РП Русский язык 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных школ Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Издательство Москва “Просвещение”, 2009 год.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Для реализации программного содержания используется учебник Рамзаевой Т.Г. (Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. / Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2005). Учебник интересен тем, что позволяет определить уровень языкового образования, умственного и речевого развития обучающихся. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать, вырабатывается мысленное отношение к употреблению основных единиц речи. Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Русский язык» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В авторскую программу внесены изменения:
- по общему количеству часов, отводимых на изучение программы (Приказ МО РФ №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии)» от 10.04.2002 г.);
- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности контингента обучающихся. На конец 4 года обучения обучающихся:
- с оптимальным уровнем знаний 21,4 %,
- с допустимым уровнем 64,2 %;
- с критическим уровнем 14,4 %;
- в порядок изучения разделов программы, что способствует увеличению количества времени отводимых на изучение сложных тем курса;
- 6 уроков развития речи с использованием краеведческого материала: составление связного текста описания из деформированных предложений, сочинение по наблюдениям, изложения (краткое, с элементами рассуждения, по самостоятельно составленному плану), свободный диктант с элементами сочинения (Закон РФ «Об образовании» ст.7 п.1);
- темы уроков дополнены фрагментами, содержащими краеведческий материал, что способствует формированию у детей интереса к природе родного края, культурному наследию, воспитанию любви к своему краю.
В 4 классе происходит усложнение сформированных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, текст. Ведущим направлением становится словоизменение (изменение по падежам имен существительных и имен прилагательных, изменение по лицам глаголов). На основе знаний словоизменения в 4 классе проводится формирование навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Предметом усвоения при написании орфограмм становится совокупность действий, выполняемых в определенном порядке в целях решения орфографической задачи. Новым для обучающихся 4 класса является изучение предложений с однородными членами.
Общие требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу IV класса
Обучающиеся должны знать:
- изученные части речи и их признаки;
- признаки однородных членов предложения;
слова с непроверяемыми написаниями: автомобиль, агроном, адрес, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, валенки, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, жёлтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, земляника, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, картофель, килограмм, класс, колесо, коллектив, командир, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костёр, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, оборона, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, собака, солома, сорока, союз, собака, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, тетрадь, товарищ, тепловоз, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль, хозяйство, хлебороб, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык, январь.
Обучающиеся должны уметь:
- находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75—80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа)1 и знаками препинания между однородными членами, соединенными союзами и, а, но и не соединенными союзами;
- производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьный, площадь);
- производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит);
- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
- пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
- определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
- озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;
- распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение — и использовать их в речи;
- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
- писать сочинение повествовательного характера.
Учебный комплект для учащихся: Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 4 класса (1-4),-М.: Дрофа,2009г., Михмель И.О., Василенко М.В., Лагутина Е.В.
Тесты по русскому языку для 4 класса. - Москва,2008г.
Наличие методических разработок для учителя: Иванова И.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» для 4 класса четырехлетней начальной школы – М.: Экзамен, 2009г.
Перечень обязательных контрольных работ в 4 классе
Виды контроля результатов обучения.
Текущий контроль. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Текущий контроль важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесение изменений в планировании последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Итоговый контроль:
- контрольные работы; (диктанты, списывания)
- тестирование;
- контрольное изложение.
Методы и формы организации контроля.
Устный опрос требует устного изложения учеником изучаемого материала, связанного повествования. Опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.
Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 мин.) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой теме курса. Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально.
Контрольная работа используется при фронтальном, текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением и графическими навыками (русский язык, математика). Контрольная работа оценивается отметкой.
Тестовые задания дают точную количественную характеристику не только уровня достижения школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнить правильный и неправильный ответы и т.п.
Тестирование предполагает выбор учащимися правильного ответа из ряда предложенных вариантов.
Нормы оценки и контроля знаний обучающихся 4 класса.
Контрольное списывание: объём равен норме чтения за минуту.
5 - без ошибок
4- 1орфографическая и 1 исправление.
3- 2 ошибки и 1-2 исправления; 1 ошибка и 3-4 исправления.
2 -3 ошибки.
1- свыше 3 ошибок
Скорость списывания - 50 знаков в минуту.
Словарный диктант: до 20 слов 1 раз в 2 недели
5 - без ошибок
4- 1- 2 ошибки и 1 исправление.
3 - 3 - 4 ошибки и 1 исправление.
