМК "Школа России", Тема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица»Цели деятельности учителя:формирование представления о личных местоимениях.Планируемые результаты:...
Технологическая карта урока русского языка «Проверочная работа по теме «Местоимение» 3 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: обобщение и закрепление знаний, обучающихся о части речи «Местоимение»Задачи урокаДидактические:Знать, что такое местоимение, его значение и употребление в речи...