№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. Язык и речь(2 часа) |
Планируемые результаты: Личностные:
- обучающегося будут сформированы:
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – установка на здоровый образ жизни. Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; – устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Обучающийся получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; – использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты:
Содержательная линия «Развитие речи» Обучающийся научится:
– выражать собственное мнение и аргументировать его; – самостоятельно озаглавливать текст; Обучающийся получит возможность научиться: – создавать тексты по рисунку; |
1 | Наша речь и наш язык. Развитие речи. Составление текста по рисунку. | Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Составление текста по рисунку. *Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе |
|
|
2 | Наша речь и наш язык. |
|
|
Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов) |
Планируемые результаты: Личностные:
- обучающегося будут сформированы:
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – установка на здоровый образ жизни; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Обучающийся получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; – использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты: Раздел «Синтаксис» Обучающийся научится: – различать предложение, словосочетание, слово; – устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; – классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения;
– определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; – находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
Обучающийся получит возможность научиться: – различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; – выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; – различать простые и сложные предложения. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Обучающийся научится: – применять правила правописания; – определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; – писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; – проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться: – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; – при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических пунктуационных ошибок; – при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи» Обучающийся научится: - оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
– выражать собственное мнение и аргументировать его; – самостоятельно озаглавливать текст; – составлять план текста; – сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Обучающийся получит возможность научиться: – создавать тексты по предложенному заголовку; |
3 | Текст. | Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка). *Слово с непроверяемым написанием: орех. |
|
|
4 | Типы текстов. |
|
|
5 | Предложение. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины. | Повторение и углубление представлений о предложении и диалоге. Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции кар- тины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». |
|
|
6 | Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. | Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. *Слово с непроверяемым написанием: овёс. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма. |
|
|
7 | Восклицательные и невосклицательные предложения. |
|
|
8 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Словарный диктант №1. |
|
|
9 | Предложение с обращением. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку. | Общее представление. Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. |
|
|
10 | Главные и второстепенные члены предложения. | Повторение и углубление представлений. Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией — схемы и памятки. *Слова с непроверяемым написанием: восток (восточный). Разбор предложения по членам предложения. |
|
|
11 | Главные и второстепенные члены предложения. |
|
|
12 | Простое и сложное предложение | Общее представление. *Слово с непроверяемым написанием: заря. Запятая внутри сложного предложения. |
|
|
13 | Простое и сложное предложения. |
|
|
14 | Словосочетание | Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. *Слово с непроверяемым написанием: пшеница. |
|
|
15 | Развитие речи. Составление текста по репродукции картины. Проверочная работа № 1 | Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
|
16 | Контрольная работа (диктант № 1 по теме " Предложение") | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
|
|
Раздел 3. Слово в языке и речи (19 часов) |
Планируемые результаты: Личностные:
- обучающегося будут сформированы:
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – установка на здоровый образ жизни; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Обучающийся получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; – использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты: Раздел «Лексика» Обучающийся научится: – выявлять слова, значение которых требует уточнения; – определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря – подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Обучающийся получит возможность научиться: – подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; – различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
– оценивать уместность использования слов в тексте; – выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Раздел «Морфология» Обучающийся научится: – распознавать грамматические признаки слов; – с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). Обучающийся получит возможность научиться: – проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; – находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Обучающийся научится: – применять правила правописания; – определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; – писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; – проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться: – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; – подбирать примеры с определённой орфограммой; – при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических пунктуационных ошибок; – при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи» Обучающийся получит возможность научиться: – подробно или выборочно пересказывать текст; – пересказывать текст от другого лица; – составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
|
17 | Анализ контрольной работы. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. | Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. |
|
|
18 | Синонимы и антонимы. | Синонимы, антонимы. *Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода. Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов. |
|
|
19 | Омонимы. | Использование омонимов в речи. *Слово с непроверяемым написанием: понедельник. Работа со словарём омонимов. |
|
|
20 | Слово и словосочетание. | *Слово с непроверяемым написанием: ракета. |
|
|