2 – 5 - 7 ошибок.
1- свыше 7 ошибок
Чистописание: контроль - 5-8 минут, не менее 3 строчек, оценивается 1 раз в месяц. На каждом уроке – 5 – 7 минут, образец прописывает учитель.
Контрольный диктант.
5 - не ставится при 3 исправлениях, но при 1 негрубой ошибке можно ставить.
4 – 2 орфографические и 2 пунктуационные или 1 орф. и 3 пункт.
3 – 3 - 4 орф. и 4 пункт.; или 5 орф.
2 - более 5-8 орфографических
1 – более 8 орфографических.
Грамматические задания:
5 - без ошибок
4 - не менее 3\4 верно.
3 - не менее 1\2 верно
2 – не выполнено больше половины объёма заданий.
- не выполнено ни одно задание.
Количество часов в год – 170
Количество часов в неделю – 5
Количество часов в I четверти –
Количество часов во II четверти –
Количество часов в III четверти –
Количество часов в IV четверти -
Структура изучаемого предмета.
№ п/п | Наименование раздела. | Количество часов. |
1. | Повторение. | 22 |
2. | Предложение. | 6 |
3. | Текст. | 3 |
4. | Части речи. Имя существительное. | 38 |
5. | Имя прилагательное. | 32 |
6. | Местоимения. | 8 |
7. | Глагол. | 32 |
8. | Повторение изученного материала за год. | 29 |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид контроля Тест, к/работа, к/срез | Практикум | Дата |
Повторение изученного в 3 классе. | 22 | ||||
1. | Вводный урок. Знакомство с программой, учебником. Обобщение знаний о слове. | 1 | |||
2. | Повторение ранее изученного о слове, предложении, тексте. | 1 | |||
3. | Знаки препинания в предложении. | 1 | |||
4. | Главные и второстепенные члены предложения. Связи в предложении. | 1 | |||
5. | Текст. Тексты: описание, повествование, рассуждение. | 1 | |||
6. | Звуки, буквы, слоги. Ударение в словах. | 1 | Самост. работа. | ||
7 | Состав слова. Роль каждой части слова в языке. | 1 | |||
8. | Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях. | 1 | |||
9. | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | Слов. диктант. | ||
10. | Упражнение в написании корня слов. | 1 | |||
11. | Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными. | 1 | |||
12. | Входной контрольный диктант. «Пришла осень». | 1 | Входной контрольный диктант №1. | ||
13. | Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | |||
14. | Приставки и предлоги. | 1 | |||
15. | Разделительные Ъ и Ь. | 1 | |||
16. | Обобщение, закрепление навыков правописания слов с приставками, предлогами, разделительными Ъ и Ь. | 1 | Проверочная работа. | ||
17 | Части речи. Имя существительное. | 1 | |||
18. | Склонение имен существительных. | 1 | |||
19. | Имя прилагательное. Повторение. | 1 | Контрольное списывание №1. | ||
20. | Глагол. Повторение. | 1 | |||
21. | Обучающее изложение «Пусть птица выводит птенцов» по коллективно составленному плану. | 1 | Обучающее изложение. | ||
22. | Грамматическое задание: «Правописание слов с проверяемыми б/г в корне, п/с, н/с и удвоенными согласными» | 1 | |||
Предложение. | 6 | ||||
23. | Однородные члены предложения. Анализ ошибок, допущенных в изложении. | 1 | Слов. диктант. | ||
24. | Упражнения в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами предложения без союзов. | 1 | |||
25. | Однородные члены предложения с союзами. | 1 | Свободный диктант | ||
26. | Однородные члены предложения, соединённые союзами и, а, но. | 1 | Самост. работа | ||
27. | Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами. | 1 | |||
28. | Однородные члены предложения. | 1 | Проверочный диктант | ||
Текст. | 3 | ||||
29. | Работа над ошибками. Тема и основная мысль текста. | 1 | |||
30. | Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | Обучающее изложение. | ||
31. | Работа над ошибками. Склонение имён существительных. | 1 | |||
Итого: | 3 | ||||
Части речи. Имя существительное. | 38 | ||||
32. | Упражнение в склонении имен существительных. Несклоняемые имена существительные. | 1 | |||
33. | Именительный падеж имен существительных. | 1 | |||
34. | Родительный падеж имен существительных | 1 | Слов. диктант. | ||
35. | Дательный падеж имен существительных. | 1 | |||
36. | Винительный падеж имен существительных. | 1 | |||
37. | Творительный падеж имен существительных. | 1 | Проверочная работа. | ||
38. | Предложный падеж имен существительных. | 1 | |||
39. | Именительный и винительный падежи. | 1 | |||
40. | Винительный и предложный падежи (в сравнении). | 1 | |||
41. | «Склонение имен существительных». | 1 | Контрольный диктант №2 | ||
42. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний о падежах имен существительных. | 1 | |||
43. | Обобщение знаний о падежах имен существительных. | 1 | |||
44. | Три склонения имен существительных. | 1 | |||
45. | Упражнение в склонении имен существительных. | 1 | |||
46. | Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах. | 1 | Слов. диктант. | ||
47. | Ударные и безударные окончания имен существительных. | 1 | |||
48. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, и 3 склонения. | 1 | Самост. работа. | ||
49. | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. | 1 | |||
50. | «Тополя» по коллективно составленному плану. | 1 | Обучающее изложение | ||
51. | Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже. | 1 | |||
52. | Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | |||
53. | Правописание окончаний имен существительных 1-го и 3-го склонения в родительном и дательном падежах. | 1 | |||
54. | Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | |||
55. | Правописание окончаний имен существительных 1-го и 3-го склонения в родительном и дательном падежах. | 1 | |||
56. | Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонений. | 1 | Самост. работа. | ||
57. | Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже. | 1 | Слов. диктант | ||
58. | Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже. | 1 | |||
59. | Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже. | 1 | |||
60-62. | Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | 3 | |||
63. | Правописание безударных окончаний имен существительных. | 1 | Проверочный диктант | ||
64. | Множественное число имен существительных. Именительный падеж множественного числа. | 1 | |||
65. | Именительный и винительный падежи имен существительных множественного числа. | 1 | |||
66. | Родительный падеж имен существительных во множественном числе. | 1 | |||
67. | Упражнения в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа. | 1 | Самостоятельная работа. | ||
68. | Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе. | 1 | |||
69. | Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе. | 1 | |||
70. | «Имя существительное». | 1 | Контрольный диктант №3 | ||
71. | Работа над ошибками. Повторение об имени существительном. | Слов. диктант | |||
Имя прилагательное. | 32 | ||||
72. | Имя прилагательное. | 1 | |||
73. | Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | 1 | |||
74. | Склонение имен прилагательных. | 1 | Сам. работа. | ||
75. | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |||
76. | Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода. | 1 | |||
77. | «Правописание имен существительных». | 1 | Контрольный диктант №4 | ||
78. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | |||
79. | Обучающее сочинение по картинке и опорным словам | 1 | Обучающее сочинение | ||
80-81. | Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных. | 2 | |||
82. | Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |||
83-84. | Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. | 2 | Слов. диктант | ||
85. | Склонение имен прилагательных женского рода. | 1 | |||
86. | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода. | 1 | |||
87. | Сочинение с элементами описания. | 1 | Сочинение. | ||
88. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | 1 | |||
89-91. | Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. | 3 | Проверочная работа. | ||
92. | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | 1 | |||
93. | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 1 | |||
94. | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 1 | |||
95. | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 | |||
96. | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 1 | |||
97. | Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных. | 1 | |||
98. | Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных. | 1 | |||
99. | Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных. | 1 | Сам. работа. | ||
100-101. | Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. | 2 | Слов. диктант | ||
102. | «Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа». | 1 | Контрольный диктант №5 | ||
103. | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | . | ||
Местоимение. | 8 | ||||
104. | Понятие о местоимении. | 1 | |||
105. | Местоимения 1, 2, 3-го лица. | 1 | |||
106. | Правописание местоимений с предлогами. | 1 | |||
107. | Обучающее сочинение «Утро в сосновом лесу» с элементами описания. | 1 | Обучающее сочинение | ||
108. | Работа над ошибками. Местоимения 1,2, 3-го лица. | 1 | Словарный диктант. | ||
109. | Закрепление правописания местоимений. | 1 | |||
Глагол. | 32 | ||||
110. | Глагол. Общее понятие. | 1 | |||
111. | Изменение глаголов по временам. | 1 | |||
112. | Изменение глаголов прошедшего времени. | 1 | |||
113-115. | Неопределенная форма глагола. | 3 | Самост. работа. | ||
116. | Изменение глаголов по временам. | 1 | |||
117. | Изменение глаголов по лицам и числам. | 1 | |||
