Урок русского языка в 3 классе по теме «Местоимение». УМК "Перспектива"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Шевчук Наталья Владимировна

Цели урока: познакомиться с личными местоимениями; продолжить формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи; развивать умение правильно употреблять местоимения в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме  «Местоимение»

Учитель: ГБОУ школа № 523 Шевчук Наталья Владимировна

Цели урока: познакомиться с личными местоимениями; продолжить формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи; развивать умение правильно употреблять местоимения в речи.

Планируемые результаты:

  • Предметные: познакомиться с личными местоимениями; распознавать местоимения среди других частей речи; определять лицо и число местоимений.
  • Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формировать положительное отношение к процессу получения знаний;
  • Регулятивные:  определять и формулировать цель деятельности на уроке при изучении местоимения;
  • Познавательные:  добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию полученную на уроке; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Коммуникативные: доносить информацию до участников образовательного процесса, оформлять свою мысль в устной и письменной речи, уметь слышать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технологии: технологии развивающего, критического обучения,

Методы: словесный, практическая работа, частично-поисковый, проблемный, связь теоретических знаний и умений и их применение на практике, сравнение

«В слове «мы» - сто тысяч «я»! – эпиграф на доске»

1. Организационный момент: 1 мин

- Здравствуйте, ребята. Урок русского языка сегодня у вас проведу я. Меня зовут…  Давайте будем работать дружно, активно, будем помогать друг другу. И вместе покажем, какие мы молодцы!  

2. Актуализация знаний. Мотивация к изучению нового: 2 мин

1) - Послушайте притчу:  «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь

- В чем сила этих слов? Что это значит?

- Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.

- Вспомните, какой большой раздел мы начали изучать в 3 четверти? (части речи)

- Предлагаю вам отправиться в путешествие в город «Части речи».

- Какие жители будут жить в этом городе? (домики на доску: сущ., прил, глаг, предлог, мест)

2) Словарь: – Давайте повторим словарные слова по теме «имя сущ.»  2 мин

- Работать будем в парах (повторим правила работы в  паре). Возьмите карточку, откройте тетрадь       Слайд 1

- Прочитайте слова про себя…, продиктуйте слова по очереди друг другу (запись в тетрадь)

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте, оцените работу друг друга +, поменяйтесь обратно

3. Целеполагание. Открытие нового знания.   10 мин

1) Переходим к следующему заданию: выберите вместе 1 слово, составьте и запишите с ним предложение… Составьте и запишите второе предложение про тот же предмет, называя его другим словом, но не именем существительным. (невозможно – проблемная ситуация) положите ручку

- Поднимите руку, у кого не получилось? В чём причина затруднения? Каких знаний не хватило? (что существуют другие слова, указывающие на предмет)

- У кого получилось? Прочитай. Какой частью речи заменили имя сущ.?   (значит, есть слова…)

2) - Какова тема урока? (название на доску)

- Какая цель урока?(Познакомиться, научиться распознавать, узнать признаки новой части речи)

- Название этой части речи говорит само за себя. Вместо имени сущ.. Самая загадочная и необычная часть речи, не называет ни действий, ни признаков, ни предметов, при этом – является самостоятельной. Мест. в русск. языке немного, всего - 69, но они часто встречаются в нашей речи, и по частоте употребления занимают 3-е почётное место после глаголов и существительных.

  Стих:  «Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена!»

3) - Заселим жильцов в домик «сущ.»: расскажите о существительном по плану: (план на доске)

- Если местоимение заменяет существительное, то, что это значит? (имеет похожие грамматические признаки)  

- По какому же плану мы будем собирать сведения о новой части речи?

- Что уже можем записать в дом новой части речи? (название) (я на доске,  дети в домик)

Название части речи:

Существительное

Обозначают:

Предмет

Отвечают на вопросы:

Кто? Что?

Признаки части речи:

Изм. по числ., падеж.  Имеют 3 рода.

4) - Продолжаем исследовать часть речи: упр. 84. Прочитайте текст вслух. О ком он? Вам понравился текст? Что вас смутило? Ошибка в построении текста – повторы!

- Исправьте текст, чтобы он стал понятным. (Работа карандашом в учебнике)

- Прочитайте исправленный текст. Кто не ошибся? Оцените свою работу. +

- Слова, какой части речи помогли избежать повторов? Местоимения

- Место, какой части речи заняли местоимения?Существительного

- Поставьте вопросы к местоимениям?

- Называют ли они предметы так же как и сущ.?  (не называют предмет, только указывают)

- Какую роль выполняет местоимение в нашей речи?(помогает избежать повторов).

- Возможно ли полностью заменить сущ. местоимениями? Давайте проверим это предположение:

Упр. 82 – сценка

Вывод:  Что можем записать в домике? (указывает на предмет. кто? что?) (я на доске,  дети у себя)

- Где можем проверить свои выводы? (в правиле стр. 47) Прочитайте.

- Назовите местоимения: (прикрепляю на доску)

– О чём важном рассказало нам правило?

- Сравните столбики сущ. и мест. (одинаковые)

- Скажите, если уже есть существительное, часть речи, которая называет предметы, отвечает на вопросы…, зачем ещё одна такая похожая часть речи? Значит, нужна.

Будем выяснять, но сначала – отдохнём.