21 | Фразеологизмы. | Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. |
|
|
22 | Развитие речи. Контрольная работа (изложение №1). | Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста. |
|
|
23 | Части речи. | Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках. *Слова с непроверяемым написанием: трактор, чёрный. |
|
|
24 | Части речи. Развитие речи. Составление текста-натюрморта по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». |
|
|
25 | Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён прилагательных. | Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках. |
|
|
26 | Имя числительное. | Имя числительное (общее представление). *Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда. |
|
|
27 | Имя числительное. Проверочная работа № 2. |
|
|
28 | Однокоренные слова. | Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. *Слово с непроверяемым написанием: картофель. |
|
|
29 | Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | Звуки и буквы (обобщение и уточнение представлений). Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне. |
|
|
30 | Согласные звуки и буквы. | Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. |
|
|
31 | Правописание разделительного мягкого знака. | Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). *Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород. |
|
|
32 | Слово и слог. Звуки и буквы. Словарный диктант №2. | Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение). |
|
|
33 | Развитие речи. Контрольная работа (изложение №2). | Развитие речи. Изложение повествователь- ного текста по вопросам или коллективно составленному плану. |
|
|
34 | Проект "Рассказ о слове" | Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. |
|
|
35 | Контрольная работа (диктант № 2 по теме "Слово в языке и речи") | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
|
|
Раздел 4. Состав слова (16 часов) |
Планируемые результаты: Личностные:
- обучающегося будут сформированы:
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – установка на здоровый образ жизни; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Обучающийся получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; – использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты: Раздел «Состав слова (морфемика)» Обучающийся научится: – различать изменяемые и неизменяемые слова; – различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; – находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться – выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения; – использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Обучающийся научится: – применять правила правописания; – определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; – безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; – писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; – проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться: – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; – подбирать примеры с определённой орфограммой; – при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; – при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи» Обучающийся научится: – сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. |
36 | Анализ контрольных работ. Корень слова. Однокоренные слова. | Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов. *Слово с непроверяемым написанием: столица. |
|
|
37 | Корень слова. Однокоренные слова. |
|
|
38 | Контрольная работа (списывание №1). | Списывать текст и проверять написанное. |
|
|
39 | Анализ контрольной работы. Формы слова. Окончание. | Формы слова. Окончание. *Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин. |
|
|
40 | Формы слова. Окончание. |
|
|
41 | Приставка. | Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове. |
|
|
42 | Приставка. |
|
|
43 | Значения приставок |
|
|
44 | Суффикс. |
|
|
45 | Суффикс. |
|
|
46 | Развитие речи. Контрольная работа (сочинение №1) | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». |
|
|
47 | Анализ контрольной работы. Основа слова. | Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. |
|
|
48 | Контрольная работа (диктант № 3 по теме "Состав слова"). | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
|
|
49 | Анализ контрольной работы. | Анализировать результаты выполненной работы. |
|
|
50 |
Обобщение знаний о составе слова. | Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов. *Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе. |
|
|
51 | Развитие речи. Редактирование предложений и изложение повествовательного текста. Проверочная работа № 3. | Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. |
|
|
Раздел 5. Правописание частей слова (29 часов) |
Планируемые результаты: Личностные:
- обучающегося будут сформированы:
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – установка на здоровый образ жизни; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Обучающийся получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; – использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты: Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Обучающийся научится: – применять правила правописания; – определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; – безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; – писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; – проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться: – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; – подбирать примеры с определённой орфограммой; – при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических пунктуационных ошибок; – при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи» Обучающийся научится: - оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– выражать собственное мнение и аргументировать его; – самостоятельно озаглавливать текст; – составлять план текста; Обучающийся получит возможность научиться: – подробно или выборочно пересказывать текст; – пересказывать текст от другого лица; – составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; |
52 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. *Слово с непроверяемым написанием: четверг. |
|
|
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка (работа со страничкой для любознательных). *Слова с непроверяемым написанием: север, берег. |
|
|
54 | Правописание слов с безударными гласными в корне. |
|
|
55 | Правописание слов с безударными гласными в корне. |
|
|
56 | Правописание слов с безударными гласными в корне. |
|
|
57 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | *Слово с непроверяемым написанием: пороша. |
|
|
58 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. |
|
|
59 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. |
|
|
60 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. |
|
|
61 | Контрольная работа (списывание №2). | Списывать текст и проверять написанное. |
|
|
62 | Анализ контрольной работы. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | *Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный.
*Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм. |
|
|
63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
|
|
64 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
|
|
65 | Правописание слов с удвоенными согласными. |
|
|
66 | Правописание слов с удвоенными согласными. |
|
|
67 | Контрольная работа (диктант № 4 по теме " Правописание корней слов") | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
|
|
68 | Анализ контрольной работы. Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». | Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов. *Слово с непроверяемым написанием: желать.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). |
|
|
69 | Правописание суффиксов и приставок. |
|
|
70 | Правописание суффиксов -ек, -ик; -ок. |
|
|
71 | Правописание приставок. |
|
|
72 | Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант № 3. |
|
|
73 | Правописание приставок и предлогов. |
|
|
74 | Правописание приставок и предлогов. |
|
|
75 | Правописание приставок и предлогов. |
|
|
76 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). |
|
|
77 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). |
|
|
78 | Развитие речи. Обучающее изложение |
|
|
79 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). |
|
|
80 | Контрольная работа (диктант № 4 по теме «Правописание приставок и суффиксов») | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
|
|
Раздел 6. Части речи (76 часов) |
Планируемые результаты: Личностные:
- обучающегося будут сформированы:
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – установка на здоровый образ жизни; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Обучающийся получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; – использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты: Раздел «Морфология» Обучающийся научится: – распознавать грамматические признаки слов; – с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). Обучающийся получит возможность научиться: – проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; – находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Обучающийся научится: – применять правила правописания; – определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; – безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; – писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; – проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться: – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; – подбирать примеры с определённой орфограммой; – при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических пунктуационных ошибок; – при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи» Обучающийся научится: - оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
– выражать собственное мнение и аргументировать его; – самостоятельно озаглавливать текст; – составлять план текста; Обучающийся получит возможность научиться: – создавать тексты по предложенному заголовку; – подробно или выборочно пересказывать текст;
– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; – анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
|
81 | Анализ контрольной работы. Части речи. | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). |
|
|
82 | Имя существительное как часть речи. | Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. *Слова с непроверяемым написанием: самолёт, комната, однажды. |
|
|
83 | Начальная форма имени существительного. |
|
|
84 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
|
|
85 | Устаревшие слова. |
|
|
86 | Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану. |
|
|
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. |
|
|
88 | Контрольная работа (списывание №3). | Списывать текст и проверять написанное. |
|
|
89 | Анализ контрольной работы. | Анализировать результаты выполненной работы. |
|
|
90 | Число имён существительных. | Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти. |
|
|
91 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. Развитие речи. Письмо по памяти. |
|
|
92 | Род имён существительных. | Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.). *Слово с непроверяемым написанием: кровать. Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
|
|
|
93 | Род имён существительных. |
|
|
94 | Род имён существительных. |
|
|
95 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. |
|
|
96 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. |
|
|
97 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. Составление рассказа по серии картин. | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии рисунков. |
|
|
98 | Контрольная работа (диктант № 6 "Род имён существительных"). | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
|
|
99 | Анализ контрольной работы. Изменение имён существительных по падежам. | Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. *Слово с непроверяемым написанием: рябина. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. *Слова с непроверяемым написанием: трамвай, пятница, около, солома. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. *Слова с непроверяемым написанием: потом, вокруг. Развитие речи. Составление сочинения по репродукции кар тины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». |
|
|
100 | Развитие речи. Контрольная работа (сочинение №2). |
|
|
101 | Анализ контрольной работы. Именительный падеж. |
|
|
102 | Родительный падеж. |
|
|
103 | Дательный падеж. |
|
|
104 | Винительный падеж. |
|
|
105 | Творительный падеж. |
|
|
106 | Предложный падеж. |
|
|
107 | Развитие речи. Изложение текста повествовательного типа. |
|
|
108 | Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. |
|
|
109 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень». |
|
|
110 | Контрольная работа (диктант № 7 по теме "Правописание окончаний имён существительных"). | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
|
|
111 | Анализ контрольной работы. | Анализировать результаты выполненной работы. |
|
|
112 | Имя прилагательное как часть речи. | Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. *Слова с непроверяемым написанием: приветливо, ромашка, растение, Красная площадь, Московский Кремль. |
|
|
113 | Связь имени прилагательного с именем существительным. |
|
|
114 | Сложные имена прилагательные. |
|
|
115 | Развитие речи. Составление текста-описания в научном стиле. | Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании. Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле. Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников. |
|
|
116 | Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». |
|
|
117 | Изменение имён прилагательных по родам. | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). *Слово с непроверяемым написанием: сирень. |
|
|
118 | Изменение имён прилагательных по родам. |
|
|
119 | Изменение имён прилагательных по родам. |
|
|
120 | Изменение имён прилагательных по числам. | Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. *Слова с непроверяемым написанием: поэт, гвоздика, животное. |
|
|
121 | Изменение имён прилагательных по числам. Развитие речи. Составление текста-описания о животном. |
|
|
122 | Изменение имён прилагательных по падежам. | Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. |
|
|
123 | Изменение имён прилагательных по падежам. |
|
|
124 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | Обобщение знаний об имени прилагательном. |
|
|
125 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Морфологический разбор имени прилагательного. |
|
|
126 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант №4. | Обобщение знаний об имени прилагательном. |
|
|
127 | Проверочная работа № 4. | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
|
128 | Развитие речи. Контрольная работа (сочинение №3). | Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками». |
|
|
129 | Контрольная работа (диктант № 8 по теме "Имя прилагательное"). | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
|
|
130 | Анализ контрольной работы. | Анализировать результаты выполненной работы. |
|
|
131 | Личные местоимения. | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3го лица в единственном числе по родам. Развитие речи. Составление письма. Морфологический разбор местоимений. *Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье. Формирование бережного отношения к природе. |
|
|
132 | Местоимения 3-го лица. |
|
|
133 | Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма. |
|
|
134 | Морфологический разбор местоимения. |
|
|
135 | Проверочная работа № 5. | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
|
136 | Глагол как часть речи. | Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. *Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать).