118-119. | 2-е лицо глаголов единственного числа. | 2 | |||
120-121. | I и II спряжение глаголов. | 2 | Словарный диктант. | ||
122. | Будущее время. | 1 | |||
123. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | Проверочная работа. | ||
124. | Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. | 1 | |||
125. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. | 1 | |||
126. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени и будущем. | 1 | |||
127. | «Правописание безударных личных окончаний глаголов». | 1 | Проверочный диктант | ||
128. | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | 1 | |||
129. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени и будущем | 1 | |||
130. | Обучающее сочинение (с элементами описания) по картине. | 1 | Обучающее сочинение | ||
131. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | 1 | |||
132. | Глаголы – исключения. | 1 | Словарный диктант. | ||
133. | Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | Обучающее изложение | ||
134. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | |||
135. | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | |||
136. | Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов. | 1 | Самост. работа. | ||
137. | Изменение глаголов по временам. | 1 | |||
138-139. | Обобщение знаний о глаголе. | 2 | |||
140. | «Глагол». | 1 | Контрольный диктант №7 | ||
141. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | |||
Повторение. | 29 | ||||
142-143. | Обобщение знаний о предложении. | 2 | |||
144. | Состав слова. | 1 | |||
145. | Упражнение в написании корней слов. | 1 | |||
146. | 1 | Контрольное изложение. | |||
147. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | 1 | |||
148-153. | Части речи (обобщение). | 6 | Контр. списывание | ||
154-158. | Повторение изученного материала. | 5 | Словарный диктант. | ||
159. | 1 | Итоговый контрольный диктант №8. | |||
160. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | |||
161-165. | Работа с тестами. | 5 | Контр. списывание | ||
166. |
| 1 | Обучающее изложение | ||
167. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | |||
168. | Свободный диктант «Беда миновала». | 1 | Свободный диктант. | ||
169. | КВН. Турнир знатоков русского языка. | 1 | |||
170. | Турнир знатоков русского языка. Итоги года. | 1 | |||
ИТОГО: 170 Ч. |
Контроль над выполнением практической части программы:
Практическая часть | 1 ч | 2 ч | 3 ч | 4 ч | За год |
Диктанты | 12 | ||||
Контрольное списывание | 3 | ||||
Изложение | 6 | ||||
Сочинение | 4 | ||||
Словарный диктант | 12 | ||||
Измерители, контроль знаний по русскому языку
Урок 12
Диктант
Пришла осень
Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.
Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.
Слова для справок: наружу, заметила.
Урок 19
Контрольное списывание
Ель.
Хороша ель зимой тяжёлые шапки чистого снега висят на её раскидистых ветках-лапах высокие вершины украшены гирляндами еловых шишек на опушке елового леса растёт зелёный молодняк у людей ель пользуется особенной любовью в новогодние зимние дни они устраивают для детей праздничные ёлки особенно хороша ель в лесу, на свободе в зимние звёздные и лунные ночи блестит на её ветвях снег сказочным кажется дерево при лунном свете.
Урок 21
Обучающее изложение
Пусть птица выводит птенцов
Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.
Хорошо эту пору в лесу! Лес оказался прозрачным. Он умылся весенней водой. Ветки осин украсились длинными сережками. Зеленели молодые березки.
Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки была большая куча хвороста. Вдруг что- то захлопало, зашумело. Из хвороста вылетела большая пестрая птица. Внизу было гнездо. Там лежали крупные светлые яйца.
Лесник поправил гнездо и повел ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит птенцов!
Урок 25
Свободный диктант
Солнечный дождь
Раз мама пошла за земляникой и взяла с собой меня. Стоял жаркий день.
Мы подходили к лесу. Набежала тучка. Посыпал крупный дождь. Светило солнце. Частые капли дождя падали на землю, тяжело шлепали по листьям. Они повисали на траве, на кустах, на деревьях. Каждая капля сверкала, блестела, переливалась. В ней отражалось, играло солнце.
Дождь кончился. В воздухе пахло цветами, медом, земляникой. Появилась радуга.
Урок 28
Проверочный диктант
Грустный вид
Грустный вид у природы. Земля оделась сухими листьями. Они в сырую погоду мягкие и пухлые. В морозные дни листья жесткие и хрупкие. Одинокие золотые монетки висят на осине, березе. Ветер несет их к опушке леса, к реке. Мы подъезжаем к реке. От холода на ней пропал водяной цвет. От морозов трава у берегов завяла, опустилась на дно речки. Тишина стоит. Смолкли птичьи голоса.