Физминутка: «Я, Ты, Он, Она, вместе – дружная семья» - упражнения под музыку – Главная мысль отрывка?

- Назовите местоимения, которые встретились в песне: (выношу на доску)    2 мин

4. Изучение нового:

1) Знакомство с лицами:  4 мин

Продолжаем собирать сведения о новой части речи:

- Посмотрите на все местоимения, у нас их всего 8, попробуйте их сгруппировать (по числам, родам)

- На стр. 49 прочитайте, как называются эти местоимения? Почему? (указывают на лицо)

- Заполним таблицу:

- Какие местоимения указывают на  говорящего?  «я, мы» Как они называются? 1 л.

- Какие местоимения указывают на собеседника? «ты, вы» 2 л.

- Какие местоимения указывают на того, о ком говорят? «он, она, оно, они» 3 л.

ед. ч.

мн.ч.

1лицо: Указывают на говорящего

я

мы

2 лицо: Указывают на слушателя

ты, (Вы)

вы

3 лицо: Указывают на того, о ком говорят

он, она, оно

они

- Посмотрите ролик, проверьте заполнение таблицы. Оцените свою работу  +-

Вывод: - Какие сведения можем занести в домик?  (1, 2, 3 лицо. Ед., мн. число, род)

- Всё ли понятно? (нет, надо потренироваться) (оставляю диск на доске)

2) Упражнение в распознавании лиц: 2 мин

- Выборочный диктант: выпишите в тетрадь только местоимения,с пом. табл.определите лицо и число:

«Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?» (я-мы)

«Чашка всё ещё грязная? Нет, она – вы мы та»

«Первый слог-местоимение, второй слог-звук, который издает лягушка, вместе – овощ» (ты-ква)

«То он блин, то он клин, ночью на небе один» (месяц)

«Ты смотри меня не трожь, я колючий шарик» (ёж)

«Растёт она вниз головою. Не летом растёт, а зимою. Чуть солнце ее припечёт, заплачет она и умрёт»  «Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят.»  (ёж)

- Как вы думаете, почему местоимения так часто встречаются в загадках?

(по признакам и действиям предмета определяем сам предмет)

3) Самостоятельная работа (карточка по упр. 87)  4 мин

- Кому задание не понятно? (самостоятельная работа в тетради)

- Проверка: какие слова помогли вам догадаться, какие местоимения пропущены?

(число, лицо, род глагола – сказуемого должны быть такими же как у подлежащего - местоимения)

- Определите лицо, число местоимения. Проверьте по образцу в паре.                   Слайд  2

- Поднимите руку, кто справился с заданием правильно? (отметка +-)

6. Рефлексия: 3 мин

Подведём итоги: - Какова тема ур.? Цель ур.? Кто справился с заселением нового дома? (дом на доске)  Кто не справился? Где были трудности? Причина? Над чем надо поработать? Что ещё хотели бы узнать?

-  Посмотрите на свой дом, расскажите друг другу, всё, что вы запомнили о новой части речи.

- Кто может повторить для всех на оценку? 

Название части речи:

Местоимение

Обозначают:

Указывает на предмет

Отвечают на вопросы:

Кто? Что?

Признаки части речи:

1, 2, 3 лицо;  ед., мн. число

- Для чего же нам в речи необходимы местоимения?

(Они делают нашу речь ясной, понятной, грамотной, помогают избежать повторов, экономят время, обеспечивают связь между предложениями.  Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре)

2) Приготовила вам интересное творческое задание: составим синквейн   4мин        Слайд  3

(напомню, что синквейн это стих из 5 строк, без рифмы) (образец на доске)

1 строка – тема

2 строка – два имени прилагательных, раскрывающих тему

3 строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме

4 строка – фраза, предложение, своё отношение к теме

5 строка – слово-резюме

( Местоимение. Важные, личные. Указывают, заменяют, помогают. Указывает на предметы, но не называет их. Часть речи.)

- Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и  старательны. Работали вы дружно.  Какое местоимение помогает нам быть дружными? Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни чаще звучало личное местоимение МЫ. Спасибо за работу.

7. Домашнее задание: нарисовать портрет и составить рассказ от имени местоимения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Местоимение"

Урок по теме "Местоимение" 2 класс. Цель урока: формирование умения оценивать имеющиеся знания учащихся по теме "Местоимение" через разные формы работы....

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Урок русского языка с презентацией на тему "Местоимение"

Тема: Местоимение.Цель: Познакомить детей с особенностями местоимения, как части   речи. Показать его роль  в речи человека.Задачи:1.Образовательные:- познакомить детей с грамматическим...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему: " Местоимение как часть речи". Школа России

Развивать у учащихся умения определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных....

Конспект урока русского языка «Проверка знаний по теме «Местоимение» (2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление умения писать местоимения.Планируемые  результаты:Предметные:знать правила правописания местоимений;уметь составлять сообщение по данному плану;уметь писать...

Конспект урока русского языка, 3 класс, УМК "Школа России", Тема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица»Цели деятельности учителя:формирование представления о личных местоимениях.Планируемые результаты:...

Технологическая карта урока русского языка «Проверочная работа по теме «Местоимение» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: обобщение и закрепление знаний, обучающихся о части речи «Местоимение»Задачи урокаДидактические:Знать, что такое местоимение, его значение и употребление в речи...