|
|
|
137 | Глагол как часть речи. |
|
|
138 | Значение и употребление в речи глаголов. |
|
|
139 | Развитие речи. Составление текста по сюжетным картинкам. | Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам. |
|
|
140 | Начальная форма глагола. | Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?. *Слово с непроверяемым написанием: песок. |
|
|
141 | Начальная форма глагола. |
|
|
142 | Изменение глаголов по числам. | Изменение глаголов по числам. |
|
|
143 | Число глаголов. Развитие речи. Составление предложений с нарушенным порядком слов. | Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. |
|
|
144 | Изменение глаголов по временам. | Изменение глаголов по временам. *Слова с непроверяемым написанием: квартира, герой. |
|
|
145 | Изменение глаголов по временам. |
|
|
146 | Изменение глаголов по временам. |
|
|
147 | Развитие речи. Контрольная работа (изложение повествовательного текста). | Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. |
|
|
148 | Анализ контрольной работы. Изменение глаголов по временам. | Родовые окончания глаголов (-а, -о). |
|
|
149 | Род глаголов в прошедшем времени. |
|
|
150 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Развитие речи. Составление предложений и текста. | Развитие речи. Составление предложений и текста. |
|
|
151 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Правописание частицы НЕ с глаголами. |
|
|
152 | Правописание частицы НЕ с глаголами. |
|
|
153 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | Морфологический разбор глагола. |
|
|
154 | Проверочная работа № 6. | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
|
155 | Контрольная работа (диктант № 8 по теме "Имя прилагательное"). | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
|
|
156 | Анализ контрольной работы. | Анализировать результаты выполненной работы. |
|
|
Раздел 7. Повторение (14 часов) |
Планируемые результаты: Личностные:
- обучающегося будут сформированы:
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – установка на здоровый образ жизни; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Обучающийся получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; – использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты: Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Обучающийся научится: – применять правила правописания; – определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; – безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; – писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; – проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться: – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; – подбирать примеры с определённой орфограммой; – при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических пунктуационных ошибок; – при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи» Обучающийся научится: - оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
– выражать собственное мнение и аргументировать его; Обучающийся получит возможность научиться: – создавать тексты по предложенному заголовку; – подробно или выборочно пересказывать текст; – пересказывать текст от другого лица; – составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; – анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; – анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); – соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
|
157 | Повторение по теме «Части речи». | Изученные части речи. примеры слов. Грамматические признаки изученных частей речи.
Орфограммы. Примеры слов с заданной орфограммой.
Слово, предложение, словосочетание. Орфограммы в разных частях слова.
|
|
|
158 | «Части речи» Словарный диктант № 5 |
|
|
159 | Орфограммы в значимых частях слова. |
|
|
160 | Слово. Предложение |
|
|
161 | Орфограммы в значимых частях слова. |
|
|
162 | Развитие речи. Составление предложений по рисункам. |
|
|
163 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык». |
|
|
164 | Промежуточная аттестация. |
|
|
|
165 | Орфограммы в значимых частях слова | Орфограммы.
Однокоренные слова. |
|
|
166 | Однокоренные слова |
|
|
167 | Контрольная работа (списывание № 4). | Списывать текст и проверять написанное. |
|
|
168 | Анализ контрольной работы. Викторина «Знаешь ли ты русский язык». | Оценивать результаты выполненного задания. |
|
|
169 | Повторение изученного за год. |
|
|
170 | Игра «Язык родной, дружи со мной». |
|
|