Урок 31
Обучающее изложение
Моя поляна
У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.
Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.
Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.
Урок 41
Контрольный диктант
Чудесная пора осени
Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это стадо собирал пастух. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.
Слова для справок: собирал, словно.
Урок 50
Обучающее изложение
Тополя
От станции до поселка более километра. Дорога на редкость была прямой. По обе стороны росли стройные тополя. Они украшали местность, радовали глаз. Мне рассказали удивительную историю о них.
Мальчик прочитал статью о тополях. Он узнал, что из веточки может вырасти дерево. Об этом он сообщил другу. Ранней весной обрезали тополя. Мальчики собрали все веточки. Ранним утром и поздним вечером ребята бежали на дорогу. Они высаживали свои тополя, ухаживали за молодыми деревцами.
Прошло несколько лет. Чудесная аллея из тополей шумела на дороге. Как много могут сделать настойчивые руки!
Урок 63
Проверочный диктант
В гостях у лесника
Мы вышли из леса. Так от опушки к опушке мы добрались до домика деда Евсея. У изгороди стоял сам хозяин. Его пушистая борода развевалась на ветру. Теплая шапка лихо сдвинулась на затылок. Тулуп съехал с плеча. Он был очень рад гостям.
Перед домом деда росла корабельная сосна. Сверху упала шишка. Мы посмотрели вверх. Там с ветки на ветку прыгала дымчатая белочка. Дед рассмеялся и пригласил нас в теплый уютный дом. В доме топилась печь. Мы радостно толпились у печки и грели озябшие руки. Хорошо дома!
Урок 70
Диктант по теме « Имя существительное»
Друзья леса
Круглый год ребята нашей школы охраняют лес. Перед новогодними праздниками проводят дежурство на дороге. Сотню лесных красавиц они спасли от гибели. Весной оберегают русские березки от любителей березового сока. В лесу много посадок. Саженцы прижились, окрепли, подросли. Радостно смотреть на них, переходи от поляны к поляне. На скатерти снега следы птиц и зверей. Вот к норке прибежала мышь. Тишина в лесу. Красив наш лес. Береги его красоту!
Слова для справок: саженцы, новогодним, любителей, прижились.
Урок 77
Контрольный диктант
Дыхание зимы
Вчера я прощался с осенним лесом. Березки- подружки стояли молча. Кое- где листочки одиноко пылали на солнце. Они готовы были упасть с березки и лететь по тропинке в чащу. Листочки осины, липы, ясеня лежали пышным ковром.
Хорошо в осеннем лесу! Самый тихий звук разносился далеко от окрестности. Послышался хруст . Это лось зацепился за дерево ветвистыми рогами. Со стороны болота потянуло прохладой. Под свист ветра налетела туча. Пошел дождь со снегом.
Слова для справок: кое-где, ясень.
Урок 102
Диктант по теме « Безударные падежные окончания прилагательных»
Прогулка
Удивительная была прогулка. Мать с сыновьями гуськом шли к дальнему роднику по узкой тропке. Сияло холодное небо. В морозной тишине громко трещали сороки. В густых кедровых ветках прятались белки. Ловкие зверьки ловко прыгали с ветки на ветку. Под деревьями на мягком снегу отпечатались следы птиц. Вот свалилась с верхушки старой ели большая гора снега. Геку показалось, что вся земля состоит из высокого дремучего леса.
Слова для справок: дремучего.
Урок 127
Проверочный диктант по теме « Глагол»
Вот так чудо!
Мы везли груз в дальний поселок. В одиночку по белым дорогам Якутии не ездят. Только колонны бегут одна за другой. В дороге мне рассказали о кочующих гнездах.
Кочующие гнезда… Где о таких услышишь? Где такое увидишь? Только на Севере такое бывает.
Озера – любимые дома розовых чаек, гусей уток. Птицы здесь свои гнезда вью прямо на поверхности воды. Наберут они сухих стеблей, веток и сделают плавающее гнездо. Ветер гонит гнезда от берега к берегу, от кочки к кочке. А птицы словно того и ждут.
Урок 133
Обучающее изложение
Овраг отступил
По небу плыло легкое пушистое облачко. Тепло. Насколько хватало глаз, тянулись стройным рядком сосенки. Молодая листва берез и осин блестела на солнце. Ребята возвращались по тропинке в деревню.
Вдруг один из них отстал. На тропе змеилась трещина шириной в два пальца. Пройдет ливень. По этой тропе хлынет поток воды. Безобидная трещина начнет шириться и расти. С каждым дождем новый овраг будет копить злую разрушительную силу. Ребята решили посадить здесь тополя. Деревца своими корешками заштопают трещину.
Прошло два года. Молодые деревца шумели своей листвой. Корешки крепко держались за землю. Овраг отступил.
Урок 140
Контрольный диктант по теме « Глагол»
Половодье
На сирени, тополе, березе набухли почки. Наступает пора бурного таяния снега. Лед на реке намокает, темнеет. Недалеко от берега показались талые оконца. Приедешь через наделю и не узнаешь реки. Кругом вода. Проснулась, ожила река и затопила кусты у берега. Вода наступает и на покрытый сухой травой луг. Над водой на тихом месте торчат верхушки стебельков. Быстро проносятся мимо сухие листья, ветки, доски.
Урок 146
Контрольное изложение
Приметы марта
Из-за темного леса выплыло яркое солнце. Оно вызвало частую капель. По краям крыш домов повисли хрустальные сосульки. Бодрее звенят птичьи голоса. На высоком пригорке появилась первая проталина. Около искрящегося снега притаилась первая бабочка. Поздним вечером она спряталась в пригретом весеннем солнцем стволе дерева.
Кудрявые облака медленно плывут по голубому небу. Впереди будут еще морозные утренники. Но весна уже пришла. Зацвела у тихой речки верба. Постепенно рушится зимний покров. Днем снег подтаивал, а ночью покрывался ледяной коркой.
Слова для справок: из-за, рушится, притаилась, подтаивал.
Урок 150
Контрольное списывание
Задание: Списать текст, поставить точку в конце предложений.
Родничок
Из-под каменистого берега бьет родник его открыли охотники они вырыли лунку, очисти от песка, обложили его камнем родничок наполнил лунку и потёк теперь черпают воду из лунки, как из колодца я часто бывал в Казахстане и видел в горах родники их находят по росяной влажности на скалах скалу прорубают, выводят родник наружу из камней у самой тропы выкладывают колодец здесь усталый путник может утолить жажду в горах каждый родник имеет своё имя он назван именем человека, открывшего его.
Урок 159
Итоговый контрольный диктант за год
Летняя прогулка
Хорошо летом в лесу, в роще, в поле. Люблю ранним утром ходить в соседнюю рощу. Стройными рядами стоят белые березки. Сквозь траву заиграл на зелени травы золотой луч утреннего солнца. Идешь по узкой тропинке. В густой траве краснеет самая сладкая ягода. Срываешь душистую землянику и кладешь ее в рот. В чаще распевают птицы. По всей окрестности разливаются их голоса.
За чащей в глубоком овраге бьет ключ. Сидишь на пенёчке у родничка. Держишь в руках кружку и кусок черного хлеба. Приятно выпить в жару родниковой воды! Какие вкусные ягоды со свежим хлебом! Съешь завтрак и отправишься домой.
Слова для справок: по всей, приятно, разливаются.
Урок 163
Контрольное списывание за год.
Коростель и крот.
Из далекого теплого края возвращался домой коростель. Он всю зиму прожил в Африке.
Крылышки у коростеля маленькие. Иногда он летит, но в основном идет пешком. Он шел и пел о далеком родном крае, о милой Родине, о своем гнездышке на зеленом лугу.
Коростель повстречался с кротом. Крот спросил у коростеля, куда он так спешит. Коростель рассказал о своей Родине и о теплой Африке.
Крот удивился. Почему коростель не живет в теплых краях? Что зовет коростеля на холодный Север? Не мог понять крот, что у каждого есть своя Родина.
Урок 166
Обучающее изложение
Отважный пингвиненок
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
Урок 168
Свободный диктант
Беда миновала
1. Бегал ночью зайчик по полю от голодного волка да от хитрой лисы. Попал в яму и вывихнул себе лапку. Пополз он к лесу, чтобы укрыться в нём.
2. Увидел зайчика филин ушастый и полетел на бедного зверька. Некуда спрятаться зайке, дрожит от страха. Вдруг увидел он ёлочку и забился в снег под её колючие иголки.
3. Кружился филин под ёлкой, но ничего не мог сделать зайке. Вскоре хромой зайка выздоровел
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....